Пояснительная записка к рабочей программе




Скачать 39.07 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер39.07 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе


  1. Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено на основе: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык 5 – 9 классы/Сост. Л.М. Рябченкова. - 2-е изд., Стереотип – М.: Дрофа, 2001. - 160 с.




  1. Преподавание ведется по учебникам:

  • Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 8 класс – М.: Дрофа, 2009

  • Русский язык. Практика. 8 класс (Под ред. Ю.С. Пичугова). - М.: Дрофа, 2009

  • Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.




  1. Количество часов: 136 в год, 4 часа в неделю.

Уроки, отведенные на повторение и развитие речи, изучаются в течение всего учебного года.


Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»

А.Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б.Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В.Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.


2. Значение данного предмета для решения общих задач образования,

определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ



В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

Формирование у учащихся языковой интуиции.

  • Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

  • Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

  • Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

  • Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

  • Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

  • Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

  • Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

  • Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Предметно – ориентированные



Учащиеся должны уметь:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

по связной речи: составлять предложения с учетом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.


Основные направления работы по русскому языку в V–IX классах:



  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку; повышение интереса учащихся к предмету у ребят, используя как традиционные, так и нетрадиционные уроки, через различные формы внеклассной работы

  • формирование и совершенствование речевых умений и навыков учащихся: овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; связное изложение мыслей в устной и письменной форме;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  • развитие умений работать с текстом, со справочной литературой, словарями.

  • организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;

  • формирование навыков грамотного письма;

  • тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися и работа над их устранением;

  • помощь слабоуспевающим ученикам.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ за курс 8 класса:


Учащиеся должны уметь:

по фонетике: производить фонетический разбор слов;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;

по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.


Структурирование содержания




п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

I.

Введение

1




II.

Повторение

15

Диктант №1, тест № 1

III.

Синтаксис и пунктуация

69




1.

Введение

1




2.

Словосочетание

3

Тест № 2,3

3.

Предложение

3

Контрольная работа № 1, диктант № 2

4.

Главные члены предложения

5




*

Подлежащее

1




*

Сказуемое

4




5.

Второстепенные члены предложения

5

Диктант № 3

6.

Односоставные предожения

8




7.

Полные и неполные предложения

2

Диктант № 4

8.

Предложения с однородными членами

10

Диктант № 5, тест № 4

9.

Предложения с обособленными членами

18

Диктант № 6

10.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

9

Диктант № 7, контрольная работа № 2

IV.

Развитие речи

17







Итог

102






Календарно-тематическое планирование



урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Корректировка




1-ая четверть










1-2

Повторение изученного в VVII классах. Лексика и фразеология. Орфоэпия. Р.к. Особенности Тульских говоров

2







3-4


Морфемика и орфография. Применение знаний и умений по теме в практике правописания

2







5-6


Морфология. Применение знаний и умений по теме в практике правописания

2







7-8

Синтаксис. Пунктуация. Применение знаний и умений по теме в практике правописания

2







9

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного материала»

1







10

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1








11

Р. Р. Текст. Микротекст. Микротема.

1







12

Синтаксис и пунктуация. Введение. Виды связи

1







13,14,15


Способы подчинительной связи. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

3







16-17


Словосочетание и предложение. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

2







18-19

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске.

2







20-21

Основные виды предложений. Логическое ударение и порядок слов в предложении.

2







22

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

1







23

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1







24-25


Р. Р. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. Р.к. Анализ текстов рассказов для детей Л.Н.Толстого

2







26,27,28

Повторим орфографию. Орфограммы корня

3







29,30

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

2







31,

32,33,34


Сказуемое и его основные типы

4







35-36

Тире между подлежащим и сказуемым. Р. К. Работа по тексту И. Панькина «Легенды о мастере Тычке»

2







37-38

Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».Применение умений и навыков в практике правописания.

2







39

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

1







40

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1







41

Второстепенные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Определение

1







42-43

Согласованные и несогласованные определения.

2







44-45


Приложение. Р.к. Использование приложений в стихотворениях поэтов-земляков

2







46-47

Дополнение

2







48-49


Контрольное изложение с элементами сочинения.

2







50,51,52,53


Обстоятельство. Виды обстоятельств.

4







54-55

Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения». Применение знаний и умений по теме в практике правописания

2







56

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

1







57

Анализ диктанта. Повторим орфографию. Орфограммы в приставках. Применение знаний и умений по теме в практике правописания

1







58

Односоставные предложения. Понятия об односоставных предложениях. Определённо-личные предложения.

1







59-60

Неопределённо-личные предложения.

2







61-62

Безличные предложения.

2







63

Назывные предложения.

1







64-65

Обобщение по теме «Односоставные предложения» Р.к. многообразие односоставных предложений в рассказах И.А.Бунина

2







66-67

Полные и неполные предложения. Особенности строения полных и неполных предложений.

2







68-69


Предложения с однородными членами. Однородные члены. Союзы при однородных членах предложения.

2







70-71


Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2







72-73

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2







74

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 полугодие.

1







75

Однородные члены предложения как средство выразительности речи.

1







76,77,78,79



Однородные и неоднородные определения

4







80

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». Применение знаний и умений в практике правописания

1







81

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

1







82-83

Анализ диктанта. Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксе.

2







84

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

1







85-86


Обособление согласованных определений.

2







87-88

Обособление несогласованных определений.

2







89-90


Р. Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

2







91

Изложение текста публицистического характера

1







92-93


Обособление приложений

2







94-95


Обособление дополнений

2







96-97

Обособление деепричастных оборотов. Р.к. Многообразие деепричастных оборотов в рассказах Л.Н.Толстого

2







98-99

Р. Р. Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения (сочинение)

2




Р.к. Спорт в моей жизни (написание сочинения-рассуждения)

100, 101, 102

Обособление обстоятельств

3







103-104

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

2







105

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1







106-107

Р. Р. Киносценарий как одна из форм композиционных форм сочинения

2







108, 109, 110

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обособление уточняющих членов предложения.

3







111, 112

Повторим орфографию. Р.к. «Безударные гласные» на примере стихотворения В.А.Жуковского «Мина»

2







113, 114, 115

Вводные слова, предложения. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

3







116, 117

Обращение. Предложения с обращениями. Р.к. Роль обращений в стихотворениях В.Ходулина

2







118, 119

Р. Р. Обращения как средства связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.

2







120

Слова-предложения. Особенности слов предложений.

1







121-122

Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями».

2







123

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1







124

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1








125, 126, 127

Повторение изученного в VIII классе. Словосочетание. Односоставные и неполные предложения. Применение знаний и умений по теме в практике правописания

3







128

Предложения с однородными членами

1







129-130


Р. Р. Психологический портрет. Сочинение-описание. Р.к. Психологический портрет моего друга

2







131- 132

Предложения с обособленными членами предложения.

2







133-134

Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложения.

2







135

Итоговый контрольный диктант

1







136

Р.Р. Язык Тулы и его разновидности. Урок-практикум

1






  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе iconУтверждаю Директор моу «Средняя общеобразовательная школа №121»
Пояснительная записка к рабочей программе А. И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников»
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по физике 7 класса
Авторская программа «Физика 7–9 классы», рекомендованная Департаментом общего образования мо РФ. (Автор программ, А. В. Перышкин,...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по географии
Коринская В. А., Душина И. В., Щенёв В. А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа,-2011. 319С., в соответствии с обязательным...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по математике
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных общеобразовательных школ для незрячих детей, рекомендована...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка Статус документа
Положения о рабочей программе моу уйско-Чебаркульской сош, обуп и уп образовательного учреждения. Рабочая программа конкретизирует...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Мировая художественная культура» в средней общеобразовательной школе (11 класс)
Изучение мхк осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта об­щего образования...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей учебной программе
«Информатика и икт». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка (к рабочей программе по истории, 6 класс)
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторской...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка (к рабочей программе по истории, 5 класс)
Мо РФ 2004 года и на основе авторских программ по истории: А. А. Вигасина, Г. И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира»...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 4 класс
Типовым положением об образовательном учреждении от 01. 02. 05г.; Примерными программами начального общего образования по всем предметам,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница