Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный




Скачать 18.69 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер18.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Филиал ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове




Татарская диаспора

Приазовья


Методические рекомендации

учителю музыки


Автор-составитель:

Литовченко Юлия Сергеевна


Научный руководитель:

Андреева Ольга Ивановна, к.п.н., доцент


Азов - 2012


Татарская диаспора Приазовья. Методические рекомендации учителю музыки.


Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента на уроках музыки» образовательной программы «Музыкальное образование».

Содержание методических рекомендаций было апробировано в ходе педагогической практики пробных уроков музыки в МОУ СОШ № 3 г. Азова Ростовской области.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителя музыки в школе, педагогов дополнительного образования, студентов музыкально-педагогических колледжей.


Автор-составитель: Литовченко Юлия Сергеевна


Научный руководитель: Андреева Ольга Ивановна, к.п.н., доцент


Татарская диаспора Приазовья


В истории трудно найти народ, в этносе которого не происходили какие либо изменения. Но достаточно много изменений происходило в истории необыкновенно загадочной диаспоры Приазовья Татар.

Сегодня татары являются вторым по численности коренным этносом Российской Федерации. И как всякий крупный этнос, обладают дольно трудной внутренней структурой, и состоит из этнотерриториальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских, крымских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. Но, несмотря на региональную вариативность народная культура татар и народно – разговорный татарский язык в основе своей являются едиными.1

Именно единство этого народа и привело к возникновению диаспоры. Сегодня наиболее крупные диаспоры татар находятся в Румынии, Турции, Японии, Болгарии, Китае, Финляндии, Канаде, США, Польше, Чехии, России и в частности Приазовье.2

Диаспора татары относится к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную тюркомусульманскую цивилизацию. Они прошли ряд этапов государственного развития, начиная с раннего (Волжская Булгария) и до позднего средневековья (Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское, Ногайское ханство).3

Впервые этноним «татары» появился среди монгол и тюркских племен в VI–IХ вв. Во 2-й половине ХIХ и начало ХХ вв. он закрепился как общий этноним «татары». В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в том числе тюрские). В ХIII-ХIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки, ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена и усвоили этноним «татары».

Европейские народы татар называли население Золотой Орды. После распада Золотой Орды татары именовали себя знатные слои, военно-служивые группы и чиновники, состоявшие в основном из золотоордынских татар копчакско -ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханства термин был перенесен и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами, тем не менее, данный этноним закрепился с трудом.4

Расселение татар на территории соседних государств началось со времен образование государства Волжская Булгария, в том числе в регионах нынешней Астраханской, Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края. Со 2-й половины ХVI происходили масштабные процессы. Пик переселения татар из Среднего Поволжья пришелся на 1-ой половине ХVIII века (усиление социально-экономического гнета, преследование татар на религиозной почве в период христианизации в 1-й половине в 1-й половине ХVIII века и т.д.).5

Время возникновение татарской общины на территории Приазовья точно неизвестно, но В.Д. Сухоруков, называя их ногайцами, упоминает, что присоединились они к казачеству в 1623 году, в количестве 500 человек. Видимо, название «донские татары» - собирательное, куда относили ногайцев, турок, горцев, собственно татар и др.

В конце ХVIII - начале ХIХ века следствии потерь в войнах, переселения на Кавказскую линию свыше 5 тысяч семей, несколько сократилась численность служилого казачества на Дону. В 1810 году войсковой атаман М.И. Платонов просил императора Александра I разрешить «определить разных наций людей… для умножения на службу войска…»6

Еще в источниках ХVII века упоминается интегрированная в Войско группа донских татар, которые считались казаками и несли казачью службу («донские», «юртовые», «базовые») тем самым они отстранились от своих, зачастую врожденных соплеменников.

Татары населяли Донскую землю с ХV столетия, хотя отдельные их отряды прорывались сюда и раньше. В 1475 году татары вместе с турками захватили город Азак (Азов), превратив его в сильнейшую крепость Османской империи на ее юго-востоке.

На фоне многовековой борьбы донского казачества с татарами и турками, их ряды пополнялись представителями этих народов.7

В. Богачев в «Очерках географии Всевеликого войска Донского» отмечал: «Татарами называли мы тех казаков, которые держались мусульманства и между собой говорят по-татарски, ногайским наречием».8

Некоторые из «татар-казаков» добились старших чинов в иерархии донского казачества. На пример донской войсковой атаман 1963, 1637 и 1638 годов Михаил Иванович Татаринов (Татар) действительно происходил от татар, хотя и воевал против своих соплеменников в период борьбы за Азов. Он прекрасно знал татарский и турецкий языки, часто исполняя роль толмача (переводчика) в переговорах с турками и татарами.

Довольно часто привозили домой из походов в Турцию и Крым красавиц татарок и турчанок, женились на них. Их дети у казаков назывались тумами. Степан Разин к примеру был тумой (сын русского и восточной женщины) и знал татарский, турецкий и персидский языки. С некоторыми из влиятельных татар и турок казаки поддерживали приятельские отношения (являлись кунаками). Такая традиция пошла со времен атаманств Фрола Минаева, то есть с 80-х годов ХVII столетия. Пленные турки и татары жили в доме атамана Минаева на правах младших членов его семьи.9

Со второй половине ХVII столетия в составе Черкесского городка существовал целый район, населенный татарами – Татарская станица. Здесь с начала ХVIII столетия действовала мечеть, сгоревшая в 1710 году; в 1715 году Петр I пожаловал станице баржу на постройку новой мечети. К 1773 году в станице числилось 99 дворов, многие из которых были сооружены в камне; действовали многочисленные лавки. С 1806 году перенесением столицы Дона из Черкасска в Новочеркасск на новое место перешла и Татарская станица.

Татары и турки явились одним из главных торговых партнеров казаков. Но торговля с ними производилась только в специально определенных пунктах, татары и турки проходили таможенный досмотр и платили пошлину за право торговли.

Пропускать татар и турок через Дон, кроме указанных пунктов, категорически запрещалось в виду их частых «воровских набегов».

Со временем Татарская станица под Новочеркасском превратилась в Татарскую слободку, перебравшись на реку Тузлов.10

В 1822 году в станице Татарской насчитывалось 936 человек татар. В 1860 году татары в количестве 480 человек переселились в Турцию, и на 1882 год татар, турок, персов насчитывалось не более 158 человек (0,05 %).

К началу ХХ века численность их увеличилась до 250 человек, а на 1915 год турки и татары составили 4000 человек (0,1%).11

Сегодня численность татар в мире составляет около 21 млн. человек, а в России – 6648,7 тыс. человек. В Ростовской области их насчитывается – 17,8 тыс. человек.12

Автор «Очерков Всевеликого войска Донского» В. Богочев упоминает также, что в начале ХХ века кроме так называемых донских татар и нагайских в Таганрогском округе жили еще около до 2000 турок и 2000 татар с Волги.

В настоящее время на территории Приазовья так и проживают татары основных этнотерриториальных групп: волго-уральской (самые многочисленные), сибирские, астраханской с субэтносом, субконфессиональной группы кряшен (крещенных татар) и татары крымские.13

Казанские, крымские, астраханские, нагайские, этнографические группы составляют один- татарский народ с общим, объединяющим все эти группы этнонимом- татары. И несмотря на разнообразие форм, быт, традиции, нравы, одежда имели много общих черт.

В основе традиционного хозяйства диаспоры было пашенное земледелие. Господствовала паровая система в форме трехполья. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, горох, просо. В качестве прядильных культур возделывали лен и коноплю. Пашни обрабатывали (), деревянной бороной (тырма). Урожай убирали серпом (урак). Снопы укладывали в сускон и бэбке, чумэлэ, зурат. Для помола зерна применяли водяные и ветряные мельницы (тегерлин), а также ручные жернова (культе гемен).

В агрокультуре татары сохранили черты, присущие ранним этапам болгаро-татарского земледелия. Держали крупный и мелкий рогатый скот. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. Традиционно развивалось пчеловодство.14

Наряду с сельским хозяйством важное значение имели различные промыслы и ремесла (лесохимические и деревообрабатывающие – бондарные, плотницкие и столярные). Обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти. На базе этих промыслов в XVII-XIX веках возникли скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарное, ювелирное, кирпичное и другие кустарные ремесла.

Народные праздники, как доисламские, так и более позднего происхождения продолжали бытовать после распространения ислама.15

Весной до сева праздновали Сабан-Туй. Кульминацию праздника составлял Мейдан- состязание в беге, прыжках, конные скачки. В настоящее время Сабан-Туй повсеместно отмечают летом после завершения весенних полевых работ. Составляющей частью праздника является «Карга-боткасы»-коллективное угощение кашей. Ее готовят в больших котлах на лугу или на пригорке.

Празднуют до сих пор День крашеных яиц по времени совпадает с христианской Пасхой. В этот день мальчики и юноши посещали своих родственников и соседей. Поздравляли их с праздником, желали здоровья и благополучия, увеличение живности и высокого урожая. За это хозяева награждали их крашеными яйцами и мелкой монетой. В этот день утреннее посещение соседей женщиной или даже маленькой девочкой считалось недружелюбным действием, носило оскорбительный характер. Также широко праздновали религиозные праздники: Курбан-байрам, Уроза-бейрам,Мавлюд-день рождения пророка Магомеда.16

Этническая специфика татар до сих пор сохранилась в пище.

Основу питания составила мясомолочная и растительная пища: супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепешки, блины. Национальное кушанье-бэми с разнообразной начинкой, чаще из мяса, смешанного с пшеном, рисом и картофелем.Сдоба из пресного теста в виде баурсака, каш теле, чэк-чэк (свадебное блюдо), из свинины гот овили вяленную колбасу (казылык).

Лакомством считался вяленный гусь. Молочные продукты- Катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эстэ, каймак), эремчек, корт (разновидность творога). Напитки - чай, айран. Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворенного меда. Сохранились некоторые ритуальные блюда: элбэ (жаренная сладкая мука), мед, смешанный с маслом, бал-май.17

В первое время в селах сохранились традиционные усадьбы которые разделялись на две части: передний чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения и задний-огород с гумном. Здесь находились ток, мякитник, иногда баня. Основным строительным материалом было дерево, также жилые постройки строили из глины, кирпича, камня, самана.

Традиционными чертами интерьера избы являлось свободное расположение печи у входа, почетное место «туро» в середине, нары (саке) вдоль передней стены.

На саке отдыхали, ели, работали. Вдоль стен крепили полки, на которых хранили постельные принадлежности. Для сна использовались деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа. Стены, простенки, углы декорировали матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, тканными и вышитыми полотенцами, салфетками и молитвенниками. Спальные места ограждались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдык). На полы и на нары стелили войлочные и безворсовые ковры, дорожки.18

Семейные отношения татар строились на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин. Браки совершались по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. Свадьбы проходили без спиртных напитков или с незначительным их употреблением.19

В конце ХIХ-начале ХХ вв. для изготовления одежды использовались ткани фабричного производства, а также ткани домашнего производства (халат, сукно).20

Нижней одеждой мужчин и женщин служила широкая и длинная рубаха туникообразного покроя и широкие , свободного покроя штаны.

Женская рубаха украшалась валанами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами или специальным нагрудными украшением «изу». Также в декорировке мужских и женских рубах нередко использовали тамбурную вышивку (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент). Поверх рубахи надевали комзол без рукавов или с коротким раковом.

Женские комзолы шили из цветного, чаше однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх комзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжелой полушелковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время носили бешменты, чекмени, крытые или дубленные шубы.21

С течением времени женская рубаха трансформировалась в платье. Характерной деталью такого платья явился кукрэкчэ-нагрудник, который представлял собой кусок ткани в форме четырехугольника 20х30-25х40 см.

У татарок (кроме кряшин) не было специальных девичьих и женских причесок. Все татарки, начиная с подросткового возраста и до глубокой старости, причесывались очень гладко, с прямым рядом, заплетали волосы в две косы. Которые спускались вдоль спины. Основным головным убором татарок-крестьянок был платок-яулык..

Выходя из дома, особенно идя в гости, поверх нижнего платка надевали большую шаль, которая служила покрывалом при встрече смужчинами. В конце XIX – начале XX века шали были исключительно фабричного производства. Красивая шаль –голубая или зеленая-была лучшим подарком невесте.

Вторым по популярности и распространенности головным убором является оригинальный колпак (колфак) надевавшийся по праздникам.

Деревенские колпаки были вязанными из ниток в виде довольно длинного мешочка, который складывали особым образом и надевали на голову.

В конце ХIХ городской колпак начали изготавливать из бархата, причем размеры его уменьшались, пока колпак не превратился в наколку размером 12-15 на 8-10 см. Его богато декорировали вышивкой речным жемчугом, золотой и серебряной нитью.

Самобытный татарский костюм дополняли украшения из серебра, золота, драгоценных камней.22

Женскими украшениями бвли:крупные мендалевидные серьги (алка0, подвески к косам (чулпы), нагрудное украшение-воротниковая застежка с подвесками (яка-чылбыры), пепревязь (хаситэ). Особой популярностью у всех групп татарок пользовались широкие браслеты украшенные драгоценными камнями и самоцветами (белзэк).23

Головным убором мужчин (кроме крешен) была полусферическая четырехрехклинная тюбетейка (тубэтэй). Особенно был распространен расшитый бархатный каллпуш в форме усеченного конуса.

Татарские тюбетейки были всегда полужесткими, что достигалось очень мелкой стежкой тульи.24 В холодное время надевали полусферическую или цилиндровую меховую, или просто стеганную шапку (бурек).25 Традиционной обувью татар были – кожаные ичиги или башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Женские праздничные ичиги и башмаки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики (казанские сапожки). Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татарчабата) с прямо плетенной головкой и низкими бортами. Их надевали с белыми суконными чулками (Тула оек).26

Единство татарской нации имеет глубокие культурные корни и сегодня стремление татар к образованию различных обществ и организаций для возрождения своей культуры весьма понятно.

Осевшие на территории Приазовья татары носили соответствующие фамилии: Татариновы, Татаркины, Татаринцевы, Туркины, Турченковы.27

Татарские роды дали России огромное количество представителей иннтелигенции и видных общественно политических деятелей. Достаточно перечислить некоторые фамилии и каждый из нас сам поймет, о каком ее представителе идет речь: Алябьев, Аракчеев, Арсеньев, Ахматова, Булгаков, Бунин, Гоголь, Державин, Кантемиров, Карамазов, Кочубей, Куракин, Курбатов, Милюков, Мичурин, Строганов, Рахманинов, Салтыков-Щедрин, Талызин, Татищев, генерал Ермолов имел своим предком Арслан-Мурзу-Ермола. Даже западник Тургенев Иван Сергеевич, который всячески уклонялся от собственных татарских корней, сообщил миру, что все исконно русские изобретения вроде самовара –тюркские. Л.Н. Гумилев писал: «Я чистокровный татарин и по линии отца и по линии матери». Расписывался он «Арсланбек», что в переводе означает «Лев».

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации Мысковский г о. 2012г. Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconУчебно-методический комплекс (учебная и рабочая программы, методические рекомендации к ним) для студентов заочной формы обучения по специальности 061100 «Менеджмент организации» Автор-составитель
Выписка из государственного образовательного стандарта
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconИсследовательская работа Предметная область Литературоведение Автор Бугаев Никита Романович, ученик 9 класса Научный руководитель Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Гимназия №5»
Стилистическая роль архаизмов и историзмов в балладах, былинах и притчах А. К. Толстого
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconВ. М. Шепель автор концепции, составитель, научный редактор
«паблик рилейшнз» и по работе с персоналом. В ней представлены сведения, имеющие отношение к гуманитарной образованности и правилам...
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconАдминистрации города сочи сочинский центр развития образования отдел информационных технологий
В помощь учителю-предметнику: образовательные ресурсы Интернета. / Автор-составитель: Т. А. Боброва, методист отдела информационных...
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические указания и контрольные задания. Автор-составитель к и. н., доцент Т. П. Кальянова Иркутск 2009. Содержание
Памятники мировой литературы от "Ригведы" до "Властелина колец"
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации учителю для написания рабочей программы
Рабочая программа, являясь индивидуальным творческим документом учителя, тем не менее должна быть четко структурированным, логичным,...
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации учителю, работающему с умственно отсталыми детьми
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей
Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconУрок XXI века
Дробот Светлана Сергеевна, учитель химии Надточий Ирина Сергеевна, заместитель директора по ит
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница