Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль»




Скачать 20.16 Kb.
НазваниеАлександровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль»
Дата03.02.2016
Размер20.16 Kb.
ТипСтатья
Павлова Мария Александровна


Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль»

как педагогическая инновация


Статья опубликована в сборнике «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России: Материалы Международной научно-практической конференции» . Москва, 26-27 мая 2009г. В 2ч. Ч.2. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 54-61


В исследованиях и методических рекомендациях известных педагогов по постановке голоса прослеживается несколько точек зрения, касающихся формирования самоконтроля в пении. Так Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, М.Э. Донец-Тессейр считают, что главным «контролёром» в пении является слух и именно от него зависит качество звучания голоса.

По мнению Н.М.Малышевой, Р. Юссона, успешность постановки голоса зависит от умения певца опираться на мышечные ощущения и мышечную память, поскольку опора во время пения только на слуховые ощущения может сильно подвести начинающего певца (в том случае, скажем, если певец выступает в помещении с незнакомой ему акустикой).

По мнению Д. Люша, самоконтроль должен в первую очередь на вибрационные ощущения. Учитывая справедливость высказанного, отметим, что все же отдавать «предпочтение» какому-либо одному из перечисленных компонентов самоконтроля было бы недостаточно, поскольку процесс пения интегрирует вокальные ощущения в едином профессиональном умении, основу которого составляет вокально-слуховой самоконтроль.

Сопутствуя профессиональному пению, вокально-слуховой самоконтроль обеспечивает поддержание хорошей исполнительской формы певца. Большое значение в понимании действия и своеобразия механизма самоконтроля во время пения имеет точка зрения Л.Б. Дмитриева. В исследовании «Основы вокальной методики», опираясь на учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, автор показывает, что процесс пения можно представить как «схему с обратной связью», в которой взаимодействуют два рода каналов и соответственно два рода сигналов. Одна группа каналов несёт управляющие сигналы из мозга к исполнительным органам, то есть мышечной системе голосового аппарата. Это так называемая прямая или исполнительская связь. Другая группа - это каналы обратной связи, которые несут информацию о работе голосового аппарата и его состояния в данный момент от «чувствительных систем» (зрительных, слуховых, мышечных и вибрационных ощущений) обратно в мозг. Такая связь у Л.Б. Дмитриева носит название «информационной».

Опираясь на данную «схему», Л. Б. Дмитриев рассматривает процесс пения следующим образом: «Для того, чтобы спеть что-либо, надо прежде всего ясно представлять себе звуковой образ. Это своего рода эталон для сравнения с тем результатом, который получится после попытки его воспроизвести. Звуковой образ вызывает соответствующие двигательные, зрительные, вибрационные (резонаторные) представления… На основе анализа и синтеза информации от системы анализаторов, во главе со слуховым, полученный результат сравнивается, соответствующие коррективы вносят новые движения и тормозят ненужные до тех пор, пока акустический результат не совпадёт со звуковым» [14, 77].

Таким образом, если попробовать охарактеризовать действие вокально-слухового самоконтроля в более сжатой форме, то он должен начинаться для певца с представления образца звучания, ориентируясь на который он будет петь и одновременно анализировать степень совпадения реального звучания заданному образцу.

Успех профессиональной подготовки певца во многом зависит от хорошо развитого вокального слуха. В исследовании «Вокальный слух и голос» В.П.Морозов приходит к выводу, что вокальный слух представляет «сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть, и ещё некоторых других видов чувствительности. Сущность вокального слуха не просто в восприятии, но в активном восприятии, соучастии в процессе образования слышимого звука, вернее, в умении осознать и воспроизвести принцип его образования» [29,83-84].

К аналогичному выводу приходит и Л.Б. Дмитриев. «У начинающих певцов, - пишет ученый, - в первую очередь необходимо сформировать вокальный слух, в основе которого лежит связь представления о звуке с движениями, который такой звук производит. Причем, в это понятие, подчеркивает автор, следует также включать и другие ощущения: «…вибрационные, резонаторные и чувство подскладочного давления» [14, 89].

По мнению М.Э. Донец-Тессейр «слух певца должен быть специализированный - вокальный, улавливающий специфические тонкости, малейшие отклонения от правильного звучания. При помощи слуха певец находит путь исправления вокальных ошибок, а также путь к достижению лучших качеств голосового тембра» [16, 122-123].

В процессе формирования слухового самоконтроля у студентов, по мнению преподавателей музыкально-педагогического факультета (Е.А. Красотиной, Л.Г. Арчажниковой и др.) большое внимание необходимо уделять приемам, развивающим вокальный слух. По мнению Е.А. Красотиной данный метод приучает студента к самостоятельности, развивает сознательное отношение к исполняемому произведению, способствует развитию целенаправленного слухового внимания и навыков слухового самоконтроля, без которых невозможна полноценная музыкальная деятельность. Благодаря устойчивому слуховому образу, образуется «целостная слаженная программа исполнительских движений, управление которыми происходит по ходу исполнения с помощью слухового и мышечного самоконтроля».

По определению Б.М.Теплова «внутреннее пение - не замена слуховых образов, а как раз наоборот – их опора, подкрепление…Пение – внутреннее или внешнее…есть функция слуховых представлений. Без слуховых представлений не может быть и пения…Проявление внутреннего пения означает…проявление слуховых представлений» [43, 182].

Д.Л. Аспелунд трактует внутреннее пение как профессиональную способность мысленно представить вокальное воплощение музыкального произведения. Приведем фрагмент комментария положения Д.Л. Аспелунда, сделанным И.Ю. Алиевым [2, 102-103]. «В своей работе «Развитие певца и его голоса, - пишет И.Ю. Алиев, автор определяет метод «внутреннего пения» как способ оформления и реализации в пении исполнительской концепции вокального произведения, а также как «щадящий» в условиях интенсивности голосовой работы». «Голос певца, - отмечает Д.Л. Аспелунд, - всегда выражает внутреннее – психическое состояние, обусловленное музыкой и словом. Выразительность голоса - это одно из основных требований к певцу.

«Внутренне психическое состояние» в пении, - комментирует И.Ю. Алиев, - зависит также и от предварительного эмоционально-положительного настроя, который создает необходимые условия для свободного проявления подсознательных процессов, лежащих в основе творческого акта. Внутреннее (беззвучное) пение как метод обретения адекватного состояния творческой настроенности». Однако, как отмечает И.Ю. Алиев, применение метода «внутреннего» пения затруднительно в том случае, когда сфера профессиональных вокально-слуховых представлений находится в зачаточном состоянии».

По мнению Д.Л. Аспелунда: «мысленное впевание произведения (либо представление искомого качества вокального звучания), связано с музыкальным, а не вербальным мышлением. Музыкальные эмоции и эмоции, вызванные художественным словом, тесно связаны, но и различны. Музыкальные представления и чувство музыки многообразно влияют на тип дыхания, опору, тембр и т.д. ». И далее: «…музыкальное представление в пении связано не только с атакой, определенной гласной, а с представлением желаемого (искомого) качества звучания» [2, 179]. В связи с этим, Д.Л. Аспелунд замечает: «мысленное впевание произведения представляется целесообразным практически, актуализируя возникновение музыкально-психологического рисунка в памяти и представлении поющего (замене голосового «впевания» процессом внутреннего пения)» [2, 179].

Таким образом, Д.Л. Аспелунд определяет внутреннее пение как «практически действенное методическое средство, которое в процессе занятий должно оформиться в значимый профессиональный прием [2, 179].

В монографии «Основы вокальной педагогики» И.Ю. Алиев рассматривает вокально-слуховые представления основой профессионального певческого умения. Поясняя свою позицию, автор, замечает: «вокально-слуховые представления, идеально обеспечивая эталон-звукообраз координаций академического сольного пения, обосновывают оформление певческого умения. В процессе занятий сфера слуховых представлений начинающего певца постепенно оформляет эталон-звукообраз, который, как некий вокально-слуховой ориентир, позволяет ему не только оценивать слухом и воспроизводить координации голоса в пении, но и, корректировать пение, постепенно «приближая» его к вокально-эстетическому идеалу.

Вокально-слуховые представления оформляются, прежде всего, на уровне вокальных ощущений, которые являют практический смысл певческих координаций» [2, 126].

В.П. Морозов определил: «В пении представление рождает движение» и замечает, что принцип резонансного пения «будет зависеть от того, какой образ, принцип работы голосового аппарата певец создал, нарисовал в своем воображении. Если это образ гортани и голосовых связок, через которые «протискивается» струя воздуха из легких, то все это увидят и слушатели, услышат горловой «связочный» звук, разумеется. Если же певец «видит» внутри себя органную трубу, то слушатели это и услышат» [29, 27-28].

Оценивая роль вокально-слуховых представлений в динамике индивидуального певческого развития студента И.Ю. Алиев пишет следующие: «вокально-слухового представления, как эстетически идеальный исток координаций профессионального пения, одновременно являются оформляющим «венцом» певческого умения. [2, 128].

Можно уверенно сказать о том, что чем лучше певец себя контролирует, тем лучше он поет.

Вокально-слуховой самоконтроль является профессиональным качеством (практическим умением) интегрирующим слуховые, мышечные и вибрационные ощущения академического сольного пения.

Автор на примере собственного профессионального становления в классе сольного пения народной артистки Р.Ф. профессора Л.П. Левченко сумела практически оценить ключевое значение вокально-слухового самоконтроля, как профессионального качества объединяющего вокально-техническое и художественно-исполнительские основы школы академического сольного пения. Таким образом: взаимосвязь слухового представления и вокальных координаций, полагает основу вокально-слухового самоконтроля, как ключевого профессионального умения певца.


Практическая памятка для начинающего певца

классов Л.П. Левченко и М.А. Павловой

  1. Всегда следить за правильным вдохом в форме «клубочка», а выдох в форме «горячих клубов пара».

  2. Открывать рот вертикально (очень важно, чтобы щечки между буквами А и О «западали»).

  3. Во время пения «держать купол» (высокое мягкое нёбо).Петь «на зевке».

  4. Во время вдоха никогда не поднимать плечи, не дышать в грудь!!!

  5. Гортань во время пения должна быть всегда эластична, свободно и мягко опущена! Там где гортань – вы словно бы должны ощущать «пустоту».

  6. Уметь петь, соединяя три точки: голова-грудь-живот.

  7. Всегда сохранять опору на дыхании с первого до последнего звука!

  8. В пении нужно соединять («смешивать») головной и грудной резонаторы.

  9. Стоять прямо, ровно, красиво. Не раскачиваться, не дирижировать руками, плечами, ногами.

  10. Всё петь длинными фразами, плавно, ровно (кантилена), без толчков, «вести фразу».

  11. Всегда ощущать головные резонаторы («петь в маске»).

  12. Следить за интонацией, «не сползать» и «не подъезжать».

  13. «Верхние» звуки брать сверху, на staccato («укол»), не теряя при этом «опору».

  14. Всегда следить за распевами, особенно мелкими, не злоупотреблять буквами «Г» и «Х».

  15. Слова и окончания произносить четко, ясно.

  16. Следить за буквами Е и И – они должны быть вертикальными, иметь «купол», объем.

  17. Петь гласными звуками и быстро произносить согласные, как бы «приклеивать» их к последующим гласным звукам.

  18. Итальянский текст произносить как родной.

  19. Если произведение написано в куплетной форме, то песню надо петь, как бы рассказывая содержание каждого куплета.

  20. Каждое произведение имеет свое музыкальное развитие: начало, кульминацию и итог. Пойте, всегда связывая все эти три основных смысловых момента произведения. Исполнять в целом музыкальные фразы и формы.

  21. Всегда думать о чем поешь! Стиль и форма произведения (романс, ария, нар. песня) подсказывает соответствующие приемы и манеру исполнения.

  22. Старайтесь увлекаться музыкой, не пойте равнодушно, формально.

  23. Нельзя много громко и бездумно петь (самостоятельные занятия начинающих певцов не более 20 минут в день).

Основу предлагаемой «практической памятки» составили художественно-педагогические принципы, методы и практические приемы системы индивидуального обучения сольному пению народной артистки РФ, профессора Левченко Л.П., в классе которого автору посчастливилось заниматься.

Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Алиев И.Ю. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества в двух частях. – М., 1993. – 86 с.

  2. Алиев И.Ю. Основы вокальной педагогики. – Методология теории и практики творческой организации художественно-педагогического процесса. – М.: Педагогика, 2001. – 252 с.

  3. Алиев И.Ю. Основы преподавания сольного пения. Методология теории и практики художественно-дидактической системы вокально-педагогического процесса. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 192 с.

  4. Алиев И.Ю. Основы музыкальной педагогики высшей школы и методология мастерства педагога-вокалиста: Монография /И.Ю, Алиев. – М.: Гном и Д, 2006. – 264 с.

  5. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. – М.: Музгиз, 1952. – 268 с.

  6. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. – Второе, переработанное и дополненное издание. – М.: Музгиз, 1956. – 268 с.

  7. Багадуров В.А. Очерки по вокальной методологии. - Часть III. Вып. Первый. – М.: Гос. изд., муз. сектор. – 1937. – 256 с., нот. - (В надзагл. Труды науч.-исслед. муз. ин-та при Моск. гос. консерватории).

  8. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. – Л.: Музыка [Ленинградское отделение], 1968. – 66 с. с нот. (На обл.: В помощь педагогу-музыканту).

  9. Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М.: Культурно-просветительский центр «Прикосновение», 2004. – 271 с.

  10. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. – М.: Аграф, 2000. – 224с.

  11. Варламов А.Е. Полная школа пения. – М.: Музыка, 1953. – 320 с.

  12. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению./ Под ред. Ю.А. Барсова. - Л.: Музыка, [Ленинградское отделение], 1968. – 64 с. с ил. и нот. ил. (На обложке: В помощь педагогу-музыканту).

  13. Гарсиа М. (Сын). Школа пения (Полный трактат об искусстве пения). /Предисл., пер., ком. и прим. проф. В.А. Багадурова, д-ра искусств. наук/.- М.: Музгиз, 1956. – 127 с. с ил. и нот. [обл. 1957].

  14. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка 1996, - 366с.

  15. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр. О воспитании легких женских голосов - М.: Музыка, 1974. – 61 с. с нот. (В помощь педагогу-музыканту).

  16. Донец-Тессейр М.Э. Опыт воспитания сопрано. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат.- М.: Музгиз, 1967., N 3. - С.120-133.

  17. Егоров А.И. Гигиена голоса и его физиологические основы /под общ. ред. Жинкина Н.И. – М.: Гос. муз. изд-во, 1962. – 171с.

  18. Иванов А. Искусство пения. – М.: Голос-Пресс, 2006. – 436с., ил.

  19. Кантарович В.С. Гигиена голоса. – М.: Музгиз, 1955. – 156 с.

  20. Крючков В.А., Алиев И.Ю., Малунцева В.А. Художественно-педагогический репертуар в классе сольного пения. Учебно-методическое пособие для пед. вуза /под ред. В.А. Крючкова. – М.: МПГУ, 2007. – 132с.

  21. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели /Пер. с итальянского Ю.Н. Ильина/. – Л.: Музыка, [Ленинградское отделение], 1972. – 303 с.

  22. Левидов И.В. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. – Л. - М.: Искусство, [Напечатано в Ленинграде], 1939. – 256 с. с ил. и граф.

  23. Левик С.Ю. Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены. – М.: Искусство, 1955. – 473 с. с ил.

  24. Линклэйтер К. Освобождение голоса. / Пер. с англ. – М.: ГИТИС, 1993 – 176 с., ил.

  25. Листова Н. А. А. Варламов. Его жизнь и песенное творчество.– М.: Музыка,1968. – 267 с. с нот. ил.

  26. Люш Л.Ф. Развитие и сохранение певческого голоса. – Киев.: Музычна Украина, 1988. – 145 с.

  27. Малышева Н.М. О работе певца над голосом. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат. –М.: Музгиз, 1962, N-1.- С.50-76.

  28. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 1987. – 94 с.

  29. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 86 с. с ил.. - (На обложке: В помощь педагогу-музыканту).

  30. Морозов В.П. Резонансная теория пения (комментарий для вокалистов) //Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение: Материалы научно-практической конференции / Ред. - сост. М.С. Агин. – М., 1996. – С.22-29.

  31. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002. – 494 с.

  32. Назаренко И.К. Искусство пения. История, теория, практика. [Предисл нар. арт. РСФСР Н. Озерова, с. 3-8]. – М. – Л.: изд. и типолит. Музгиза в Мск., 1948. – 384 с. с ил. и нот.

  33. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до IX-XXI. – М.: Владос, 2003. – 304 с.

  34. Павлова М.А. Лекции по методике обучения пению. Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов факультета культуры и муз. искусства / Науч. ред. И.Ю. Алиева. М.: МГОПУ им. Шолохова, 2004. – 74 с.

  35. Панофка Г. Искусство пения: Теория и практика для всех голосов. Соч. 81/ пер. с ит. Р.Н. Арской. Под общ. ред. Е.Н. Артемьевой. – М.: Музыка, 1968. – 214 с.

  36. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для сту-ов и преп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

  37. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с.

  38. Румянцев П.И. Станиславский и опера. – М.: Искусство, 1969. – 493 с.

  39. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. – М.: Изд-во Академ. наук СССР, 1962. – 139 с.

  40. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – Собрание сочинений в 9-ти томах /Предисловие Ефремова О.Н; подготовка текста, вст. ст. и коммент. Соловьевой И.Н.. – М.: Искусство, 1988. – 622 с.

  41. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Чехов М.А. О технике актера. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006. – 490 с.: портр., ил.

  42. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие / Науч. ред. канд. мед. наук В.В. Мерцалова; Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. – М., 1988. – 68 с.

  43. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. – 335с. с нот.

  44. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. – М.: Вагриус, 1997. – 320с.

Похожие:

Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconЗимина екатерина александровна
Зимина Екатерина Александровна – горный инженер-шахтостроитель, кандидат технических наук, доцент
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоувпо "пермский государственный национальный исследовательский университет"
Ф. и о авторов Беляева Наталья Михайловна, Борисова Надежда Владимировна, Данилова Галина Александровна, Назукина Мария Викторовна,...
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconПрограммирование
Понятие алгоритма и его основные свойства, блок-схемные определения как пример уточнения понятия алгоритма. Понятие компьютера, принципы...
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconКакое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?
В каком из предложений понятие «культура» употреблено в наиболее широком смысле этого слова
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconМедицинских методов диагностики слуховой функции
Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов:...
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconРуководство и контроль Самоконтроль: «Использование подвижных игр, физкультурных развлечений и досугов как фактор двигательной активности детей и улучшение их положительного и психического состояния»
Формирование лексико – грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале краеведения
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconВведение Понятие «неопределенность»
То же происходит и в России эти термины (и соответствующие величины) применяются все чаще. Так, понятие неопределенности фигурирует...
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconКалендарно-тематическое планирование по технологии 10 класс
Понятие«технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» icon№1. Понятие о русском языке и культуре речи Понятие о языке и речи. Функции языка и речи
Понятие литературного языка. Признаки литературного языка. Русский литературный язык
Александровна Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» iconМетодическая разработка методика работы с хоровым коллеткивом мальчиков
Умения и навыки репетиционной работы необходимо воспитывать! Профессиональная вокально-хоровая работа ведется в Хоровом училище имени...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница