Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях




Скачать 28.01 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер28.01 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»


Кафедра организации производства и предпринимательства в АПК


Методика экономических исследований

(методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях)


Часть 1


(Краткий конспект лекций)





Пермь 2009


УДК 330

ББК 65.01


УДК 330. 65.01

М 545


Методика экономических исследований: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета экономики, финансов и коммерции. Часть 2 / авт. сост. А. В. Марченко; Е.В. Царегородцева ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА». – Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2009.- 37с.


Рецензенты:


Т.В. Светлакова, к.э.н., старший преподаватель кафедры организации производства и предпринимательства в АПК ПГСХА

М.А. Просовский, к.ф.н., доцент, зав.кафедрой маркетинга и рекламы ПИ(Ф)РГТЭУ



    1. Печатается по решению методической комиссии факультета экономики, финансов и коммерции (протокол № 16 от 09.06.2009)



содержание


Введение

4

1. Научно-исследовательская работа студентов

4

2. Наука и научное исследование

7

3. Методология научных исследований

10

4. Методологические основы экономических исследований

13

5. Использование принципов диалектики как всеобщего метода познания в экономических процессах

14

5.1. Материалистическая диалектика

14

5.2. Системный подход при изучении экономических явлений

15

5.3. Принцип историзма (развития) экономических явлений

16

6. Статистико-экономический метод исследования

16

6.1. Понятие и основные этапы статистико-экономического метода исследования

16

6.2. Статистическое наблюдение: его этапы, формы и классификация

16

6.3. Приемы анализа, используемые при статистико-экономическом методе исследования

17

7. Абстрактно-логический метод исследования

22

7.1. Сущность и основные этапы абстрактно-логического метода

22

7.2. Совокупность научных приемов абстрактно-логического метода

22

7.3. Использование абстрактно-логического метода при изучении конкретных проблем экономики сельского хозяйства

24

8. Монографический метод исследования

25

9. Балансовый метод исследования

26

9.1. Сущность и понятие балансового метода

26

9.2. Характеристика балансов, используемых в сельском хозяйстве

26

9.3. Совокупность научных приемов балансового метода

26

10. Экспериментальный метод исследования

27

10.1. Сущность и основные этапы экспериментального метода

27

10.2. Основные приемы экспериментального метода

28

10.3. Сбор и обработка материалов наблюдений при техническом нормировании

28

11.Функционально-стоимостной метод

29

11.1. Сущность и особенности функционально-стоимостного метода

29

11.2. Основные этапы функционально-стоимостного метода

30

12. Метод разработки целевых программ

31

12.1. Сущность и классификация целевых программ

31

12.2. Этапы обоснования целевых программ

31

13. Расчетно-конструктивный метод исследования

32

13.1. Сущность и основные этапы расчетно-конструктивного метода

32

13.2. Совокупность научных приемов расчетно-конструктивного метода

32

14. Социологический метод исследования

33

15. Экспертный метод

34

15.1. Сущность и область применения экспертного метода

34

15.2. Методы обработки информации, полученной от экспертов

35

15.3. Метод Дельфы

35

16. Экономико-математическое моделирование

37

16.1. Сущность экономико-математического моделирования

37

16.2. Приемы, используемые при моделировании

38

17. Табличный и графический методы

38

ВВЕДЕНИЕ


Изучение происходящих процессов, определение реальных тенденций развития АПК обуславливает необходимость расширения и углубления экономической теории, применения современных технологий и технических средств, максимального учета достижений науки и передовой практики, региональных особенностей производства и реализации продуктов сельского хозяйства. Возрастает важность устранения одностороннего подхода к оценке происходящих социально-экономических процессов, комплексного научного обеспечения АПК, последовательного учета действия экономических законов развития производства.

В связи с этим студенты экономических специальностей должны иметь минимум необходимых теоретических знаний о методах научных исследований, а также практических навыков проведения научных исследований экономических процессов.


1. Научно-исследовательская работа студентов


В ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплены многочисленные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в частности в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования.

В Законе не предусмотрена обязанность студентов заниматься научно-исследовательской работой. Тем не менее, они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практических занятии, консультаций, так и в виде научно-исследовательской работы, курсовой работы, квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации).

Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

  • выбрать тему и разработать план исследования;

  • определить оптимальные методы исследования;

  • отыскивать научную информацию и работать с литературой;

  • собирать, анализировать и обобщать научные факты, материалы судебной и иной практики;

  • теоретически проработать исследуемую тему, аргументировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;

  • оформить результаты научной работы.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» сказано, что «выпускник … должен быть подготовлен к организационно-управленческой; планово-экономической; проектно-экономической; финансово-экономической; аналитической; внешнеэкономической; предпринимательской; научно-исследовательской деятельности,…а также, по научно-исследовательской деятельности уметь проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ организации производства и труда.

Поэтому современный экономист должен владеть не только необходимой суммой профессиональных знаний, но и определенными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки экономистов с высшим образованием.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-экономических явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в экономической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;

г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований.

Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

Основная форма организации НИРС – студенческий научный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является выполнение во внеучебное время научных исследований по определенной кафедрами тематике.

Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, например, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выступить с докладом на конференции или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной экономикой, настолько сложны, что их решение требует исследовательских навыков, ктоме того сама профессия экономиста носит поисковый, исследовательский характер.


2. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Наука. Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Структура (система) науки может быть представлена по-разному в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Кохановский по одному из оснований деления различает: а) науку, которая наряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.); б) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний; в) историю науки; г) социологию науки.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание;

2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.


Научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ.

Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Научные исследования в сфере экономических наук зачастую представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.


Этапы научно-исследовательской работы. Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Применительно к работам студентов на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека публикаций в периодической печати. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.

Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической информации; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап - оформительский - включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап – внедренческий - состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения на практике.

Исследование любого класса систем есть особый вид мыслительной деятельности, иногда очень сложной, требующей определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д. Исследование всегда есть система более или менее мощная, более или менее сложная.

Как система исследование включает три взаимосвязанные подсистемы:

а) объект и предмет исследования;

б) исследователь;

в) язык исследования.

Объект и предмет исследования может выступать в трех видах:

1) организационные, экономические (материальные) отношения;

2) отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;

3) система, категорий, накопленных знаний.

Исследователь - подсистема, воздействующая на объект исследования и испытывающая его воздействие. Исследователь формирует определенные цели (концепции понятийного материала). Каждый исследователь подходит к исследованию с некоторой совокупностью проблем и концепций, поэтому характеристики одних и тех же понятий рассматриваются исследователями по-разному, исходя из сложившегося круга концепций и знаний исследователя. Однако любая интерпретация должна быть основана на единой методологии.

Исследователь не только сам воздействует на объект, но и испытывает на себе воздействие объекта исследования. Появляется так называемое "сопротивление материала", которое исследователь иногда не может преодолеть.

Язык - связывает объект исследования с исследователем в одну систему. Язык - система знаний и понятий, с помощью которых происходит отображение в сознании исследователя объекта исследования.

Существуют естественные и специфические языки (экономический, статистический, математический и т.д.). Вследствие различного уровня подготовки исследователей в знании специфических языков может иметь место неоднозначность интерпретации одних и тех же понятий. Поэтому требуется согласователь понятий - "тезаурус", он должен предшествовать работе.

Всякое исследование должно начинаться с поиска задачи, темы для исследования. На начальных этапах подготовки специалиста в вузе задачи, темы для самостоятельной работы студентами, как общее правило, задаются кафедрами в виде рекомендательных списков тем, докладов, рефератов, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов и т.д.

Поиск и обоснование темы исследования требует понимания сущности и содержания, взаимосвязи и взаимообусловленности общелогических и специфических для теоретического мышления форм: понятий, суждений, умозаключений, законов, теорий, гипотез; знания сущности логических операций с этими формами. В процессе самого исследования основным становится обоснование истинности суждений и умозаключений исследователя. Для этого нужно, прежде всего, освоить основы методологии, т.е. учение о подходах к познанию и методах познания истины, способах структуризации новых знаний, законах логического мышления, путях предотвращения логических ошибок, направлениях и способах доказательства истинности знаний.

Всякое исследование имеет своим исходным пунктом определение целей и формулировку проблем. Под целью понимается мысленный, идеальный образ, предвосхищающий конечный итог работы, результаты.

Вместе с тем двигателем всех поступков является интерес общества, класса, индивидуума. Поэтому предвосхищение результатов в виде целей есть реализация интересов, а цель есть концентрированное выражение интересов. В цели выражается система проблем.

Целью исследования всегда является научный вопрос или научная проблема. Научная проблема - это промежуточное состояние между несистемностью и системностью знаний о сущности исследуемой системы и ее проявлениях, содержании и форме и т.д.

Правильная постановка научной проблемы - непременное и важнейшее условие ее эффективного разрешения. Известны три основных логических правила постановки научной проблемы:

  • ограничить известное от неизвестного (инвентаризация неизвестного);

  • локализовать неизвестное во времени пространстве;

  • сформулировать проблему и определить, что необходимо для ее исследования.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconБизнес-планирование в социально-культурной сфере пермь, 2004
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного обучения факультета культурологии специальности 053100
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconУчебное пособие предназначено для студентов очного, заочного и вечернего обучения специальности 200101 «Приборостроение»
Учебное пособие предназначено для студентов очного, заочного и вечернего обучения специальности 200101 «Приборостроение» при изучении...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие по написанию контрольной работы по курсу «политология и социология» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха старшим преподавателем кафедры истории, социологии и права...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие по международному праву для специалистов
Методическое пособие предназначено для студентов отделения регионоведения факультета истории, социологии и международных отношений....
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие по курсовой работе для студентов очного и заочного отделения, специальностей 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» 210201 «Проектирование и технология радиоэлектронных средств»
Построить статистическую проверку гипотезы по нормальному распределению с помощью критерии Пирсона или Колмогорова
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconУчебное пособие по выполнению курсовой работы для студентов очного и заочного отделения по специальности
Преподаватель кафедры «Плодоовощеводство и виноградарство» Татьяна Викторовна Милькина
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconУчебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений
Учебное пособие не имеет узкой специализации, оно нацелено на отработку практических базовых навыков и сознательное усвоение грамматики,...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconАналитическое чтение учебно-методическое пособие для студентов отделения заочного обучения
Печатается по решению редакционно-издательского совета тгпи имени Д. И. Менделеева
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница