Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»




Скачать 37.41 Kb.
НазваниеЛитература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер37.41 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4


Русский язык и литература.


Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»


Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»


Лауреат областного конкурса «Учитель года -- 2010»


Условия возникновения и становления опыта

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".

В 2004 году выпускники школы впервые сдавали Единый государственный экзамен. Его итоги позволяли констатировать в целом удовлетворительные, но невысокие результаты. Особую тревогу вызывало выполнение задания часть 3 (С), которая состояла из одного открытого задания с развёрнутым ответом. Выпускникам нужно было написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выяснялся уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

В процессе анализа работ экзаменуемых были выявлены ошибки, связанные с бедностью словарного запаса. Одной из причин существующего положения в области сформированности языковой компетенции явилось отсутствие у экзаменуемых систематизированных знаний по культуре речи и низкий уровень развития творческих способностей.

Кроме того, переход школы на профильное и предпрофильное обучение, при котором возникла необходимость использования «Портфолио» (один из разделов которого предполагает включение творческих работ учащихся) при поступлении в профильный класс, вызвал необходимость пересмотра педагогической деятельности. Стало очевидным, что нужно формировать у школьников творческие умения, необходимые для самостоятельной и практической деятельности, для будущей успешной реализации в современном обществе. И вся эта работа должна опираться на конкретные психологические и педагогические исследования, результаты которых станут основой для развития личности отдельно взятого ученика и, в конечном итоге, всего класса.

Как известно, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Об этом говорят результаты диагностики. Большинство старшеклассников боятся самостоятельности, тяготеют к четкой информации, их пугает неопределенность условия и вариативность решения творческой задачи.

Предварительная диагностика уровня творческой активности обучающихся 5-6 классов (2005-2006 год), проведенная по методу М.И.Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича (см. раздел «Результативность опыта»), показала недостаточный уровень сформированности творческой активности учащихся. На тот момент в классах обучалось 46 человек. Все классы были общеобразовательные. Отличительной чертой ученических коллективов являлся низкий уровень общей и языковой культуры.

У младших школьников общая одаренность еще не дифференцирована жестко на интеллектуальную и творческую. Эта дифференциация начинается в среднем звене, когда приходится ориентироваться преимущественно на развитие конвергентного мышления и интеллекта (уроки математики), в то время как общая креативность и частные творческие способности (рисовать, сочинять стихи и музыку) часто остаются недоразвитыми. Развитие частных творческих способностей может происходить на уроках музыки, изобразительного искусства и на уроках литературы в процессе написания сочинений. Целью же образования должно быть все-таки, прежде всего, развитие общей творческой способности.  Именно поэтому при работе с детьми необходимо создавать условия как для тех, кто желает развить креативность, так и для тех, кто нацелен на всемерное повышение интеллекта.

1.2. Актуальность опыта

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников как в коллективной, так и в индивидуальной формах обучения.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначил основные направления развития школьного образования. Среди них раскрытие творческого потенциала учеников, помощь в работе системы поиска и поддержки одаренной молодежи являются основными задачами современного учителя.

Ориентиром современной системы образования должна стать «не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей» /2/.

Президент ставит перед учителем задачу вовлечения учащихся «в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» /2/.

Школа должна поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации каждого учащегося школы. «Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио)» /2/.

При этом в педагогической практике существует ряд противоречий:

  1. Между необходимостью формирования творческих компетентностей учащихся и дефицитом учебного времени.

  2. Между общим снижением уровня культуры речи учащихся и необходимостью развития языковой личности, способной применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

  3. Между ориентацией нового содержания образования на формирование творческих компетентностей учащихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

Содержание опыта работы по теме «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» призвано преодолеть вышеназванные противоречия.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

В настоящее время целью педагогического процесса можно признать развитие творческой личности, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры, воспитанной на идеалах нравственности. Традиционная организация образовательного процесса ориентирована на передачу готовых знаний и слабо обеспечивает становление личности, успешной в профессиональной сфере и умело взаимодействующей с другими людьми. С другой стороны, развитие новых социально – экономических отношений в нашем обществе привело к необходимости приобретения и развития творческих качеств личности, так как одним из важнейших условий профессиональной карьеры выступает именно критерий креативности и творчества.

Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании системы творческих заданий, в наибольшей мере способствующих развитию творческого потенциала, креативных способностей учащихся в процессе образовательной деятельности на основе сотрудничества, свободного выбора, учения без принуждения.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2005 года, когда обнаружились противоречия между имеющимся у школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и желаемым уровнем творческого развития обучающихся, до момента выявления результативности в 2009 году.

1.5. Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой «традиционный урок – уроки речевого творчества – внеурочная образовательная деятельность».

1.6. Теоретическая база опыта

Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» /1/. Для достижения этой цели необходим высокий уровень сформированности творческих качеств личности.

Поэтому главной целью процесса образования, поставленной на сегодняшний день обществом перед школой, является развитие нравственной и творческой личности, востребованной в дальнейшей практической деятельности.

Многие исследователи и коллективы исследователей работали над проблемой формирования и развития творческих качеств личности. Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что, естественно, затрудняет их целенаправленное воспитание у детей. К тому же часть ученых придерживается мнения, что творческие способности передаются по наследству и их невозможно воспитать.

В результате исследований, проведенных в начале 80-х годов Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным, было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами:

  • умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

  • умение планировать и контролировать свою деятельность;

  • высокая работоспособность;

  • умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;

  • умение защищать свои убеждения.

Все эти качества являются приобретенными, точнее – самовоспитанными в течение жизни. Вместе с тем нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности.

Следовательно, целью школьного образования является планомерное развитие у учащихся групп или комплексов умений, которые образуют творческие и нравственные качества личности.

Данной проблеме посвящены работы Т.М.Давыденко, Л.В.Занкова, И.Б.Котовой, А.И.Савенкова, в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности.

В экспериментальных психологических исследованиях Р.М.Грановской, В.Н.Дружинина, Б.Б.Коссова, А.А.Леонтьева рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Петровского, Е.С.Полат.

Способы управления творческими процессами интеллектуальной деятельности личности и технологии диагностики креативных способностей учащихся рассмотрены в работах И.П.Подласого, П.Торренса, Е.Е.Туник, Л.И.Шрагиной.

Проблемы организации творческих ситуаций и способов их решения с помощью эвристических и алгоритмических методов разработаны Г.С.Альтшуллером, В.И.Андреевым, И.Я.Лернером, А.В.Хуторским.

Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе.

Важнейшими, в данном опыте, являются понятия "креативные способности", "творческие задания", которые соотносятся с понятиями "творческая деятельность", "методы организации творческой деятельности". Анализ литературы показал, что взгляды ученых на данные понятия неоднозначны.

Определяя понятие "креативные способности", автор опыта разделяет взгляды А.В.Хуторского, рассматривающего данное понятие как "комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов" /14/.

Проблема определения компонентов, составляющих креативные способности учащихся, на сегодняшний день в научной литературе остается дискуссионной. Опираясь на исследования Г.С.Альтшуллера, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Т.В.Кудрявцева, А.В.Петровского можно выделить следующий состав креативных способностей школьников: творческое мышление, творческое воображение и применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.

Несмотря на различные трактовки в научной литературе выделенных компонентов креативных способностей, многие ученые отмечают, что для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности школьников.

Особо следует сказать о технологии французских мастерских, которые базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании авторской системы творческих заданий по русскому языку и литературе на основе комбинации элементов технологии развития критического мышления, технологии французских мастерских, технологии проектного обучения. Автором опыта разработаны педагогические мастерские — вводные уроки, связанные с осознанием личностью необходимости изучения литературы и русского языка, мастерские — активное погружение и проживание текста критической статьи или художественного произведения, мастерские обобщающего характера.

Технология описания опыта

Цель педагогической деятельности в рамках опыта: создание среды для реализации разнообразных творческих замыслов школьников, проявления инициативных действий на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1. Введение в педагогическую практику форм и методов работы, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности, подбор соответствующего тематического дидактического материала.

2. Развитие способностей учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, ставить и решать нестандартные задачи, как в коллективных условиях, так и индивидуальных, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

3. Создание условий для инициативного опробования и овладения разными формами речи, необходимыми для дальнейшей социализации учащихся.

4. Вовлечение учащихся во внеклассную работу, способствующую развитию творческого потенциала личности.

2.1. Содержание образовательной деятельности

Развитие креативных способностей учащихся возможно лишь в том случае, если на уроках и во внеурочной работе преобладают творческие задания. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций:

  • комбинировать информацию;

  • определять причинно-следственные связи;

  • планировать и выполнять практическую деятельность.

В ходе практической деятельности автором опыта были определены следующие группы и виды творческих заданий:

  1. Творческие задания на комбинирование информации:

  • выделение главного в тексте;

  • сравнение;

  • систематизация информации;

  • изменение информации;

  • дополнение информации;

  • объединение текстов и заданий;

  • самостоятельное составление текстов и заданий;

  • редактирование текстов.

  1. Творческие задания на определение причинно-следственных связей:

  • определение причин и следствий;

  • доказательство, опровержение;

  • определение закономерности.

  1. Творческие задания на планирование и выполнение практических действий:

  • составление плана выполнения задания;

  • планирование и проведение наблюдения;

  • анализ плана выполнения.

Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных частей, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию креативных способностей школьников. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие креативных способностей школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.

2.2. Система творческих заданий

В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено три уровня сложности (от простого – к сложному) содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность школьников. При выполнении этих заданий учащимися, наряду с эвристическими, должны использоваться алгоритмические методы организации творческой деятельности.

Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития компонентов креативности.

Задания III уровня сложности предъявляются учащимся 5-6 классов. В качестве объекта на этом уровне выступают слова, предложения. Творческие задания уровня предполагают работу по образцу, объяснение значение слова, фразы и предназначены для развития творческой интуиции, продуктивного воображения. Выполнение творческих заданий осуществляется на основе выбора вариантов и накопленного творческого опыта в младшем школьном возрасте. Используются эвристические методы творчества: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, отдельные приемы типового фантазирования.

Примерами заданий данного уровня могут быть:

1. Лексико-орфографическая работа – это лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями, упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, которые в конечном итоге работают на обогащение словаря школьника.

  1. Объяснить смысл высказывания: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).

  2. «Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту).

Учащимся предлагается произнести любое слово и записать его. Дать его эмоциональную характеристику (доброе оно или злое). Назвать возможные слова, которые могут притягиваться к данному слову как к магниту. Придумать с этими словами текст.

  1. От предложения к собственному тексту.

Задания для учащихся: прочитать данные пословицы; устно передать ее основной смысл; сформулировать тему.

Лучше брать пословицы с нравственной тематикой. Например:

Ты ему по секрету, а он всему свету.

Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

  1. «Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)

Учащиеся должны представить, что они превратились в один из предметов, их окружающих. Передать свои ощущения. Постараться свои мысли записать в форме маленького рассказа или стихотворения. (Приложение 3)

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Они предназначены для учащихся 7-9 классов. Под объектом в заданиях данного уровня выступает текст. Творческие задания представлены либо в виде проблемной ситуации, либо предполагают создание собственного продукта на основе предложенного (Приложение 4).

Примерами заданий данного уровня могут быть:

    1. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).

На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени.

    1. От цитаты высказывания к собственному тексту.

Внимательно прочитать высказывания. Выбрать одно из них – по своему усмотрению. Определить тему и сформулировать главную мысль (идею) этого высказывания. Выразить свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.

Напр. Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы быть братьями. Ф.Вольтер


Задания I уровня сложности. Это задания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне рассматриваются система русского языка в целом или художественная система писателя, эпохи. Задания такого типа предлагаются учащимся 10-11 классов, направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения. Предполагают выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ.

Примерами заданий данного уровня могут быть:

  1. Исследование «Энциклопедия одного слова».

Исследовать одно слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а потом проследить, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести, в стихах.

2. Учащимся предлагается текст литературного произведения. Требуется изменить расположение глав (абзацев) в тексте таким образом, чтобы получился новый сюжет.

3. Необходимо изменить образ одного из литературных героев и соответственно внести изменения в сюжет произведения.

  1. Предложить необходимые, по мнению учащихся, меры для улучшения социального положения литературного героя.

5. Рассмотреть фрагмент литературного произведения и дополнить его новым содержанием. На основе идеи этого сюжета создать свое произведение.

Все представленные виды заданий могут использоваться как на традиционных уроках русского языка и литературы, так и на специальных уроках речетворчества.

    1. Уроки речетворчества

Обучение речетворчеству - это обучение детей умению владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров.

Главное отличие этих уроков от традиционных (грамматических, уроков развития связной речи) в том, что в центре их - СЛОВО, которое рассматривается во взаимосвязи всех его сторон: эстетической, семантической, грамматической. Все грани слова проявляются, раскрываются в тексте. Следовательно, текст и является предметом и средством обучения на уроках речевого творчества.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые и пересекающиеся этапы:

  • этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью школьников;

  • этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям в соответствии с характером темы, организация самостоятельной работы);

  • этап работы над сочинением после его написания.

Автор опыта отмечает, что процесс увеличения количества творческих заданий должен носить постепенный характер: освоили учащиеся правила выполнения творческих заданий определенного вида - соответственно увеличивается их количество. Начинать лучше с тематических уроков, цель которых - объединить язык и речь. Результатом таких уроков становится создание учащимися собственных текстов. Тематические уроки на речевой основе позволяют включить учащихся в активный процесс речевого творчества. (Приложение 5).

И еще один немаловажный аспект. Увеличение объема творческих заданий не предполагает отказа от репродуктивных заданий. Но объем репродуктивных заданий должен быть уменьшен ровно до количества, которое необходимо для формирования представлений и знаний у учащихся.

Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Для индивидуального развития школьников через их литературное творчество очень важны такие темы, которые представляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения.

Варианты тем сочинений на свободную тему.

Какое слово меня больше всего обижает и больше всего радует.

Что сильнее – правда или кривда?

Когда я слышу эту музыку,…

Безграничность русской равнины и русской души.

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление, важно вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества. Ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум, но и его чувства.

2.4. Технология французских педагогических мастерских.

Важным структурным компонентом системы работы по развитию творческих способностей учащихся являются уроки литературы, построенные на основе технологии французских педагогических мастерских. В ходе этих уроков через чтение и письмо обеспечивается развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлективность, критичность мышления, креативность. Мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Цели уроков-мастерских:

  • Обучение умениям ставить проблемы; обучение умениям творчески искать ответ.

  • Развитие креативных умений.

  • Воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Построение мастерской происходит по определенному алгоритму.

Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Первый этап

  1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение... Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

  2. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии.

  3. «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Второй этап.

  1. Обращение к новой информации и ее обработка.

  2. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа.

  3. Социализация.

  4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения»).

Отбирая художественные тексты для мастерских, следует учитывать уровень лингвистического и литературного развития учащихся, эстетическую и познавательную ценность текста, обозримость текстового пространства, богатство и оригинальность художественных образов в произведении.

Стимуляторами речевой творческой деятельности учащихся становятся и другие виды искусства: живопись, музыка. Живописные полотна, музыкальные произведения, соотносимые с основной речевой темой урока, могут быть использованы на всех этапах работы над ней.

2.5. Внеурочная образовательная деятельность.

Развитие творческих и креативных способностей школьников не может быть полноценным, если оно ограничится рамками учебного времени. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность в рамках научных обществ и через участие в творческих конкурсах.

Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих заданий, их выполнение закрепляет основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании учащихся.

Обращение к ним возможно на определенной ступени психического развития ребенка, когда, по словам Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью этого периода является учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности, основы мировоззрения.

Исследовательские задания используются для обобщения знаний, как зачетные работы (Приложение 6). Работа учащихся над исследовательскими заданиями организуется по следующему плану:

  • Постановка проблемы.

  • Составление плана работы.

  • Анализ литературы и работа с литературными источниками.

  • Наблюдение и анализ языковых фактов.

  • Составление выводов и оформление работы.

Суть исследовательского метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Автор опыта старается поставить учеников перед необходимостью «пройти путь учёного», применяя специальные способы деятельности. Главное назначение исследовательского метода – приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового материала.

Результатом такой деятельности становятся проектные работы, которые связаны между собой тематически. Примерами успешной реализации такого подхода могут служить грамоты победителей и призёров муниципальных и всероссийских конкурсов исследовательских работ учащихся. (Приложение 7).

Результативность

Работа на протяжении нескольких лет по созданию творческой среды с целью развития креативных способностей школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время даёт положительные результаты.

Это подтверждается результатами мониторинга на основе диагностического материала, используемого в работе: тест ШТУР, тест Павлова И.П. на определение функциональной ассиметрии полушарий, тест «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся» (М.И.Рожков, Ю. С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович), методики В.И.Зверевой по исследованию интеллектуальных и познавательных способностей учащихся (методика изучения процессов обобщения, анализа, умений сравнивать, диагностика наблюдательности), тест IQ (интеллектуального уровня) (Приложение 2).


Уровень сформированности творческой активности учащихся (М.И.Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Волович)




Исследование интеллектуальных и познавательных способностей учащихся. По методикам Зверевой В.И.






Данный набор диагностического материала позволяет выявить сформированность речевых и мыслительных навыков; наличие генетических задатков к той или иной деятельности; уровень развития творческих качеств, что позволяет строить работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка и использовать оптимальные способы стимулирования творческой активности.

Создание творческой среды в полной мере способствует творческой самореализации личности школьников, о чем говорят результаты участия детей в различных творческих конкурсах:

год

Название конкурса

Тема работы

место

2006

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»

« Роль имен собственных в былинном эпосе»

Лауреат 2 степени

2006

Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева

« Имена собственные в русских былинах»

2 место

2007

Районный конкурс творческих работ учащихся « Пасха – светлое Христово воскресение»

Лучшее пасхальное стихотворение

1 место

2007

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»

« Стрелялись мы…» Дуэль в русской истории и литературе 19 века ( На материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Лауреат 1 степени

2008

Районный конкурс прозы и поэзии «Мечтою созданный Строитель»

Номинация «Поэзия»

3 место

2008

Районный конкурс юных поэтов «Больше поэтов хороших и разных»




2 место

2009

Районный конкурс исследовательских и творческих работ учащихся, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

«Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы…»

2 место

2009

Районный конкурс исследовательских и творческих работ учащихся, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

«Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н.В.Гоголя»

2 место

2009

Районный конкурс по художественному слову «Мой край – родная Белгородчина!

Юные поэты

2 место
  1   2   3   4

Похожие:

Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий....
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconДоклад на научно-практической конференции по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся»
«Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений...
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconСеминар-тренинг креативности: развитие творческих способностей
Семинар проводится с целью обучения специалистов системы дополнительного образования практическим приемам и техникам развития творческих...
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconИсследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы Понятия «самостоятельность»
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconПисьменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью...
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы
Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это...
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconМоу «сош с. Черный Яр» Черноярского района Астраханской области
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» icon«Использование элементов театрализации на уроках литературы»
Сведения об образовании: высшее, Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова, 1990 год, учитель русского...
Литература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» iconЭффективность и актуальность использования инновационных заданий в тестовой форме (на уроках русского языка, литературы, при самостоятельной подготовке к ент)

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница