План-конспект урока сила трения




Скачать 12.67 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока сила трения
Дата03.02.2016
Размер12.67 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сила трения





ФИО (полностью)

Адаменко Ольга Анатольевна



Место работы

МОУ Кожевниковская СОШ№1



Должность

учитель



Предмет

физика



Класс

7



Тема и номер урока в теме

Движение и взаимодействие тел

Урок 7 «Сила трения»



Базовый учебник

С.В. Громов; Н.А. Родина


.

  1. Цель урока: изучить явление трения, создать условия для формирования у учащихся практических навыков

9. Задачи:

- обучающие – выяснить природу силы трения, важность трения в окружающей жизни, природе и технике, способы его уменьшения и увеличения.

-развивающие – способствовать развитию памяти, логического мышления, умения анализировать результаты и делать выводы по результатам опытов.

-воспитательные – способствовать формированию научного мировоззрения, развитию устойчивого познавательного интереса учащихся, воспитанию уверенности в своих силах.


  1. Тип урока «Урок новых знаний»

  2. Формы работы учащихся фронтальные, групповые

  3. Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, динамометры, бруски, грузы, поверхности с различными свойствами.

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационная часть










1

2

Мотивация

Обучающимся демонстрируются два опыта:

  1. В небольшой деревянный ящик насыпается сухой песок. На поверхность песка кладутся свинцовые шарики и металлические бруски, а в глубину закапываются лёгкие предметы, например, фигурки из пенопласта. Ящик ставится на две подставки и по дну начинается интенсивное постукивание с различными интервалами, с целью вызвать вибрацию ящика. Учащимся предлагается пронаблюдать увиденное явление и попробовать объяснить.

Лежащие на поверхности тяжёлые предметы быстро «тонут» в песке, а на смену им «всплывают» из песка лёгкие. Объяснить увиденное явление учащиеся затрудняются.

  1. Стеклянная бутылка с водой, ставится между косяком и дверью. Несколько раз бутылка передвигается вверх-вниз и отпускается… Учащимся предлагается пронаблюдать увиденное явление и попробовать объяснить.

Бутылка повисает на уровне глаз. Объяснить увиденное явление учащиеся затрудняются.

Результаты опытов и, правда, парадоксальные, но никакого мошенничества нет, оба опыта имеют научное объяснение, которое мы с вами попробуем дать в конце урока.

  1. Учащимся демонстрируется ряд иллюстраций (подшипники, растение цепляющееся усами за опору, падение в гололёд, катание на коньках) и предлагается определить тему урока.










20







После определения темы урока совместно с учащимися определяется цель и обучающая задача урока, формулируются этапы изучения явления, актуализируя ранее полученную информацию:

    • Что мы знаем о трении?

Учащиеся, опираясь на жизненный опыт, пытаются привести примеры проявления силы трения.

    • Почему возникает трение?

Учащимся предлагается с помощью динамометра протянуть деревянный брусок по различным поверхностям (деревянная линейка, стекло, бумага, наждачная бумага) и объяснить увиденное.

Далее учащимся предлагается протянуть стекло по стеклу.

После проведения серии опытов учащиеся отвечают на вопрос о природе силы трения.

    • зависит от того насколько гладкая поверхность;

    • чем больше неровностей, тем больше сила трения;

    • сильно отшлифованные поверхности трудно протягивать одну по другой, а значит, сила трения опять возросла.

После анализа информации полученной опытным путём, выводим учащихся на то, что сила трения электромагнитной природы. Для этого прошу учащихся одну пластмассовую расчёску зубьями вставить в другую и протянуть одну по другой.

учащиеся сами делают вывод о том, что движение расчёсок напоминает движение тел с плохо отшлифованными

демонстрация

Просмотр

Практическая работа










  • движение тел с плохо отшлифованными поверхностями и приходят к выводу о том, что природа силы трения такая же как у силы упругости, то есть электромагнитная.

После этого прошу соединить два свинцовых цилиндра. Сцепления не происходит, далее вкручивающимися движениями добиваюсь, чтобы цилиндры слиплись. Учащихся, прошу их разорвать, но это не так-то просто.

  • учащиеся делают вывод о том, что в процессе эксперимента удалось так сблизить поверхности, что между молекулами начали действовать большие силы притяжения.










20

3

Самостоятельная работа обучающихся

работа по группам. Группы выясняют от чего зависит сила трения? Им предлагается провести серию опытов и выявить:

    1. зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей;

    2. зависимость от массы тела;

    3. зависимость от наличия смазки;

    4. сравнить силы трения скольжения и качения и измерить силу трения покоя.

После отчёта групп провожу фронтальную беседу по вопросам:

    • Полезное это явление или вредное?

    • Какими способами можно уменьшать или увеличивать трение?

Возвращаемся к опытам, продемонстрированным вначале урока.

Выслушиваю все версии объяснения ранее увиденного, если учащиеся не вышли на правильный ответ, то прошу их продолжить поиск ответов на поставленные в ходе демонстрации

ЭОР№1

ЭОР№2

ЭОР№3

вопросы.

Второе задание описать фантастическую ситуацию «Мир без трения».

Третье задание заключается в том, чтобы привести больше примеров использования трения в технике, быту и природе.


Наблюдение, индивидуальное консультирование, сбор информации для подведения итогов урока

Практическая работа




4

Подведение итогов

Электронный журнал (ЭОР№4)

демострация

просмотр

2

5

Домашнее задание

Все задания творческие, но разные по сложности. Каждый из учащихся сам определяет, чем он займётся дома.

Д/з параграфы 16,17 учебника








2



Приложение к плану-конспекту урока

Перевод из одной системы счисления в другую

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сила трения




видеоролик

http://class-fizika.narod.ru/vid.htm


2

Трение




видеоролик

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr


3

Опыты по наблюдению сил трения




видеоролик

http://www.enter3006.narod.ru/prezentatsii/videoroliki/sila/


4

Электронный журнал класс 7 «физика»







https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Al9U3t7QuLGNdFhkenVoRERwQlpxbGYxendzby1nWFE&hl=en_US#gid=0


Похожие:

План-конспект урока сила трения iconПлан-конспект урока сила трения
Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:...
План-конспект урока сила трения iconПлан-конспект урока по теме «Сила трения. Трение в природе и технике.»
«Взаимодействие тел»», урок 20 «Сила трения. Трение в природе и технике»
План-конспект урока сила трения iconКонспект урока для 7 класса сила трения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Красноярск
План-конспект урока сила трения iconСила трения
Разработать и применить способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения
План-конспект урока сила трения iconКонспект урока давление и сила давления
Тема: «Давление и сила давления»; первый урок в теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
План-конспект урока сила трения icon«Первые шаги в науку» «Физика внутри нас. Кровеносная система» Предметная область физика
Силы, действующие на кровь при ее движении, сила давления и сила сопротивления (трения). – стр. 5
План-конспект урока сила трения iconКонспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
Урок составлен для учащихся 7 класса как обобщающее повторение изученной темы «Сила Архимеда. Плавание тел»
План-конспект урока сила трения iconПрезентация «Сила трения» Приложение Ход урока Организация класса. Разминка работа с карточками «Обозначения и единицы измерения физических величин»
Шишкина Надежда Павловна,учитель физики и информатики моу медяковской сош, идентификатор 102-093-305
План-конспект урока сила трения iconПлан-конспект урока по обществознанию
Тема урока: Конфликты в обществе, место урока -урок №29, блок «Социальная сфера»
План-конспект урока сила трения iconФорма плана-конспекта урока план-конспект урока правильные многогранники
Цель урока: знакомство с новым типом выпуклых многогранников -правильными многогранниками
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница