Скачать 13.28 Kb.
|
Тема: «Развитие творческих способностей на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе» Воспитание ребенка сложно и многоступенчато. А воспитание средствами искусства и развитием творческих способностей – это лишь шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного. Тяготение человека к красоте также естественно, как стремление к счастью, здоровью, радости. Детям интересно всё – они внимательно приглядываются к окружающему миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Развитие в ребенке творческой личности, это не только формирование определенного отношения к искусству, но и формирование хорошего отношения к природе, другим людям, к себе, к своим и чужим поступкам, ко всем видам созидательной человеческой деятельности. Ведь развитие в человеке творческих способностей очень многогранно. Школьник учится понимать язык искусства. Он начинает понимать условность поэтического слова, в отличие от бытовой и прозаической речи, привыкает к условностям пения, танца, сценического исполнения, живописной формы и так далее. Но воистину понимать мир творчества в его сложности и многокрасочности может только человек, постоянно развивающийся в этой области. Цель работы – развитие активного, самостоятельного, творческого мышления, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связанно со знаниями и способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся может быть репродуктивной, то есть воспроизводящей усвоенные способы деятельности, или продуктивной – творческой и самостоятельной. Для развития творческих способностей на каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников. В качестве опорных компонентов для определения эффективности внедрения служат:
Основные направления развития творческих способностей:
Игровые технологии на уроке требуют речевых действий. Начинаем с юмора, театра, игры:
Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, театральную деятельность, рукоделие. Поэтому очень хочется развивать в своих учениках творческие способности. На уроках, начиная с первого класса, ввожу стихотворные объяснения правил, виды опросов, физкультминуток. Некоторые из них могу сочинить сама, а некоторые использую из методических пособий. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде На занятиях, в игре Смело четко говорим И тихонечко сидим. Я часто перед уроком (за несколько дней) раздаю стихи детям, чтобы они помогали мне на уроках и читали по теме. Развиваю речь учащихся по разному:
Шли втроем гулять подружки … Дети добавляют: …. А у них в руках игрушки. Да ещё четыре книжки, Ведь у каждой есть братишки.
третий «Фа», четвертый «Соль» (фасоль). В каждом из своих классов провожу различные праздничные концертные программы:
Такие спектакли требуют очень серьезной подготовки. Необходимо за месяц раздать слова, отрабатывать выразительность, характер персонажа и так далее. В нашем классе есть пианино, поэтому во время мероприятий сама играю и пою с ребятами. Веду уроки музыки, играю на инструменте, а также использую музыкальное оформление и технические средства. Также ежегодно проводим праздничные мероприятия, посвященные 8 Марта, 23 февраля, дню Победы. В последнее время на всех мероприятиях стараюсь использовать компьютер. Презентации готовлю и сама и ученики. Вернемся к урокам. В прошлом учебном году проводила мастер-класс для двух вторых классов. Готовила презентацию «Матрешки» об истории русской куклы. После просмотра презентации и беседы ребята сами рисовали матрешку. Каждую из этих работ разместили на стенде, и дети любовались своим творчеством. Я определила для себя составные части работы по развитию творческих способностей так:
Задачи для работы в этом направлении:1. Поддержка развития творческой исследовательской активности детей. 2. Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира; 3. Активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития; 4. Учить методам и приемам научного исследования; 5. Учить работать с научной литературой. Основные направления работы:• Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности; • Обучение учащихся работе с научной литературой; • Подготовка, организация и проведение научно – практических турниров, конкурсов, олимпиад; В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:
Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек ... В школьной программе включено понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством находит затем применение в различных работах трудового обучения: в аппликациях, изготовлении игрушек, плетении... Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. Учитель начальных классов Важенина Н.Г. |
![]() | Понятие и проблемы творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Развитие креативного мышления и способностей Сущность и значение понятий «творчество», «творческие способности». Компоненты творческих способностей …7 | ![]() | «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий.... |
![]() | Пояснительная записка Нормативно правовая база России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому... | ![]() | Уроках математики в начальной школе Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе |
![]() | 1 раздел: «Я человек» Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках по системе Л. В. Занкова и внеклассных мероприятиях | ![]() | Толерантность в концепции воспитания духовно-нравственной личности гражданина россии на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях |
![]() | Моу «сош с. Черный Яр» Черноярского района Астраханской области Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время | ![]() | Тема работы: «Чипсы, кока кола и здоровье» В результате исследования подведены итоги, т е сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую... |
![]() | По самообразованию: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства» Моу «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» | ![]() | Тема работы: «Чипсы, кока кола и здоровье» Работу В результате исследования подведены итоги, т е сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую... |