Урок по окружающему миру в 4 классе




Скачать 24.58 Kb.
НазваниеУрок по окружающему миру в 4 классе
Дата03.02.2016
Размер24.58 Kb.
ТипУрок
Урок по окружающему миру в 4 классе

Тема: Тайны минералов.

Форма проведения:

заседание Учёного Совета – урок-исследование.


Оборудование: учебник Поглазова О.Т. «Окружающий мир», слайдовая презентация, книга П. Бажова «Малахитовая шкатулка», коллекция горных пород и минералов, подставки трёх цветов для организации практической работы, карточки с заданиями, бутылка минеральной воды, упаковка из-под витаминов «Компливит».


Цель урока: сформировать представление о разнообразии минералов и их свойствах


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с различными видами минералов и показать их роль в жизнедеятельности человека.

  2. Расширить представления о природных богатствах Уральского края.

  3. Продолжить развитие эмоционально-образного и рационально-логического мышления.

  4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; воспитывать эстетические чувства



Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя, сообщение темы урока:

Слайд №1

Мы с вами продолжаем большую тему, начатую на прошлом уроке «Путешествие по повехности и недрам России». Объясните, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «недра»? (Недра земли – её глубины)

Вот сегодня мы попытаемся ещё раз заглянуть в глубины нашей Земли, чтобы узнать, открыть их новые тайны. А именно нам предстоит разгадать тайны минералов.

Слайд №2

- Что вы знаете о минералах?

-Как они служат людям? (вопросы помещаются на доске)

Эти вопросы будут сегодня ключевыми, т.е. самыми главными, нам предстоит отыскать на них полные обстоятельные ответы.

Я предлагаю организовать нашу работу в форме заседания Учёного Совета. Как вы думаете, кто входит в Учёный Совет? (учёные) Сегодня у нас будет работать 3 группы учёных-исследователей, которые попробуют самостоятельно добывать новую информацию, исследовать её, обобщать и делать выводы. И так, начнём.

  1. Актуализация имеющихся у детей знаний:

Уважаемые учёные, прежде всего нам нужна информация о горных породах. Расскажите при помощи опорной таблицы прошлого урока об образовании горных пород.

  • Работа на доске с таблицей-схемой «Образование горных пород» - (1 ученик).


Образование горных пород






1. Из раскалённой магмы

3.Из остатков разрушенных вулканических масс, остатков растений, животных


2.Под воздействием высокой температуры и давления

- Всех остальных приглашаю к участию в блиц-опросе (фронтальный опрос):

А) Где встречаются в природе горные породы? (Повсюду под ногами, под тонким слоем почвы).

Б) Что интересного можно увидеть внутри горных пород, образовавшихся много миллионов лет назад? (сохранившиеся формы древних растений и животных).

В) О чём они могут рассказать?


  • Ответ по схеме-таблице.




  1. Исследование горной породы и минералов, её составляющих:

- Рассмотрите горную породу, лежащую у вас на столе на красной подставке. Кто запомнил её название? (гранит)

- Внимательнее рассмотрите поверхность гранита. Что вы видите? Само слово «гранит» произошло от латинского слова «гранум», что означает «зерно». Масса гранита зернистая.

- Рассмотрите внимательно камешки, лежащие у вас на желтой подставке. Сравните их с гранитом (зёрна или кристаллы этих камешков есть в граните)

- Так гранит однородная горная порода? (нет)

Вывод: он состоит из мелких частичек, «строительных кирпичиков».

- А, может, кто-то из вас догадался, как называются эти мелкие «строительные кирпичики», из которых состоят горные породы?

Минералы!!!


- Попробуйте грамотно сделать вывод, что находится у вас на красной подставке, и что на желтой? (горная порода и минералы, из которых она состоит). Так из чего же состоят горные породы?

Вывод: горные породы состоят из минералов.

Дополнение и изменение таблицы на доске


Образование горных пород


Минералы



2.Под воздействием высокой температуры и давления

1. Из раскалённой магмы

3.Из остатков разрушенных вулканических масс, остатков растений, животных



- Много ли горных пород в окружающем нас мире? (много) Значит, сколько же в природе минералов? (тоже очень много)

- Учёным известно около 4000 различных минералов. Некоторые горные породы состоят только из одного минерала, а в некоторых их соединяется несколько. И у каждого минерала есть своё название. Предлагаю вам, уважаемые учёные, самим определить название представленных вам минералов на желтой подставке.


  1. Практический эксперимент: определение названий минералов по описанию:

А) 1 группа – кварц;

2 группа – слюда;

3 группа – полевой шпат.

- Возьмите жёлтую карточку и выберите минерал, описанный на ней, узнайте его название.


Слайд №3

Б) 1 группа – графит (стержень карандаша);

2 группа – известняк (мел);

3 группа – галит (соль).

- А встречались ли вам в окружающем мире такие минералы как графит, галит, известняк? Выберите по описанию белой карточки минерал с белой подставки и расскажите, где его можно встретить.

Вывод: минералы встречаются повсюду вокруг нас, мы ими постоянно пользуемся.


- Поднимите руки, кто из вас любит витамины? А для чего вы их принимаете? А кто из вас пробовал минеральную воду? Послушаем девочек, которых я попросила к сегодняшнему уроку исследовать упаковки от витаминов и минеральной воды. И что же они узнали?


  1. Творческий отчёт об исследовании упаковки от витаминов и бутылки от минеральной воды (демонстрация коробочки , бутылки):

1.Витамины из этой упаковки называются «Компливит». Есть такие витамины для детей, есть для взрослых. Я узнала, что в 1 витаминке содержится 12 видов витаминов и 10 минералов. Значит, есть такие минералы, которые помогают нам быть крепкими и здоровыми.


2.Теперь я знаю, почему эта вода называется минеральной. Потому что в ней растворились минералы. У воды есть вкус, значит, вкус есть у некоторых минералов. Вода прозрачна. Значит, минералы могут быть невидимыми. Я узнала с этикетки, что берётся минеральная вода из природных источников. Она полезна для здоровья.


Вывод: Одни минералы, таким образом, используются и в строительстве, другие употребляются в пищу, есть минералы, которые используются для приготовления лекарств, различных удобрений. А ещё издавна использовались минералы для украшений. Их называют драгоценными камнями. Какие вы знаете драгоценные камни?


  1. Обзорное знакомство с драгоценными камнями:



- Драгоценные минералы удивляют своей красотой и многоцветностью.

Слайд №4

1)- Посмотрите, как огненно ярок минерал рубин. Рубиновые звезды украшают Кремлёвскую башню на Красной площади столицы нашей Родины. Они известны всему миру.


Слайд №5

2)- Одним из самых дорогих и красивых минералов считается во всём мире алмаз. Вот так выглядит природный кристалл алмаза. Но стоит его обработать особым способом, как он засияет разноцветными красками радуги. Такой алмаз уже называют бриллиантом. В московском Кремле есть уникальная коллекция алмазов. На странице 83 вашего учебника представлены алмазы. Исследуйте эту иллюстрацию и определите, какие знаменитые алмазы мы сейчас видим.


  1. Исследование материалов слайда и иллюстраций учебника:

- алмаз Орлов;

- бриллиант «Большая звезда Африки».


- Драгоценные камни идавна использовали для украшений ценных вещей.


  1. Актуализация имеющихся знаний с использованием зрительной опоры:


Слайды №6-10

Расскажите по слайду, что украшали в старину драгоценными камнями? (старинные книги, царскую одежду, посуду)

-Как вы думаете, где находят драгоценные камни?


  1. Представление краеведческого материала.

А) Сказки П. Бажова:


Слайды 11-13

- А есть ли драгоценные минералы в нашем крае?

- Вспомните замечательные сказки П.Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка» (демонстрация книги). Кто обладает волшебной силой в этих сказках? (Хозяйка Медной горы) Сколько разноцветных сокровищ таит она в своих горных владениях! А ведь по преданию она охраняет богатейшие горы нашего края. Какие? Уральские горы. Именно на Урале давным-давно появились заводы, на которых добывали и обрабатывали декоративные камни. Здесь и родились сказания об уральских мастерах. Пожалуй, нет нигде красивее малахита, чем на Урале. А разве не красавица уральская яшма? Во всём мире известны уральские самоцветы!


Слайд №14

Б) Ильменский минералогический заповедник:

- Величественна и строга красота нашего края, его древних гор. Учёные назвали Урал минералогическим раем, потому как именно Уральские горы таят в себе огромное количество полезных минералов. На территории Уральского края основан знаменитый на весь мир Ильменский минералогический заповедник.

- Вам знакомо понятие «заповедник»? (Участок земли или водного пространства, вся природа которого охраняется государством)

- Попробуйте объяснить, что означает «минералогический заповедник»? (Территория, где охраняются минералы).

Это музей под открытым небом. Здесь охраняются драгоценные и поделочные камни. Удивительно найти эти драгоценности прямо на земле. В Ильменском Заповеднике ученые обнаружили более 200 минералов. Есть здесь даже такие, которых пока не обнаружено ни в одних горах мира. Разноцветные минералы можно увидеть здесь в музее, но на месторождении – это ещё интереснее.


  1. Изучение значения слова «месторождение»:

Слайд №15

Вдумайтесь, как образовалось слово «месторождение» и объясните его значение. (Месторождение – это скопление минералов в недрах или на поверхности земли).


- Не зря по сказочным приданиям Хозяйка Медной горы охраняла месторождения дорогих камней и редко показывала их людям. Внутри гор есть чему удивиться и чем полюбоваться! Как вы думаете, а можно ли попасть вовнутрь горы?


  1. Исследование научных текстов о пещерах:

Слайд №16

А)1 группа – обитатели пещер;

2 группа – «Чем интересны пещеры учёным-историкам?»

3 группа – образование пещер;


  1. Творческие отчёты групп 1 и 2.




  1. Информационная справка о Каповой пещере, где обнаружена стоянка древних людей:

Слайд №17


Я приглашаю вас посетить Капову пещеру в Башкирии. Её название, скорее всего, произошло от слова «капель», здесь очень гулко слышен звук капели, падающей на камни. Ученые-археологи установили, что древние люди жили здесь 14000 лет назад. Об этом свидетельствуют рисунки на стенах пещеры и вещественные находки.


  1. Творческий отчёт 3 группы исследователей:




  1. Путешествие в Кунгурскую ледяную пещеру:

Слайды №18-23

А теперь приглашаю вас осмотреть одну из самых больших пещер России, которая тоже прячется в глубине Уральских гор. Находится она возле города Кунгур, в ледяной горе. Гора сложена не изо льда, а из растворимых водой минералов. Пещера состоит из гротов – подземных залов, расположены они в 4 этажа. Пещера имеет освещение. Поэтому мы имеем возможность рассмотреть её сокровища. Поверхность гротов покрыта наростами, похожими на ледяные сосульки. Но это не лёд, а растворённые в воде минералы, которые со временем застыли, закаменели. Но разве это не чудо природы? Эти сосульки из минералов, которые встречаются и во многих других пещерах имеют научное название:

сталактиты и сталагмиты.


  1. Самостоятельное открытие научных понятий, применение их на практике:

Слайды №24-26

Уважаемые ученые, исследуйте научный текст на голубых карточках и объясните, где на слайде изображены сталактиты, а где сталагмиты.


Закаменевшие сосульки из минералов, которые свисают с потолка пещер, называются СТАЛАКТИТЫ.

Со дна пещер навстречу сталактитам поднимаются столбики из натёков таких же капель - СТАЛАГМИТЫ.


Какого цвета вы наблюдали сталактиты и сталагмиты? (Розового, белого, зелёного, голубого, жёлтого). Цвет сталактитов и сталагмитов зависит от цвета минералов, которые были растворены когда-то в воде.


- Когда сталактит соединяется со сталагмитом, образовывается колона из разноцветных минералов. Так в пещерах образуются целые каменные водопады и причудливые скульптуры.


  1. Практический эксперимент определения твердости минералов:

(шкала твёрдости)

Слайд №27

- Сегодня мы рассмотрели множество минералов. При помощи таблицы-подсказки определите свойства, по которым различаются минералы:

-цвет;

-блеск;

-прозрачность;

-растворимость в воде

А еще минералы различаются своей твердостью. Возьмите полевой шпат и слюду. Проведите краешком одного минерала по другому. На каком минерале остался след? Сделайте вывод, что же твёрже – полевой шпат или слюда? Проделайте то же самое с графитом и мелом. Какой минерал прочнее?

Ученые составили шкалу прочности минералов, на ней 10 отметок. Вначале шкалы располагаются самые мягкие минералы, а завершают её самые твёрдые.

Демонстрация шкалы твердости минералов.

Назовите самые мягкие минералы (тальк, гипс) и самый твердый (алмаз).


Выполнение заданий итогового теста, самооценка по слайду № 28.


Итоговый тест

по теме «Тайны минералов»

Поставь знак +, если ты согласен со следующим утверждением.

Поставь знак -, если ты не согласен со следующим утверждением.


1

Минералы редко встречаются в природе





2

Все минералы имеют одинаковую твёрдость




3

Алмаз – самый твёрдый минерал




4

Из минералов образуются горные породы




5

Сталактиты – это сосульки в пещерах из настоящего льда




6

Минералы не могут растворяться в воде




7

Уральские горы богаты минералами




8

Драгоценные камни – это минералы





На этом наше исследование удивительного мира минералов сегодня заканчивается. Пришло время снова обратиться к вопросам, с которых мы начинали урок и ответить на них:

- Что вы теперь знаете о минералах?

-Как они служат людям?

Молодцы! Я думаю, что теперь минералы не кажутся вам такими таинственными незнакомцами, как в самом начале урока. Правда?


  1. Подведение итога урока-исследования:

Слайд №29.

Вам понравилось сегодня быть исследователями?

Что больше всего понравилось в исследовательской деятельности?

Что показалось самым трудным?

Что вас удивило больше всего?


Вы знаете, умение удивляться красоте окружающего мира, загадкам природы – замечательное качество. Пусть оно растёт и взрослеет вместе с вами. Это качество поможет вам стать наблюдательными, любознательными, творческими людьми. Оно поможет разгадать вам самые разные тайны, которых ещё так много в окружающем нас мире. А может кому-то из вас предстоит сделать настоящее научное открытие… Пусть каждый прожитый день, каждый миг приносит вам что-нибудь новое, пусть чудеса нашей земли никогда не перестанут вас удивлять…

Слайд №30

Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам!
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Присматривайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится!
За мигом миг, за часом час
Впадайте в удивленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье! (Л.Демьянова).

Пусть на память вам останутся закладки с этими мудрыми словами.


Раздаточный материал:


Карточка №1

(2 группа исследователей)


Покажите, какой минерал носит такое название: СЛЮДА


Этот минерал тёмного, почти чёрного цвета, имеет блеск. На ощупь – твёрдый. Поверхность гладкая. Масса минерала слоистая. Это слюда.


Карточка №1

(1 группа исследователей)


Покажите, какой минерал носит такое название: КВАРЦ


Минерал белого цвета, полупрозрачен. На ощупь твёрдый, имеет шероховатости. Это кварц.


Карточка №1

(3 группа исследователей)


Покажите, какой минерал носит такое название: ПОЛЕВОЙ ШПАТ


Этот минерал тёмно-розового цвета, может иметь прожилки сероватого или коричневатого цвета. Не прозрачен. На ощупь твёрдый, имеет блеск только на гладко отшлифованной поверхности. Это полевой шпат.


Карточка №2

(1 группа исследователей)


Найдите минерал по описанию и расскажите, где он используется: ГРАФИТ


Минерал чёрного цвета. Поверхность шершавая. При прикосновении оставляет мелкие частички на коже. Непрозрачен, не имеет блеска. Используется для изготовления стержней простых карандашей.


Карточка №2

(2 группа исследователей)


Найдите минерал по описанию и расскажите, где он используется: известняк


Минерал белого или чуть желтоватого цвета. Твёрдый. При прикосновении оставляет мелкие частички на коже. Непрозрачен, не имеет блеска. Поверхность на ощупь шероховатая. Разновидностью известняка является мел, которым пишут в школе на доске, белят стволы деревьев, помещения.


Карточка №2

(3 группа исследователей)


Найдите минерал по описанию и расскажите, где он используется: ГАЛИТ

Галит – прозрачный минерал белого оттенка, твёрдый на ощупь. Поверхность гладкая, имеет блеск. Каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом галитом, или как мы привыкли его называть по-другому – поваренной солью, которую мы употребляем в пищу.


Карточка № 3

(1 группа исследователей)


Изучите научный текст и расскажите, как образуются пещеры:


Пещеры создаёт вода. Как это происходит? Вам уже известно, что вода – хороший растворитель. Тысячи лет вода растворяет в горных породах некоторые минералы и уносит их прочь, образуя пещеры. По дну пещер текут ручьи с целебной минеральной водой. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Это целые пещерные города с сотнями каменных комнат.


Карточка № 3

(2 группа исследователей)


Изучите научный текст и расскажите, есть ли обитатели в пещерах:


Пещеры – царство темноты и тишины. Удивительно, что температура в пещере летом ниже, а зимой выше, чем снаружи. Около 200 видов животных обитают в пещерах, но там почти нет болезнетворных микробов, поэтому сейчас пещеры используют для лечебных целей. Главные хозяйки пещер – летучие мыши. Живут в пещерах пауки, многоножки, черви. Найдены в пещерах даже растения. Все они приспособились к темноте пещер и к довольно низкой температуре воды и воздуха.


Карточка № 3

(3 группа исследователей)


Изучите научный текст и расскажите, чем интересны пещеры учёным-историкам?


Учёным-историкам интересна жизнь древних людей. Пещеры для древнего человека были домом. Здесь он скрывался, разводил огонь и готовил пищу. Здесь на стенах пещер он рисовал. По наскальным рисункам, по найденным в пещерах орудиям труда и предметам быта учёные узнают о жизни наших предков.


Карточка № 4


Отметьте знаком + те свойства, по которым мы сегодня различали минералы:


СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВ


Цвет


Блеск

Прозрачность


















Итоговый тест

по теме «Тайны минералов»

Поставь знак +, если ты согласен со следующим утверждением.

Поставь знак -, если ты не согласен со следующим утверждением.


1

Минералы редко встречаются в природе





2

Все минералы имеют одинаковую твёрдость




3

Алмаз – самый твёрдый минерал




4

Из минералов образуются горные породы




5

Сталактиты – это сосульки в пещерах из настоящего льда




6

Минералы не могут растворяться в воде




7

Уральские горы богаты минералами




8

Драгоценные камни – это минералы




Проверь себя по слайду!



Сумбаева Наталия Николаевна



Похожие:

Урок по окружающему миру в 4 классе iconКалендарно-тематическое планирование по окружающему миру
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин «Программа по окружающему миру (для четырехлетней начальной школы) Образовательной...
Урок по окружающему миру в 4 классе iconУрок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по умк «Начальная школа ХХI века»
Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за...
Урок по окружающему миру в 4 классе iconПаспорт проекта по окружающему миру в 3 классе «Познай свой край. Национальный парк Зюраткуль»

Урок по окружающему миру в 4 классе iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе
Учитель проводит краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя» учебника
Урок по окружающему миру в 4 классе iconУрок по окружающему миру «Почему их так назвали?»
Установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями
Урок по окружающему миру в 4 классе iconКонспект урока по окружающему миру во втором классе
Систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека
Урок по окружающему миру в 4 классе iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л. В. Занкова
Цель: Продолжить знакомство с личностью Петра I, реформами проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России
Урок по окружающему миру в 4 классе iconУрока по окружающему миру в 3 классе на тему «Разнообразие растений»
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №111
Урок по окружающему миру в 4 классе iconРабочая программа по окружающему миру
...
Урок по окружающему миру в 4 классе iconКонспект урока по окружающему миру
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница