Скачать 59.78 Kb.
|
Самоанализ воспитательной работы в школе заместителя директора по воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Кипарисово Надеждинского района» Завгородней Ирины Викторовны Стаж педагогической работы – 15 лет В должности заместителя директора по ВР – 5,5 лет Образование – высшее ДВПИ 1982 год Курсовая подготовка -2011 год 2011-2012 учебный год Самоанализ воспитательной деятельности в школе заместителя директора по воспитательной работе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Кипарисово Надеждинского района» Завгородней Ирины Викторовны За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания,, многие педагоги, творчески работающие в условиях модернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, применение знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. Основная цель воспитательной работы школы согласно программе воспитательной деятельности на 2006-2011 «Содружество ученья и здоровья» – Формирование личности ученика, способной к самоопределению и самореализации, раскрытие его творческого потенциала, основанное на демократических, гуманистических и духовно-нравственных принципах. Задачи: 1.Способствовать формированию у учащихся демократических убеждений, принципов толерантности, культуры мира и терпимости. 2. Создавать условия для самореализации и саморазвития творческого потенциала каждого ученика. 3. Формировать сознательное отношение к своему здоровью и способности к реабилитации. 4. Повысить персональную ответственность классного руководителя за качественный уровень воспитательной работы с учащимися класса. Эти задачи решались, благодаря работе по реализации целевых программ: «Семья», «Внимание, дети», «Здоровье школьника», «Я – гражданин России», «Наши ветераны». Большую роль в решении поставленных задач сыграли: 1) вовлечение обучающихся в различные кружки, секции; 2) создание особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения; 3) осознание педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника; 4) взаимодействие с сельским Домом культуры. Школа осуществляет воспитательную работу по следующим направлениям: 1. Нравственно-правовое профилактическое. 2. Эколого-художественно-эстетическое 3. Патриотическое. 4. Спортивно-оздоровительное и трудовое. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. (См.рис.1) При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского. Он разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно – нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы. Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика. В системе воспитательной работы школы можно выделить несколько направлений, способствующих реализации личностно-ориентированного подхода: Ключевые творческие дела (КТД) Участие в поселенческих, муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах Организация выездных экскурсий, посещение музеев, кинотеатров, выставок Организация работы школьного историко-краеведческого музея Система дополнительного образования Школьная газета «Школьная пора» Ключевые творческие дела - это основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают традиции школы:
![]() ![]() ![]() ![]() Рис.1.Схема взаимодействий заместителя по ВР в школе. Воспитательная работа в нашем учреждении осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. Воспитательная работа школы имеет теоретическое обоснование - Концепция и Программа воспитательной работы школы, «Содружество учения и здоровья», план воспитательной работы, используются основные элементы Целевой муниципальной программы «Детство», действующей с 2009 года. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рис.2. Схема контактов в социуме. Для разработки (или корректировки) плана воспитательной работы, ежегодно, в сентябре, среди учеников и учителей школы проводятся необходимые исследования и диагностики совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом (анкетирование, наблюдение, собеседования. (См. Приложение 1).
*Все данные, приведенные в таблице, взяты на начало учебного года. График изменения основных показателей социума по годам. ![]() - ![]() - ![]() ![]() ![]() Объектом исследований являются: социум школы, ( см. рис.2), качественный анализ контингента учащихся, анализ всех мероприятий, проведенных в школе и в районе в предыдущем учебном году, анализ классных мероприятия, анализ классных часов. Уровень воспитанности учащихся исследован выборочно совместно с школьным психологом. Исследован запрос учащихся для обоснования выбора необходимого количества кружков и секций. Система дополнительного образования в школе В школе созданы все возможные условия для внеурочной деятельности учащихся:
![]() Ряд 1. Начальная школа Ряд 2. Среднее звено. Ряд 3. Старшее звено. Увеличение в 2010 - 2011 учебном году охвата учащихся системой дополнительного образования и внеурочной деятельностью произошло благодаря:
Формы организации внеурочной деятельности учащихся К формам внеурочной деятельности учащихся относятся: 1. Предметные и тематические кружки. 2. Научная и проектно-исследовательская деятельность учащихся. 3. Спортивные секции. 4. Коллективные творческие дела. Направленность дополнительного образования Система дополнительного образования в нашей школе предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника, и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей, обеспечивает интерес и развитие трудолюбия (кружок «Изостудия», «Оригами»), коммуникабельность (кружок «познай себя», «Хочу все знать»), способствует ведению здорового образа жизни (секции по баскетболу, футболу, борьбе, теннису) В 2010-2011 уч году, в школе работали 13 кружков и спортивных секций, в т.ч. волейбольный от ДЮЦ «Надежда». Занятость учащихся в кружках и секциях в школе с учетом «группы риска».
В течение учебного года на базе школы функционировали кружки спортивного направления по специализациям - волейбол, футбол, туризм.
Школа всегда активно принимает участие в спортивных мероприятиях нашего района и края. Регулярно проходят дни здоровья. Во время летних каникул ежегодно в школе работает летний оздоровительный лагерь
Ведется серьезная работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни:
![]() Руководители кружков - учителя школы. В начале учебного года два раза проверялась работа кружков: в сентябре – организация, наполняемость и планирование, в январе – выборочный контроль, в апреле – мае – отчет кружков о проделанной работе. Работа кружков оценивалась по следующим принципам:
В ходе проверки посещались занятия кружков, проверены журналы кружковой работы, проведены собеседования с учащимися и руководителями кружков. По результатам проверки выяснено, что наибольшей популярностью пользовались спортивные секции по теннису, волейболу (руководитель Гилязов Э.О.), фактически наполняемость соответствовала всегда, а иногда и превышала ту, что записана в журнале. Спортивные кружки имеют неплохие результаты – 1 место в подгруппе по настольному теннису, 2 место –эстафета среди девушек 9-11 классов, 1 место - юноши 6 класса. Кружок «Хочу все знать» (Завгородняя И.В.) – создан для интеллектуального развития школьников, показателем работы данного кружка является результат выступления на районном конкурсе «Брейн – ринг». Итоги всех районных конкурсов сведены в итоговую таблицу. Отчет по кружковой работе здесь происходит в два этапа: сначала школьный «Интеллектуальный марафон» среди младшего, среднего и старшего звена, который планируем провести в первых числах третьей четверти, соревнование помогает выявить самых умных для участия в районном интеллектуальном марафоне. Единственный недостаток работы кружка заключается в том, что невозможно привлечь ребят из «группы риска» по понятным причинам. «Разговор о правильном питании», руководитель Труфанова Г.Т. имеет хорошую наполняемость, пользуется популярностью среди младших школьников, учит правилам этикета и правильному рациональному питанию. Кружок пользуется популярностью среди детей разных социальных групп, за участие в районном семинаре « Из опыта работы школы с одаренными детьми» творческой группе кружка объявлена благодарность. Кружок «Мой родной край» Руководитель Минайленко М.В., продолжает свою работу по уходу за захоронением героя Гражданской войны Рихарда Дрегиса, о чем неоднократно публиковали заметки в газете «Трудовая Слава». На протяжении нескольких лет стабильно высокие результаты у руководителя кружка «Изостудия» Карнаух Е.А. В каждом из прошедших конкурсов её воспитанники занимали призовые места. Активно сотрудничают с Всемирным фондом дикой природы, принимают участие в конкурсах, добиваясь и там успехов. Уже стала доброй традицией в конце каждого учебного года организация выставки творческих работ учащихся «Своими руками», которая всегда оформляется в фойе школы и приурочена к концерту «Для наших любимых мам». Сотрудничество с администрацией Надеждинского сельского поселения с Отделом по делам молодежи и спорту позволяет совместно организовать и провести мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, с приглашением ветеранов всех поколений, принять участие в концертах и творческих конкурсах: сочинения и рисунки ко Дню матери, лучшая игрушка на ёлку, конкурс Снеговиков и т.д. Ребята постоянно оказывают шефскую помощь ветеранам войны и людям пожилого возраста, ухаживали за памятниками героям войны и могилами ветеранов. Анализируя состояние занятости учащихся организованным досугом, можно отметить, что большинство учащихся школы занимаются в различных кружках, секциях, факультативах, курсах. В двух и более кружках занимаются более 35 % учащихся. Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, краевых и региональных конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. Участие школы в районных мероприятиях
![]() Вывод: Несмотря на существенный рост количества призовых мест, в школе ощущается явная нехватка кружков художественно-эстетического цикла. Следует подумать о расширении спектра внеурочной занятости детей младшего и среднего школьного возраста. В следующем году необходимо организовать в школе кружок современного танца, т.к. этот вид деятельности нравится детям, они с удовольствием танцуют, но их уровень самодеятельных танцев не дотягивает до возможностей больших школ. Максимально увеличить количество объединений дополнительного образования, так как система дополнительного образования занимает важное место в общей системе воспитательной работы школы. Работа по профилактике правонарушений Педагогическим коллективом школы в течение всех лет работы по профилактике правонарушений решались следующие задачи:
Работа по профилактике правонарушений и преступлений ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. Так, на заседании методического объединения классных руководителе был рассмотрен вопрос «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся», проанализирован мониторинг состояния здоровья учащихся и методы и приемы формирования ЗОЖ. При подведении итогов учебных четвертей заслушиваются отчеты классных руководителей по учету пропусков учащихся, работе с трудными подростками, с неблагополучными семьями, т.к. основная нагрузка в работе с трудными подростками ложится на классных руководителей. Сводные данные по соотношению количества учащихся «группы риска» и учащихся на учете в ПДН.
*данные на начало учебного года. ![]() Учитывая значение занятости учащихся в профилактике безнадзорности и правонарушений, ведется активная работа по привлечению детей в кружки и секции. Так, в 2010-2011 учебном году работали 13 кружков и спортивных секций. Под особый контроль администрации взята занятость учащихся «группы риска» во внеурочное время. Учащиеся «группы риска» принимали активное участие в спортивных соревнованиях и конкурсах как внутришкольных, так и муниципальных. В школе проводится кропотливая работа с подростками «группы риска», с учащимися, пропускающими занятия: индивидуальные беседы с детьми и их родителями классных руководителей, администрации, членов Совета профилактики; ведется совместная работа с ПДН. Налицо снижение количества «трудных» и рост числа призовых мест в конкурсах. На учете в ПДН на начало прошлого учебного года состояли 3 человека, Бойко Денис, Никитин Денис и Зайцев Сергей. (см Таблицу ) Не смотря на регулярное профилактическое пребывание в Центре временной изоляции несовершеннолетних подростков (ЦВИНП), Бойко Денис не меняет своего поведения, постоянно совершает преступления. С ним регулярно проводятся беседы, пытаемся привлечь его в спортивные секции и общественную работу в классе. Наставник – Шенбергер А.П. (классный руководитель 8 класса). Мать Бойко Дениса воспитанием ребенка не занимается. Если в школе Денис находится под контролем, то дома контроль полностью отсутствует. На конец учебного года на учете в ИДН остался один человек – Бойко Д.
Примечание: Приводов в РОВД – 5 (БойкоД., Никитин Д., Зайцев С., Громницкий В., Щелканов М.) Основная причина постановки на внутришкольный учет – нарушение Устава школы, на учет в ИДН – кражи. В школе разработана и введена в действие схема профилактических мероприятий по борьбе с безнадзорности и с правонарушением. Схема работы – стандартная. Ученик-учитель-коллектив класса- зам по ВР – зам по УВР – Совет профилактики – Директор – Комиссия по делам и защите прав несовершеннолетних. В школе работает «Кабинет доверия», существует служба социальной – педагогической помощи. За психологическим консультированием обращаются, как дети, так и взрослые. Регулярно проводятся как классные родительские собрания, так и общешкольные по вопросам профилактики негативных проявлений в подростковой среде. На общешкольных родительских собраниях рассматривались такие вопросы, как «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка», « Дети и родители. Давайте понимать друг друга», «Авторитет родителей в воспитании детей», и др. На классных родительских собраниях рассматривалась и вопросы по антинаркотической и антиалкогольной пропаганде, что отражено в протоколах. Традиционным эффективным мероприятием являются регулярные рейды в семьи учащихся, с сентября 2010 г. по май 2011г. их проведено 25 (в 11 семей). Составлено 15 актов посещения неблагополучных семей. На сегодняшний день на профилактическом учёте в школе состоят 11неблагополучные семьи, с которыми ведётся систематическая работа. Родителям этих учащихся даются рекомендации по вопросам обучения и воспитания детей, проводятся беседы по ЗОЖ, предупреждаются об ответственности за воспитание детей. С целью сотрудничества педагогов, родителей и учащихся, формирования здорового образа жизни ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». В школе действует Совет по профилактике правонарушений, который является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних». Главными задачами Совета профилактики являются:
В течение года проведено 8 заседаний Совета профилактики, результаты оформлены протоколами. В начале каждого учебного года составляется план работы Совета по профилактике, по которому ведется целенаправленная работа. Основное внимание уделяется работе с подростками, состоящими на учете в КДН и ВШУ, неблагополучным семьям.
Разработан план мероприятий по профилактике наркомании, алкоголя и табакокурения несовершеннолетних, проводятся беседы с уч-ся 1-9 классов на тему: «Здоровый образ жизни». «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Профилактика ЗОЖ», беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, «Азбука нравственности», тест-тренинг «Мое здоровье», «Мои вредные привычки», « Мое самочувствие». Учащиеся нашей школы принимали участие во всех мероприятиях, посвящённых профилактике наркомании:
В МКОУ СОШ № 9 отлажено тесное взаимодействие с правоохранительными органами и другими службами муниципального образования по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних по выявлению несовершеннолетних, пропускающих учебные занятия. В течение 2010 - 2011 учебного года учащихся, не посещающих школу длительное время, не было. Детей, не получающих образование нет. Инспектор по профилактике ДДТТ Щербакова Е.М. периодически выступает с лекциями на общешкольных собраниях, перед классными коллективами школы. Инспектор ПДН проводит лекции с учащимися и родителями школы, направленные на профилактику правонарушений и безнадзорности: «Ответственность несовершеннолетних за употребление спиртных напитков»; «Ответственность родителей за неисполнение родительских обязанностей»; «Права и обязанности детей». Формирование и профилактика здорового образа жизни является одним из основных направлений воспитательной работы МКОУ СОШ № 9. С целью повышения эффективности работы по данному направлению штабом воспитательной работы была разработана школьная комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся нашего учебного заведения «Мы выбираем жизнь!» Главными целями и задачами программы являются:
Данная программа была рассчитана на два года реализации и проводилась в период с сентября 2009 года по август 2011 года. Комплексно-целевая программа включает в себя следующие направления:
Также имеются и другие направления по профилактике наркозависимости. Разработан план мероприятий по антинаркотической просветительской деятельности с несовершеннолетними и их родителями, комплексный план работы школы по профилактике здорового образа жизни, план работы по профилактике наркомании и укреплению дисциплины. Так как охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности нашей школы и является главным условием гармоничного физического развития ребёнка, охраны и укрепления его здоровья в МКОУ СОШ № 9, существует и реализовывается воспитательная программа «Здоровье школьника» (срок реализации 2007 – 2011 годы), которая направлена на создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирования ценностей здорового образа жизни. В формировании системы спортивно-оздоровительной работы в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников – «День здоровья», «Олимпийские надежды», «Папа, мама, я – спортивная семья». Вопросам профилактики наркомании, таксикомании, алкоголизма и табакокурения посвящены заседания «круглого стола» со старшеклассниками, проводятся конкурсы стенгазет и плакатов, материалы уроков дополняются информацией о здоровом образе жизни (уроки биологии, химии, литературы, ОБЖ, физического воспитания). Эффективность организации воспитательно-профилактической деятельности проявляется в следующем: за 2007 – 2011 учебный год несовершеннолетних МКОУ СОШ № 9, поставленных на учёт за употребление наркотических средств, совершивших преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических нет. Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. По данному направлению в течение нескольких лет проводятся мероприятия, уже ставшие традиционными: Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла;
(См.фото в Приложении) Социально - психолого - педагогическое сопровождение. Социально-психологическая служба функционирует в школе с 2006 года. В состав службы входят социальный педагог, педагог-психолог и классные руководители. Основные направления работы службы:
Система деятельности СПП службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:
Основной сферой деятельности СПП службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений. . Психолого-социально-педагогические служба школы проводят работу по отслеживанию и социальной адаптации подростков, состоящих на профилактическом учёте, мониторинг безнадзорности, ведутся карточки индивидуальной работы, акты обследования семей. Оформлены и регулярно обновляются уголки по профилактике наркомании и токсикомании, в школьной библиотеке периодически обновляются выставки литературы по данной тематике. Школьными педагогом - психологом направлено на консультацию к врачу-наркологу - 1 несовершеннолетний, к врачу-психиатру - 5 человек. Оказана консультационная помощь - 54 родителям и учащимся. Педагог-психолог Синенко Г.А. регулярно проводит занятия с учащимися, состоящими на всех видах учёта по духовно-нравственной коррекции. Обязательным компонентом деятельности СПП службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы. Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников – игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников – тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии. Профилактическая работа СПП службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков. С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей. Согласно ФЗ РФ «Об основах профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности несовершеннолетних» с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:
В школе работает «Кабинет доверия» - куда учащиеся и родители могут обратиться по интересующим вопросам. За период работы кабинета за помощью обратилось 54 человека. Вопросы обращения:
Работа методического объединения классных руководителей. Методическое объединение классных руководителей работает согласно плану, составленному сроком на один год. Заседания проводятся один раз в четверть, ведутся протоколы заседаний. В конце учебного года каждый классный руководитель сдает отчет о проделанной воспитательной работе в классе с пожеланиями и замечаниями. (см. приложение 3) Ежегодно МО классных руководителей принимает активное участие в подготовке к конкурсу «Сердце отдаю детям», в концерте, посвященном празднику 8 Марта (концерт для родителей) и в подготовке праздника Последнего звонка. Состоялось четыре заседания Методического объединения классных руководителей, руководитель методического объединения – Поврезнюк Г.Н. На повестке стояли проблемы нового учебного года, освещалась новая программа, участие в районных конкурсах, мониторинг работы классных руководителей, особенности планирования воспитательной работы на первое и второе полугодие, и многое другое. Нужно отметить, что работа классных руководителей в первой половине 2010-2011 учебного года заметно активизировалась, но одним из серьезных недостатков до сих пор являлось отсутствие программ воспитывающей деятельности в каждом отдельно взятом классе. На сегодняшний день программы воспитательной работы класса есть у всех. Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в ОУ. Кадровый состав: Всего классных руководителей -12 Стаж работы учителей школы в качестве классного руководителя, см. диаграмму |