Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография




Скачать 26.44 Kb.
НазваниеЛингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография
страница1/17
Дата03.02.2016
Размер26.44 Kb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Волгоградский государственный педагогический университет


Научно-исследовательская лаборатория

«Аксиологическая лингвистика»


Лингвокультурные типажи:

признаки, характеристики, ценности


Коллективная монография


Волгоград

«Парадигма»

2010


ББК 81.0

Л 15





Л 15

Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности: коллективная монография / под ред. О.А. Дмитриевой. Волгоград: Парадигма, 2010. – 228 с.

ISBN 978-5-903601-28-8




Рассматриваются лингвокультурные типажи – обобщенные образы личностей, чье поведение и чьи ценностные ориентации оказывают определенное влияние на лингвокультуру в целом и служат индикаторами этнического и социального своеобразия общества. Исследования выполнены на материале русского, британского, американского, немецкого, китайского, цыганского коммуникативного поведения.

Адресуется исследователям, разрабатывающим проблемы лингвокультурологии.

ББК 81.0

ISBN 978-5-903601-28-8


© Коллектив авторов, 2010.

© Волгоградский государственный

педагогический университет, 2010.

Оглавление


  1. ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПАЖИ


Иванова М.М. Лингвокультурный типаж «российский предприниматель»

Гуляева Е.В. Лингвокультурный типаж «американский адвокат»

Какичева Ю.В., Затямина В.Н. Лингвокультурный типаж «американский гангстер»

Коровина А.Ю. Лингвокультурный типаж «английский сноб»

Мурзинова И.А. Лингвокультурный типаж «британская королева»

Бондаренко Т.В. Лингвокультурный типаж «английский дворецкий»

Бровикова Л.Н. Лингвокультурный типаж «английский викарий»

Селиверстова Л.П. Лингвокультурный типаж «звезда Голливуда»

Рощина А.А. Лингвокультурный типаж «китайский врачеватель»

Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж «цыганка»


2. СОЦИОЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПАЖИ


Ивушкина Т.А. Лингвокультурный типаж «аристократ»

Желтухина М.Р. Лингвокультурный типаж «политик»

Лутовинова О.В. Лингвокультурный типаж «ламер»

Шестернина В.И. Лингвокультурный типаж «веб-дизайнер»

Опара А.А. Лингвокультурный типаж «комсомолец»

Волкова Я.А. Лингвокультурный типаж «злая свекровь»

Макарова Л.И. Лингвокультурный типаж «пижон»

Карасик В.И. Лингвокультурный типаж «разгильдяй»


4


4


32


42


55


62


74


90


99


111

118


133


133

143

155


165

171


177

183

208

1. ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПАЖИ


М.М. Иванова (Воронеж)

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ «РОССИЙСКИЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ


Лингвокогнитивные исследования получают все более широкое распространение в современной лингвистике.

Концепт «предприниматель» является одним из важных социально-психологических концептов в современной концептосфере русского человека.

Цель работы – описание языковых средств объективации концепта «предприниматель» в русском языке и моделирование его структуры по языковым данным.

Теоретической основой исследования послужили теоретические и методологические идеи, изложенные в работах А.П. Бабушкина, Н.Н. Болдырева, С.Г. Воркачева, А.А. Залевской, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина.

Исследование выполнено в рамках семантико-когнитивного подхода к языку, разрабатываемого научной школой Воронежского государственного университета в области общего и русского языкознания (З.Д. Попова, И.А. Стернин). Основной принцип этого подхода таков: возможность описания структуры и содержания концепта по результатам когнитивной интерпретации результатов анализа семантики объективирующих концепт единиц.

В предпринятом исследовании под термином «концепт» понимается «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» (Попова, Стернин 2006:24).

Основные этапы семантико-когнитивного исследования:

- построение номинативного поля концепта;

- анализ и описание семантики языковых средств, входящих в номинативное поле концепта;

- когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых средств – выявление когнитивных признаков, формирующих исследуемый концепт как ментальную единицу;

- моделирование концепта.

Моделирование концепта предполагает выполнение нескольких последовательных шагов:

- описание макроструктуры концепта (отнесение выявленных когнитивных признаков образному компоненту, энциклопедическому и интерпретационному полям и установление их соотношения в структуре концепта);

- описание категориальной структуры концепта (выявление иерархии когнитивных классификационных признаков, концептуализирующих соответствующий предмет или явление, и описание концепта как иерархии когнитивных классификационных признаков);

- описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта, и представление содержания концепта в виде полевой структуры).

В работе использован комплекс лингвистических методов и приемов: метод сплошной выборки, метод семного анализа, метод описания, экспериментальные методики – свободный и направленный ассоциативный эксперимент, методика субъективных дефиниций; методика Бендикса, метод когнитивной интерпретации языкового материала, количественные методы обработки языковых данных, методика полевой стратификации языковых и когнитивных данных.

Языковым материалом исследования послужили данные лексикографических источников (толковых, синонимических, энциклопедических, терминологических, специальных словарей); результаты свободного и направленного ассоциативных экспериментов; субъективные дефиниции; результаты лингвистических экспериментов по методике Бендикса; результаты анализа художественных и публицистических текстов.

На начальном этапе исследования была выявлена совокупность лексических единиц, составляющих номинативное поле концепта «предприниматель» по данным лексикографических источников.

Установлено, что в словарях концепт «предприниматель» номинирован 175 лексическими единицами. Например, бизнесмен, коммерсант, хозяин, частник, делец, производитель, челнок, оптовик, магнат, торговец, новый русский, торгаш, акционер, дольщик, арендодатель, судовладелец, бизнеследи, кооператор, кустарь, ремесленник, купец, валютчик, фарцовщик, капиталист, фабрикант, заводчик, коробейник, нэпман, маркитант, купчик, хозяйчик, воротила и др.

С точки зрения диахронии лексические единицы, объективирующие концепт «предприниматель» в лексикографических источниках, можно разделить на две неравные части: современную, которая составляет 39 % от общего числа лексических единиц (например: промышленник, олигарх, собственник, фермер, ресторатор, финансист, бизнесвумен и др.) и историческую, которая составляет 61 % (например: гостинодворец, офеня, посессор, негоциант, ходебщик, барышник, прасол, владетель, мануфактурщик, трактирщик, лабазник, судовщик, инвеститор, миллионщик и др.). Таким образом, в словарях в основном отражена историческая часть номинативных средств, объективирующих концепт «предприниматель».

Фразеологические единицы, объективирующие концепт «предприниматель» в русском языке и зафиксированные в словарях, не выявлены.

Слово предприниматель является ключевым для номинативного поля концепта, так как данная лексема: обладает высокой степенью обобщенности значения; является стилистически нейтральной; общераспространенной; современной; употребительной.

Далее в работе рассматриваются исторические данные, касающиеся слова предприниматель, прослеживается динамика развития значений данного слова.

На следующем этапе была предпринята попытка выявить содержание концепта «предприниматель» в обыденном сознании носителей современного русского языка. Для этого было использовано шесть экспериментальных методик. Всего в лингвистических экспериментах со словом «предприниматель» приняли участие 687 человек – 458 женщин и 229 мужчин. Из числа опрошенных – 316 человек в возрасте от 17 до 25 лет; 217 человек в возрасте от 26 до 45 лет; 154 человека в возрасте от 46 до 80 лет.

Участниками экспериментов явились студенты Воронежского государственного университета ряда факультетов: филологического, исторического, математического, экономического; преподаватели Воронежского государственного университета различных специальностей; инженеры, врачи, торговые работники разнообразных предприятий и учреждений города Воронежа.

Период проведения экспериментов – 2005-2006 г.г. Эксперименты осуществлялись как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Участникам эксперимента методом свободных дефиниций было предложено задание: «Просим написать, как вы понимаете значение слова «предприниматель». В эксперименте приняли участие 97 человек. В ходе эксперимента все испытуемые дали свои определения предложенного слова, отказов не было.

В результате эксперимента были получены, например, такие дефиниции лексемы «предприниматель» (в скобках указано число респондентов, давших этот вариант): человек, занимающийся предпринимательской деятельностью (4); человек, занимающийся частным бизнесом (3); деятель, который независим от свода законов или устава определенного предприятия, а который открыл своё со своим уставом; коммерсант в «уменьшенном» виде, т.е. приобретает товар часто маленькими партиями для реализации самостоятельно; лицо в экономической области, осуществляющее деятельность, направленную на получение доходов; лицо, занимающееся торговлей (с учетом спроса и предложения) со спекулятивным уклоном своей деятельности; лицо, которое занимается преимущественно крупным или средним бизнесом, в большинстве случаев возможно наличие предприятия; предполагает сочетание в одном лице собственника имущества и непосредственного организатора; тот, кто производит и успешно продает то, что производит; управляющий организацией; хозяин; человек, занимающийся бизнесом (легально), более широкая сфера, чем у коммерсанта (в основном: компании); человек, занимающийся выгодными денежными вкладами; человек, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью и являющийся сам себе хозяином, начальником, шефом и т.д., официальные государственные документы подтверждают статус предпринимателя; человек, имеющий какое-либо свое дело, т.е. не работающий по найму; человек, имеющий свое дело, обороты в котором приносят прибыль; человек, ищущий везде выгоду; человек, который организовал свое «дело» (обычно не крупное), частное лицо; человек, который предпринимает действия, направленные на собственное обогащение; человек, который пытается (предпринимает попытку) заработать (не на государственной службе); человек, который пытается что-то достать, купить, продать, делать свое дело, приносящее прибыль; человек, который что-либо производит сам; человек, организующий собственное предприятие или учреждение в производственной или финансовой сфере; человек, получающий прибыль в результате коммерческой деятельности, узаконенной каким-либо правом; человек предприимчивый, находчивый; человек предприимчивый, приносящий прибыль для себя и государства; юридическое лицо, занимающееся коммерческой и производственной деятельностью (1) и другие.

Участникам экспериментов по методике Бендикса было предложено сравнить слово «предприниматель» с близкими ему по значению словами: «бизнесмен», «делец», «толстосум». Эти единицы являются наиболее частыми синонимами слова предприниматель в словарных дефинициях (бизнесмен, делец) и в сознании носителей языка (толстосум – богатый предприниматель).

Участникам экспериментов было предложено задание: «Закончите фразу: «Он предприниматель, а не бизнесмен, потому что…», «Он предприниматель, а не делец, потому что …», «Он предприниматель, а не толстосум, потому что …».

В эксперименте с заданием «Он предприниматель, а не бизнесмен, потому что …» приняли участие 110 человек. 90 человек написали свои варианты ответов, 20 – отказались.

Ответы, которые характеризуют слово «предприниматель»: - Выглядит обычно, не как западный деловой человек; - Его бизнес гораздо меньше; - Жадный; - Занимается слишком мелкими делами, с небольшим оборотом средств; - Имеет маленький доход; - Имеет небольшой оборот денег и товара; - Лично ездит в Китай за тряпками; - Мелковат; - Меньше капитал и занимается легальными предпринимательскими деятельностями; - Много работает сам и честен в своем бизнесе; - Мыслит меньше; - Не достиг подобного уровня; - Ищет пути к зарабатыванию денег; - Он пока предпринимает; - Русский; - Слишком честный и не такой симпатичный; - Скромный; - У него пока еще мало денег; - Уровень его интеллекта выше; - Часто занимается не только перепродажей товара, но еще что-то производит и другие.

Ответы, которые характеризуют и слово «предприниматель», и слово «бизнесмен»: - Бизнесменом можно назвать любого человека, занимающегося делом. Предприниматель организует свое частное дело, предприятие; - Как правило, предприниматель не является собственником широких масштабов, отсюда обозначение «ЧП». Бизнесмен, следовательно, человек, занимающийся крупным бизнесом (фирмы, юридические конторы); - Он живет в России. Жил бы в США, был бы бизнесмен; - Он занимается развитием своего предприятия, его статус ниже, чем у бизнесмена; - Предприниматель организует какое-либо предприятие (как правило одно), а бизнесмен главным для себя считает прибыль; - Предприниматель относится к сфере торговли, а у бизнесмена чаще всего свои капиталы; - Предприниматель создает новые фирмы и производства, а бизнесмен имеет дело с существующими структурами и другие.

В эксперименте с заданием «Он предприниматель, а не делец, потому что …» приняли участие 90 человек. 63 человека написали свои варианты ответа, 27 – отказались.

Ответы, которые характеризуют слово «предприниматель»: - Занимается не сомнительным делом; - Занимается честной деятельностью; - Зарегистрирован; - Имеет свое предприятие; - Немного культурнее; - Не только заключает сделки, но и развивает предприятие; - Он грамотно подходит к своей деятельности; - Он дорожит своим делом и не пускается в авантюры; - Он имеет юридическую регистрацию и несет ответственность; - Он серьезнее; - Работает на себя и другие.

Ответы, которые характеризуют и слово «предприниматель», и слово «делец»: - Предприниматель более узкая сфера деятельности, а делец может заниматься любым делом; - Предприниматель в идеале должен зарабатывать честным путем, тогда как слово «делец» употребляется чаще по отношению к нечестным людям; - Предприниматель занимает определенную нишу в экономике, платит налоги и ограничен законом, а делец сорвал «куш» и в тень; - Предприниматель чаще всего является хорошим работником, что не скажешь о дельце; - Слово «предприниматель» для меня не ассоциируется с чем-то не совсем честным, а «делец» - понимаю, как кто-то непорядочный и другие.

В эксперименте по сравнению слов «предприниматель» и «толстосум» приняли участие 90 человек. 78 человек написали свои варианты ответов, 12 – отказались.

Ответы, которые характеризуют слово «предприниматель»: - Большую часть прибыли вкладывает в производство; - Вкладывает деньги во что-либо, а не копит их; - Возможно, он пока не заработал много денег; - Действует не всегда в своих личных интересах; - Зарабатывает деньги с помощью торговли; - Имеет чувство такта-поведения при проведении своей деятельности; - Набивает не только свою «суму» (дает рабочие места, платит налоги и т.д.); - Не все предприниматели имеют много денег; - Не всегда жадный и богатый; - Не всегда предпринимательская деятельность делает человека богатым; - Он может быть мелким предпринимателем; - Он может не заниматься накопительством; - Предприниматель бывает и без денег; - Предприниматель вкладывает свои деньги в дело; - Предпринимательство не обязательно приводит к богатству, предприниматель может едва сводить концы с концами; - Работает законно, поэтому меньше денег зарабатывает; - Умнее, шире, солиднее; - Хочет развить свое производство, а не просто накопить деньги и другие.

Ответы, которые характеризуют и слово «предприниматель», и слово «толстосум»: - Занимается бизнесом, а толстосум жадный богатый человек; - Занимается делом, пускает свои деньги в оборот, но в то же время он может быть небогат, а толстосум это просто богатый человек; - Не всякому предпринимателю удается стать толстосумом (владельцем больших денежных средств); - Он занимается развитием своего предприятия и продвижением производимой продукции, а не сорит деньгами с целью привлечь внимание; - Он работает и зарабатывает деньги, а не занимается показухой; - Предприниматель деятельный человек, а толстосум нет; - Толстосум это всегда плохо, ужасно, гадко. Хотя и предприниматели в последние 15 лет себя «скомпрометировали» и другие.

В результате свободного ассоциативного эксперимента было получено 190 ассоциатов. Ассоциативная статья слова-стимула «предприниматель» выглядит так:

Предприниматель 190: то же, что бизнесмен 19, предприимчивый 9, работающий на свою раскрутку 8, бизнес, большой трудяга, деловой человек, частное лицо 6, коммерсант, молодой, хозяин 5, богатый, деньги, новый русский, работать на деньги, частный бизнес, челноки 4, делец, деловой, свое производство, умный человек, хорошо работающий 3, в деревне, дурак, жулик, имеющий хозяйство, крутой, мелкий спекулянт, на ферме, обдирает людей, риск, свой завод, трудяга, хороший, я 2, активный, богатый человек, богач, буржуй, глуп, действовать, дело, держит киоски, заботы, зарабатывающий, игрок, кооператор, кретин, крутой мен, личность, лысый, махинация, машина, менеджер, молодец, молодой человек, мошенник, мужчина, мусор, на тачке, нечестный, один, организует, предприимчивость, предпринимает, преуспевающий, прибыль, прогорит, работяга, рынок, своя земля, Скрудж, смекалка, сноб, собственник, спекулянт, страдает, стресс, толстый кошелек, тряпичник, удачливый, умен, учредитель, хитрый, частный 1. Всего реакций – 85, одиночных - 51.

В результате направленного ассоциативного эксперимента было получено 110 ассоциатов. Ассоциативная статья слова-стимула «предприниматель» выглядит следующим образом:

Предприниматель 110: быстро соображает 12, деловые качества 9, быстро ориентируется 6, неопрятный, шустрый 5, грамотный в своем деле, здоровый, крепкий, коммуникабельный, с жвачкой и цепью, уставший, энергичный 4, деловой, динамичный, замученный, интеллигентный, не умеет разговаривать, очень крутой 3, активный, бегающий, быстрый, молодой, небритый, предприимчивый, худой 2, авантюрный характер, богатый, в джинсах и свитере, деньги работают, индивидуальный, инициативный, находчивый, «пальцы веером», решительный, с деловой хваткой, успешный, успешный в бизнесе, частный 1. Всего реакций – 38, одиночных - 13.

После обработки результатов всех экспериментов было выявлено 130 когнитивных признаков концепта «предприниматель». После проведения процедуры когнитивной интерпретации, т.е. объединения близких по содержанию когнитивных признаков в один (Стернин 2006), было сформулировано 57 когнитивных признаков концепта «предприниматель».

Анализ полученных данных показывает, что ни один выделенный признак не повторяется во всех шести экспериментах. После наименования когнитивного признака указан показатель средней частоты появления этого признака в экспериментальной объективации концепта «предприниматель». Для определения средней частоты когнитивного признака мы суммировали показатели частоты появления каждого признака в каждом эксперименте и полученную сумму разделили на число проведенных экспериментов.

Три признака повторяются в пяти экспериментах: предприимчивый (11,3); деятельность направлена на получение дохода (6,2); не вызывает симпатии (3,3). Восемь признаков повторяются в четырех экспериментах: занимается каким-либо бизнесом (10,0); владелец какого-либо собственного дела / предприятия (8,7); занимается торговой деятельностью (6,3); занимается деятельностью небольшого масштаба (5,3); ведет деятельность в рамках закона (5,2); умный (4,8); занимается негосударственной (частной) деятельностью (3,8); организатор какого-либо дела / предприятия (3,3). Указанные признаки имеют относительно высокие показатели средней частоты. Семь признаков повторяются в трех экспериментах: высоко оценивается обществом (4,5); занимается развитием своего дела (4,3); много работает (3,0); занимается производственной деятельностью (2,0); хозяйствующий субъект (2,0); занимается узкой сферой деятельности (1,3); деятельность имеет успех (1,0); создает рабочие места (0,7). Данные признаки имеют более низкие показатели средней частоты. Пятнадцать признаков повторяются в двух экспериментах, двадцать четыре признака выявлены в результате одного из экспериментов. Показатели средней частоты подавляющего большинства этих признаков находятся в пределах от 2,8 до 0,2. Лишь когнитивный признак небогатый имеет более высокий показатель – 6,3.

Таким образом, для определения состава концепта необходимо использовать различные экспериментальные процедуры. При этом разные эксперименты дают несовпадающие результаты, и в проведенном исследовании предложен механизм обобщения результатов нескольких экспериментов.

Полевая организация когнитивных признаков, выявленных в результате использования экспериментальных методик, может быть представлена следующим образом.

Объем ядра составляет 5 % от общего числа признаков и включает в себя 3 когнитивных признака - предприимчивый; занимается каким-либо бизнесом; владелец какого-либо собственного дела или предприятия.

Объем ближней периферии – 21 %, включает 12 когнитивных признаков - занимается торговой деятельностью; небогатый; деятельность направлена на получение дохода; занимается деятельностью небольшого масштаба; ведет деятельность в рамках закона; умный; высоко оценивается обществом; занимается развитием своего дела; занимается негосударственной деятельностью; не вызывает симпатии; организатор какого-либо дела или предприятия; много работает.

Дальняя периферия составляет 25 % от общего числа признаков и включает 14 когнитивных признаков.

Крайняя периферия включает в себя 28 когнитивных признаков, что составляет 49 % от общего числа когнитивных признаков.

Таким образом, сознание носителей современного русского языка концептуализирует прежде всего инициативность, самостоятельность, невысокое материальное положение и желание его улучшить, небольшой масштаб деятельности и внимание к развитию своего дела, законный характер деятельности, двойственное отношение общества (высоко оценивается - не вызывает симпатии), ум, организаторские способности и умение предпринимателя работать. Значительная часть когнитивных признаков концепта «предприниматель» демонстрирует изменение отношения общественного сознания к предпринимательству.

В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы фрагменты публицистических текстов, объективирующих концепт «предприниматель». Общий объем проанализированных публицистических текстов – более 1 миллиона словоупотреблений. Зафиксировано 545 фрагментов, объективирующих концепт «предприниматель» в современном русском публицистическом тексте.

В результате анализа публицистического текста выявлены 74 системные лексические единицы, номинирующие концепт «предприниматель». Среди них: бизнесмен 192; предприниматель 186; владелец 52; бизнес (соб.) 36; олигарх 27; хозяин 20; миллиардер 19; банкир 16; миллионер 16; торговец 15; производитель 14; купец 13; магнат 11; акционер 10; медиамагнат 9; бизнесвумен 8; предпринимательница 8; хозяйка 7; фермер 4 и другие.

Также были выявлены окказиональные образования, объективирующие концепт «предприниматель» в публицистике: предприниматель-интеллектуал; предприниматель-кулак; предприниматель-нефтяник; предприниматель-самоучка; предприниматели без образования юридического лица; наши новые предприниматели; предпринимательское сообщество; представители бизнес-сообщества; бизнес-управленцы; деловые круги; деловые люди; представители деловых кругов; бизнес-сообщество; бизнесмен-новатор; депутаты-бизнесмены; капитаны бизнеса; бизнесмен в погонах; бизнесмен от фармакологии; политик-бизнесмен; чиновник-бизнесмен; табачный бизнесмен; компьютерный бизнесмен; нефтяной бизнесмен; финансовый бизнесмен; капиталы (соб. о людях); хозяева «Газпрома»; короли нефтяных корпораций; нефтяные бароны; нефтяной магнат; газетный магнат; издательский магнат; финансовый магнат; портфельный инвестор; подпольный фабрикант и другие. Всего – 41 лексическая единица.

Анализ публицистических текстов позволил выявить 150 разных когнитивных признаков (после наименования когнитивного признака указано количество текстовых объективаций данного признака):

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconВ. И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке : коллективная монография / Под науч ред. А. И. Субетто и В. А. Шамахова. В 3-х томах. Спб.: Астерион, 2013
В. И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке : коллективная монография...
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconМедиаобразование будущих педагогов Монография часть 2
Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных...
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconБудущих педагогов А. В. Федоров Медиаобразование будущих педагогов Монография
Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных...
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconЛовцов Д. А. Системология информационных правоотношений: Монография
Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем. Тезаурус: Монография. – М.: Наука, 2005. – 248 c
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconБрандес М. П. Переводческое реферирование. Монография
Касимов Н. С., Романова Э. П., Марфенин Н. Н.,Попова Л. В. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ...
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconЯковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006
Ценностных ориентиров российского высшего образования. Проанализированы наиболее значимые социально-философские проблемы высшего...
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconМонография предназначена для судей, работников правоохранительных органов, преподавателей, а также студентов (курсантов) юридических вузов
Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография / Ф. К....
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconМонография Майкоп, 2012
Хазова С. А., Бгуашев А. Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников: монография. – Майкоп, изд-во...
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconМонография Волгоград «Парадигма»
Специфичность универсального: идея справедливости в лингвокультуре: монография. Волгоград: Парадигма, 2010. – 299 с
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография iconПризнаки параллельности прямых Тип урока
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся по обобщению знаний и самостоятельному их применению в рамках темы "Признаки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница