Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р.




Скачать 39.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р.
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер39.19 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5–11 кл.» (М.: Баласс, 2010).

Программа рассчитана на 70 часов в год 2 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение:

– сочинений – 9 (из них 1 домашнее);

– проверочных работ – 2;

- творческих работ – 20 (сравнительная характеристика, устное и письменное описание

героев, составление плана, мини-сочинения, эссе )


Цель литературного образования в 5 классе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.


Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 5 класса, рабочая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных в программе:

  • Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны»

  • А. Дюма «Три мушкетера» (главы).

  • Н. Г. Долинина «Честь и достоинство».

  • А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы).

  • Б. С. Житков «Механик Салерно».

  • В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы).

  • В. А. Каверин «Два капитана» (главы).

  • Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...»,

  • Д. Самойлов «Сказка»,

  • В. Берестов «Почему-то в детстве...».

  • А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы).

  • Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

  • Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

  • Д. Самойлов «Из детства»,

  • Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

  • Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

  • Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

  • К. Чапек «С точки зрения кошки».

  • Н. Заболоцкий «Лицо коня»,

  • В. Инбер «Сеттер Джек»,

  • Б. Заходер «Памяти моего пса».


Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 5 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, выступление).

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Слово – основная единица языка.

Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства словообразования.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Основные выразительные средства морфологии.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

История

Отечественная война 1812 года.

География

Географические открытия.


Содержание тем учебного курса
по литературе для учащихся 5 класса (70 часов)

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

Основное содержание

70




2

Введение

1

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства

3

Часть I.

От чего захватывает дух

35

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» (см. Примечание)

4

Раздел 1. Жизнь по законам чести

9

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

Для текстуального изучения.

Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения:

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н. Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя

5

Раздел 2. Шифры

и клады

6

«Законы» приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения:

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция

6

Раздел 3.

Экстремальные ситуации

3

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

Для текстуального изучения:

Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б. С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа

7

Раздел 4.

Как мы становимся взрослыми

8

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

Для текстуального изучения:

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

М. Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении
М. Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик

8

Раздел 5.

Правда истории и вымысел

7

Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

Для текстуального изучения:

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация
в художественном произведении.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта
в художественном повествовании.

Для обзорного изучения.

В. А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог

9

Раздел 6.

Романтика неизведанного

2

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи

10

Часть II.

Что можно увидеть с закрытыми глазами

11

Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы

11

Раздел 1.

Мир, «затерянный» в нас

2

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика

12

Раздел 2.

Научная и «ненаучная» фантастика

5

Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Для текстуального изучения:

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.

Н. В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения.

Р. Брэдбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте

13

Раздел 3.

Сказка и фантастика

4

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Для текстуального изучения.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие
от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр

14

Часть III.

В лабиринте событий

3

Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения:

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе

15

Часть IV.

Я и другие

12

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Для текстуального изучения:

В. Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.










Для обзорного изучения:

Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза

16

Часть V.

Мы не можем без них или они без нас?

6

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои-животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

Для текстуального изучения:

А. П. Чехов «Каштанка».

А. И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения:

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

К. Чапек «С точки зрения кошки».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере

17

Обобщение

1

Мир твоих читательских интересов

18

Резерв

2






Учебно-тематический план. 5 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

развитие
речи сочинения




проверочные работы

1

Введение

1







2

Часть I. От чего захватывает дух

35

7



1

3

Раздел 1. Жизнь по законам чести

9

1

1



4

Раздел 2. Шифры и клады

6

-

-



5

Раздел 3. Экстремальные ситуации

3

-

-



6

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми

8

1

1



7

Раздел 5. Правда истории и вымысел

7

1

1



8

Раздел 6. Романтика неизведанного

2





1

9

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами

11

1

1



10

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас

2







11

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика

5

-

-

-

12

Раздел 3. Сказка и фантастика

4

1

1



13

Часть III. В лабиринте событий

3

1

1



14

Часть IV. Я и другие

12

1

1



15

Часть V. Мы не можем без них или они без нас?

6

1

1



16

Обобщение

1





1

17

Резерв

2










Итого

70

8

8

2



Учебно-методическое обеспечение по литературе.


  1. Барова, Е. С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт» [Текст] : методические рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Баласс, 2005. – 224 с.

  2. Бунеев, Р. Н. Литература. 5 класс («Шаг за горизонт») [Текст] : учебник : в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2011. – (Серия «Свободный ум»);

  3. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературе для 5 класса [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010.

  4. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения.- М: Баласс, 2007.-240с., ил.- (Серия «За страницами учебника»).



Список литературы.

Нормативно-правовая:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта по литературе;

  3. Примерная основная программа основного общего образования по литературе.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : книга для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. – М. : Просвещение, 1984.

  2. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения.- М: Баласс, 2007.-240с., ил.- (Серия «За страницами учебника»).

  3. Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. – М. : Дрофа, 2001. – (Серия «Библиотека учителя»).

  4. М. Ю. Лермонтов в школе [Текст] : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. – М. : Просвещение, 1976.

  5. Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину [Текст] : в 2 ч. / В. Г. Маранцман. – М. : Владос, 1999.

  6. Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. Г. В. Самойленко. – Киев, 1988.

  7. Ершов, Г. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество [Текст] / Г. Ершов. – М. : Художественная литература, 1973.

  8. Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе [Текст] / М. В. Теплинский. – Киев, 1985.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Пушкин и его время, 1799–1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта [Текст] : сб. /предисл. М. Филина. – М. : ТЕРРА, 1997.

  2. Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А–Л / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2002.

  3. Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. М–Я / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2002.

  4. Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А–М / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2005.

  5. Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Н–Я / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2006.

  6. Энциклопедия для детей [Текст]. – Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 2000.

  7. Энциклопедия для детей [Текст]. – Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001.

  8. Энциклопедия для детей [Текст]. – Т. 9. Русская литература. Ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 1999.

  9. Энциклопедия литературных героев [Текст]. – М. : Агроф, 1997.

  10. Я познаю мир. Литература [Текст] : детская энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М. : ООО «Фирма Изд-во АСТ», 1988.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Писатели и литературные произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.lermontow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич

http://www.aleksandrpushkin.net.ru


Требования к уровню подготовки учащихся по литературе

за курс 5 класса.


Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

  • потребность в самовыражении через слово;

  • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

  • пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;

  • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

  • сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия)

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе,
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 9 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconРабочая программа по литературе 9 класс на 2012 2013 учебный год
«Литература» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе с учетом Программы по литературе...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconРабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы авторы-составители: Г.
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconРабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю)
Данная рабочая учебная программа для обучающихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе среднего (полного)...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 11 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта среднего(полного) общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В. В., Латюшин В. В., Пакулова...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconРабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 11 классов для общеобразовательной школы.
Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. iconРабочая программа по технологии для учащихся 7 класса
Данная рабочая программа составлена для 7 класса на основании: стандарта основного общего образования по технологии (базовый уровень)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница