Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия»




Скачать 15.64 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер15.64 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5
Кафедра философии и политологии

Утверждаю.

Проректор по УР

А.А.Патрушев


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ»

Для студентов всех факультетов стационара


Челябинск

2006


Методические указания составлены в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и типовой программой по курсу «Философия».


СОСТАВИТЕЛИ

Бибарсова Н.В. – канд. ист. наук, доцент (ЧГАУ)

Гладышев В.И. – докт. фил. наук, проф. (ЧГАУ)

Кондратьева О.И. – ст. преподаватель (ЧГАУ)

Нагорных Е.Е. – канд. филос. наук, доцент (ЧГАУ)

Погуляева С.А. – канд. филос. наук, доцент (ЧГАУ)


РЕЦЕНЗЕНТЫ


Палецких Н.П. – д-р ист. наук, проф. (ЧГАУ)

Григорьева Л.М. – канд. филос. наук, доцент (ЮУрГУ)


ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК


Гладышев В.И. – зав. кафедрой философии и политологии


Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАУ

Редактор Гришина Л.Ф.

РИО ЧГАУ

Объем 1,0 уч.-изд.л. Тираж экз.

Заказ

УОП ЧГАУ

© Челябинский государственный агроинженерный университет, 2006


Введение

Выдающийся русский писатель и философ Л.Н.Толстой писал: «Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет». Изучением этих главных вопросов занимается философия. Вместе с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами она способствует преодолению технократических тенденций в образовании, возрождению национально культуры духовности. В основе этой деятельности лежит разработанная кафедрой философии концепция гуманитаризации процесса образования в вузе.

При разработке настоящих методических указаний и планов семинарских занятий по философии мы руководствовались государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Изучение курса философии завершается экзаменом. На большинстве факультетов предусмотрена промежуточная форма отчетности – зачет в зимнюю сессию (III семестр). Кроме того, практикуется блочно-модульная система обучения, которая предусматривает возможность сдачи экзамена частями с обобщающей оценкой в конце учебного года, перед экзаменационной сессией.

Отчет за каждый «блок» происходит в форме контрольной работы, реферата или устно – по усмотрению преподавателя, ведущего семинары в группе.

Реферат выполняется по теме, предложенной преподавателем, и представляется в виде рукописи на листах формата А4. Реферат должен иметь четкий план, правильно оформленные сноски и библиографию. По вопросам, связанным с содержанием и оформлением реферата, нужно консультироваться у преподавателя.

Философию нельзя освоить, не обращаясь непосредственно к ее истокам. Особое внимание при изучении философии и выполнении рефератов уделяется работе с первоисточниками – произведениями выдающихся мыслителей прошлого и современности. На основе работы с первоисточниками готовятся доклады для выступления на групповых конференциях. Необходимая литература имеется в библиотеке университета, главным образом, в читальном зале гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ауд. 404). Здесь регулярно проводятся открытые просмотры и обзоры литературы по всем блокам – модулям, предусмотренным программой курса философии.

Во второй половине апреля кафедра философии традиционно проводит неделю философских и социально-политических знаний, включающую теоретические конференции, тестирование, обзоры литературы и др. Активное участие студентов в неделе философских знаний облегчит процесс отчетности по курсу и по усмотрению преподавателя, может быть одной из ее форм.

Преподавателями кафедры читаются спецкурсы «Теоретические и прикладные проблемы общения», «Образ бога и человека в религиях народов мира» по 30 часов каждый. Участие студентов в спецсеминарах способствует углублению знаний по философии.

Изучая философию, наряду с конспектами лекций, студенты должны пользоваться учебниками и учебными пособиями, указанными ниже:

Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2005.

Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П./Введение в историю философии: Учебное пособие, М., 2005.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. Колл. Фролов И.Т и др.- 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов – н/Дону. – М., 2003.

История философии: Учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд.-Ростов н/Дону, 2005.

Скирбекк Г., Гелье Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Пер. с англ. В.И.Кузнецова; Под ред С.Б.Крымского. – М., 2003.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник, М., 2006.

Философия: Хрестоматия. М., 2006.

Философия: Учебник/Под ред А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. – 3-е изд. – М., 2005

Философский энциклопедический словарь. – М., 2004


Кроме того, к каждой теме подобран обширный список литературы, который создает возможность, по усмотрению преподавателя, смещений, смысловых акцентов на том или ином занятии, а также возможность определенной взаимозаменяемости источников. При составлении вопросов и тестов для самоконтроля использовались многочисленные источники, некоторые из которых следует привести:

Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. – М., Новосибирск, 2000; Задания для подготовки к практическим занятиям по курсу философии. Челябинск, 1978; Кравченко В.В. Тесты по философии (с историко-философским введением): Учебное пособие для вузов, М., 2004; Философия: Курс лекций/Л.З.Немировская. М., 1995; Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов/В.П.Кохановский и др. Ростов н/Д., 2006 и др.

И последнее. Приступая к изучению философии, студент с самого начала должен уяснить, что философию невозможно выучить непосредственно перед экзаменом, для того чтобы понять философию, необходима повседневная систематическая работа.


Тема I. Предмет философии.


  1. Понятие и структура мировоззрения. Основные формы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

  2. Эволюция представлений о предмете философии.

  3. Структура философского знания.

  4. Место и роль философии в культуре. Функции философии.


Темы рефератов


  1. Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.

  2. Философия как ценностное знание.

  3. Философия и религия.

  4. Философия и наука.

  5. Становление философии: основные направления и этапы исторического развития.

  6. Основные типы самоопределения современной философии.

  7. Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.


Тесты для самоконтроля

  1. Кто первый употребил слово «философ». (Гераклит, Платон, Сократ, Пифагор, Демокрит, Декарт, Гегель).

  2. Какое из ниже перечисленных определений философии первоначальное? ( Душа культуры, учение о мудрости, любовь к мудрости, идея совершенной мудрости, форма теоретического мировоззрения, учение о первосущностях).

  3. Правильно ли будет утверждать, что понятие философии охватывает более широкий круг явлений, чем понятие мировоззрения? (Да, нет).

  4. Можно ли утверждать, что предметом философских размышлений является отношение «человек-мир»? (Да, нет).

  5. Считаете ли Вы, что философия возникла раньше мифологии? (Да, нет).

6. Можно ли утверждать, что философию нельзя отождествлять с религией? (Да, нет)


Литература


Белов М.В. Философия философии (самоопределение философии в акте рефлексивного мыследействия). Пермь, 2003.

Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д., 2003.

Кучуради И. Философия перед лицом мировых проблем.// Вопросы философии, 2004, № 3.

Лебедев С.А. Предмет философского знания//Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия, 2002, № 5.

Миронов В.В. Коммуникационное пространство, как фактор трансформации современной культуры и философии.//Вопросы философии, 2006, № 2.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Д.П. Что такое философия? М., 1991.

Пашнина Д.П. Неопределимость мира и особенности организации мифологической картины мира//Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7, 2001, № 6.

Перцев А.В. Душа в дебрях технологий.-М., Екатеринбург, 2005.

Проблемы философии: тексты лекций/под ред. К.Н.Суханова. Челябинск, 2003.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник, М., 2006.

Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен//Вопросы философии, 2006, № 2.

Философия: Учебник/Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М, 2005.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./ Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.


Тема II. Античная философия.


  1. Ранний период – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) - постановка и решение проблемы первоосновы мира.

  2. Классический период философии античности (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

  3. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

  4. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.


Темы рефератов


  1. Первые натурфилософские школы древней Греции.

  2. Античная диалектика.

  3. Пифагор и пифагорейцы.

  4. Философские воззрения элеатов.

  5. Учение Платона об «идеях» и его эволюция у неоплатоников.

  6. Римские стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и их учения.

  7. Эклектицизм Цицерона.

  8. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина.

  9. Этика Аристотеля.

  10. Учение Аристотеля об обществе и государстве.

  11. Учение Эпикура о преодолении страха.

  12. Поэма Лукреция «О природе вещей».

  13. История кинической философии.

Вопросы и тесты для самоконтроля


  1. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы?

  2. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?

  3. Какое из утверждений принадлежит Фалесу?

А. «Все вещи суть числа»;

Б. «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем»;

В. «Все есть вода»;

Г. «Этот космос один и тот же для всего существующего не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

  1. Какую концепцию выдвинул Гераклит?

А. О неизменности бытия;

Б. О всеобщем изменении и противоречивости сущего;

В. О четырех элементах: вода, огонь, земля и воздух, из которых состоит все существующее.


Литература

Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2005.

Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П./Введение в историю философии: Учебное пособие, М., 2005.

Антология кинизма. Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М., 1984.

Антология мировой философии: в 4-х т./под ред В.В.Соколова и др.-М., 1969.

Богомолов А.С. Античная философия: Учебник, 2-е изд.-М., 2006.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. Колл. Фролов И.Т и др.- 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.

История философии: Учебник/Г.С.Кирвель, А.А.Бородич, У.Д.Розенфельд и др.; под ред. Г.С.Кирвеля. 2-е изд., испр. Мн., 2001.

История философии: Учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд.-Ростов н/Дону, 2005.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. М., 1990.

Левек П. Эллинистический мир. Пер. с франц. Е.П.Чиковой. М., 1989.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи Л.А., Платон, Аристотель. М., 1993.

Платон. Государство. Законы. Политика. М., 1998.

Платон. Пир // Платон. Соч. в 4т. Т.2. М., 1993.

Платон. Учение об идеях. Учение о знании. Космология. Учение об обществе и государстве // Антология мировой философии: В 4т. Т.1 / Под ред. В.В.Соколова и др.- М., 1969.

Плотин. Избранные трактаты. Мн., М., 2000.

Плотин. Космогония. Пер. с англ. К., 1995.

Прокл. Первоосновы теологии; Гимны: Пер. с древнегреч. Сост. А.А.Тахо-Годи. М., 1993.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Гл. XIII-XYIII.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/пер. с англ. В.И.Кузнецова, под ред. С.Б.Крымского. М., 2003.

Философия: Хрестоматия. М., 2006.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.

Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.


Тема III. Средневековая философия.


  1. Истоки, характерные особенности средневековой философии (теоцентризм, идея творения и идея откровения).

  2. Периодизация средневековой философии. Период патристики. Философия Аврелия Августина.

  3. Полемика реализма и номинализма в средневековой философии. Концептуализм П.Абеляра.

  4. Философия Фомы Аквинского. Проблема соотношения веры и разума.

  5. Философия периода упадка схоластики (Дунс Скот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон).


Темы рефератов.


  1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

  2. «Последний римлянин» Боэций и его «Утешение философией».

  3. Аврелий Августин и его «Исповедь».

  4. Концептуализм Пьера Абеляра.

  5. Философия Фомы Аквинского и современность.

  6. Творец немецкой мистики Мейстер Экхарт и его последователи.

  7. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим занятиям и выполнению курсовой работы для студентов специальностей 260501. 65 «Технология продуктов общественного питания»
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconФилософия часть вторая Планы семинарских занятий и
Философия: Часть II планы семинарских занятий и методические указания к ним, вопросы выходного контроля для студентов всех специальностей...
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» icon«инновации в бизнесе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения и содержит учебную программу, учебно-тематический...
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экологическое право» 6 Тематика и методические указания студентам зо по выполнению контрольных работ.
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Экологическое право» для студентов очной формы...
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Мировая экономика»
Вам предлагаются методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Мировая экономика». Методические указания составлены...
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ и тематика контрольных работ по реинжинирингу бизнес-процессов и по их выполнению Методические рекомендации
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Антикризисное управление» для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине история для студентов, обучающихся по направлениям
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры, протокол...
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница