Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование




Скачать 24.11 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт общего образования начальное общее образование
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер24.11 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

начальное общее образование

(проект рабочей группы Института проблем образовательной политики «Эврика»)

Москва 2009

 

Пояснительная  записка

По итогам двухлетней работы в  Комплексном проекте модернизации образования (КПМО), в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»,  рабочей группой Института проблем образовательной политики «Эврика» подготовлен проект федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). При его разработке был использован инновационный опыт многих образовательных учреждений регионов России – участников КПМО.

По своим стратегическим основаниям данный вариант ФГОС НОО является следующим поколением действующего Стандарта общего образования 2004 года. Предыдущий стандарт основан на следующих принципиальных позициях:

- жесткая установка на формирование традиционной для школы индустриальной эпохи триады «знания-умения-навыки» (освоение правил, частных приемов, технических умений);

- сохранение классно-урочной системы как единственной формы организации образовательного процесса.

Однако правильность такого подхода не подтверждается результатами.  Более того, даже основополагающая цель традиционного обучения – формирование ЗУНов – достигается далеко не в полной мере, что показывают, в частности, результаты ЕГЭ.

Стратегия, предлагаемая ФГОС НОО,  нацелена на:

- формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном процессе;

- поддержку «внеурочных» и «внешкольных» образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;

- обогащение педагогического и управленческого арсенала средствами, способными качественно изменить результаты образования;

- создание условий институциональной гибкости и пластичности общего образования.

Наконец, впервые почти за сто лет непосредственным участником образовательного процесса (как в части определения приоритетов социализации детей, так и в оценке качества получаемого ими образования) начинает играть местное гражданское (родительское) сообщество, представленное в общественных советах образовательных учреждений.

В этой стратегии Стандарт закономерно приобретает рамочный и открытый характер. Он принципиально отказывается быть Стандартом обязательного всеобщего минимума и становится Стандартом развития. Теперь его основной смысл заключается не в том, чтобы детально предопределить и фактически навязать школе режим функционирования, а в том, чтобы помочь ей создать предпосылки и условия для осуществления самостоятельных действий детско-взрослого сообщества в направлении развития детей как личностей, граждан и работников в условиях открытого и непредсказуемо развивающегося мира, гарантировать ей поддержку власти и общества, дать ориентиры родителям.
Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта. В этом отношении ФГОС НОО впервые фиксирует в нормах образования те педагогические инновации, которые  за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность.

Главным объектом стандартизации выступает Основная образовательная программа (ООП) ступени образования и поэтому вся система стандартов подчинена удовлетворению трех групп требований, предъявляемых к ООП (требования  к ее структуре, условиям ее реализации, и результатам ее освоения).

В структуре ООП отражается изменение идеологии конструирования учебного плана образовательного учреждения. В  требованиях к нему четко определены три вида соотношений:

- между обязательной и вариативной частью программ учебных курсов (дисциплин), модулей,

- урочными и внеурочными видами деятельности младших школьников, 

- аудиторной нагрузкой (коллективно-распределенной деятельностью) и самостоятельной работой учащихся в рамках каждой образовательной области как одного из разделов ООП НОО.

Отдельной строкой предлагается выделить в учебном плане часы внеурочной образовательной деятельности младших школьников как вариативного раздела ООП НОО.

В базисном учебном плане на каждую образовательную область предлагается задавать только общее количество часов. Право распределения  часов внутри образовательной области по классам и по неделям учебного года передается непосредственно образовательному учреждению. Представляется, что такая структура учебного плана  позволит эффективнее реализовывать современные образовательные технологии и обеспечивать педагогам оплату не только учебных часов, но также и внеучебных и внеурочных видов образовательной деятельности.

Для осуществления данного проекта ФГОС предлагается использовать два возможных варианта нормативных сроков реализации ООП начального образования: 4 года или 5 лет. Научные исследования отечественных и зарубежных психологов, многолетний опыт инновационных школ России и мира показали, что критические периоды детского  развитии преодолеваются эффективнее, если  проходят в привычных для учащихся условиях (в нашем случае – пятый класс в условиях начальной школы).

Передача пятого класса в начальную школу может содействовать решению давней проблемы преемственности между начальной и основной ступенями общего образования. Срок (4 года или 5 лет) определяет само образовательное учреждение, исходя из своих условий и возможностей. Необходимо обратить внимание, что вариант 5 лет не предполагает растягивания программы  начальной школы на пять лет. Пятый класс предлагается как переходный от младшего школьного возраста к подростковому: он реализует программы пятого года обучения, оставаясь  в условиях  начальной школы. Таким образом, собственно основная  школа, соответствующая  подростковому возрасту,  начинается с 6 и заканчивается в 9 классе.

Результаты освоения ООП младшими школьниками предлагается рассматривать комплексно: через оценку предметных результатов, которые трактуются как уровни освоения предметных культурных (то есть сформировавшихся в человеческой культуре) средств (способов) действия с опорой на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского; через оценку ключевых компетентностей, которые могут быть сформированы на определенном уровне к концу начального этапа образования; через характеристику социального опыта младших школьников. Акцент в данном стандарте сделан на оценку компетентностных результатов с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия. Проверяется, что ребенок действительно умеет делать!

Особое место в Стандарте отведено условиям реализации ООП начального общего образования. В нем сформулированы кадровые, финансовые, материально-технические, учебно-методические, информационные и другие условия, которые необходимы для обеспечения современного качества образования. Принципиальным является наличие требований к финансово-экономическим условиям реализации ООП, в основе которых лежит положительный опыт регионов-участников КПМО. Эти требования задают основу расчета финансового норматива в образовании.

Для эффективной реализации данного проекта ФГОС НОО необходима разработка целого пакета нормативных и рекомендательных документов, способствующих оперативному и качественному введению нового Стандарта в массовую практику. Их перечень является частью Стандарта.  Стандарт не может и не должен реализовываться единомоментно. Он задает ориентир, который при оптимальной траектории развития системы образования РФ может быть достигнут для большинства образовательных учреждений за 4-5 лет. За это время должны произойти:

- уточнение примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основной образовательной программы;

- выработка временных санитарно-гигиенических нормативов для общего образования, которые будут использованы на этапе апробации стандарта и послужат основой для санитарно-гигиенических нормативов нового поколения; 

- формирование нормативной и методической базы реализации стандарта (программы повышения квалификации и подготовки кадров, уточненные перечни учебного оборудования, рекомендации по организации образовательного пространства и оплате труда и др.);

- издание учебной литературы, в том числе – экспериментальное, апробационное;

- подготовка методических структур и системы повышения квалификации к введению Стандарта. Запуск их взаимодействия с массовой школой по реализации стандарта; 

- проведение массового повышения квалификации и переподготовки педагогов и управленцев;

- оснащение образовательных учреждений в соответствии со Стандартом (начиная с первого класса);

- нормативное закрепление системы финансирования, обеспечивающей реализацию Стандарта (дополнительное финансирование групповой и индивидуальной учебной работы; финансирование учебных внеаудиторных часов образовательных областей ООП НОО; тьюторское финансирование  сопровождения выполнения домашних заданий обучающихся);

- введение электронной цифровой  отчетности в образовательных учреждений (электронный классный журнал, дневники обучающихся, отчетность педагогов и администрации) 

Началом этого процесса является законодательно установленная дата 1 сентября 2009 года.

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях». Стандарт призван создать нормативные условия для реализации основной цели (миссии) общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях стремительно изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Все многообразие образовательной деятельности обретает смысл лишь тогда, когда оно направлено на выполнение указанной миссии. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире - важнейший критерий качества полученного им образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт приобретает открытый характер, т.е. не только представляет перечень необходимого, но и задает перспективу возможного. Он ориентирован на развитие образовательных учреждений РФ. Его назначение – помочь образовательным учреждениям, системам и сетям создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса, планирования и организации ими своей деятельности. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и творчество становятся основными ценностно-целевыми ориентирами.

Именно такая стратегия, учитывающая многолетний позитивный опыт отечественной школы в области педагогики сотрудничества, развивающего и опережающего обучения и проектной деятельности, реализована в настоящем Федеральном образовательном стандарте начального общего образования. В этих условиях начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только среднего (полного) общего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека, а именно: сформировать основы учебной деятельности, освоить формы учебного сотрудничества и основы грамотности как базовых условий процесса обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт призван стать одним из инструментов социально-гражданского, духовно-нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества XXI века, являясь одним из средств консолидации многонационального, поликультурного и многоконфессионального российского общества посредством активизации его усилий по утверждению в подрастающих поколениях норм и ценностей, способных не только обеспечить преемственность родной духовно-культурной традиции, но и способствовать воспитанию у детей и подростков открытости, толерантности, гуманизации отношений с другими людьми и природой.

Настоящий ФГОС НОО создает условия для максимально полной реализации интересов всех участников образовательного процесса с учетом региональной (национально-региональной), этнокультурной, социально-экономической и иной специфики. Он позволяет отразить в образовательной программе образовательного учреждения социально и культурно значимые для местного сообщества приоритеты в сфере этического и эстетического воспитания детей, приобщения их к ценностям духовно-нравственного и материального наследия, усвоения родного языка, а также традиций своего и других местных народов.

В то же время, являясь исходным элементом всей совокупности образовательных стандартов последующих преемственных ступеней общего образования, настоящий ФГОС вводит принцип инвариантности системы цифровой (электронной) отчетности общеобразовательных учреждений, обеспечивающей прозрачность и публичность предъявления результатов их образовательной деятельности. Соответствие этих результатов требованиям Стандарта – ключевой критерий соблюдения учредителем образовательного учреждения своих обязательств перед обществом и государством.

Только широкое и активное участие представителей гражданских и религиозных институтов в деятельности общественных советов школьного, муниципального, регионального и федерального уровней управления образованием, превращение образовательной проблематики в постоянную актуальную тему ведущих СМИ может стать залогом эффективности введения образовательного Стандарта нового поколения, успешности решения стоящих перед ним исключительных по сложности и значению задач.

1. Область применения

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию в Российской Федерации.

Основными пользователями настоящего ФГОС НОО являются:

• педагогические коллективы образовательных учреждений, разрабатывающие ООП НОО с учетом требований государства, особенностей развития региона РФ, запросов родителей, возрастных особенностей и возможностей младших школьников, достижений психолого-педагогической науки;

• руководители образовательных учреждений, их заместители, отвечающие в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы начального общего образования;

• руководители образовательных систем различного уровня, осуществляющие контроль и помощь в реализации ООП НОО;

• аттестационные комиссии, осуществляющие оценку качества работы педагогов;

• общественные организации, объединения и профессиональные сообщества, осуществляющие общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;

• организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ и примерных учебных программ начального общего образования по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

• уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие финансирование образовательных учреждений общего образования;

• уполномоченные государственные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, в том числе: осуществляющие лицензирование, государственную аккредитацию и контроль качества в системе общего образования; контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования.

2. Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем Стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а также с российскими и международными документами в сфере общего образования.

2.1. К разделу «Требования к структуре ОПП НОО»:

Основная образовательная программа ступени образования – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, создающие условия для освоения предметных и ключевых компетентностей и духовно-нравственного развития.

Основная образовательная программа ступени образования в конкретном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается, утверждается и реализуется этим образовательных учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов в освоении основных образовательных программ, установленных настоящим Федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа учебного предмета, (модуля) - совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается ОУ на основе базисного учебного плана и (или) примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), входящих в примерную основную образовательную программу. В цифровом (электронном) формате рабочая программа хранится в информационной среде образовательного учреждения, содержит необходимые ссылки между своими элементами и ссылки на учебно-методическое (информационное и материальное) обеспечение образовательного процесса, в том числе – на всю необходимую учебную литературу, используемую в цифровой и при необходимости – в бумажной форме. При своей реализации рабочая программа сопровождается поурочными отчетными материалами (в том числе – сведениями об участии учащихся, их работами, материалами учителя). 

Дополнительная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся помимо деятельности в рамках основной образовательной программы.

Индивидуальный план реализации образовательной программы –  документ, фиксирующий выбор обучающимся совместно с родителями и педагогами индивидуального содержания учебных курсов, дисциплин, технологий обучения, оптимального темпа и ритма образовательного процесса, способов предъявления и оценки результатов, а также различных видов внеурочной образовательной деятельности и способов их оценки.
Занятие – организационная форма совместной и (или) индивидуальной деятельности школьников для достижения ими образовательных результатов в рамках реализации образовательного планирования.

Урочное занятие – систематически спланированная и организованная педагогом в соответствии с учебным планированием данного курса (модуля) коллективно-распределенная деятельность обучающихся.

Индивидуальные и групповые внеурочные занятия – деятельность учащихся, организуемая педагогом в соответствии с их индивидуальными потребностями, выявляющимися в ходе учебного процесса по данному курсу (модулю), в том числе – консультации, помощь в выполнении задания (организация работы, выделение отдельных шагов и проверка их правильности и т. д.), предложение дополнительного задания в зоне ближайшего развития учащегося, могут идти во время урока (с выделением зоны для такого занятия и выделением дополнительного педагога) или вне расписания уроков

Проекты и практики – деятельность учащихся, организуемая педагогом в соответствии с задачами установления связи между учебным процессом по данному курсу (модулю) и культурным, социальным, природным, технологическим, личным значимым для учащихся контекстом, в том числе - в том числе – тематические экскурсии, просмотр и постановка спектаклей, игра, социальная практика, опросы общественного мнения, полевые работы
Выполнение домашнего задания – самостоятельная учебная деятельность учащегося или группы учащихся, планируемая и организуемая им самим (ими самими) на основании плана и задания учителя.

Внеучебная деятельность -  инициативные  действия  обучающихся направленные на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельности за пределами образовательных областей ООП НОО.

Учебный план – план организации образовательной деятельности в рамках ООП, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности школьников в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.

2.2. К Разделу «Требования к результатам освоения ООП НОО»:
Результаты образования – присвоенные ключевые компетентности, социальный опыт и основные виды грамотности, подтверждающие соответствующий уровень (ступень) образования.

Предметные знания, умения и навыки – результат целенаправленных действий обучающихся по освоению учебного курса (дисциплины), представленный системой предметных культурных средств (способов) действия.

Грамотность (математическая, языковая, социально-гражданская, духовно-нравственная и др.) – показатель функционального владения необходимыми культурными средствами и способами в соответствующей образовательной области.

Компетентность –  когнитивная, мотивационная, волевая и социальная готовность и способность успешно (результативно) и ответственно действовать в различных ситуациях.

Культурные средства (способы) действия – сформированные, представленные и описанныев культуре способы действия.

Ключевые компетентности –общие (универсальные) культурные способы действия (способности и умения), наиболее важные и необходимые человеку для того, чтобы понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни и развиваться в условиях современного мира.

Социальный опыт – опыт, приобретенный обучающимся в различных видах деятельности и отношениях, позволяющий ему успешно самоопределяться и самореализовываться.

2.3. К разделу «Требования к условиям реализации ООП НОО»
Информационная среда –– система обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащая для создания, хранения, ввода, а также организации, обработки, передачи и получения информации об образовательном процессе и других процессах, происходящих в ОУ, а также о ресурсах для них, и  для их проектирования.

Нормативное подушевое финансирование ОУ – механизм финансирования расходов на реализацию государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования   исходя из базового принципа пропорциональности финансирования числу учащихся и продолжительности работы учителя с ними .

Региональный расчетный подушевой норматив - минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с ФГОС в расчете на одного обучающегося в год.

Базовая часть ФОТ - часть ФОТ, обеспечивающая гарантированную часть заработной платы сотрудников ОУ.

Стимулирующая часть ФОТ – часть ФОТ, обеспечивающая поощрительные выплаты по результатам труда в зависимости от качества.

Общая часть базовой части ФОТ – часть ФОТ, обеспечивающая гарантированную оплату труда педагогическим работникам, исходя из количества проведенных ими учебных часов аудиторной и внеурочной занятости и численности обучающихся...

Специальная часть базовой части ФОТ – часть ФОТ, обеспечивающая выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ, выплаты за приоритетность той или иной образовательной программы в образовательной программе образовательного учреждения, выплаты работникам, имеющим отраслевые награды и др.

2.4. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconПлан работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №90» на 2011/2012 учебный год
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconРабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы М.
РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой,...
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconРабочая программа по курсу математики в 5-м классе составлена для умк мерзлякаА. Г., Полонского В. Б. и др.»Математика 5 кл.», изд.
Перечень учебных программ по предметам согласно учебным планам по ступеням (начальное общее образование, основное общее образование,...
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconДоклад Общая характеристика учреждения
Государственная аккредитация: оп 001643, выдана 31 марта 2011 года, действует до 31 марта 2023 года. Перечень программ, прошедших...
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconУчебники Учебно-методические пособия Начальное общее образование Обучение грамоте Программа начального общего образования «Русский язык»
Соловейчик М. С., Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е., «Ассоциация ХХI век», 2011
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconОбразовательная программа начального общего образования (фгос) муниципального образовательного учреждения общего образования «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого, создать условия для индивидуального развития ребенка...
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconФедеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования Начальное общее и основное общее образование
Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является...
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconОбразовательный стандарт начального общего образования I. Общие положения Федеральный
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconПояснительная записка Общие положения Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
I ступень начальное общее образование (1-4 классы) и планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального...
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование iconВ российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница