Всероссийская олимпиада школьников по истории




Скачать 28.36 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по истории
Дата03.02.2016
Размер28.36 Kb.
ТипДокументы


Всероссийская олимпиада школьников по истории

Региональный этап – 2009

9 класс


I тур


1. Определите, по какому признаку образованы ряды:

а) С.П. Трубецкой, А.И. Якубович, А.М. Булатов, Е.П. Оболенский;-Декабристы

б) Н.И. Панин, Ф.Ц. Лагарп, М.И. Ламздорф, В.А. Жуковский;-Воспитатели царей.

в) Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков;-общественные мыслители

г) «Телескоп» (Н. Надеждин), «Московский телеграф» (Н. Полевой),

«Европеец» (И. Киреевский), «Русский сборник» (В. Одоевский и А. Краевский).- литературные журналы в 30—40-х гг. 19-ого века.


2. Перед вами исторические понятия. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения этих понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр. Первые слова помогут вам понять, о чем идет речь.


а) это – знак различия… Аксельбант (нитяная, толстая, в, вид, металлический, шнур, с, наконечник, оплетка, и); знак различия в виде шнура с толстой нитяной оплеткой и металлическими наконечниками

б) это – условие для допущения… (то есть, тот или иной, участие, государственный, право, выбор, к, в, участие, служба, люди, получение); Ценз – условие для допущения людей к участию в выборах или государственной службе, то есть получения тех или иных прав

в) это – административная единица… (губернатор, в 1719-1775 гг., состав, в, управляемый, воевода, или, губернии). Провинция – административная единица в составе губерний в 1719-1775 гг., управляемая губернаторами или воеводами

3. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано? Запишите правильный ответ.

1. «Подошло, братья, время битвы нашей».- Куликовская битва

2. «Тут рассевание французской заразы: отвращение от начальства; автор - мартинист, он бунтовщик хуже Пугачева». - Радищев

3. «Этого я желаю, требую, повелеваю. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».- Александр II


4. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

1. Положение бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости, но не переведенных на выкуп, было особенно незавидным.- Временнообязанные крестьяне

2. Недруги с удовольствием отмечали в его деятельности произвольность решений, игнорировавших реальные условия и возможности.


5. Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения

а) «Семеновская история»- 16 ОК 1820-18 ОК 1820 - неповиновение солдат лейб-гвардии Семёновского полка начальству в знак протеста против жестокого обращения с ними командира полка Шварца Ф.Е. В.

б) «Триада Уварова»- « Православие.Самодержавие.Народность»

в) «Преданный без лести»-присвоенный Аракчеевым девиз в гербе.

г) «Звезда российской бюрократии»- М.М. Сперанский, С.Витте

д) «Тверская история»- Карамзину оказывала покровительство великая княгиня Екатерина Павловна, любившая "угощать" гостей тверского дворца вечерними чтениями "Истории государства Российского" в исполнении самого автора. По ее просьбе в феврале 1811 г. Н.М. Карамзин составил и привез в Тверь "Записку о древней и новой России". Местр получил подобное задание от министра культов — кн. А.Н. Голицина, знакомого с его идеями и стилем (7), лишь в октябре. Таким образом, "Четыре главы о России" увидели свет только в декабре того же 1811 г., когда альтернативы для Александра, собственно, уже и не существовало: судьба записки Николая Михайловича окончательно разрешилась еще в марте. Де Местр вообще едва ли догадывался о проекте Карамзина — тверская история была окружена аурой строгой секретности, и почти никто не знал о существовании опального произведения историка. Записку Карамзина обнаружили случайно уже в 1836 г.

е) «Нищенский (сиротский) надел»- по реформе 1861 г. с согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, "в дар", 1/4 от "высшей" нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы "нищенскими" или "сиротскими".


6. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:

«Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы.

1. Как называется приказ, о котором говорится в документе? – Приказ тайных дел.

2. Назовите имя и даты правления царя, при котором он был создан.-1554год. При Алексее Михайловиче 1676-1682год.

3. Кто такой Дьяк? — это чиновник, делопроизводитель, гражданский служащий, «белый воротничок».

4. Чем необычен диак, упомянутый в документе?-


7. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ТРЕХ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное), исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

В начале XVIII в. (1) была основана Славяно-греко-латинская академия, первое в России учебное заведение, открытое для людей всякого чина, сана и возраста (2). Тогда же появился и первый русский печатный букварь (3); в создании учебников в правление Петра I принимали участие Ф.Прокопович, Л.Поликарпов, М.Ломоносов (4). В «Арифметике» Л.Магницкого традиционное для Руси буквенное обозначение цифр было заменено современными (так называемыми арабскими) цифрами (5). Большое значение имело создание цифирных школ, в которых дети получали начальное образование (6).

1.-в 1687

2.- для подготовки высшего духовенства и чиновников...

3.- «Наука ку читаню и розуменю писма словенскаго»

4.- Г.Г. Скорняков-Писарев

5.- потому что их привезли в Европу арабы.

6.- наряду со специальной военной подготовкой дети дворян получали широкое общее образование и «светское» воспитание.


8. Познакомьтесь с таблицей, раскрывающей связь между материальным положением и динамикой возвращения на службу вышедших в отставку дворян. Какие можно сделать предположения о мотивах, побуждающих отставников вернуться на службу?


Удельный вес различных имущественных групп отставных офицеров,

вернувшихся на службу к 1771 г.

Не имеют крестьян

Владельцы крестьян (кол.)


Итого

1-10

11-20

21-69

70-100

101-500

Более 500

23%

11,4%

16,1%

26,7%

2,8

20%

нет

100%

Имущественные категории дворянства: беспоместные и мелкопоместные дворяне – до 100 крестьян; средние помещики – 101- 500 крестьян; крупные помещики – более 500 крестьян.


9. Перед вами плакат времен Великой Отечественной войны. Какие изменения, происшедшие в официальной идеологии в начале Великой Отечественной войны, отразились в нем? Кто изображен на плакате?-

Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Добрыня Никитьевич, Алёша Попович, Александр Невский,



10. В стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» есть такие строки:

«С каждый минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину

Меньше сажени в длину».

Укажите размер островка в метрической системе, на котором укрывались зайцы.- САЖЕНЬ равна трем аршинам, или 2,13 метра. Островок площадью менее чем 0,71 Х 2,13 метра!


11. Ответьте на вопросы к документу.

Из письма прусского короля Фридриха II (1759 г.): «Я несчастлив, что еще жив. Из армии в 48 тысяч человек у меня не остается и 3 тысяч. Когда я говорю это, все бежит, и у меня нет больше власти над этими людьми. В Берлине хорошо сделают, если подумают о собственной безопасности…У меня нет больше никаких средств и, сказать правду, я считаю все потерянным»

1) О последствиях какой битвы говорится в письме короля?- 1 августа 1759 г. состоялось сражение при Кунерсдорфе на подходах к Франкфурту-на-Одере.

2) Пришлось ли берлинцам воспользоваться советом короля? Почему?-


12. Народные промыслы, как известно, являются неотъемлемой частью русской художественной культуры. Свое развитие они получили в XVII-XIX вв. По приведенным ниже изображениям определите, какие это промыслы и укажите время их возникновения. Отметьте на карте, где они возникли.



1

2

3


Жостовские подносы Каслинское литье хохлома


4

5

6
палех

Вологодские кружева гжель



7

8
дымковские игрушки-Вятка

Густь хрустальный




II тур


Перед вами высказывания историков, философов о событиях и деятелях российской истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваше задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.


  1. «Пытаясь осмыслить историю нашей родины, мы неизбежно начинаем с истоков русской государственности, с Киевской Руси… И это при том, что к ней не применимо понятие территориальной целостности, единого экономического, культурного и политического пространства. Не было даже четко определенных границ».

(И.Н. Данилевский)

2. «Иго» продолжает воспроизводиться в наших учебниках, чтобы закамуфлировать тот неприятный факт, что зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды есть результат сознательного выбора и целенаправленной политики русских князей».

(И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов)

3.«Ранее всех и более всех святых…приобрел народное уважение Руси преподобный Сергий, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви».

(Н.И. Костомаров)

4. «Как ни судить о личном поведении Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной».

(С.Ф. Платонов)

5. «Мы бы очень ошиблись, если бы представили себе жизнь московского общества при царе Алексее Михайловиче замурованной в неподатливых рамках старинного обычая. Как раз наоборот…Обычай утрачивал свое обаяние, общественное поведение было выбито из давнишней колеи».

(А.А. Кизеветтер)

6. «…рядом с А.Д. Меншиковым нельзя поставить ни одного фаворита, кроме, быть может, Потемкина, которыми была так богата история давно прошедших времен».

(Н.И. Павленко)

7. «В Пестеле, политическом мыслителе, как бы сконцентрированы в их изначальном виде многие из тех вопросов, которые определили дальнейшее развитие русской революционной мысли и ее выражение в политической истории России».

(Е.Л. Рудницкая)

8. «Я считаю царствование Николая I прямым логическим продолжением второй половины предшествующего царствования (Александра I)».

(В.О. Ключевский)

9. «Разумеется не все намеченное Александру II удалось выполнить…какие-то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, а зачастую и недобросовестными исполнителями…И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра II великим реформатором».

(Я.Н. Длуголенский)

10. «В движении 1905 года в отличие от революции 1917 года все партии и группы русской интеллигенции шли с огромной верой и энтузиазмом… Гражданская война была неизбежна и в этом случае. Но она имела шансы окончиться победою опирающихся на удовлетворенное крестьянство умеренных слоев демократии».

(Г.П. Федотов)

11. «Совершенное по тайному приказу правительства убийство семьи, которая, несмотря на свое царственное происхождение, была на удивление обычной семьей…, стремившейся только к мирной жизни, стало первым шагом на пути геноцида миллионов людей».

(Р. Пайпс)

12. «Гражданская война, гражданская война… где ждать напрасный труд счастливых перемен».

(А.М. Городницкий)

13. «С поражением Германии уничтожается один из самых гнойных очагов фашистской заразы, откуда она расползлась во все страны… Но фашизм остается».

( Г.П. Федотов)

14. «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 года».

(М. Хастингс)


Ваше сочинение-эссе будет оценено жюри по следующим критериям:

1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали именно эту тему, и какую задачу (задачи) ставите перед собой в своей работе).

2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.

4. Точность и аргументированность выводов.

5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2008-09 учебный год

Третий (региональный) этап

Всего за второй тур 50 баллов

Всего за первый и второй туры 100 баллов


ОТВЕТЫ

к заданиям I тура

9 класс


1. а) Эти декабристы должны были командовать или командовали частями гвардии, восставшими 14 декабря 1825 г. Принимается ответ: все они декабристы.

б) воспитатели наследников престола

в) представители консервативного лагеря

г) это прогрессивные журналы, закрытые в царствование Николая I.

Все это журналы не принимается как очевидный.

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 4 балла.


2. а) Аксельбант – знак различия в виде шнура с толстой нитяной оплеткой и металлическими наконечниками

б) Ценз – условие для допущения людей к участию в выборах или государственной службе, то есть получения тех или иных прав

в) Провинция – административная единица в составе губерний в 1719-1775 гг., управляемая губернаторами или воеводами

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 3 балла.


3. 1. 1380 г., накануне Куликовской битвы, о намерении вступить в сражение, князем Дмитрием Ивановичем Донским. 2. В 1790 г., Екатериной II, в связи с публикацией «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. (Дата с точностью до года не обязательна) 3. 1860 г., Александром II, в связи с необходимостью завершения подготовительной ра­боты по отмене крепостного права. (Дата с точностью до года не обязательна).

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 3 балла.


4. 1. Временнообязанные крестьяне. 2. Волюнтаризм.

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 2 балла.


5. а) Восстание гвардейского Семеновского полка в 1820 г.; б) «православие, самодержавие, народность»; в) девиз в гербе графа А.А. Аракчеева; г) М.М. Сперанский; д) адрес тверского дворянства Александру IIсодержавший критику крестьянской реформы 1861 г.; е) по реформе 1861 г. надел в одну четвертую высшего надела, выдаваемый крестьянам бесплатно

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов.


6. 1. Приказ Тайных дел или Тайный приказ. 2. Алексей Михайлович 1645 - 1676. 3. Начальник и письмоводитель канцелярии; 4. дьяк Тайного приказа руководит не канцелярией, а приказом.

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 4 балла.


7. 1. Нет, в 1687 г. (Дата с точностью до года не обязательна). 2. Да. 3. Нет, печатные словари существовали и раньше.

  1. Нет, М.Ломоносов не был авторов учебников, изданных в петровское время.

  2. Да. 6. Да.

При шести правильных ответах - 3 балла; при четырех – пяти правильных ответах – 2 балла; при трех правильных ответах – 1 балл; менее трех правильных ответов - 0 баллов.


8. Основная масса вернувшихся на службу – беспоместные и мелкопоместные дворяне (23 % - беспоместные и более 54% имеющие крестьян от 1 до 69 чел.). Можно предположить, что главная причина возвращение – недостаток средств (материальные). 70 и более крестьян уже давали возможность для «достойного проживания. Однако помещики средней руки также пошлин на службу. Причины связаны с понятиями престижа, желанием новых чинов, почета.

От 1 до 4 баллов в зависимости от полноты правильного ответа.


9. Патриотическое воспитание на примерах героического прошлого «царского периода». Имена – Александр Невский, Дмитрий Донской, Д.Пожарский, К.Минин, А.Суворов, М.Кутузов.

1 балл за первую часть правильного ответа; 3 балла за пять – шесть верно названных имен; 2 балла за три – четыре правильно названных имени; 1 балл за одно - два правильно названных имени. Всего 4 балла.


10. 0, 79 м (аршин) на 2, 13 м (сажень).

По 1 баллу за каждый правильный ответ (погрешность в несколько сантиметров допустима). Всего 2 балла.


11. 1) Битва при Кунерсдорфе; 2) Нет. Смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III спасли Пруссию

1 балл за верный ответ на первый вопрос; 1 - 2 балла в зависимости от полноты правильного ответа на второй вопрос. Всего 3 балла.


12.

  1. Жостовская роспись – XIX в.

  2. Каслинское литье – XIX в.

  3. Хохлома (хохломская роспись) – XVII в.

  4. Вологодское кружево – XVI-XVII вв.

  5. Гжель (роспись синей краской) – XIXв., а добыча глины XVII в.

  6. Палех – XVIII-XIX вв.

  7. Дымковская игрушка – XVI в.

  8. Стекольное производство в Гусь Хрустальном – XVIII в.





Количество правильных ответов

Баллы

Определение промыслов

Время возникновения промыслов

Определение по карте

7 - 8

4










5 - 6

3










3 - 4

2










1 - 2

1










Например: ученик определил 7 промыслов (исходя из таблицы получил 4 балла), правильно указал время возникновения трех промыслов (исходя из таблицы получил 3 балла), правильно определил по карте 6 промыслов (исходя из таблицы получил 3 балла). Всего у данного ученика 10 баллов. Всего за задание максимальный балл - 12.

9 класс. II тур


Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваше задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.



  1. «Пытаясь осмыслить историю нашей родины, мы неизбежно начинаем с истоков русской государственности, с Киевской Руси… И это при том, что к ней не применимо понятие территориальной целостности, единого экономического, культурного и политического пространства. Не было даже четко определенных границ»

(И.Н. Данилевский)

2. «Иго» продолжает воспроизводиться в наших учебниках, чтобы закамуфлировать тот неприятный факт, что зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды есть результат сознательного выбора и целенаправленной политики русских князей»

(И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов)

3.«Ранее всех и более всех святых…приобрел народное уважение Руси преподобный Сергий, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви»

(Н.И. Костомаров)

4. «Как ни судить о личном поведении Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной

(С.Ф. Платонов)

5. «Мы бы очень ошиблись, если бы представили себе жизнь московского общества при царе Алексее Михайловиче замурованной в неподатливых рамках старинного обычая. Как раз наоборот…Обычай утрачивал свое обаяние, общественное поведение было выбито из давнишней колеи»

(А.А. Кизеветтер)

6. «…рядом с А.Д. Меншиковым нельзя поставить ни одного фаворита, кроме, быть может, Потемкина, которыми была так богата история давно прошедших времен»

(Н.И. Павленко)

7. «В Пестеле, политическом мыслителе, как бы сконцентрированы в их изначальном виде многие из тех вопросов, которые определили дальнейшее развитие русской революционной мысли и ее выражение в политической истории России»

(Е.Л. Рудницкая)

8. «Я считаю царствование Николая I прямым логическим продолжением второй половины предшествующего царствования (Александра I)»

(В.О. Ключевский)

9. «Разумеется не все намеченное Александру II удалось выполнить…какие-то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, а зачастую и недобросовестными исполнителями…И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра II великим реформатором»

(Я.Н. Длуголенский)

10. «В движении 1905 года в отличие от революции 1917 года все партии и группы русской интеллигенции шли с огромной верой и энтузиазмом… Гражданская война была неизбежна и в этом случае. Но она имела шансы окончиться победою опирающихся на удовлетворенное крестьянство умеренных слоев демократии»

(Г.П. Федотов)

11. «Совершенное по тайному приказу правительства убийство семьи, которая, несмотря на свое царственное происхождение, была на удивление обычной семьей…, стремившейся только к мирной жизни, стало первым шагом на пути геноцида миллионов людей»

(Р. Пайпс)

12. «Гражданская война, гражданская война… где ждать напрасный труд счастливых перемен»

(А. Городницкий)

13. «С поражением Германии уничтожается один из самых гнойных очагов фашистской заразы, откуда она расползлась во все страны… Но фашизм остается»

( Г.П. Федотов)

14. «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 года»

(М. Хастингс)


Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур).

Критерии оценивания

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе учащийся).

2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.

4. Точность и аргументированность выводов.

5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы.


Каждый из критериев оценивается до 10 баллов. Общее количество баллов за сочинение - эссе до 50 баллов.

Для ориентировки членов жюри приводим соответствие пяти и десятибалльной систем оценивания.

Десятибалльная

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Пятибалльная

5+

5

5-

4+

4

4-

3+

3

3-

2

Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)

Всероссийская олимпиада школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по истории
П. Витгенштейн, князь П. Волконский, князь Д. Милютин- русские генералы-фельдмаршалы, фавориты
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconКалендарный план работы лпемц на октябрь 2012 года №
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап). Формирование электронной базы по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады...
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по химии
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по химии
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по биологии
Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по географии
Какова температура на борту летящего на высоте 2 км воздушного шара, если у поверхности Земли она составляет 20С?
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников английский язык
Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconНоу сош всероссийская открытая Олимпиада для младших школьников по математике
Задание Впишите в квадратики цифры от 1 до 9 так, чтобы все эти девять цифр были использованы и выполнялись указанные равенства
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012
Сергей Ожегов, Соломон Михоэлс, Николай Новиков, Владимир Гиляровский, Дмитрий Писарев, Екатерина Воронцова-Дашкова, Константин Батюшков,...
Всероссийская олимпиада школьников по истории iconR 22. nalog ru. Цели и задачи Олимпиады Олимпиада организуется с целью популяризации налоговых знаний и развития интереса у школьников к вопросам налогообложения, экономики, права
Краевая школьная олимпиада по основам налоговых знаний (далее – Олимпиада) проводится в рамках Комплекса мер по повышению налоговой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница