Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор




Скачать 23.69 Kb.
НазваниеОтветственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор
страница1/24
Дата03.02.2016
Размер23.69 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Молчанов С.Г.


Новации и инновации: проекты, заявки, гранты


Челябинск-2011


Печатается по решению редакционного совета государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональной институт развития образования»


Молчанов С.Г. Новации и инновации: проекты, заявки, гранты. – Салехард-Челябинск: Институт развития образования, 2011. - 115 с.


Настоящее пособие предназначено для работников образования, ориентированных на инновационную работу и привлечение, в виде грантов, дополнительных инвестиций в сферу образования, в конкретное образовательное учреждение. В пособии даны рекомендации по подготовке, написанию и представлению необходимой и достаточной документации для получения финансирования на реализацию различных социально-образовательных проектов; предложены варианты управленческих решений и действий, обеспечивающих положительную реакцию грантодающих организаций.


Ответственный за выпуск:


Рецензенты:

Репин С.А., доктор педагогических наук, профессор

Худяков В.Н., доктор педагогических наук, профессор


© Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональной институт развития образования»

© Молчанов С.Г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Феномены «новация» и «инновация» в контексте обновления образования

1.1.Управление качеством образования

1.2.Реперные точки в образовании

1.3.Внешние условия функционирования образовательной системы

1.4.Внутренние условия функционирования образовательной системы

1.5.Новации и инновации

1.6.Инноватика о новаторах и инноваторах

1.7.Менеджмент в развивающейся образовательной системе

1.8.Состав образовательной системы и предмет методической работы

1.9.Содержание методической работы

1.10.Позиция руководителя образовательной системы

Глава 2. Организация работы по подготовке заявки и получения гранта

2.1.Что такое гранты и заявки на них?

2.2.Источники информации

2.3. Поиск и выбор источников финансирования

Глава 3.Типы фондов и их особенности

3.1. Типы фондов

3.1.1. Государственные фонды

3.1.2.«Доноры-посредники»

3.1.3.Частные фонды

3.1.4.Корпоративные фонды

3.1.5.Фонды прямого действия

3.1.6.Местные фонды

3.1.7.Фонды, выделяющие премии

3.1.8.Зарубежные фонды

3.2. Работа по установлению контактов с фондом

3.2.1. Первоначальное обращение в фонд

3.2.2. «Приучение» фонда

3.2.3. Звонок в фонд

3.2.4. Встреча с представителем фонда

3.2.5. Письмо-запрос

3.2.6. «Через окно», если не через дверь

Глава 4. Составление проекта

4.1.Принципы написания заявок

4.2. «Логическая таблица» проекта

4.3. Памятка: из чего состоит заявка?

4.3.1. Титульный лист

4.3.2. Аннотация заявки

4.3.3. Введение

4.3.4. Постановка проблемы или обоснование потребностей

4.3.5. Цели и задачи проекта

4.3.6.Методы

4.3.7.Ожидаемые результаты

4.3.8. Оценка и отчетность

4.3.9. Дальнейшее развитие проекта

4.3.10. «Перевернутая пирамида» или предварительные замечания к тексту заявки…

4.3.11. Все о заголовке (названии проекта)

4.3.12.Что еще важно помнить при написании заявки?

Глава 5. Рассмотрение заявки грантодателем (фондом, органом управления)

5.1.Формальные критерии

5.2. Экспертное оценивание (экспертная оценка)

5.3. «Портрет» эксперта

5.4.Как работает экспертный совет?

5.5.Экспертная группа

Глава 6. Что нужно знать о бюджете проекта

6.1. Бюджет

6.2.Налоговое законодательство

6.3. Работа с банком

6.4.Статьи расходов

6.4.1. Оплата труда: зарплата и гонорары

6.4.1.2. Оплата персонала проекта

6.4.1.3. Консультативные и контрактные услуги

6.4.2. Основные прямые расходы

6.4.2.1. Помещение и коммунальные услуги

6.4.2.2. Аренда и покупка оборудования

6.4.2.3. Расходные материалы

6.4.2.4. Издательские и типографские расходы

6.4.2.5. Командировочные и транспортные расходы

6.4.2.6. Прочие расходы

6.4.3. Непрямые расходы

6.5. Расходы, несвязанные с проектом

6.6. Замечания о разовых приобретениях

Литература:

Приложения


Введение

Когда, в основном, мы уже завершили работу над текстом настоящего пособия, то нашему заказчику показалось необходимым дополнить его материалами, описывающими современное понимание пространства термина «инновация», включающего в себя, разумеется, и пространство термина «новация». Честно говоря, мне не хотелось вмешиваться в ведущуюся ныне бестолковую дискуссию по этому поводу, но раз уж так сложилось, придется опубликовать свою позицию, которую я до сих пор высказывал лишь устно. Так появилась еще одна глава и она стала первой, а назвал я ее вполне банально - «Феномены «новация» и «инновация» в контексте обновления образования». И, наверное, появление этой главы и правильно, и целесообразно. Потому что, прежде чем ответить на вопрос КАК?

КАК подготовить аттрактивные (привлекательные для грантодателя) материалы для получения гранта?

КАК написать заявку?

КАК спланировать расходы в рамках проекта так, чтобы их хватило на получение ожидаемых продуктов?

А именно на этих вопросах я и хотел сосредоточиться в этом пособии, но вдруг актуализировалась необходимость ответить и на вопрос ЧТО?

ЧТО же такое новация и инновация?

ЧТО явится объектом обновления, внедрения новшеств, т.е. новаций и инноваций?

ЧТО явится объектом экспериментирования и (или) изменений?

А можно сказать - как говорят наши французские коллеги - что явится «мишенью» наших обновляющих воздействий?

И слово «мишень», как мне представляется, гораздо точнее слов «объект» или «предмет».

И, действительно, что же стоит за терминами «инновация» и «новация»? Что же происходит с педагогами, руководителями образовательного учреждения, когда они из позиции «исполнитель», «государственный служащий» переходит в новую для себя позицию «новатор» и (или) «инноватор»? Часто новатор и инноватор явлены в одном лице, в одном человеке, одном специалисте, и явлены они, как позиции, по отношению к объекту. Но сами эти позиции, конечно, нужно различать. И различия эти таковы: новатор – создатель нового содержания, некоего новшества, а инноватор – «внедритель», организатор внедрения новшества.

Создание новации, как содержательная линия деятельности, может дополняться затем - если новатор еще и руководитель - организационно-административной: т.е. он становится инноватором. Это означает, что, последовательно, он выступает в ролях и «грантопросителя», и «грантозаявителя», и «грантополучателя», и «грантораспорядителя».

Вы΄носить новую идею (новацию) – одно, а получить инвестиции и целесообразно распорядиться денежными средствами для ее внедрения (инновация) – уже другое. Вот различия между новатором и инноватором.

И, действительно, образовательное учреждение сегодня вынуждено искать источники дополнительного финансирования для обеспечения своего непрерывного и «инновационного» развития. Один из эффективных вариантов – это регистрация «около» него некоммерческой организации (НКО), а уже после этого такая НКО может попытаться получить гранты у благотворительных фондов. Поиск моральных и материальных ресурсов (фандрайзинг) – большое и сложное искусство, но вот руководителей образовательных учреждений этому в педагогических и прочих университетах не учат. Но при этом очевидно, что эта управленческая компетенция становится все актуальнее, все востребованнее.

И тем, кто решил заняться фандрайзингом, нужно знать, что большинство грантодателей предпочитают давать деньги на «чисто» образовательные проекты гораздо в меньшей степени, чем, например, на экологические, правозащитные или в поддержку детей-сирот. Почему-то считается, что «это надоедливо-нудное образование» все время «просит-и-просит…». И ничего «не производит-и-не производит…».

И поэтому надо учитывать, что абсолютное большинство фондов не любит давать деньги на вашу основную деятельность. Они готовы финансировать не вашу организацию (учреждение), а какой-то конкретный проект вашей организации и (или) нескольких организаций. Сейчас в большой моде сетевые проекты. Причем в той сфере, которая представляет интерес для них самих.

Но все это отнюдь не причина, чтобы отказаться писать заявки на гранты. Наоборот. Надо постараться найти в своей деятельности такое направление, которое было интересно какому-то конкретному фонду, и попытаться ее представить в виде проекта. Чем большему количеству фондов вы напишите заявки, тем над большим количеством граней и направлений своей деятельности вам придется поразмыслить. А это уже само по себе хорошо и полезно для организации, да и для вашей профессиональной компетентности.

И тогда, даже если вам так и не удастся получить денег ни от одного фонда, по крайней мере, ваша собственная организация предстанет в ваших текстах уже не в виде невзрачного и серого камешка, среди прочих, а в виде блещущего всеми своими гранями бриллианта.

Ну, а кроме того, если вы упорно стремитесь к цели, то вы обречены на успех. Да и не бывает так, чтобы упорство не было вознаграждено. Преуспевающие люди предпринимают действия, направленные на достижение цели, а неудачники же предпринимают действия, направленные на снятие напряженности.

Закон жанра в сфере «грантополучения» таков: «Кто пишет, тот всегда найдет!».

Итак! Ищите и… обрящете!


Глава 1. Феномены «новация» и «инновация»

в контексте обновления образования


1.2.Управление качеством образования


За последние два десятилетия (1990-2010 годы), несмотря на значительное увеличение финансирования и усилия по реформированию (обновлению, модернизации), большинство национальных систем образования, включая и систему образования России, не смогли «…добиться существенного повышения качества обучения» - утверждают М. Барбер и М. Муршед (1, с. 8), выполнившие компаративное исследование 26 национальных систем образования. Они же утверждают, что «…финансовая обеспеченность не является достаточным условием высокого качества образования…» (2, с. 6) и что, «…точные и продуманные институциональные решения не менее важны» (2, с. 6). По существу, сказано о том, что финансирование, несомненно, важно, но это внешний фактор по отношению к образованию. Не менее важны и внутренние факторы, т.е. кто и как встречает эти финансы внутри образования, куда они направляются. А это уже - правильные, адекватные институциональные решения по поводу обновления основных компонентов образовательной системы (рис. 1): 1) педагогический и управленческий персонал; 2) содержание образования и социализации; 3) содержание обучения и воспитания; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) система управления (рис. 1).


Рис. 1. Основные компоненты образовательной системы






















И вот, прежде чем, заняться обновлением основных компонентов образовательной системы и (или) взаимосвязей между ними, необходимо зафиксировать их актуальное состояние. Ответить себе на вопрос: «Что у нас есть? Какими количественными и качественными характеристиками обладает каждый компонент системы? Сегодня? Здесь и сейчас?».

Но образование не имеет право отвечать только на один вопрос: Что есть? Тем более в рамках Президентского проекта «Наша новая школа», оно должно отвечать и на вопрос: Что должно быть? Ведь наша отрасль - это отрасль, простраивающая будущее.

Собственно же развитие образования начинается там, где планируется развертывание не только и не столько его количественных (финансирование, например), сколько качественных сторон.

Поэтому сегодня приоритетной задачей является задача управления качеством образования.

Специалистам управления образованием очень хотелось бы идентифицировать, измерить, квалифицировать эти качественные преобразования. Но на сегодняшний момент инструментарий, при помощи которого можно было бы осуществить все эти процедуры, практически отсутствует, а то, что есть, предназначено, в основном, только для измерения количественных преобразований.

Сегодня нужен инструментарий, позволяющий измерить не только количественные, но и качественные характеристики преобразований. Но и этого сегодня уже мало, поскольку качественные преобразования могут оставаться внутрисистемными. И, следовательно, нужен инструментарий, дающий ответ на вопрос "А изменяется ли образовательная система,?", т.е. инструментарий, идентифицирующий развитие, переход системы из актуального состояния в желаемое.

Обеспечение «правильного», адекватного оценивания этого перехода зависит от того, «правильно» или «неправильно» мы фиксируем это состояние. Состояние же нематериальных объектов можно зафиксировать, только консенсуально договорившись о некоторых реперных, образно говоря «якорных», точках, относительно которых будет фиксироваться а) актуальное состояние образовательной системы и б) то, в которое она перейдет (желаемое, предполагаемое, гипотетическое) или в) уже перешла (сущее, возникшее, реальное).

В психологии уже достаточно давно и широко используется термин и способ работы - «якорение», т. е. привязка некоего образа объекта к его конвенционально отобранным индикаторам. И это позволяет тогда измерять степень выраженности количественных и качественных характеристик это объекта, относительно зафиксированного ранее набора (перечня) индикаторов.

Наше предложение таково: считать этим набором индикаторов образовательной системы те, которые мы зафиксировали в рис. 1. Считая эти индикаторы (показатели, признаки, параметры) структурой объекта образовательная система, мы, одновременно с этим, рассматриваем этот объект и как систему. Следовательно, мы можем говорить об этих же индикаторах, как о компонентах системы и о взаимосвязях между этими компонентами. Это означает, что образовательную систему можно рассматривать и как объект и как систему в различных парадигмальных рядах. Мы это подчеркиваем в связи с тем, что новации и инновации будут развернуты внутри компонентов системы, что приведет к их количественным и качественным изменениям, а это, в свою очередь, изменит и взаимосвязи между ними. Таким образом, изменится и состояние образовательной системы как объекта управления.

1.2.Реперные точки в образовании


Базой для создания такого инструментария является метод экспертной оценки, а поиск реперных точек, т.е. то, относительно чего можно произвести оценивание, выступает как базовое условие для проведения измерений качественных и количественных преобразований в образовательной системе. Реперные точки, как некие якоря, в социально-образовательной системе: они позволяют фиксировать состояние объектов в конкретно-историческом отрезке между прошлым и будущим. Можно было бы не говорить о государственных образовательных стандартах, вызывающих столь жаркие споры. Но в данном случае нас интересует в них лишь один их признак: стандарт – это некая реперная точка фиксирующая наши актуальные представления об образовательной системе и, прежде всего, о стандартах содержания образования и социализации. И споры-то от того и возникают, что одних спорящих не устраивают представления других спорящих о государственных образовательных стандартах. И те, и другие стремятся создать адекватные новации по поводу ГОСов, но и те, и другие противятся инновации новаций, созданных противной, спорящей стороной. Нужно, видимо напомнить спорящим новаторам и инноваторам, что социально-образовательный стандарт – это категория динамическая, цивилизационная, постоянно изменяющаяся, находящаяся в движении, переходящая из одного состояния в другое, категория – конкретно-историческая, наконец.

И еще суждение по поводу «временности» ГОСов… Когда говорят, «временный» государственный образовательный стандарт, то возникает вопрос: «На какой временной период? Сколько времени он будет действовать?», а ответить можно только так – «Всегда… Пока не появится новый». Но какой тогда смысл говорить о стандарте «временный», если он временный - всегда. Ведь, например, содержание образования меняется не менее одного раза в год, накануне нового учебного года. Следовательно, категория «временности» неприложима к социально-образовательному стандарту, поскольку имманентна ему.

Что же касается первого шага по пути определения реперных точек, а, следовательно, и стандартизации, то это - определение объектов стандартизации, т.е., прежде всего следует ответить на вопросы: «Какие неизменные реперные точки в образовательной системе позволят нам всегда отвечать правильно на вопрос: «Что в ней изменилось?» и «Что может и должно быть стандартизовано в образовательной системе?».

Отвечая на эти вопросы, мы руководствуемся практикой работы любого педагога, в каком бы образовательном учреждении он ни работал и, какой бы предмет ни преподавал. Мы считаем, что любой педагог, входя в аудиторию к учащимся должен нести в себе ответы на три вопроса:

ЧТО? Что я сегодня буду передавать своим обучающим? Освоение чего, какого содержания образования, я сегодня организую?

КАК? Как я организую освоение этого ЧТО?, т.е. содержания образования? Какими учебными материалами я и мои обучающиеся будут пользоваться для этого? Что буду делать я (как организую обучение, в какую форму его воплощу? Лекции? Семинара? Комбинированного урока? Индивидуальной консультации? и т.д.; какими методами, приемами и средствами воспользуюсь, чтобы организовать освоение?

КАКОВ? Каков уровень освоенности того, что я передал моим обучающимся? Как я это установлю… в конце занятия?...или в начале следующего? Какими воспользуюсь заданиями, тестами, вопросами, задачами?... чтобы понять освоено ли некое содержание образования? Предложенное мной к освоению ЧТО? И тогда педагог начинает понимать и то, правильно ли он ответил себе на вопрос КАК?, готовясь к этому занятию.

И это три объекта, три реперные точки, отвечающие на следующие вопросы (рис. 2):

Рис. 2. Реперные объекты для оценивания

состояния образовательной системы


  1. Что подлежит усвоению?




  1. Как будет организовано освоение?




  1. Каким должен быть уровень освоенности?

ЧТО?




КАК?




КАКОВ?



Таким образом, мы видим три основных объекта стандартизации:

1) стандарты содержания образования (ЧТО?);

2) стандарт содержания обучения (преподавания и учения) (КАК?);

3) стандарты образованности (стандарты идентификации образованности ) (КАКОВ?).

Внешние и внутренние условия функционирования образовательной системы и , прежде всего, три названных выше ее компонента, объекта (рис. 2), - исходное основание для типологии инноваций. Именно они задают необходимость глобальной дифференциации, которая обеспечивает адекватность образовательной системы конкретного образовательного учреждения индивидуальным, личностным потребностям, с одной стороны, а, с другой, - трансверсальность между образовательными системами формального, неформального и информального образования в рамках системы (непрерывного) образования.

Внешние и внутренние условия функционирования образовательной системы задают необходимость глобальной дифференциации, которая предполагает различение образовательных систем по количественным и качественным параметрам (основаниям).

В актуальной образовательной ситуации происходят глобальная дифференциация (изменения) происходит под влиянием двух групп условий:

внешние условия, связанные с изменениями в социальной системе (социальная система по отношению к образовательной системе выступает как поглощающая, более широкая рамка) и система образования постоянно приводится в соответствие с внешними условиями;

внутренние условия, связанные с изменениями внутри образовательной системы (более узкая рамка, очерчивающая круг проблем внутри образовательной системы), прежде всего образовательных систем тех учреждений, которые уже существуют и тех учреждений, которые еще не существуют. Отсюда возникает типология «пустых мест», на которых и разворачивается экспериментальная (инновационная) работа… по «заполнению» этих "пустых мест".

Остановимся на характеристике внешних условий, под влиянием которых происходит обновление образовательной системы. Подчеркнем при этом, что внешние условия вряд ли могут стать предметом инновационной работы образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconФедеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconМ. Л. Журавин 4; 10. 3; 10. 4 совместно с О. В. Загрядской; 10. 5; 10. 6 совместно
...
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В. Я7Лысова\, кандидат педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педа­гогических наук;...
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconС. Н. Попова Издание третье, переработанное и дополненное
Заслуженный деятель наук рф, президент Российской ассоциа­ции по спортивной медицине, реабилитации больных и инвалидов, доктор медицинских...
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconИ. К. Кондаурова, О. М. Кулибаба
В. И. Игошин, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского государственного университета...
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconПрограмма дисциплины этнология Цикл гсэ
Авторы: доктор исторических наук, профессор Столярова Г. Р.; доктор исторических наук, профессор Титова Т. А., кандидат исторических...
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconДоктор медицинских наук, профессор
Н. Н. Пилипцевич, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный...
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconCтановление и развитие аптечной службы в россии в ХVI начале ХХ вв
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Мошкин Александр Николаевич доктор исторических наук, профессор
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconВ. А. Барабанщиков, доктор психологических наук, профессор (Ин­ститут психологии рао)
Л. Б. Филонов, доктор психологических наук, профессор (Московс­кий государственный социальный университет)
Ответственный за выпуск: Рецензенты: Репин С. А., доктор педагогических наук, профессор Худяков В. Н., доктор педагогических наук, профессор iconВалерий Анатольевич Доманский профессор, доктор педагогических наук, член Союза российских писателей
Валерий Анатольевич Доманский – профессор, доктор педагогических наук, член Союза российских писателей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница