«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития»




Скачать 18.82 Kb.
Название«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер18.82 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛЬСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПОРТФОЛИО

Олюшевой И. П., воспитателя 11-х классов муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Яр-Сале Ямальский район Ямало-Ненецкий Автономный Округ Тюменская область





Яр-Сале, 2011 год


Оглавление


Раздел 1

Общие сведения о воспитателе

  1. Копия диплома

  2. Копия удостоверения о повышении квалификации

  3. Копия удостоверения о повышении квалификации

  4. Копия удостоверения о повышении квалификации

  5. Грамоты



Раздел 2

Результаты педагогической деятельности

Диаграммы:

Уровень нравственной воспитанности

Результаты учебной деятельности

Индивидуальный план по теме самообразования

Реализация плана самообразования

Аналитическая справка уровня воспитанности


Раздел 3

Научно-методическая деятельность

Педагогическое эссе

Реферат на тему «Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития».

Концепция воспитательной работы

Статьи в районной газете «Время Ямала»


Раздел 4

Внеурочная деятельность

Занятость воспитанников дополнительным образованием

Уровень творческой активности воспитанников

Грамоты воспитанников

Аналитическая справка занятости воспитанников кружковой и секционной работой


Раздел 5

Учебно-материальная база

Фотоаппарат

Музыкальный центр

Видеомагнитофон

Телевизор

DVD-плейер

Методическая литература

Приложения

Внеклассные мероприятия

Мониторинги, диаграммы

Поэтическое творчество воспитанников

Методики диагностик

Знаменательные события нашей жизни


РАЗДЕЛ 1


Общие сведения о воспитателе:

Олюшева Инна Пюрвяевна

Образование: Калмыцкий Государственный Университет

г. Элиста, 1986 г.

Специальность: Филолог. Преподаватель русского языка и литературы

Трудовой стаж: 34 года

Педагогический стаж: 34 года

Стаж работы в Ямальской-школе-интернате: 10 лет

Повышение квалификации:

Курсы:

  1. «Информационная культура личности как первостепенное условие телекоммуникационного образования» с 19 января по 20 мая 2009 года, проводившиеся Институтом повышения квалификации работников образования Министерства образования Республики Саха-Якутия;

  2. «Информационные технологии для учителя – предметника» с 26 октября по 29 декабря 2009 года, проводившиеся Региональным Центром Интернет-образования ГОУ ДПО Ямало – Ненецкого Окружного Института повышения квалификации работников образования.

  3. «Этнокультурный компонент в содержании воспитательного процесса

ОУ интернатного типа. Психологическое сопровождение» с 17 по 27 мая 2010 г., Ямало-Ненецкий Окружной Институт повышения квалификации работников образования.


Реферат


«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития».


Оглавление


Введение

1.1 Актуальность выбранной темы

1.2 Цель

1.3. Задачи


2. Основная часть

2.1 «Наедине с собою»

2.2 «Сделай себя сам»

2.3 «На распутье»

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения


«Воспитатель должен стремиться узнать

человека, каков он есть в действительности,

со всеми его будничными, мелкими нуждами

и со всеми его великими духовными требованиями.

Воспитатель должен знать человека в семействе,

в обществе, среди народа, среди человечества и

наедине со своею совестью; во всех возрастах,

во всех классах, во всех положениях, в радости

и горе… Только тогда он будет в состоянии

почерпнуть в самой природе человека

средства воспитательного влияния – а средства эти-

громадны».

(К. Д. Ушинский)


Актуальность выбранной темы:


Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь и вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.
В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться: где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.

Современное общество испытывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам средней школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным – рыночным отношениям; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И самое главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в его становлении – школьный возраст. Именно в это период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т. п.), открытие своего внутреннего мира. Чрезвычайно важна индивидуально-личностная ориентация взрослого, оптимистическая оценка первоначально незаметных усилий и действий школьника по улучшению своего характера, поведения, ценностных ориентаций.      Воспитание – есть  целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое в учебной и внеурочной деятельности  педагогическим коллективом. Управлять – значит создавать условия для развития ребенка, включать его в разнообразную деятельность, стимулировать самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.

Учитывая все эти факторы, опираясь на технологии саморазвития личности А. А.Ухтомского – Г. К. Селевко, технологии развивающего обучения Эльконина – Давыдова, технологии развития М. Монтессори, я выбрала именно проблемы внутренней активности личности темой своего самообразования и поставила перед собой как главную, следующую педагогическую задачу: помочь каждому своему воспитаннику осуществить самовоспитание, осознать происходящие в его психике процессы, научить осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования, сделать правильный профессиональный выбор.

Цели и задачи, поставленные мной при разработке этой темы таковы:


Цель:


  1. Формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося.

  2. Педагогическое руководство внутренними процессами самопознания, саморазвития, самовоспитания, самоопределения.

  3. Активизация психогенных факторов развития, побуждение воспитанников к самосовершенствованию.

  4. Мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение школьником своей личности.


Задачи:

  • способствовать всестороннему развитию личностного роста, максимально удовлетворяя потребности саморазвития личности с учетом постоянного жизненного самосовершенствования;

  • направить процесс самовоспитания, саморазвития;

  • помочь школьникам осознать и принять цели и содержание школьного обучения, воспитания;

  • организовать рефлексивную деятельность ребенка, приводящую к появлению микро- и макропрограмм работы над собой;

  • ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования;

  • сформировать системообразующую теоретическую базу для сознательного управления учащимися своим развитием;

  • использовать потребности самосовершенствования для мотивации учебной деятельности.


Первая часть «Наедине с собою» (7 класс)


«Умный человек не тот, кто

много знает, а тот, кто знает

самого себя»

В. Гете

В древнегреческой философии проблем проблема познавательной самостоятельности рассматривалась с позиций активности психики человека, его отношения к самому себе. Так, Сократ выдвинул знание в качестве первостепенной добродетели, рассматривал знания как ценность, а в качестве источника познания этой ценности назвал самопознание. Его основная мысль заключалась в следующем: кто знает себя – тот ли, кто знает только имя свое, или тот, кто узнал свои способности, осуществляя наблюдение за собой. Выдвинув на первый план задачу самопознания, предмет которого – духовная активность в ее познавательной функции, Сократ определил сущность самостоятельности своим знаменитым девизом «Познай себя».

Часто приходится наблюдать, сколь по-разному реагируют люди на одно и то же событие. Или, например, кто-то предпочитает побыть в одиночестве, а другой минуты не может прожить без общения. Один из-за любого пустяка поднимает шум, другой остается спокойным даже в самой нервозной обстановке. Кто-то считает, что все в жизни зависит от его собственных усилий, а кто-то уверен, что все происходит исключительно по воле обстоятельств.

У нас разные предпочтения, разные вкусы, привязанности. В нас много несходного, самобытного, неповторимого. И вместе с тем, мы все очень похожи. Каждый хочет любви, понимания, интересных событий в своей жизни, материального достатка. Мы радуемся успехам, огорчаемся неудачам. Размышляем, переживаем, теряем, находим. Мы все – живые люди и мечтаем жить хорошо и счастливо. Вот как раз для того, чтобы воплотить эти мечты, и пригодятся знания о самом себе.

Человек узнает себя несколькими путями, наиболее важны из них такие:

  • наблюдение за самим собой в различных жизненных ситуациях, осмысливание собственного поведения;

  • наблюдение за окружающими, сравнение себя с ними;

  • получение информации о себе от других людей;

  • «приложение» к себе знаний об устройстве человеческой психики, получаемых из книг, телепередач и других источников информации



Первый этап своей работы, охватывающий 7 класс, я назвала «НАЕДИНЕ С СОБОЮ» и поставила перед собой следующие задачи:

  • побуждение воспитанников к самопознанию, формирование мотивов самопознания, умения по постановке перед собой целей и задач, организации режима;

  • ознакомление с основными понятиями психологии личности: личность, индивидуальность, самопознание,  самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение;

  • выявление интересов, склонностей и способностей подростка, создание условий для развития творческих, интеллектуальных способностей детей;

  • создание условий для поддержания стабильного здоровья воспитанников;

  • формирование правильного, адекватного отношения к себе и самооценки;

  • осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей, воспитание веры в свои силы, в возможность стать лучше;

  • воспитание законопослушного поведения;

  • приобщение воспитанников к самонаблюдению, самоанализу, составление индивидуальной карты самодиагностики.

Поскольку над этой темой своего самообразования я начала работать еще тогда, когда мои воспитанники учились в седьмом классе, то есть входили в ранний подростковый период, то мне пришлось вместе с ними пережить проблемы этого периода: все возрастающее стремление к взрослости, к приобщению жизни и деятельности взрослых, присвоение далеко не лучших образцов взрослой жизни, неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых, но вызывающих болезненную ранимость. Завышенная самооценка ведет к развитию самомнения, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, бахвальства, нахальства, а заниженная рождает тревожность, неуверенность, страхи, иждивенчество, лень. Поэтому одной из главных своих задач на данном этапе я считала формирование адекватной самооценки.

В самопознании главное – выявление подростком своих положительных качеств, потенциалов, способностей. Выявление в самом себе нравственных качеств, таких, как доброта, честность, совестливость, стыд, порядочность, благородство, позволит подросткам противостоять тому негативному воздействию, которое оказывают сегодня средства массовой информации, рок-индустрия и т. п. Вовлекая подростка в процесс самопознания, необходимо в первую очередь раскрыть его потенциальные возможности, убедить в способности изменять, тренировать, развивать, т. е. совершенствовать себя. Немаловажное значение имеет выявление и осознание отрицательных, нежелательных качеств своей личности, так как это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.

Поэтапная модель самосовершенствования личности




Таким образом, познание себя – центр, опорный, отправной пункт, из которого исходят все направления самосовершенствования личности: самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация и самореализация.

Одним из основных источников, помогающих получить знания о самом себе, задействуя все эти механизмы, являются психологические тесты. В основе ответов на вопросы тестов обычно лежит самонаблюдение. Но не какое-то бесцельное, а целенаправленное, «сфокусированное». Наряду с этим в тестах приводятся и средние значения по каждому показателю, что дает возможность сравнить себя с окружающими и на основе этого получить информацию о себе. В этом смысле результаты теста выходят за рамки простого самонаблюдения. Создание тестов – не просто придумывание вопросов, а серьезные исследования и основательная работа по «доведению до ума» получающихся методик. Именно поэтому они оказываются информативными.

Я помогала своим воспитанникам лучше узнать себя через работу постоянно действующего в группе кружка «Познай себя».

Нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Мои воспитанники учились не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого я сначала проводила много воспитательных бесед на следующие темы:

1.Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и вредных.
7. Как преодолеть свои недостатки?
8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?
10. Что такое самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой характер?
12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и равнодушие.
15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

На первом этапе своих исследований я проводила с детьми много практических занятий, таких, например, как:

  • упражнение «Знаете ли вы свою внешность?»

  • самоанализ своих качеств: мои достоинства, мои недостатки;

  • тренинг произвольного внимания, наблюдательности;

  • тестирование качеств личности: темперамента, памяти; мышления, способностей, направленности, характера;

  • составление характеристики личности воспитанников на основе наблюдений;

  • составление индивидуальной карты самооценки;

  • анализ социальных ситуаций – проб;


(См. приложения к первой части).


Итак, я помогла своим воспитанникам глубже узнать себя,

качества своей личности. Но что же делать с этими знаниями дальше? Какая от них польза? В каких ситуациях будут полезны знания о себе, для чего они нужны?

Прежде всего, знания о самом себе помогут:

    1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
      2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
      3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
      4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
      5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

  1   2   3   4

Похожие:

«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» iconТематика курсовых работ 2012-2013 уч год Воспитание дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» iconОтчет по теме: «физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, через активный отдых»
По теме: «физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, через активный отдых»
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» iconСценарий театрализованного представления для детей среднего и старшего школьного возраста «Масленица»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с. Михайловка Михайловского...
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» icon«Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики»
...
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» icon«Воспитание нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» iconЛитература Познавательно-речевое развитие Развитие речи
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Обучение и воспитание детей старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» iconПояснительная записка Образовательная область программы
Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение...
«Воспитание детей старшего школьного возраста через процессы самопознания, самовоспитания, саморазвития» icon«Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
А. И. Захарову для его возраста и пола. По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница