Скачать 32.3 Kb.
|
«ШПАРГАЛКА ДЛЯ СТУДЕНТА» Методическое пособие по предмету: МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ Тема: «МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ» Составитель: преподаватель Общепрофессиональных дисциплин и библиотечного дЕЛА Т.А.МАШКОВА Сыктывкар 2008 МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Культура – это синтез всех форм искусства, любви и мысли, на протяжении всех веков освобождавшей душу человека от рабства. (Андре Мальро) Сегодня мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас новых, разносторонних знаний для квалифицированной работы в различных областях художественного творчества. Постепенно в нашу жизнь входят понятия о менеджменте, маркетинге, фандрейзинге, общественных связях и т.д. Еще пару лет назад эти понятия ассоциировались у нас исключительно со сферой шоу-бизнеса и, соответственно, воспринимались как нечто чужеродное и недостойное внимания авторитетных деятелей культуры и искусства академического направления. Но там, где всерьез думают о совершенстве и о совершенствовании, осознают особую роль менеджмента в судьбе творческих коллективов. Как и во многих других странах Европы, в России наблюдается устойчивая тенденция снижения государственного финансирования культуры. Реформа бюджетной сферы, которая вступает в силу с 2006 года, направлена на то, чтобы организации и коллективы, являющиеся носителями культурной составляющей нации, приобрели большую самостоятельность с возможностью получать финансовые доходы из негосударственных источников. Безусловно, привлечение внебюджетных средств, скоро станет насущной задачей для подавляющего большинства российских организаций культуры, а также для всех коллективов, имеющих непосредственное отношение к ней. Видимо, любительское исполнительство не останется в стороне от этого процесса. На наш взгляд настало время переосмыслить перспективы развития самодеятельности и внести соответствующие коррективы в организацию работы коллективов, учитывая современные условия. Во-первых, неотъемлемой частью жизни стал рынок, который взял на себя роль некоего арбитра в вопросах ценностей и вкуса. Во-вторых, становление экономики неизбежно повлекло за собой широчайшее развитие индустрии развлечений. Немаловажную роль играет изменение в восприятии людьми места, времени и темпа жизни, вызванного развитием новых информационных и технических возможностей. В жестких условиях рынка именно руководитель и его команда определяют судьбу коллектива, а чтобы судьба стала благополучной, руководитель должен добровольно и осознанно взять на себя роль лидера и меньше рассчитывать на поддержку государства в лице комитетов по культуре, районных управ и т.д. Кризис финансирования, наметившийся в 90-х годах, коснулся ТЕХ,, кто обычно вкладывал свои средства в деятельность любительских КОЛЛЕКТИВОВ, сегодня задумываются, почему они это делают, куда идут их деньги и требуют от руководителей и директоров коллективов разъяснений своих ей и задач. И ни один КОЛЛЕКТИВ, даже обладающий хорошей репутацией, не может теперь ожидать, что общество будет вкладывать в него деньги без всякой видимой причины. Лидерами в сфере культуры все чаще становятся личности, владеющие навыками экономического анализа, маркетинговых исследований и менеджмента. Трудно не согласиться, что такого рода знания в настоящее время необходимы руководителю. Узконаправленный взгляд на методы организации жизнедеятельности ЛЮБИТЕЛЬСКОГО коллектива чаще всего приводят к следующему: сначала, благодаря твердости намерения руководителя и четкому пониманию целей своей работы, коллектив приобретает индивидуальные черты. Со временем правильность выбранной стратегии подтверждается успешной деятельностью , однако, через несколько лет обнаруживается, что исполнительский уровень коллектива, достигнув определенной вершины развития, постепенно снижается и, ОН начинает жить собственными интересами и работать только для узкого круга давно знакомой аудитории. Но для того, чтобы коллектив не только существовал в свое удовольствие, а развивался полноценно, взаимодействовал со слушателем, руководитель должен смело внедрять новые идеи, помня, что менеджмент помогает оптимизировать деятельность коллектива. Попытаемся составить характеристику лидера-руководителя, отвечающую требованиям нынешнего времени: это человек, обладающий высокими профессиональными качествами ясным пониманием перспектив деятельности КОЛЛЕКТИВА, умеющий убеждать в своем видении и понимании других вести за собой, воплощая новаторские идеи в жизнь. Для этого руководители и директора коллективов должны перестроиться с авторитарной тактики управления на путь визионерства. Стратеги командуют и требуют, а визионеры (Визионер (от лат.видеть) способность человека видеть нестандартно, сверхъестественно) увлекают, ведут за собой и отвечают для себя на следующие вопросы: В каком направлении развивается жизнь? И что в ней благо, истина и красота? Кроме того, современный руководитель легко переступает через рутинные споры, предвосхищает тенденции развития общества и культуры, ценит обратную связь и поощряет дискуссии о возникающих проблемах и открывающихся возможностях. Итак, по сути своей современный руководитель может быть новатором и визионером - такие люди анализируют обстоятельства, выявляют скрытые потребности и предлагают свежие идеи в новых неожиданных направлениях, находя общие точки соприкосновения с основной деятельностью. Из вышесказанного следует: руководитель должен сочетать в себе профессиональное лидерство, моральное лидерство (быть авторитетом), интеллектуальное лидерство (уметь находить нестандартные решения), эмоциональное лидерство (способность увлекать других за собой) и иметь менеджерский талант. Известно, что ни один коллектив не может существовать без финансовой поддержки. Заработная плата руководителям и концертмейстерам, аренда помещения, пошив концертных костюмов, настройка инструментов, копирование партитур для хора, доступ к Интернету, чтобы иметь возможность ознакомиться с перечнем предлагаемых конкурсов и концертов и вести переписку с другими коллективам, - все перечисленные статьи финансирования обеспечивает руководство учреждения, на базе которого и существует некоммерческий коллектив. Но кто сказал, что так будет продолжаться вечно? Во многих ДК и КЦ Республики уже ходят слухи о сокращении доли финансирования, предназначенной для творческих коллективов. Это означает, что некоторые из них перестанут существовать из-за неспособности к самостоятельному выживанию, другим будет предложено перейти на самоокупаемость. В последнем случае они смогут стать самостоятельными юридическими лицами, иметь свой счет в банке, но только что туда класть? Анализируя опыт коллег в нашей стране и за рубежом, попробуем раскрыть секрет финансового благополучия. Чтобы ставить реальные стратегические задачи, нужно владеть тактикой действий, которые претворяют задачи в реальные достижения. Поэтому далее предлагаем к рассмотрению пошаговую структуру действий. Начнем с составления промо-пакета. (Промо-пакет - это подборка материалов , для предоставления их потенциальным партнерам и спонсорам. Промо-пакет - обязательная составляющая промоушен-деятельности, цель которой (в нашем контексте) стимулировать общественный интерес к чьей-либо деятельности. Всем известно, то просто так денег никто не дает. Остается один путь - заслужить их. И первым шагом к этому может стать убедительное обоснование иска. Задумайтесь: что оправдывает существование именно такого коллектива, как ваш? чем он отличается от других? что несет обществу факт его деятельности? какую позицию в иерархии ценностей для общества он занимает? Вот перечень материалов, входящих в промо-пакет: - Информационный лист, В нем содержится вся информация о коллективе: краткая история создания; график работы; репертуарная политика; план концертно-гастрольной деятельности; выдержки из газет, журналов, участие в городских мероприятиях, конкурсах и фестивалях; лауреатства, награды, дипломы; - все, что является веским обоснованием существования хора и отличает его от других. Необходимо также указать контакты: адрес, телефон, е-mail руководителя, адрес сайта коллектива в Интернете. Словом, информационный лист должен стать для коллектива визитной карточкой, которую можно будет использовать во всех документах и пресс-релизах. - Фотография (желательно в формате А4 с хорошим разрешением). - Демонстрационный СО с записью 3-5 произведений в наиболее выигрышном исполнении. - Пресс-релиз, представляющий собой небольшую статью, которую можно отослать в печатное издание (газету, журнал) с важной информацией о коллективе, его деятельности и планах. (Пресс-релиз (пер.с англ.) - 1. Специально подготовленная информация о коллективе или программе, распространяемая коллективом для возможного опубликования в печати. 2. Обзорная информация для печати) - Полноценный СD (профессиональная студийная запись коллектива). - Буклет, содержащий фотографии, краткую информацию о коллективе, в том числе на английском языке, имена и краткие биографии руководителей, хормейстеров, концертмейстеров, в разное время работавших с КОЛЛЕКТИВОМ, и контактную информацию. Следующим шагом к обеспечению успешной деятельности является составление проекта бюджета. Обычно в начале каждого сезона работы коллектива руководителем вырабатывается план-стратегия дальнейшего процесса жизнедеятельности хора и, соответственно, определяется необходимая сумма на год. Проект бюджета может состоять из нескольких разделов. Например: в первом разделе данного документа указывается перечень фиксированных (постоянных) расходов, необходимый и достаточный для продолжения деятельности коллектива (Например:аренда помещения, заработная плата руководителям, копирование партитур). Во втором - предполагаемые доходы (продажа СD-дисков, входных билетов). В третьем описываются мероприятия, требующие финансовой поддержки со стороны с четко расписанными и обоснованными суммами. Цифры — это язык общения с такими структурами, как, например, фонды и корпорации (о них речь пойдет ниже), это язык предоставления достоверной информации о планах и результатах коллектива партнерам и спонсорам. Словом, если вы рассчитываете на поддержку в лице организаций, придется осваивать науку составления бизнес-плана. Особое внимание следует уделить работе по связям с общественностью (РR). В понятие пиара входит налаживание коммуникации с аудиторией и создание нужного вам общественного мнения о коллективе и его работе. Именно слушатели являются главным критерием, оправдывающим существование вашего коллектива. Одной из задач любого творческого объединения является увеличение числа слушателей. И достижению этой цели служит Пиар-деятельность, назначение которой состоит в распространении уникальной и правдивой информации о коллективе и привлечении людей к прямому участию в его жизнедеятельности, будь то посещение концертных выступлений, приобретение аудиозаписей или желание внести посильный денежный вклад. В любом случае вся информационная деятельность должна быть нацелена на аудиторию, настоящую и будущую. Установление обратной связи необходимо, чтобы люди (участники коллектива, руководитель) знали оценку своей деятельности. Обратная связь может осуществляться в разных формах. Например, «Круглый стол» или виртуальный форум на официальном сайте коллектива - отличная возможность обменяться мнениями, внести новые предложения, выяснить и обсудить интересующие вопросы. Анкета - еще один способ установления обратной связи с публикой, позволяющий познакомиться с ней поближе. Предложенная в начале концерта анкета позволит получить полную информацию о слушателях, их интересах, их отзывы о концерте и многое другое. Лучше поместить в анкете несколько вариантов ответов на заданные вопросы и попросить отметить те из них, которые респондент считает правильным. Далее приведен образец анкеты. АНКЕТА
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ Сердечно благодарим за оказанную помощь Художественный руководитель (подпись) Анкета должна быть привлекательной и узнаваемой. Рекомендуем поместить в ней логотип вашего коллектива (или девиз), несколько теплых приветственных слов и просьбу оказать вам содействие. Оптимальный размер анкеты не более страницы. Таким образом, воспользовавшись анкетированием, вы не только получаете полезную информацию, но и демонстрируете заинтересованное отношение к слушателям. Теперь, располагая конкретными сведениями о своей аудитории, вы сможете составить план, который поможет распространить нужную вам информацию с максимальной эффективностью. Документ, включающий в себя разработку путей и средств для продвижения и пропаганды коллектива называется «Коммуникационным планом», и он должен быть детально обдуман и расписан на бумаге:
Итак, Коммуникационный план предназначен для четкого последовательного определения путей пропаганды деятельности любительского коллектива. Рассмотрим организации, которые являются незаменимыми помощниками в этом деле. Обращение к средствам массовой информации (СМИ) – наиболее распространенный и проверенный способ заявить о себе во всеуслышание. Правда, не все так просто: чтобы оказаться на полосе печатного издания, для начала необходимо попасть в сферу интересов этого издательства. Мы часто слышим упреки в адрес СМИ, что, мол, они не публикуют материалы, освещающие проблемы любительского творчества. Каждое из изданий имеет индивидуальный стиль, свою специфику, к тому же, у каждого из них определенный круг читателей. Поэтому, обращаясь в журнал или газету, проанализируйте: какого рода материал занимает основной раздел издания, чему больше уделяется внимания- концертно-гастрольным мероприятиям, теоретическим исследованиям, «нешаблонным» жанрам, проблемным вопросам, интервью и т.д.? Любое печатное издание стремится получить актуальную информацию под особым углом зрения, поэтому их можно заинтересовать, предоставив сведения в индивидуальном, эксклюзивном варианте. В данном случае пригодится грамотно составленный вами пресс-релиз. Именно он станет верным проводником к редактору журнала. Поговорим о рекламе и ее отличиях от РR. Как мы уже поняли, РR существует для создания общественного мнения и не требует никаких финансовых вложений. Реклама нацелена на определенный круг аудитории и эффективно убеждает в уникальности и полезности того, что рекламируется. Но создание рекламного сообщения или аудио-видео ролика (если есть выход на радио или телевидение) и рекламное место в издании или эфирное время стоит денег, часто немалых. Рассмотрим основные моменты, которые стоит учесть для достижения результативности рекламной стратегии. Сообщение должно иметь строго определенную цель и быть ориентированно на нужную хору аудиторию, и то СМИ, через которое будет публиковаться. Оно станет привлекательнее, если в нем будет отмечена некая выгода: чем предлагаемая, к примеру, программа может быть привлекательной для слушателей. Еще одним направлением деятельности руководителя по продвижению коллектива и представлению его интересов в высоких (чаще правительственных кругах) является лоббирование. Но так как далеко не у всех есть выход на такой уровень, эту тему мы осветим кратко. Итак, лоббирование - это деятельность по нахождению покровителей, способных помочь в случае возникновения проблем, чреватых серьезными последствиями для дальнейшей работы коллектива, например, решение городских властей закрыть движение по вашей улице или перенести автобусную остановку ведет к значительному снижению посещаемости занятий коллектива, репетиций и концертов. Лишение коллектива репетиционной базы или решение о прекращении его финансирования из бюджета угрожает не только работе, но и существованию многих коллективов и т.д. Лоббирование интересов очень серьезная и важная работа, которую нужно проводить до того, как коллектив столкнется с ситуацией, не решаемой своими силами. Если же это случилось, необходимо срочно мобилизовать всех участников коллектива, друзей и знакомых, людей, которым не безразлично самодеятельное творчество и которые готовы помочь. Нижеописанный принцип организации работы любительского коллектива очень распространен за рубежом. Это так называемое волонтерство. Сразу возникает вопрос: для чего любительскому коллективу нужны добровольцы? Волонтеры могут обеспечить выход в более широкие круги общественности и познакомить с людьми, которые впоследствии могут оказаться полезными для коллектива. Очень часто волонтеры обладают знаниями и опытом, неизвестными никому из руководителей и участников коллектива. Они могут взглянуть на некоторые вещи с неожиданной стороны, и зачастую гораздо лучше нас самих представляют наши же интересы. Что привлекает людей в работе на общественных началах, за которую они получат что-то такое, что нельзя измерить деньгами и на что нельзя ничего купить? Многие из тех, кто оказывает безвозмездную помощь и поддержку коллективам, видят в этом насущную необходимость, потому что их заботит будущее любительского исполнительства. Некоторым скептически настроенным руководителям может показаться, что найти в наше время людей, готовых сделать что-то бесплатно для коллектива, невозможно. Однако практика показывает, что группы добровольцев успешно справляются с поставленными задачами, если это им интересно и если об этом попросил человек, которого они уважают. Добровольцами могут быть не только участники коллектива. Заинтересованных в деятельности коллектива, можно найти извне , при условии, что сведения о коллективе будут доступны, а задачи для потенциальных помощников четко сформулированы. И если люди почувствуют себя частью коллектива, осознают, что они нужны и им отводится важная роль в жизнедеятельности коллектива, они будут рады помочь. Итак, ответ на вопрос: что привлекает людей к бесплатному сотрудничеству? - теперь ясен. Добровольцы в результате общения приобретают новых друзей, получают общественное признание и становятся известными, если об их безвозмездной помощи узнают люди. Так как добровольцы берутся выполнять работу по собственному желанию, а не нанимаются в штатные сотрудники, соответственно они работают ВМЕСТЕ с нами, а НЕ НА НАС. И если вы хотите, чтобы люди в дальнейшем отзывались на ваши просьбы, учитесь БЛАГОДАРИТЬ!!! Благодарность должна быть искренней и приятной для получателя: для кого-то будет достаточно публично высказанной благодарности и вручения благодарственного письма или грамоты с именным значком, кого-то устроит несколько билетов на важный концерт с участием коллектива, особо отличившихся можно упомянуть в публикациях. Способов много, и чтобы не обидеть человека, можно просто спросить: что он хотел бы получить в виде благодарности за потраченное время и силы. Последнее направление деятельности, которое мы предлагаем рассмотреть в данной статье - фандрейзинг (ФР). Многие считают, что таким красивым словом заменяют не очень высоконравственное словосочетание - «выбивание денег». На самом деле, фандрейзинг - это приглашение людей к сознательному партнерству. По сути, эта деятельность направлена на то, чтобы грамотно и профессионально составить заявку на получение финансирования разработанной вами программы дальнейшей жизнедеятельности коллектива и его планов, от частных лиц, фондов, корпораций и других государственных органов. Здесь понадобятся подготовленные вами материалы о коллективе и его работе - ваш промо-пакет. Не стоит забывать, что за всеми «безличными» организациями стоят люди со своими вкусами, суждениями, жизненными установками. Они могут стать непреодолимой преградой к желанным финансам. Поэтому цель фандрейзинга - найти общий язык с потенциальными спонсорами. Дружелюбие, терпение и внимание к их интересам, проявленные в процессе общения, - верный путь к успеху. Как это ни странно звучит, но спонсорам должно быть приятно давать вам деньги, они должны почувствовать себя особенными, высоко ценимыми, причастными к сохранению и развитию русской хоровой культуры. При рассмотрении спонсорами заявки на финансирование учитывается репутация коллектива и его руководителя. Финансирующие организации не выделяют денег, если в заявке отсутствует четкость и конкретность в формулировке или представитель коллектива обладает неприятными манерами, а так же если отказ в финансировании не был принят с пониманием. При предоставлении гранта, как правило, оговариваются и прописываются в договоре некоторые условия, выполнение которых строго обязательно. В противном случае коллектив, использовавший деньги не по назначению или не выполнивший один из пунктов договора, может больше не рассчитывать на поддержку этих спонсоров. ФР-деятельность можно разделить на три этапа: подготовительная работа, обращение за помощью и выражение благодарности (даже в случае отказа). Рассмотрим их подробнее. Подготовительный этап работы заключается в поиске частных лиц, фондов и корпораций, готовых оказать содействие в плане финансирования. Спонсоры охотнее дают деньги, если деятельность коллектива затрагивает сферу их интересов. Поэтому лучше всего составить базу данных на каждого потенциального спонсора, детально изучив его приоритеты. Как это можно сделать? Проще всего обратиться к человеку, знакомому с нужной вам кандидатурой или, наблюдая за тем, кто приходит на ваши выступления и концерты ваших коллег, постараться познакомиться, а в дальнейшем и подружиться с заинтересовавшей вас персоной. Фонды существуют для того, чтобы «раздавать деньги». Большинство из них предпочитают не давать ежегодные бюджетные ассигнования в свободное распоряжение какому-либо коллективу. Они стараются выделять средства на специальные проекты, обычно инновационные, сроком не более трех лет. Если вы принимаете решение обратиться за помощью к фонду, тогда проследите за тем, чтобы среди материалов были детально продуманный бюджет проекта и общий бюджет коллектива, некоторые общие сведения о хоре (письмо или буклет, вложенные в пакет с другими материалами). В обязанности корпораций входит вложение денег под конкретные условия и с пользой для своего бизнеса. Одним достаточно быть упомянутыми в качестве корпорации, которая вкладывает средства в поддержание и развитие культуры, другие хотят через вашу деятельность наладить коммуникацию с определенными категориями населения. Мотивы и цели благотворительной деятельности корпораций бывают очень разными, но для всех характерен главный принцип взаимоотношений дающего и получающего: ни при каких обстоятельствах им нельзя диктовать, какой стратегии придерживаться, даже если видно, что это принесет им лучший результат. Корпорации принимают решения сами. Большинство фондов и корпораций требуют предоставления отчета по завершении проекта для того, чтобы проконтролировать, как были потрачены выделенные ими деньги. Большое значение имеет форма обращения с просьбой помочь. Самое главное - просьба должна прозвучать убедительно. Важно подчеркнуть значимость деятельности коллектива для ваших слушателей и в контексте развития музыкальной культуры в целом. Например, «Не будет ли Вам интересно рассмотреть возможность участия в качестве партнера в организации Фестиваля Студенческих любительских хоровых коллективов, посвященного празднованию годовщины Дня Победы, проводимого в рамках благотворительной программы «Ветеранам Великой Отечественной посвящается»! Такая формулировка открывает возможность для дальнейших контактов, если в них возникнет необходимость. Чтобы снизить вероятность отказа и придать делу большую значимость, на переговоры можно взять какого-нибудь важного человека, поддержкой которого вы уже заручились. Присутствие компаньона также дает возможность одному вести беседу, другому - внимательно слушать, наблюдать и корректировать ее направление, вовремя реагировать на возникающие сомнения и эффективнее отвечать на вопросы. Выражение благодарности - обязательное завершение любого процесса обращения, не зависимо от результата. Наиболее распространенный способ отблагодарить спонсора - благодарственное письмо. Оно может быть написано как от руководителя коллектива, так и от директора организации, на базе которого работает хор. Письмо должно быть подписано людьми соответствующего дарителю ранга. Но часто одного письма с выражением благодарности за финансовую помощь недостаточно. Признательность за оказанную поддержку может выражаться также в виде упоминания спонсора в программке, организации банкета в его честь или награждения личным нагрудным знаком. На этом мы заканчиваем рассмотрение современных веяний в сфере культуры и искусства. Нужно сказать, что попытки исследовать и оптимизировать существующие в других областях системы управления для применения в сфере любительского исполнительства, только предпринимаются, и как такового опыта использования предлагаемой стратегии в целом пока нет. Но уже многое из вышесказанного проверено на практике некоторыми руководителями, которые стали самостоятельно искать новые возможности в решении проблем, неизбежно возникающих в процессе работы коллективов. В современном мире перемены происходят очень быстро, поэтому новые знания в разных областях и постоянное внимание к новым веяниям - залог успеха в любой сфере деятельности, и любительское творчество не исключение. Хочется верить, что это создаст благоприятную почву для размышлений, новых идей и более успешного и плодотворного поиска решений насущных проблем. Библиографический список: Прочитали тему? Проверьте себя. ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ»
а) пресс-релиз; б) промо-пакет; в) полноценный СД 2. Как называется деятельность по нахождению покровителей, способных помочь в случае возникновения проблем? а) фандрезинг; б) лоббирование; в) визионерство; 3. Как называется документ, включающий в себя разработку путей и средств, для продвижения и пропаганды коллектива? а) коммуникационный план; б) пресс-релиз; в) фандрейзинг; 4.Что следует понимать под выражением Public Relation ? а) составление проекта бюджета; б) работа по связям с общественностью; в) рекламная деятельность; 5. Кто определяет судьбу коллектива в современных условиях-условиях рынка? а) комитет по культуре; б) руководитель коллектива; в) отдел культуры городской администрации? 6. Что не входит в пошаговую структуру действий руководителя, владеющего основами менеджмента? а) составление промо-пакета; б) работа по связям с общественностью; в) волонтерство; 7. Как называется деятельность, цель которой стимулировать общественный интерес к чьей-либо деятельности? а) визионерство; б) промоушен; в) фандрейзинг; 8. Промо -пакет -это? а) подборка материалов для предоставления их потенциальным партнерам и спонсорам; б)приглашение людей к сознательному партнерству; в) специально подготовленная информация о коллективе для возможного опубликования в печати; в) специально подготовленная информация о коллективе для возможного опубликования в печати; в) специально подготовленная информация о коллективе для возможного опубликования в печати; В завершении хочется привести слова американского социального философа Эрика Хоффера: «Во времена радикальных перемен будущее принадлежит тем, кто учится. Те, кто считает себя ученым, обычно обнаруживают, что хорошо подготовились к жизни в мире, которого уже не существует». |
![]() | Украинская федерация детских творческих коллективов Киева и других городов Украины. Показать свое мастерство и познакомиться с творчеством других ребят, обменяться творческим опытом... | ![]() | Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях Методика экономических исследований: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета экономики, финансов и коммерции.... |
![]() | Методическое пособие «Проектная деятельность малокомплектных сельских дошкольных учреждений Сыктывдинского района» является итогом работы районной пилотной площадки «Технология проектной деятельности в малокомплектных мдоу» Итог работы районной пилотной площадки «Технология проектной деятельности в малокомплектных мдоу» 2008-2010год. Методическое пособие... | ![]() | Лабораторная работа эффект Мёссбауэра Зеленодольск 2007 Печатается по решению учебно-методической комиссии Зеленодольского филиала кгу удк 537. 635; 537. 611. 43 Методическое пособие к лабораторным работам по атомной и ядерной физике «Эффект Мёссбауэра» Методическое пособие предназначено для студентов третьего курса физико-математического факультета Зеленодольского филиала кгу, специализирующихся... |
![]() | Методика организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Операционные системы и среды» Методическое пособие для студентов специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы» | ![]() | Методическое пособие «основы технического перевода» Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию... |
![]() | Литература 17 аннотация данное методическое пособие предназначено в помощь студентам при выполнении практической работы «Обозначение параметров шероховатости на чертежах» Методическое пособие предназначено в помощь студентам при выполнении практической работы «Обозначение параметров шероховатости на... | ![]() | Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Теплотехника» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 190603. 65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования... |
![]() | Методическое пособие для выполнения расчётно-графической работы «Расчёт статически неопределимого прямого стержня ступенчато-переменного сечения на действие осевой нагрузки с учётом неточности изготовления и температурного фактора» Ставрополь -2006 Представлен численный пример – образец выполнения этой работы, сопровождаемый соответствующими комментариями. Методическое пособие... | ![]() | К постановлению администрации Организовать участие детских творческих коллективов в концертной программе и подготовить программу выступлений |