Рабочая программа по дисциплине «Композиция»




Скачать 19.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Композиция»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер19.35 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное образование Березовский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

комитет по культуре и средствам массовой информации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»


Рабочая программа по дисциплине

«Композиция»

Художественное отделение

1-5 класс


Исполнитель: Павлова М.В.,

преподаватель

художественного отделения


пгт. Игрим

2012

Пояснительная записка


Программой курса «Композиция» по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам предусматривает приобретение учащимися специальных знаний и практических навыков в художественном оформлении изделий с учетом их технологий.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

Учебный курс художественного отделения школы искусств по «Композиции» рассчитан на пятигодичное обучение детей (1-5 классы).

Учебная дисциплина «Композиция» входит в цикл специальных предметов. Он взаимодействует с дисциплинами: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «История искусств», «Декоративно-прикладное искусство». Данный курс (дисциплина) предусматривает изучение основ изобразительного искусства, направлена на развитие зрительной памяти, художественного мышления, творческого воображения, изобразительного творчества. Изучение методов формообразования и композиции. Изучение основ проектной графики, которые позволяют визуально передать творческий замысел художника, основ композиции, её закономерностей, а так же свойств и качеств, соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокий конечный результат, что позволяет перейти от общих классический понятий, изучаемых в разделе «Основы композиции» к практическому применению их в творческой композиции.

Основная цель данной программы: развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, целостность восприятия. Развить художественный вкус. Владеть композиционными приемами.

Основной задачей дисциплины «Композиция» является раскрытие сущности художественного проектирования. Для создания подлинно совершенных изделий и сувениров необходим синтез художественного таланта и интуиция с глубоким знанием теории композиции и методики художественного проектирования, хорошим знанием технологии производства и декоративных материалов, используемых в производстве.

Композиция – особая часть творчества, со своими профессиональными приёмами и методами работы. Эта часть знаний связана с методикой художественного проектирования и, естественно приобретается не только с помощью специальной литературы, но прежде всего в процессе самой работы, то есть в ходе накопления практического опыта.

Главное внимание программы обращается на освоение и использование художественных принципов народного искусства: декоративность, утилитарность, ансамбливость, выразительность форм, своеобразие цветовых отношений, умелое размещение орнамента, связь материала с техникой исполнения. Важно научить учащихся видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных образов, замечать декоративные качества натуры – пластику формы, силуэты, линии, ритмы, гармонию цветовых сочетаний. Художник – мастер в процессе создания композиции всегда обращается к жизненным впечатлениям.

Курс состоит из ряда тем, в которых предусматривается как решение теоретических вопросов композиции изделий, так и практические занятия по выполнению учащимися эскизно-проектных работ на заданную тему. Теоретический курс включает в себя вводные беседы по каждой теме, объяснение целей и задач.

Практические занятия предусматривают самостоятельную работу учащихся по разработке эскизов и проектов, по сбору и переработке натурального материала, чистовому исполнению проекта.

Настоящая программа предполагает пятигодичное обучение учащихся: 1- 5 классы. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Возраст учащихся 9-15 лет. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве учащихся преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.


При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);

- связи теории с практикой;

- систематичности и последовательности;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

- доступности и посильности;

- наглядности;

- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).


Предполагаемые результаты выполнения программы


В результате изучения программы учащиеся должны знать:

- цели, задачи, основные законы, выразительные средства композиции;

- особенности принципа формообразования художественных изделий декоративно-прикладного искусства;

-современные методы и приемы проектирования художественных изделий декоративного и прикладного значения;

- принципы организации пространства;

- последовательность выполнения, особенности разработки и исполнения художественно-графического проекта;

- закономерности, свойства и качество композиции.


Учащиеся должны уметь:

- производить предпроектное исследования;

- использовать законы формообразования и средства композиции в процессе проектирования;

- осуществлять целевой отбор и анализ подготовительного материала для изготовления изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, выбор художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей, последовательного ведения работы над композицией;

- применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других художественных дисциплин;

- последовательно выполнять работу над композицией.


Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;

  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.


Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.

Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце каждой четверти и по итогам учебного года.


Учебный план

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Композиция

1 ч

1 ч








Учебно-тематический план




п/п

Наименование темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1 класс

1

Вводное занятие. Охрана труда. Материалы инструменты.

1

1

-

2

Основные законы композиции. Изобразительные средства композиции. Виды контрастов в композициях.

8

2

6

3

Статичность и динамичность в организации композиции.

8

2

6

4

Ритмы в построении композиций.

8

2

6

5

Симметрия и ассиметрия в композициях.

8

2

6

6

Итоговое занятие

3

1

2




Итого:

36

10

26

2 класс

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Членение основных форм в композиции

8

2

6

3

Формообразование простых объёмных форм на основе простых конструкций

8

2

6

4

Теория гармонических цветовых сочетаний

8

4

4

5

Общий обзор о декоративных блюдах.

1

1

-

6

Водная беседа о характере декоративного блюда

1

1

-

7

Проект декоративного блюда: поисковый вариант, цветовое решение.

3

1

2

8

Композиция декоративного блюда тематического характера.

4

1

3

9

Итоговое занятие

2

1

1




Итого:

36

14

22

3 класс

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Стилизация в декоративной композиции

10

3

7

3

Функциональное назначение кашпо.

2

1

1

4

Проектирование кашпо основным видам композиционного решения, состоящее из 2-х форм.

6

2

4

5

Фронтальная композиция объёмно-пространственных форм, на заданную тему.

3

1

2

6

Проект декоративной композиции (эскизы, макет, цветовое решение).

12

4

8

7

Итоговое занятие

2

1

1




Итого:

36

13

23

4 класс

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Водная беседа о назначении декоративных ваз.

3

1

2

3

Проект декоративной композиции (декоративные формы), графическое решение, решение пластики, цветовое решение.

12

2

10

4

Напольные вазы в интерьере.

3

1

2

5

Проектирование напольной вазы для интерьера (вестибюль, внутренний дворик и т.д.). Поиск формы, пластики, цветовое решение.

12

2

10

6

Итоговое занятие

2

1

1

7

Подведение итогов, выставка-просмотр

2

-

2




Итого:

36

9

27

5 класс

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Назначение ювелирных украшений

2

2

-

3

Проект декоративных ювелирных украшений. Поисковые варианты: форма, пластика, цвет.

5

1

4

4

Изучение национального костюма.

12

4

8

5

Проект комплекта ювелирных украшений к национальному костюму. Поиск формы, пластики, графическое решение.

12

2

10

6

Итоговое занятие

2

1

1

7

Подведение итогов, выставка-просмотр

2

-

2




Итого:

36

11

25

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа промежуточной аттестации по дисциплине пм 02, мдк 02. 01. ч. 4
Рабочая программа ориентированна на реализацию требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки студента...
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа учебной дисциплины «Композиция (лаковая миниатюра)» Специальность
Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа дисциплины «Композиция» для специальности
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа по дисциплине "Машины для содержания аэродромов"
Рабочая программа и вопросы, касающиеся ее изменения и дополнения, рассматриваются ежегодно на кафедре. Рабочая программа подлежит...
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа по дисциплине «Физическая и коллоидная химия»
Рабочая программа по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» рассмотрена и утверждена на методической комиссии факультета защиты...
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая учебная программа по дисциплине Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студен­та

Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа по дисциплине «Производство сварных конструкций»
Рабочая программа по дисциплине «Производство сварных конструкций» обсуждена и принята на заседании кафедры технологии машиностроения,...
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания
Рабочая программа по дисциплине “Концепции современного естествознания” составлена в соответствии с “Государственным образовательным...
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине «Композиция» iconРабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса»
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос гос проф пед...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница