Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов




Скачать 17.24 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования выполнена учителем начальных классов
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер17.24 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
Программа

дополнительного образования выполнена учителем начальных классов

МБОУ Таскинской средней школы. Филимоновой В.В.

«Школьный музей»

Дополнительная образовательная программа

для детей возраста 8-10 лет

(срок реализации 3 года)


Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3

2. Учебно-тематический план ………………………………………………… 11

3. Содержание дополнительной образовательной программы …………… 11

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

…………………………………………………………………………………. 15

5. Список литературы ………………………………………………………. 48

6. Приложения ……………………………………………………………… 51

1. Пояснительная записка

«Музей – грандиозная памятная

книга человечества»

Л.В. Луначарский

«В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в системе образования патриотическое воспитание учащихся определено приоритетным направлением в воспитательной работе образовательных учреждений. Оно направлено на дальнейшее формирование патриотичес­кого сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Существенный вклад в развитие системы патриотического воспитания вносят школьные музеи. Их деятельность является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Реализация дополнительной образовательной программы: «Активисты школьного музея» способствует патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края, села, школы. Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся и определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, села, школы. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы. Принимая участие в организации школьного музея, собирании и описании его коллекций, устройстве его экспозиций, использовании его материалов в учебной программе по различным дисциплинам учащиеся обучаются приемам самостоятельной работы, поисково-исследовательской в своей основе. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов развивает коммуникативные навыки, внедряет в сознание представления об историческом процессе как непрерывной связи поколений, воспитывает любовь и уважение к своему краю, к своей семье и самому себе.

Данная программа считается адаптированной.

Актуальность программы:

В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль школьного музея – центра гражданско-патриотического воспитания учащихся. В системе патриотического воспитания юных граждан школьный музей становится образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.

Использование программы деятельности музея позволяет учащимся:

- приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины, региона, страны;

- повысить интерес к изучению истории;

- включиться в контекст музейно-педагогических проблем;

- создать коллектив единомышленников способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;

- развить коммуникативные способности.

Цель программы: знакомство с историей родного края, формирование у детей навыков работы по систематизации, описанию и сохранению экспонатов, работу в архивах.

Задачи программы.

1) Образовательные:

- углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного края;

- совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории и при работе в музее;

- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;

- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

- формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края;

- формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле.

3) Развивающие:

- развивать умения и навыки практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков, воссозданию прошлого родного края в виде организации экспозиции музея;

- реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.

4. Развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;

- развивать образное художественное мышление через художественное оформление экспозиций, реставрацию и реконструкцию предметов быта, старины и т.д.

Основные направления программы:
– просветительская;
- организационно-массовая;
- учебно-воспитательная;
- исследовательская.

Условия реализации программы:
– активизация работы кружка «Активисты школьного музея»
- подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий с учетом возрастных особенностей учащихся;
- организация поисковой и исследовательской работы по сбору материалов; – реализация социальных проектов

Формы занятий: экскурсии, лекции, семинары, дискуссии, экспедиции, игры, конкурсы, турниры, интегрированные занятия, викторины, интервью, устные журналы, общешкольная газета «Калейдоскоп», презентации, праздники и т.д.

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллективов педагогов и родителей школы. Определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, района, села. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений и современные проблемы.

Возраст детей: 8-10 лет. Именно данный возраст предполагает осознанный подход и мотивацию к обучению музейной работе. Рекомендуемый минимальный состав детей Школьного музея – 11 человек в первый год реализации программы и 11 человек во второй и третий.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

- сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;

- поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая, индивидуальная);

- ведение инвентарной книги;

- работа по регистрации и сохранности экспонатов;

- экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;

- оформительские работы (индивидуальные и групповые);

- работы в архивах и других музеях района и области (групповые, индивидуальные);

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов;

- встречи с выпускниками школы;

- участие в районных и областных краеведческих, научно-практических конференциях;

- работа лекторских групп;

- работа школьного кружка по краеведению;

- участие в различных областных и районных конкурсах;

- уроки мужества;

- сбор воспоминаний людей разных поколений;

- встречи с местными поэтами и художниками;

- подготовка докладов, выступлений по истории школы;

- создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпуск фотомонтажей и стенных газет,

- создание фото- и видеоматериалов.

Работа актива музейной комнаты.

Активисты совместно с руководителем музейной комнаты ведут работу по обустройству, организации музея, накоплению материалов, организации и проведению экскурсий, бесед, привлечению учеников школы к поисковой и исследовательской деятельности. Ежегодно организуют и проводят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, осуществляют шефскую помощь. Актив музейной комнаты ежегодно пополняет фонды музея путем:

- привлечения к исследовательской работе детей и взрослых, создания поисковых групп;

- налаживания переписки, личных контактов с различными организациями и частными лицами;

- изучения литературы и других источников;

- сбора материалов соответствующей тематики;

- обеспечения учета и хранения материалов;

- оформления постоянных и сменных экспозиций;

- проведения экскурсий, подготовки экскурсоводов;

- обеспечения использования экспонатов в учебном процессе;

- оформления запросов в другие организации и поручений от частных лиц и организаций.

Продолжительность реализации образовательной программы: 3 года.

Реализация программы включает в себя несколько этапов:

1 этап: проектный – 2012-2013 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

- изучить нормативную базу;

- проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации программы;

- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы;

- разработать программу деятельности музея «История нашего края»

2 этап: практический – 2013-2015 учебные годы.

Цель:реализация программы деятельности краеведческого музея «История нашего края» . Краеведение.

- Изучение документов по истории возникновения деревень края.

- Сбор легенд и материалов по истории нашего края.

- Сбор экспонатов по истории края.

- Оформление экспозиции «История нашего края».

- Создание музея «Крестьянская изба».

Музееведение.

- Оформление каталогов, описывающих имеющиеся материалы и экспонаты.

- Изучение правил оформления выставок и музейных экспозиций.

- Изучение правил ведения необходимой документации.

- Знакомство с правилами учёта и оформления необходимой документации, сопровождающий экспонат.

Предполагаемые экскурсии и походы.

- Поход по сбору материала для создания музея «Крестьянская изба» в старом крестьянском доме.

- Поход по местам стихов и рассказов А.И. Щербакова.

- Тема:« Легенды нашего края»

- Экскурсия «Крестьянская архитектура нашего края»

- Экскурсия « Картинная галерея»


- Экскурсия « Живая вода родника».

3 этап: аналитический – 2013-2015 учебный год.

Цель: Анализ итогов реализации программы.

Способы и методы контроля.

- творческие отчеты музея.

- проведение общешкольных краеведческих конференций

- участие в районных и областных краеведческих конференциях.

- использование материалов музея на уроках и внеурочных мероприятиях.

- участие в районном смотре школьных музеев и экспозиций Воинской славы, посвященном 70-летию Великой Победы.

- обобщить результаты работы музея в школе и районе;

- провести коррекцию в реализации программы;

- спланировать работу на следующий период.

Ожидаемые результаты

По итогам реализации программы учащиеся должны:

- знать природу, историю своего края, культуру народов, населяющих её;

- иметь представления об особенностях развитии музейной педагогики в России и за рубежом;

- иметь представления о работе школьного музея;

- обладать, способностью правильно интерпретировать произведения искусства;

- владеть умением использовать теоретические знания для организации работы школьных музеев;

- уметь организовывать экскурсии, походы, экспедиции;

- иметь эстетический вкус, умение видеть прекрасное самому и отражать увиден­ное в собственном творчестве;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи при получении знаний по ис­тории России и других стран;

- иметь способность к практическому экспериментированию, исследовательской деятельности.

К окончанию первого года обучения.

- научиться владеть техникой поиска необходимой информации;

- пытаться датировать найденные экспонаты при отсутствии точной даты происхождения источника;

- понимать, что такое исторический источник;

- уметь осуществлять подбор необходимых материалов;

- уметь разместить материал в хронологическом порядке;

- уметь составлять и проводить простые экскурсии для учащихся.

К окончанию второго и третьего года обучения.

- уметь провести экскурсию с соблюдением всех необходимых требований, предъявляемых к школьному экскурсоводу;

- уметь правильно оформить полученный материал, в соответствии с существующими стандартами оформления;

- получить статус школьного музея.

2. Учебно-тематический план



Наименование разделов

(блоков)

Год Общий

1.

Природа нашего края.

5

7

2.

История возникновения нашего села.

4

8

3.

Материальная и духовная культура села.

2

10

4.

Я гражданин России

3

9

5.

Наш край: прошлое и настоящее

2

10

6.

Литература о нашем крае

2

10

7.

Музыкальная культура

4

8

8.

Герои Великой Отечественной войны

4

8

9.

Изобразительное искусство нашего края

4

8

10.

Музеи: зачем они нужны

6

6

11.

Исследовательская деятельность учащихся




21




итого

36

108

3. Содержание дополнительной образовательной программы

Вводные- ознакомительные.

1.Отчизны любимый уголок.

2.Моя семья -мои предки. Мое родословное древо.

3.Люди – гордость района.

4.Что такое история?.

5.Среди милых сердцу названий.-2ч.

6.В судьбе страны судьба села.-4ч.

7.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов icon2 Назначена учителем начальных классов в Петропавловской средней школе 1989 г. 3
Окончила Магнитогорский государственный университет по специальности «Педагогика и психология»
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов мбоу «Красногвардейская гимназия»
Методическое обеспечение профессионального мастерства учителей начальных классов в условиях модернизации образования в начальной...
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconКурсы повышения квалификации Описание педагогической философии
Образование: высшее, Забгпу им. Н. Г. Чернышевского; специальность: педагогика методика начальных классов; квалификация: учитель...
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconФормирование психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов
Работа выполнена на кафедре психологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинский...
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconЛитература
Система взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок письменной речи учащихся...
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconИз опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани
Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconТика Программа составлена учителем математики моу
Программа курса предназначена для дополнения и углубления базового образования по математике и для ознакомления учащихся 9-х классов...
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Работа шмо учителей начальных классов в 2011 – 2012 учебном году велась по утверждённому плану работы и была направлена на повышение...
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconОсновная образовательная программа начального общего образования программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов моу «Ликино- дулёвский лицей»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа дополнительного образования выполнена учителем начальных классов iconАвторская программа «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и«Экология») для учащихся начальных классов Учитель начальных классов
Авторская программа «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и «Экология»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница