Исследовательская работа в рамках программы «Памятники»




Скачать 36.15 Kb.
НазваниеИсследовательская работа в рамках программы «Памятники»
Дата03.02.2016
Размер36.15 Kb.
ТипИсследовательская работа


Из опыта работы по воспитанию патриотизма и гражданственности

в учебных, внеклассных и внеурочных

формах работы


Мартынова Надежда Константиновна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Дубневская СОШ»


Ступинского муниципального района


2012




Содержание:





Страница

Введение………………………………………………………………

3

Глава 1.Теоретическое обоснование выбора темы

6

1.1. Понятие патриотизма………………………………

6

1.2. Понятие гражданственности

7

1.3 Функции гражданско-патриотического воспитания

7

1.4. Воспитание патриотизма и гражданственности с учетом возрастных особенностей учащихся. Формы воспитания……………………………………………………………

8

Глава 2. Формы моей работы по воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности………………………………….

11

2.1. Исследовательская работа в рамках программы «Памятники»

11

2.2. Классный час «Они живут рядом с нами»

11

2.3. Праздник, посвященный 8 Марта «Родина-мать»

12

2.4. Урок «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы России»

13

2.5. «Они сражались за Родину». Устный очерк о Великой Отечественной войне

13

Заключение

15

Литература

16



Введение


Воспитатели, учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности.

В. О. Ключевский


Выбирая тему своего практико-значимого проекта, я решила исследовать ту проблему, с которой приходится сталкиваться в повседневной жизни – проблема воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма. Ведь именно история и обществознание, в отличие от других дисциплин, наиболее чувствительны к национальной специфике своей страны, социальным недугам общества, проблемам жизни простых людей. На уроках и во внеклассной деятельности я, как учитель и воспитатель, затрагиваю острые общественные вопросы   социальное неравенство и справедливость, межнациональные и экономические конфликты, политические режимы и деятельность института президентства, культуру и экономику. Я стремлюсь вооружить учащихся аналитическим аппаратом для самостоятельного объяснения и усвоения проблем и противоречий современной жизни¸ учу их проявлять заинтересованность, сопереживание, соединство со своим обществом, с исторической судьбой своей страны.

Своей главной педагогической задачей считаю воспитание социально активной, имеющей гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию и патриотически настроенную личность.

Проведенный мною социальный опрос пожилых людей с. Березнецово, где я живу, показал, что затронутая мной тема очень актуальна и вызывает тревогу у людей старшего поколения за судьбу своих детей и внуков в связи с падением нравственности и духовности у молодого поколения.

Ни одна школа не может называть себя современной, если ограничивается только передачей детям знаний. Необходимо воспитывать личность ребенка, развивать способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать правильные решения.

Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир ребенка психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и тонким делом. Думаю, что основным направлением, в области воспитания должно стать воспитание патриотизма и гражданственности, которое необходимо проводить на боевых и трудовых традициях российского народа, его вооруженных сил, а также самой истории становления России.

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, а в дальнейшем техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

«К сожалению, события последнего времени в политике, экономике, культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значения воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновлении духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества. Высокой самодисциплины, воли, гражданского мужества народа» (1, с. 112).

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа: героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей; непримиримость к Врагам России; уважение к атрибутам государственности: Флагу, Гербу и Гимну страны.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника (1, с. 301).

Мои ученики не застали тех учителей, которые пришли прямо с фронта в школьные классы и рассказывали на уроках о том, как это было на войне.

Уроки этих учителей заменили встречи с ветеранами, фронтовиками, живыми свидетелями грозных военных лет. Ветеранов становится все меньше, они уходят из жизни. Но нельзя забывать свою историю. Недостаток личного общения надо восполнять другими формами и методами патриотического воспитания. Это в первую очередь уроки мира и мужества, линейки и вечера.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к Родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека сделать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать на заводе, на ферме, помогать, тому, кому нужна помощь: отстающему товарищу, родителям по дому, соседям и т. д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм и гражданственность.

Все вышесказанное показывает очевидность необходимости реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского и патриотического воспитания в школе, определяет актуальность и значимость темы данного исследования: «Воспитание патриотизма и гражданственности в учебных, внеклассных и внеурочных формах работы».

Гипотеза исследования основывается на том, что поведение нравственности и духовности молодого поколения ведет к деградации населения России, забвению исторической памяти.

Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий патриотизм и гражданственность через различные формы учебной, внеклассной и внеурочной работы.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические основы патриотического и гражданского воспитания;

  2. определить специфику работы по данному направлению;

  3. обмен опытом по различным формам работы патриотического и гражданского воспитания;

  4. выработка предложений по совершенствованию системы патриотического и гражданского воспитания в школе.

Методы исследования:

  1. Социологический опрос населения

  2. Беседы

  3. Наблюдения

  4. Изучение передового педагогического опыта

  5. Анализ творческой деятельности детей.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы


    1. Понятие патриотизма


Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-17963 гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям Родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris –отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип. Социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».

Что же такое патриотизм и какого человека можно называть патриотом?

Я.В.Соколов так отвечает на этот вопрос: «Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, прежде всего соотечественники» (8, с. 134).

?В своей внеклассной работе и учебной работе я стараюсь ненавязчиво объяснять ученикам суть понятия патриотизма, т. к. считаю, что разъяснение его основ и всестороннее просвещение множат число неопатриотов, ведут к деградации личности человека.?

В процессе проведения различного рода мероприятий с учащимися своего класса, нам удалось создать портрет патриота своей Родины. По мнению моих семиклассников это человек, который:

- хорошо воспитан и образован;

- почитает своих предков;

- имеет хорошую семью;

- совершенствует нравственную культуру;

- ведет достойный образ жизни;

- работает на благо Отечества;

- уважает граждан других стран;

- заботится о своем физическом здоровье.

Конечно этот портрет не полный и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Есть еще над чем работать. Но мои ученики, я надеюсь, хорошо уяснили, что те, кто сеет вражду между людьми, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, ведет нездоровый образ жизни, никогда не будет назван патриотом своей страны.

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» (7, с. 321).

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, с его политической активностью.


    1. Понятие гражданственности


В учебнике «Обществознание» А.Ф. Никитина значение этого слова трактуется так: «Гражданственность – качество сознания человека, выражающее высокое ценностное отношение к своему обществу, государству; готовность жертвовать своими личными интересами ради общественного блага» (4, с.309).

Гражданственность – это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом государства; способность и готовность выступать в роли гражданина.

Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой. К примеру, женщины и несовершеннолетние юноши древней Греции могли проявлять лишь патриотизм, но не гражданственность – удел полноправных граждан.

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного в возможностях политического выбора.

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению гражданственности и патриотизм. Этому способствовало утверждение прав человека и гражданина.

Мы живем в век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, а главное, уносящие тысячи жизней людей войны, конфликты, террористические акты, умирают женщины, дети. Разве об этом мечтали наши отцы и деды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?

Гражданственность имеет духовное, нравственное начало – человек сознает себя гражданином того же самого государства, которое строили и защищали его далекие предки.

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.


    1. Функции гражданско-патриотического воспитания


Функции гражданско-патриотического воспитания разделяются на:

-образовательные

- воспитательные

- развивающие.

Образовательная функция заключается в том, чтобы вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная функция гражданско-патриотической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьников таких чувств, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, моральной чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Развивающая функция гражданско-патриотической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной.

Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке поступающей информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщенна политической информацией, противоречивыми установками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий.

Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.

Школьники среднего возраста, подростки, ещё склоны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к самостоятельному осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно-полезной деятельности.

Старшие школьники стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.


    1. Воспитание патриотизма и гражданственности с учётом возрастных особенностей учащихся. Формы воспитания


Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия, «патриотизм», включает в себя любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодёжи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности. В этом процессе велика роль

подлинно народной многонациональной культуры.

Патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательно-практической деятельности школьников с учётом возрастных особенностей.

Беседы с учителями начальных классов по теме, изучаемой мною проблемы, я выяснила, что в младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Но уже на этом уровне воспитания ребята хорошо усваивают понятия добра и зла, верности и предательства, патриота и врага. О работе учителя начальных классов нашей школы была опубликована моя статья в газете «Ступинская панорама» от 02.03.2006 г. – «Тянутся к родным истокам» (прил. 1).

Подростковый возраст – период формирования индивидуальных ценностей и время получения опыта гражданской деятельности в рамках школьного коллектива. Старший школьный возраст – время выбора жизненного пути.

Представление учащихся старших классов о патриотизме и гражданственности становится шире и глубже.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств, их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а также различных форм внеклассной и внеурочной работы.

Способствуя воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, учитель направляет свои усилия на обогащение их знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности через различные формы воспитания. Я не буду оригинальной, если скажу следующее:

- экскурсии по памятным местам родного края, музеи,

- уроки мужества, памяти

-тематические вечера и встречи

- викторины и игры

- конкурсы рисунков, стихов

- защита проектов патриотической направленности

- рассказ о людях, живущих рядом с нами.

Но чтобы подобная работа способствовала эффективному воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определённую внутреннюю логику.

Любовь к Родине проявляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос.

Это чувство привязанности и представления родных мест растёт и расширяется за счёт познания своей страны, её прекрасной и разнообразной природы, богатства её недр, могущества рек, широты озёр.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа с иноземными захватчиками, о его безграничной вере в силу и могущество Родины на всех этапах её истории, рассказ о наших соплеменниках, жизнь которых достойна подражания.

Таким образом, у подрастающего поколения формируется национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

«В России – государстве с многовековой историей и традициями, патриотизм имеет глубокие корни, его воспитание у молодёжи было характерно на протяжении веков» (2, с. 9).

Свидетельства о патриотизме встречались в военно-исторических документах и летописях ещё в IX веке. В более поздний период он проявлялся в преданности князю и дружине, а князь считал постыдным бросить своё войско. «Военная мощь врагов Руси и испытания, выпавшие на её долю, способствовали накоплению в народе патриотической силы, осознанию необходимости национального объединения. Ледовое побоище, Куликовская битва, изгнание поляков под предводительством Минина и Пожарского, Полтавское и Бородинское сражения, разгром интервентов, германских фашистов, японских милитаристов» (2,стр. 10).

Это далеко не полный перечень героических страниц истории страны, на которых мы и воспитываем своих учеников.

Глава 2. Формы моей работы по воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности


Для анализа своей работы по гражданскому и патриотическому воспитанию я рассмотрела некоторые формы своей работы в этом направлении.

2.1. Исследовательская работа в рамках программы «Памятники»

Цели исследовательской работы:

      1. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению.

      2. Обогащать опыт поисковой работы.

      3. Прививать чувство любви к родному краю.

Эта работа была приурочена к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В школе была создана поисковая группа из учащихся девятого класса. Ребята познакомились с историей Малинской средней школы, которая до 1973 года размещалась в очень красивом кирпичном здании. Оно и сейчас украшает поселок Малино и извещает всех жителей о том, что во время войны здесь размещался полевой госпиталь 2370, в котором находились на излечении воины, получившие ранения в боях за Родину в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Затем мы познакомились с имеющимися материалами в поселковой библиотеке, беседовали со старожилами п. Малино. Узнав о могилах летчиков, умерших в госпитале от ран и похороненных на местном кладбище, начали ухаживать за одной их них.

Ребята заинтересовались тем, что на обелиске братской могилы двух похороненных там летчиков значится не две, а три фамилии. Почему так произошло я рассказывала в своей статье «Был госпиталь в школе», опубликованной в газете «Ступинская панорама» от 16.07.2005 г.

Выступление по итогам своего исследования ребята готовили сами. Были проведены экскурсии в школьный Уголок боевой славы, а так же свою работу мы защищали в Михневском ДЮЦе в номинации «Памятники».

Я считаю, что эта форма работы играет большую роль и приносит действенную пользу в воспитании гражданственности и патриотизма, т. к. проходит на краеведческом материале, который неотделим от истории всей страны.


2.2. Классный час «Они живут рядом с нами»

Под этой рубрикой я провожу классные часы о людях хорошо знакомых моих ученикам. Это могут быть их родители, бабушки и дедушки, соседи, просто жители поселка.

Цели классного часа:

  1. Воспитание уважения к людям старшего поколения.

  2. Воспитание чувства гордости и признательности за то, что они сделали в своей жизни для нас.

  3. Способствовать воспитанию и укреплению чувства гражданственности.


Формой проведения я выбираю беседу. Ведь по ходу беседы легко понять интересна ли ребятам предложенная мною тема, затронуло ли их то, о чем я им рассказываю.

Постановка классного часа, о котором хочу рассказать, полностью соответствовала возрастным особенностям моих сегодняшних учеников. Речь шла о человеке более 40 лет проработавшего в школе – Соломыкове Василии Тихоновиче, который недавно ушел из жизни. Ребята хорошо знали этого пожилого, всегда жизнерадостного, очень интеллигентного бывшего учителя нашей школы. Уйдя на заслуженный отдых, он был частым гостем в школе. А на территории перед школой осталась о нем живая память – растущая ель, высотой более 10 метров.

Эта ель и стала предметом моей беседы, т. к. имеет интересную историю. Все дело в том, что в 1973 году, накануне новогодних праздников чья-то браконьерская рука срубила маленькую и пушистую ёлочку, растущую перед школой. Это вызвало шок во всем поселке. Люди недоумевали: кто мог это сделать? Есть ли что-нибудь у него святое? Возмущению и негодованию людей не было предела. Василий Тихонович осмотрев пенёк, сказал, что есть шанс реанимировать это деревце. Сказано-сделано. На весну была назначена «операция». Сделав распил в стволе оставшегося пенька, он направил нижнюю боковую, единственно выжившую, веточку расти вертикально вверх, и наложил аккуратную повязку. Произошло чудо: веточка прижилась! Теперь мы любуемся огромной, стройной елью. О произошедшем напоминает неровность на ее стволе, теперь уже на уровне выше человеческого роста.

Эта беседа, суть которой я кратко изложила, никого не оставила равнодушным, на глазах у некоторых ребят были слёзы. Ответы на вопрос о настоящем патриоте и гражданине не вызвали затруднений. «Это человек, любящий Родину, родную природу, детей. отзывчивый, добрый, умеющий найти выход из трудной ситуации и». и др.


2.3. Праздник, посвященный 8 марта «Родина-мать»


Тема мероприятия была выбрана не случайно: во –первых, это дань традиционному празднику. взявшему начало в XX столетье - международному Женскому Дню; во –вторых, нужно было пронаблюдать сохранность межпоколенных связей. Для того, чтобы провести этот праздник, ребятам были даны задания подобрать материал о мамах, бабушках. Сюда вошли стихи, песни, проза, основанные на истории празднования Международного Женского Дня в России. Первоначально этот праздник, был днем борьбы за права женщин, а сейчас это праздник воспевания и почитания женственности.

Отсюда целями мероприятии были:

  1. Познакомить школьников с традицией празднования 8 Марта.

  2. Формирование чувства любви к Родине через материнскую любовь.

  3. Воспитание патриота через почтение и уважение к отчему дому.

При подготовке сценария учитывались возрастные особенности детей, а так же все возможные эмоциональные проявления. При разработке сценария никто не остался без внимания. Прекрасные стихи, песни были посвящены учителям, мама, бабушкам, одноклассницам.

Выступления готовили сами ребята. Они ответственно и заинтересовано отнеслись к подготовке и проведению праздника. Активности школьников не было предела, так как они знали, что на праздник придут их мамы, бабушки и учителя. В каждый номер, в каждое слово была вложена вся гамма чувств и по отношению к зрителям.

Огромную помощь в данном празднике сыграли учителя, ведь они в свою очередь тоже являются чьими-то матерями и бабушками. В сценарии есть такие слова: «Слова мама-мать - одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языке всех народов. Словом мать называют и свою Родину, что она по-матерински относится к свом детям – народам ее населяющим. И все учителя не могут не относиться по-матерински к своим детям-ученикам».

При подготовке сценария дети настолько прониклись атмосферой нежности, чуткости, что мы порой отходили от прописанных слов и говорили то, что чувствовали. Эмоциональный настрой детей возрастал, начиная с самых первых слов. Никто не смог остаться равнодушным.


2.4. Урок «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы России»

Этот урок я проводила к 100-летию учреждения Государственной Думы России. Была приглашена депутат муниципального округа № 3 Сарычева В. М., которая является председателем комиссии по образованию, здравоохранению, политике молодёжи, массового спорта и культуры городского поселения Малино.

Целями данного урока были:

1.Повторить и закрепить знания по истории учреждения в России Государственно Думы.

2.Вызвать интерес к политической жизни в стране, формирование правовой культуры.

3.Воспитание осознанного отношения к праву, ценностного отношения к Основному закону страны.

Урок, начавшийся с Гимна России, прошел на одном дыхании. Мы говорили об истории развития парламентаризма в России, о порядке и принципах деятельности Государственно Думы, о системе местного самоуправления. Здесь слово было предоставлено депутату, которая рассказала ребятам о важнейших элементах новой политической системы.

Итогом моего урока стали вопросы, которые ребята задавали депутату. В них прослеживался интерес к политической жизни в стране, к деятельности Президента, а так же и к решению проблем в поселке в области молодежной политики.

Однако, этот урок показал, что далеко не все ребята смотрят новости по телевизору, имеют свое мнение на политические темы. Задача педагога- помочь им осознать, что они - будущее России, защитники Родины, а учёба и труд, дисциплина помогут им выполнить свое предназначение в жизни, стать настоящими гражданами России.


2.5. «Они сражались за Родину». Устный очерк о Великой Отечественной войне

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют мероприятии посвященные Великой Отечественной войне. Тема эта неисчерпаема. Для проведения мероприятия «Они сражались за Родину» я выбрала форму проектной деятельности. Собравшись с инициативной группой учащихся по подготовке проекта, мы определили направление поиска материалов о защитниках Родины:

- гастелловцы;

- талалихинцы;

- матросовцы.

Ребята разделились на группы, и началась кропотливая работа по подготовке презентаций на заданные темы. Учитель информатики оказал очень большую помощь по подготовке и демонстрации слайд - фильма. Ребята рассказывали о самих героях и тех, кто последовал их героическому примеру.

Выступления поисковых групп переплеталось с исполнением песен военных лет.

Были поставлены следующие цели:

  1. Воспитание любви к Родине.

  2. Уважение памяти павших за их мужество и стойкость в борьбе против фашизма.

  3. Показать массовый героизм народа.

На протяжении всего мероприятия в зале стояла напряженная тишина. Немаловажную роль сыграло оформление зала и подбор музыки. Поставленные цели в ходе мероприятия реализовать удалось.

Проведенное после праздника анкетирование показало, что многие учащиеся имеют только общее представление о Великой Отечественной войне. Порадовало в ответах то, что ребята положительно отозвались о празднике, смогли вспомнить, что Николай Гастелло   летчик, направивший свой самолет в скопление танков, Виктор Талалихин совершил ночной таран, Александр Матросов закрыл телом вражескую амбразуру, а за годы войны их подвиги совершили сотни других героев. Так же ребята знают о своих родственниках – участниках, очевидцах войны, которых в живых остается с каждым годом все меньше и меньше.

Своей задачей учителя истории и гражданина своей страны я считаю делать все возможное для сохранения связи поколений, воспитывая в детях патриотизм и гражданственность.

Заключение


Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что истоки патриотизма и гражданственности детей – в нас, взрослых, нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи, стремлении разделить её заботы, беды, сохранить и умножить духовную и материальную культуру.

«Наступает время, когда быть гражданином России становится престижным, тем более что простое понятие «гражданин» всегда значило больше, чем юридическая связь с государством. И поэтому гражданственность, и патриотизм от одной записи в документе не появляются»….(В. В. Путин на Гражданском форуме в 2001 г.)

«Вопрос о воспитании патриотизма и гражданственности, учащихся в процессе обучения, соотношении изучения фактических сведений и воспитательно-развивающей направленности системы образования» (3, с. 43), как один из наиболее значимых обсуждался в ходе дискуссий на конференциях для преподавателей истории и обществознания. Они «поддерживают стратегический курс на воспитание школьников как граждан России, считают воспитание нравственной и гражданской позицией высшей ценностью образования» (3, с. 43).

Проведя анализ своей работы, изучив литературу по затронутой теме, первоочередные задачи школы я выстроила в следующем порядке:

 воспитание патриотизма и гражданственности должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо использовать краеведческий материал;

особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке поступающей информации;

 эстетическое воспитание, формирование чувства прекрасного должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания;

 обогащение учащихся знаниями, относящихся к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности;

 осуществление тесного контакта школы и семьи, т. к. первые уроки гражданственности дети получат в семье;

 воспитание уважения к закону, развитие гражданской и социальной ответственности;

 шире использовать возможности организаций культуры, спорта, средств массовой информации, организаций здравоохранения и правопорядка;

 использовать различные информационные технологии в своей работе, т. к. их влияние на уклад жизни общества бесспорен. Они помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников жизни общества.

Все вышеизложенное говорит о том, что вопрос воспитания патриота и гражданина очень актуален, требует от воспитателей (учителей, родителей) поиска новых методов и форм воспитания, не останавливаясь на достигнутом, обмениваясь опытом работы в данном направлении.

Гипотеза исследования подтверждена. Задачи исследования выполнены.

Литература


Выгодский Л. С. «Нравственное воспитание» М. «Педагогическая психология» 2004г.

Вырщиков А. «Патриотизм на службе России» ж. «Воспитание школьников № 3, 2006г.

Вяземский Е. Е. «Проведение в семи федеральных округах конференций для преподавателей истории и обществознания ж. «Преподавание истории в школе» № 1, 2008г.

Никитин А. Ф. «Обществознание» М. «Просвещение», 2010 г.

Прохорова О., Кузнецова Л., «Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи» ж. «Воспитание школьников» № 3, 2006 г.

Путин В. В. Выступление на Гражданском форуме в 2001 г. ж. «Преподавание истории в школе» № 9, 2007 г.

Сиповский «Родная старина» М. «Современник» 2002 г.


Похожие:

Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconИз опыта работы Першиной Натальи Владимировны
Исследовательская работа становится одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности в рамках образовательного...
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» icon«Заочное путешествие по городу Новочебоксарск»
Предварительная работа: провести опрос среди учащихся школы по вопросу «Нужны ли в городе памятники?»
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconИсследовательская работа «Динамика и распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта среди детей и подростков города Брянска»
Международная научно-исследовательская конференция учащихся и педагогов «Первые шаги в науку»
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconИсследовательская работа в рамках проекта. «Интегрирование и межпредметные связи в системе дополнительного образования Медвежье Озерской детской школы искусств»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Медвежье – Озерская детская школа искусств Щелковского муниципального...
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconИсследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы Понятия «самостоятельность»
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «мифопоэтическая символика животных в «записках охотника»
Уважаемые председатель секции, секретарь и участники конференции, вашему вниманию предлагается научно-исследовательская работа на...
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconСоциальная медицина
Издание осуществляется в рамках Государственной программы научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа» — научный...
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconО конкурсе проектов в рамках реализации долгосрочной целевой программы
«Развитие культуры в Томской области на 2013-2017 годы», утверждённой постановлением Администрации Томской области от 26. 11. 2012...
Исследовательская работа в рамках программы «Памятники» iconИсследовательская работа в школе
Методическая работа в школе в связи с необходимостью освоения нового содержания образования и новых технологий
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница