Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование)




Скачать 19.42 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование)
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер19.42 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еланская средняя общеобразовательная школа»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«МУЗЫКА»

для учащихся средней общеобразовательной школы

1 – 4 классы (начальное общее образование)

5 – 8 классы (основное общее образование)


Составитель: Кондрашина Е.Н.,

учитель музыки

I квалификационной категории


2008 год


Введение


Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В.А.Сухомлинский

В пояснительной записке к программе «Музыка» Д.Б. Кабалевский писал: «Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения любого школьного предмета. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хоть каких бы то ни было результатов».

С появлением концепции и программы Д.Б. Кабалевского появилась новая методология музыкального воспитания, главной идеей которой является преподавание музыки как живого образного искусства. «Нет живой программы,- пишет Д.Б. Кабалевский, без соответствующей ей методики, нет методики, если она не соотносится с данной конкретной программой. Программа и методика в их диалектической, взаимодействующей и постоянно развивающейся связи образуют единую педагогическую концепцию. Эта связь не единственное, но обязательное условие успешного ведения занятий по любому школьному предмету». С появлением концепции Д.Б. Кабалевского появились следующие методы, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни:

  1. Метод тождества и контраста (по Б.В. Асафьеву)

  2. Метод сходства и различия (по Д.Б. Кабалевскому)

  3. Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский)

  4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному на более высоком уровне или метод перспективы и ретроспективы. (Д.Б.Кабалевский; Э.Б.Абдуллин)

  5. Метод создания композиций (Д.Б.Кабалевский; Л.В.Горюнова)

  6. Метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин)

  7. Метод эмоциональной драматургии. ( Д.Б.Кабалевский; Л.М.Предтеченская; Э.Б.Абдуллин)

  8. Метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова)

Профессор, доктор педагогических наук, директор Института художественного образования РАО Л.В.Школяр пишет: «Созданная Д.Б. Кабалевским в годы авторитарной школы программа по музыке, уже тогда несла в себе большой демократический заряд. Время вправе внести необходимые поправки в музыкальный репертуар программы, но ее духовную ценность, мудрость, глубину и основательность необходимо сохранять и развивать». Чувствуя фундаментальность концепции Д.Б. Кабалевского, почти все авторы, занимающиеся учебниками по музыке, разрабатывают их на основе его тематизма, методов и приемов.

Эти технологии отвечают целям и задачам проблемного и развивающего музыкального образования, они направлены на повышение активного, деятельного освоения произведений искусства, т.к. каждый ребенок ставится в позицию Творца, Композитора, Поэта, Художника, другими словами в позицию исследователя. Потому-то и необходимо смоделировать творческий процесс так, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел бы себя с позиций другого человека, говоря научно, исследовал бы свои ценностные ориентации в этом мире: что для него имеет наибольшее значение, что может стать таким же значимым для всех людей. Необходимо, чтобы дети поняли смысл своей деятельности.


ПРОГРАММА «МУЗЫКА»

Начальное общее образование

(1 – 4 классы)

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по музыке создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, рассчитана на четыре года обучения в общеобразовательной школе. Программа дает распределение учебных часов по разделам курса, а также определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности учащихся.

    Структура документа

    Программа включает три раздела:

  • Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

  • Основное содержание обучения с распределением учебных часов (тематическое планирование) и

  • Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика предмета

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.


Основные содержательные линии

Основными содержательными линями являются:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Цели обучения

Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:

  • формирование основ музыкальной культуры;

  • развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

  • воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.


Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане в I-IV классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (всего 136 часов).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

  • знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

  • уметь – владение конкретными умениями и навыками;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У них формируются представления о мире музыки, формах ее бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создает возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.




    Основное содержание

Представления о музыке (72 час)

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.

Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух - и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина; В.-А. Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.


Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.


При формировании представлений о музыке накопление опыта музыкально-творческой деятельности младшими школьниками осуществляется в процессе:

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;

  • формирования музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров, форм;

  • приобретения индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов для детей;

  • самовыражения ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись;

  • поиска исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации;

  • освоения вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;

  • индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации;

  • индивидуально-личностного выражения характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами выразительности в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных;

  • участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев.

  • выражения образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.






    Представления о музыкальной жизни страны (36 час)

    Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

    Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

    Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.

Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.

Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н.А. Сац — первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.

При формировании представлений о музыкальной жизни страны накопление опыта музыкально-творческой деятельности младших школьников осуществляется в процессе:

  • ознакомления с музыкальными традициями родного края;

  • участия в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни;

  • выполнения домашних заданий по ознакомлению с музыкальными теле-радио передачами и высказывания своего отношения к ним;

  • ознакомления с музыкальными аудио-, видеозаписями;

  • приобретения первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ


В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;

  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconРабочая программа по курсу математики в 5-м классе составлена для умк мерзлякаА. Г., Полонского В. Б. и др.»Математика 5 кл.», изд.
Перечень учебных программ по предметам согласно учебным планам по ступеням (начальное общее образование, основное общее образование,...
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconРабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы М.
РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой,...
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconПлан работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №90» на 2011/2012 учебный год
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconРабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив
Программа разработана на основе программы «Программа по информатике и икт для V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л....
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconРабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив
Программа разработана на основе программы «Программа по информатике и икт для V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л....
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconДоклад Общая характеристика учреждения
Государственная аккредитация: оп 001643, выдана 31 марта 2011 года, действует до 31 марта 2023 года. Перечень программ, прошедших...
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconРабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок»
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательной средней школы
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconРабочая программа по музыке в 4 классе
Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством...
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) icon2. основные требования к учебному кабинету
Учебный кабинет это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, являющееся средством осуществления Государственной...
Рабочая программа по учебному курсу «музыка» для учащихся средней общеобразовательной школы 1 4 классы (начальное общее образование) iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2008 г., утвержденной мо РФ
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница