Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки»




Скачать 16.02 Kb.
НазваниеМетодика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки»
страница1/13
Дата03.02.2016
Размер16.02 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К СЛУШАНИЮ


Методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки»

На первом году жизни слушание музыки как средство музыкального развития ребенка играет главную роль.

Воспитатель исполняет простые народные песенки, попевки, контрастные по звучанию, вызывая эмоциональную реакцию ма­лыша: улыбку, гуление, отдельные действия.

Выявляя музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слу­шать игру на разных детских музыкальных инструментах (ду­дочке, губной гармонике, металлофоне).

На втором году жизни у малышей появляется интерес к музыке. Они могут слушать небольшие музыкальные произведения и не просто радоваться, услышав их, но и выражать свое эмоциональное состояние — бодрое, задорное при слушании песни «Лошадка» Е.Тиличеевой, спокойное, доброжелательное при слушании песни «Кошка» а.н. Александрова и т.д.

В процессе формирования музыкального восприятия ставится задача приучать детей прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать ее при повторном слушании.

Значительно обогащает представления ребенка звучание знакомых попевок, потешек, веселых плясовых мелодий.

Развивая музыкально-сенсорные способности, ребят знакомят с особенностями музыкального звука: высотой, тембром и динами­кой. Это происходит во время детских игр со звучащими игрушками и инструментами. Например, узнавая, кто кричит: кошка или котенок, большой или маленький петушок, малыши различают звуки, разные по высоте. Они осваивают изменение динамики, хлопая громко, тихо.

Раздел программы «Слушание музыки» для детей раннего воз­раста имеет свой репертуар. В него включены контрастные по ха­рактеру произведения, такие, как колыбельная «Баю-бай» М. Красева и русская народная плясовая мелодия «Из-под дуба». Песни отражают доступные восприятию образы («Кошка» ан. Александрова. «Лошадка» Е. Тиличеевой, «Собачка» М. Раухвергера).

В методике слушания музыки основным является выразительное исполнение как более сложных, так и самых простых произведений. Следует помнить также об особенностях методики, которая предполагает комплексность, взаимосвязь пения, слушания музыки и музыкально-ритмических движений для активизации детского музыкального восприятия.

На первом году жизни занятия вначале проводятся с одним ребенком, затем объединяют нескольких детей, лежащих в манеже. Приучая детей находить источник звучания, воспитатель передвигается по комнате, стараясь, чтобы ребенок реагировал на звуки поворотом головы или взглядом. Можно использовать игрушки, помогающие инсценировать содержание песни соответствующими действиями (кукла спит, кукла пляшет).

На втором году жизни у детей развивается сосредоточенность при слушании музыки. Применяются приемы, активизирующие вос­приятие: движения, подчеркивающие характер произведения («птич­ки полетели» — машут руками, «ладошки пляшут» - вращают кис­тями рук и т.д.). Возбуждают интерес детей приемы, построенные на занимательности. Например, малыши не видят губную гармошку, а лишь слышат ее звучание и идут искать. Вместе с тем педагог на­чинает использовать пояснения, которые ориентируют детей в со­держании песни.

Игрушка приобретает новое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если он не может назвать се, то по­казывает соответствующую игрушку.


Методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малыши»

В этом возрасте у ребят уже есть небольшой опыт слушания музыки, что дает возможность поставить новые задачи формирования ее восприятия. В первой младшей группе — приучать внимательно слушать музыку, не раз­говаривать во время исполнения, не прерывать ее замечаниями, возгласами. Во второй младшей группе — уметь внимательно слу­шать небольшие музыкальные произведения до конца, не отвле­каясь, сопереживая их настроение.

Формируя музыкальные представления детей, педагог стремится к тому, чтобы они запоминали отдельные музыкальные произве­дения, узнавали их при повторном исполнении. Развивая музы­кальный слух ребенка, он включает музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат, учебные задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука: высоты, длительности, динамики и тембра. Так воспитатель, подбирая детские инструменты и игрушки, предлагает детям первой младшей группы поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание.

Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры, предназначенные для дальнейшего развития способностей детей, несколько усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их. Например, в игре «Чей домик?» педагог предлагает ребенку показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).

Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.

В первой младшей группе он составлен из конт­растных по характеру произведений («Ах, вы, сени» — русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Баю-бай» М. Красева, «Лошадка» и «Автомобиль» М. Раухвергера и т.д.), неслож­ных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступ­ления и заключения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем небольших инструментальных пьес.

Во второй младшей группе для слушания музыки используется более сложный репертуар. В нем имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» а.н. Александрова; «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинь­ка» М. Красева, «Кукла» М. Старокадомского), плясовые народ­ные мелодии, программная инструментальная музыка («Дождик» Г. Лобачева, «Лошадка» Н. Потоловского).

Методические приемы

Основой методики организации слушания музыки является выразительное исполнение музы­кального произведения, теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к худо­жественному образу.

Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы на­глядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зри­тельно воспринимаемый образ способствует пониманию содержа­ния исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применя­ются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсце­нируется содержание того или иного произведения.

Помогают педагогу также короткие пояснения. Например, зна­комя детей с песней «Праздничная» Т. Попатенко, музыкальный руководитель говорит о том, что скоро наступит праздник, детский сад будет украшен, ребята и взрослые, придут нарядные, с флаж­ками, цветами, вечером вспыхнут огни салюта. Эмоциональный тон настраивает малышей, заставляет внимательно, с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. После двух-, трехкрат­ного исполнения педагог повторяет название песни.

В процессе занятий дети часто ставятся в такие условия, когда они должны узнать, что исполняется, какая музыка звучит.

Во второй младшей группе более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому главным образом способствует выразительное исполнение музыкальным руководи­телем всех произведений.

Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие осо­бенности произведения, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабане во вступлении к песне Е. Бахутовой «Праздничная», чириканью воробья в песне Н. Метлова «Зима прошла» и др.»). Музыкальный руководитель проигрывает эти фрагменты отдельно, заостряя на них внимание детей.

В этом возрасте сохраняет свое значение использование игруш­ки как средства, вызывающего интерес к исполняемым произве­дениям.

Усвоению музыки помогают также краткие пояснения педагога. Например, при ознакомлении с новой песней он обращает внимание детей на характер музыки, выделяет наиболее яркие, художе­ственные средства.

При повторном прослушивании на следующем занятии педагог задает детям вопрос, помнят ли они, какую новую песню слушали. Если дети не могут ответить, песня исполняется повторно. Педагог привлекает внимание ребят к характерному вступлению или фор­тепианному сопровождению, отдельно проигрывая их.

Некоторые произведения яркого динамичного характера не требуют вступительной беседы. Например, «Лошадку» Н. Потоловского педагог может исполнить сразу, предложив послушать новую музыку, а затем спросить, кто это скачет.

На повторных занятиях закрепляется усвоение музыкальных пьес. Этому способствуют игровые приемы. Например, под плясо­вую мелодию дети весело хлопают в ладоши, изображая лошад­ку - цокают языком, постукивают пальцами по коленям, показы­вают, как сильно идет дождь. В дальнейшем эти приемы, активи­зирующие музыкальное восприятие, не применяются. Дети слу­шают знакомую музыку, угадывая ее название.

На занятиях происходит также первоначальное знакомство с дидактическими музыкальными играми. Руководитель разучивает их с детьми, привлекая внимание к основной учебной задаче (на­пример, сопоставить свойства музыкального звука). Когда дети освоили игру, воспитатель повторяет ее в часы детского досуга, подыгрывая мелодию песни на металлофоне или другом инстру­менте.

Определяя уровень музыкального развития, педагог предла­гает ребятам узнать знакомую песню, пьесу, выбрать соответст­вующую игрушку, показать, что может кукла делать под плясовую или колыбельную мелодию, точно выполнять задание в музыкаль­но-дидактической игре.

К концу года дети должны охотно, с интересом слушать не­сложные песни и пьесы, узнавать, знакомые образы, называть их.


Методика приобщения к слушанию музыки детей средней группы «Почемучки»

Задачи и содержание обучения

Требования программы по слушанию музыки предполагают дальнейшее развитие детского музыкального восприятия. Представления о том, что музыка «рассказывает» о чем-то новом, волнующем, и вызывают у ребенка интерес, желание прислушаться к ее звучанию. Поэтому важно, чтобы в несложных произведениях были выражены различ­ные переживания: празднично-веселые, нежно-сочувственные, спо­койно-сосредоточенные.

У детей этого возраста формируется элементарный навык слу­ховой культуры — воспринимать музыку, дослушивая ее до конца. Это помогает ребенку понять общий характер, настроение пьесы, выразительные ее средства. Целостное восприятие станет более содержательным, если произведение имеет яркую мелодию, кото­рая выражает музыкальный образ, сочетая высотно-ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие. Русский ком­позитор С. Рахманинов называл мелодию «душой» музыки.

Для развития навыка запоминания песен или пьес педагог на­певает песню без текста и сопровождения, а в инструментальной пьесе проигрывает иногда только мелодию.

Умение внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувст­вовать ее характер, узнавать приобретается детьми в процессе усвоения программного музыкального репертуара, выразительного исполнения произведений и продуманной методики.

Репертуар включает несложные для детского восприятия произведения. В них простыми сред­ствами выражаются лирические, героические, комические чувства. В мелодиях, ритме, фактуре прослеживается некоторая усложненность. Например, в песне «Баю-бай» В. Витлина и инструментальной пьесе «Колыбельная» А. Гречанинова плавно развивающаяся мелодия, небыстрый темп, негромкое зву­чание, прозрачная фактура. Это типичные признаки колыбельных. Плясовые мелодии, особенно народные, различны по характеру. Сравните русские народные мелодии «Ах, ты, береза» и «Я с кома­риком плясала». Они имеют задорные мелодии, подвижный темп, в сопровождении подчеркивается танцевальный ритм. Призывный, подъемный характер в песне Т. Попатенко «Праздничная».

Произведения для детей всегда связаны с их жизнью, интере­сами. Вот почему мир природы, мир животных находит отражение в музыке. Например, в песнях М. Красева «Медвежата» и «Конь» характерными, интонациями выражены образы пляшущих медве­жат, стремительно скачущего коня. Разнообразие художественных образов обогащает внутренний мир ребенка.

Методические приемы.

Методика обучения, развивающая восприятие музыки, направлена на то, чтобы вызвать у де­тей эмоциональный отклик. Этой задаче подчи­нены выразительное исполнение, краткие пояснения, применение различных наглядных приемов. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, вычленением от­дельных эпизодов из песен, пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ.

Необходимо применять различные игровые приемы, музыкаль­ные загадки, игрушки, помогающие ребенку понять и запомнить музыку. Каждое новое произведение — впечатление, переживание, открытие.

Знакомя детей с пьесой М. Красева «Воробушки», имеющей веселый, игривый характер, высокий диапазон, легкие форшлаги, отрывистое звучание, педагог на первом занятии загадывает музы­кальную загадку: о ком рассказывает музыка? Если ребята за­трудняются, им задается вторая загадка: кто поет: маленькие воробушки или большие птицы? На следующем занятии внимание детей привлекается к развитию музыкального образа. Этому помо­гает игрушка-птичка (закрепленная на незаметной, длинной резинке), которую воспитатель передвигает, воспроизводя движения воробушка. Применяются и другие приемы: узнавание по мелодии, самостоятельное движение ребенка с игрушкой и т.д.

На занятиях педагог постоянно ведет работу по воспитанию навыков слушания. Дети уже знают, что музыку надо дослушивать до конца, нельзя прерывать ее исполнение вопросами. В процессе обучения ребят часто спрашивают, понравилась ли им песня, пьеса, о чем в них рассказывается. Важно, чтобы дети слушали музыку осознанно.

Краткие словесные характеристики, подкрепленные музыкаль­ными иллюстрациями, дают детям элементарные сведения о му­зыке, заставляют прислушиваться к ней.

Чтобы не снижать интереса детей к музыке, педагог должен многократно повторять произведение, выбирая для каждого заня­тия новое задание, новый методический прием.

Успешному развитию слуховых ощущений и восприятий помо­гают музыкально-дидактические игры. В каждой из них в за­нимательной форме ребенок учится слышать, различать, сравни­вать многие выразительные средства: высоту, тембр, динамику, ритм. Например, в игре «Ну-ка, угадай-ка» Е. Тиличеевой дети подражают звукам птиц, животных и напевно «произносят слоги «га-га-га» или «ме-ме-ме» то выше, изображая соответ­ственно маленьких гусят, козлят, то ниже, подражая большому гусю, козе. Различают тембр голоса («Узнай по голосуй), силу звучания («Тише - громче в бубен бей»), ритм («Музыкальные молоточки»). Эти игры ребята затем используют самостоятельно, по собственной инициативе.

Проверка знаний и умений

В конце года педагог определяет, у всех ли детей интерес к музыке, хотят ли они ее слу­шать, какие у них любимые произведения, как они реагируют на музыку различного характера, узнают ли знако­мые песни и пьесы по мелодии. Эти качества выявляются в ходе многих занятий.

Используется; например, такой прием. Детям раздают карточки с изображением персонажей, по содержанию знакомых музыкаль­ных произведений и предлагают выбрать одну из них. Ребенок под­ходит к педагогу и показывает ему выбранную карточку. Остальные дети ее не видят. С помощью этого приема выявляются индиви­дуальные интересы детей.

Уровень приобретенных слуховых навыков можно определить также, используя музыкальные загадки (дети должны узнавать произведение по небольшому отрывку), учитывая характер высказываний отдельных детей.

Таким образом, дети средней группы должны уметь слушать музыкальное произведение до конца, понимать, о чем рассказывает музыка (веселом, грустном).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconИсследования
I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconРазвитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста
Приложение Методика обследования речи у детей, диагностика речевого развития, протокол обследования экспериментальной и контрольной...
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconКонкурс проводится с целью дальнейшего развития научно-технической направленности в системе дополнительного образования детей в Челябинской области
Создание условий для приобщения обучающихся к продуктивной поисково-исследовательской деятельности в науке и технике
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconМетодические рекомендации «Методика современного урока»
И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и...
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconМетодическая разработка тема: Развитие речи детей 4-5 лет в театральной деятельности
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к...
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconМетодика преподавания музыки
Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconКлассный час «Здоровое питание» Цели и задачи
Помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconПерспективный план по взаимодействию детского сада с семьёй в процессе приобщения детей к природе родного края. Старшая группа
Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького...
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» iconКурсовой проект методика планирования и проведения инновационных уроков в общеобразовательной школе
Ii. Проектирование и методика проведения деловой игры на уроке технологии по теме «Бюджет семьи» раздела «Семейная экономика» в 8...
Методика приобщения к слушанию методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки» icon«Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей»
Тема: «Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница