Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных




Скачать 39.73 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер39.73 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования


Сосенский радиотехнический техникум


Грачева О.А., Тукмаков А.Н.


Методические рекомендации

по подготовке, оформлению и защите

исследовательских работ студентов

средних профессиональных

учебных заведений

технического профиля


2


008


Грачева О.А., Тукмаков А.Н.

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных учебных заведений технического профиля – Сосенский, 2008. - 72 с.


Методические рекомендации, описывают правила подготовки, оформления и защиты исследовательских работ студентов средних профессиональных учебных заведений технического профиля, таких как: доклады, рефераты, курсовые и дипломные проекты, этапы их реализации. Включают приложения с образцами оформления титульных листов, отзывов, рецензий и др. документации. Наглядно представляют образцы материала, который в дальнейшем подлежит оформлению согласно требованиям, предъявляемым к документации выполненной печатным способом и использованием средств вычислительной техники.


Информация, содержащаяся в методических рекомендациях, получена из источников имеющих права на использование в образовательных учреждениях и подкреплена государственными стандартами на печатную документацию.


© ГОУ СПО Сосенский радиотехнический техникум,

г. Сосенский, ул. Ломоносова 19


Содержание


3.2 Предварительная защита дипломного проекта (работы) 23

4.2.5.2 Описание книг 54

4.2.5.3 Описание официальных и нормативных документов 54

4.2.5.4 Описание статей из журналов 55

4.2.5.5 Описание диссертаций 55

4.2.5.6 Описание электронных ресурсов 56



Введение

Повышение качества подготовки специалистов является одной из главных задач, поставленных перед учебным заведением.

Качество выпускаемых специалистов СУЗами зависит от того, насколько учебный процесс обеспечен информацией о современном и перспективном развитии науки и техники. Первоисточниками этой информации являются стандарты: государственные Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственные для стран СНГ (ГОСТ), международные (ISO/ИСО, IЕС/МЭК и др.). Эффективность повышения качества подготовки специалистов также зависит от научно-методической работы по совершенствованию учебного процесса.

Решение задачи по подготовки специалистов регламентировано Законами Российской Федерации «Об образовании», «О стандартизации», Государственными образовательными стандартами (ГОСTы) по специальностям и Государственной системой стандартизации России (ГСС Р). Внедрение в деятельность СУЗов государственных, межгосударственных и международных стандартов поможет в решении вышеуказанной задачи.

Одним из основных критериев оценки профессиональной подготовки специалистов СУЗов является уровень качества выпускных квалификационных работ (ВКР), позволяющий судить о готовности каждого выпускника к самостоятельной деятельности, не уступая уже работающим на производстве, и о степени его профессиональной зрелости в конкретной области техники.

Профессиональная деятельность специалиста со средним образованием, как правило, связана с выполнением и оформлением проектной и рабочей документации. Работа над ВКР является первым этапом ознакомления с производственным выполнением проектной и рабочей документации, которая регламентируется соответствующими государственными стандартами.

Правила выполнения и оформления текстовых, программных и графических документов регламентируются межгосударственными стандартами из следующих комплексных систем стандартов: ЕСКД, ЕСПД и ЕСТД.

Необходимые сведения из стандартов и практика обеспечения методическими материалами в процессе курсового и дипломного проектирования апробиро­ваны в течение ряда лет в ГОУ СПО Сосенского радиотехнического техникума разработкой методических пособий и указаний: методические указания по выполнению графической части, методические указания по выполнению экономической части, методические указания по охране труда, методические указания по выполнению технологической части, методические указания по выполнению расчетов по надежности, положение по выполнению и защите дипломных проектов.


Как показывает современная учебная практика, у студентов на начальном

этапе овладения навыками исследовательской работы больше всего возникает вопросов методологического характера, начиная от формулировки темы исследования, его объекта и предмета, постановки целей и задач исследовательской работы, и заканчивая вопросами оформления её результатов.

Студентам, которые только находятся в начале исследовательского пути, весьма важно знать основные положения, характеризующие ВКР, курсовую работу, реферат, доклад, а также иметь общее представление о методологии их выполнения.

Данные методические рекомендации окажутся полезными студентам при подготовке рефератов, а также в организации исследований в рамках курсового и дипломного проектирования на базе ГОУ СПО Сосенского радиотехнического техникума и других средне профессиональных учебных заведений.

В них изложены правила оформления исследовательских работ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстовым документам выполненных печатным способом.

Согласно типовым Положениям о СУЗах и Государственных образовательных стандартов (ГОС) Министерства образования Российской Федерации по конкретным специальностям и направлениям учебный процесс в СУЗах завершается аттестацией выпускников с обязательной защитой выпускной квалификационной работы (ВКР) в виде дипломного проекта (ДП), дипломной работы (ДР) или государственного экзамена.

Этот этап обучения заканчивается присвоением Государственными аттестационными комиссиями (ГАК) квалификации специалиста соответствующего уровня: техник с выдачей государственного диплома.

В соответствии с техническим заданием, разрабатывается проектная и рабочая документация - текстовая и графическая: пояснительная записка и графическая часть, состоящая из трех чертежей.

В методических рекомендациях использованы стандарты:

  1. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) - ГОСТ 2.

  2. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - ГОСТ 8.

  3. Единая система программной документации (ЕСПД) - ГОСТ 19.

  4. Система технической документации на АСУ - ГОСТ 24.

  5. Система стандартов эргономики и технической эстетики (ССЭТЭ) - ГОСТ 30.

  6. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (ИТ. КСАС) - ГОСТ 34.


Настоящие методические рекомендации по ВКР обеспечивают студентам освоение и выработку знаний умений и навыков:

  • уметь составлять и технически грамотно оформлять результаты проделанной работы;

  • уметь выполнять и читать технические документы (схемы, чертежи, алгоритмы, программы и т. п.);

  • знать требования государственных стандартов на правила и условности при выполнении технических документов (по специальности).

Методические рекомендации соответствуют требованиям государственных стандартов на текстовые документы (пояснительная записка) и графические документы (чертежи, схемы, алгоритмы, графики и диаграммы) и поэтому являются образцом для студентов, работающих над ВКР.

Методические рекомендации состоят из 4 разделов, а также списка литературы и приложения.

Раздел 1 - Виды исследовательских работ их назначение.

Раздел 2 - Общие сведения по выполнению выпускных квалификационных работ.

Раздел 3 - Методические указания к составлению отзыва и рецензии на дипломный проект. Организация защиты дипломного проекта.

Раздел 4 - Основы выполнения и оформления документации исследовательских работ студентов выполненных печатным способом

В справочной и учебной литературе излагаются сведения на основе действующих межгосударственных (ГОСТ) и государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р).

В приложениях пособия приведены графические документы, встречающиеся в ВКР, полностью оформленные и являющиеся образцами для студентов при вы­полнении ВКР.

Данные методические рекомендации не нацелены на изложение внутренней структуры разделов исследовательских работ, которые включены в состав отдельных методический рекомендаций по их конкретной внутренней структуре, а не оформлению.


Раздел 1 Виды исследовательских работ, их назначение


1.1 Доклад


Доклад - является самостоятельной формой работы студентов, с целью поиска информации по определённому направлению, которая может быть получена из различных источников и правильно сгруппирована.

Подготовка доклада зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы.

Выполнение такого вида работы способствует формированию у студента навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

В конце доклада делается вывод (подводится краткий итог) того материала, который был изложен в докладе.

Структура доклада включает в себя:

1 Титульный лист (Приложение А).

2 Информационная часть (не менее 5 страниц).

3 Заключение (не менее 1 страницы).

4 Список литературы (не менее 5 источников).


1.2 Реферат


Реферат - этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию.

Сам термин «реферат» (в пер. с латинского - доклад, сообщение) имеет два значения:

1) краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста;

2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Реферат – дословно переводится как написание сообщения или публичного доклада. Чаще всего это слово употребляется для определения последовательного, убедительного и краткого изложения или на писания сущности какого-либо вопроса или темы научно-практического характера.

Особенность реферата заключается в том, что он должен представлять собой не только изложение определенных научных публикаций, но и критический их анализ, не компиляцию из ряда работ, а аналитический обзор по проблематике с указанием на реферируемые литературные источники. Объемы рефератов колеблются от десяти до двадцати пяти машинописных страниц. Работа должна быть аккуратно выполнена с выделением необходимых заголовков и нумерацией страниц.


Реферат включает в себя:

1 Титульный лист (Приложение А)

2 Содержание.

3 Введение (не менее 1 страницы).

4 Основная часть (не менее 10 страниц).

5 Заключение (не менее 1 страницы).

6 Список литературы (не менее 5 источников).


1.2.1 Методические указания к написанию рефератов и

подготовке к семинарским занятиям


Написание реферата является обязательным этапом аудиторного контроля знаний студента в соответствии с планом учебного процесса. Темы рефератов, при подготовке к семинарскому занятию, студент выбирает самостоятельно из трех- четырех предложенных преподавателем. Реферат пишет каждый студент, но на семинарском занятии заслушиваются только несколько рефератов. Студенты группы должны принимать активное участие при обсуждении рассматриваемых  вопросов используя материалы собственных рефератов.

Заслушиваемые рефераты оцениваются группой  (по 5-ти бальной системе): убедительность; аргументация; новизна информации; доходчивость; логичность; компетентность; наглядность представленного материала; умение заинтересовать аудиторию. Остальные рефераты студентам необходимо передать преподавателю для их оценки.

При написании реферата необходимо показать умение применить знания, полученные в результате изучения данного курса. Студент должен критически проанализировать имеющиеся в его распоряжении литературные источники и практические материалы, выявить в них наиболее важные моменты и на основании этого дать самостоятельное изложение темы.

Наряду с содержательной стороной, логикой построения материала и обоснованностью суждений, рассматриваемых положений предпочтение будет отдаваться набранному на компьютере тексту с использованием иллюстрированного материала в виде графиков, схем, диаграмм и т.п.


1.2.2 Методические указания к самостоятельному

изучению тем


При изучении курса часть  теоретических вопросов выносится для самостоятельного изучения. Для более успешной подготовки рекомендуется следующий порядок работы:

  • прочитать и осмыслить теоретический материал по учебникам и другим источникам;

  • составить конспект изученного материала, в конспекте четко определить основные понятия и категории;

  • выделить ключевые слова и составить словарь терминов.


1.2.3 Методика подготовки и написания реферата


Методика – слово греческое, на русский язык переводится как способы или способ целесообразного или последовательного выполнения какой-либо работы. В данном случае это способы написания реферата.

Написание реферата подразделяется на два периода.

Первый период – работа над текстом и оформлением реферата. Складывается из следующих этапов:

1.1 Предварительная подготовка. Она выражается в выборе темы и уточнении названия реферата. Название должно быть кратким и выразительным. Преподаватель предлагает тематику рефератов, составленную в соответствии с учебной программой. Студент может также предложить свою тему.

1.2 Библиографическая работа. Сюда же входит работа со справочными изданиями (справочники, энциклопедии), библиографическими указателями и различного рода обозрениями; просмотр газет, журналов и других работ.

1.3 Первичная работа с книгами, журналами, газетными статьями и прочим информационным материалом. Первичная работа заключается в просмотре названий, оглавлений, вводных разделов, заключений и выводов работ, а также в просмотре таблиц, схем и рисунков. Сюда же входит регистрация и отбор литературы, необходимой для написания реферата.

1.4 Сплошное и выборочное чтение, а также изучение литературы и ее обработка, т. е. записывание. Для составления реферата применяется три вида записей: конспект, аннотация, цитата.


Конспект – это краткое или подробное переработанное автором письменное изложение какой-либо работы: сочинения, лекции, доклада, или одного первоисточника. Очень важно выделять в конспекте общие положения, заголовки, теоремы и формулы. Процесс написания конспекта называется конспектированием.

Аннотация – это краткое изложение основной сути, содержания какой - либо статьи, сочинения, работы с обязательной характеристикой их направленности, ценности, назначения. Обычно в аннотации пишется краткое заключение и выводы работы.

Аннотация пишется на оборотной стороне карточки, на которой эта работа зарегистрирована. Аннотация является основным и обязательным видом записи при изучении литературы.

Цитата – это дословная выдержка из текста, изречение автора, которое приводится для подтверждения некоторых фактов и соображений. Под цитатой обязательно указывается фамилия автора.

1.5 Заключительная работа периода подготовки. Она сводится главным образом к составлению плана написания реферата в соответствии с по добранным и изученным материалом. План должен быть согласован с преподавателем. Только после составления плана и накопления достаточного количества данных приступают к написанию и оформлению реферата.

Второй период – написание и оформление реферата. Он в свою очередь подразделяется на следующие этапы:

2.1 Написание и оформление титульного листа, на котором обязательно пишется тема реферата, а также название учебного заведения, год издания, фамилия автора и руководителя и другие данные.

2.2 Введение – в этой части даются обоснование и значимость темы, ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Для написания введения используются новейшие литературные данные и результаты собственных исследований.

2.3 Литературный обзор является специальной частью реферата, в которой приводятся все собранные автором литературные данные, показывается степень изученности затронутой темы, излагаются предварительные ответы на вопросы и задачи, поставленные в первой части или во введении реферата.

2.4 Собственные исследования включают все данные, полученные в результате опытов. Собственные исследования излагаются с применением схем, таблиц, графиков, рисунков, фотографий. Анализ литературных данных приводится путем сопоставления положений и фактов, приводимых в реферате в литературном обзоре и собственных исследованиях.

2.5 Обобщение. В этой части обобщаются литературные данные и результаты собственных исследований. Обобщение делается в виде заключения, выводов, тезисов.

Заключение – это краткое обобщение основных данных и фактов.

Выводы – это обобщение каждого достоверного факта в отдельности, когда фактов много. Выводы должны быть предельно краткими и четкими ответами на задачи реферата.

Тезисы – представляют собой краткие или развернутые выводы с вводной, поясняющей, обосновывающей и заключительной частями работы. Тезисы включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца.


2.6 Библиографический список. Это один из важных элементов реферата, позволяющий проверить автора и помогающий отыскать основную литературу, в которой можно получить ответы на интересующие вопросы.


1.2.4 Требования к содержанию реферата


Содержание должно быть конкретным, строго соответствовать названию темы, иметь гуманитарную направленность, научно-достоверные и новейшие данные, убедительные объяснения «острых» вопросов, яркие примеры и доказательства, четкую последовательность изложения – от простого и известного к сложному и неизвестному.

Реферат считается собственной работой автора и пишется в его редакции, его собственными словами и мыслями. Дословное переписывание литературных данных считается кражей или плагиаторством. Цитаты или дословные изречения других авторов применяются только для подтверждения некоторых фактов и положений реферата. Но при этом необходима обязательная ссылка на автора. Это называется цитированием, оно допущено, но в меру. Употребление в реферате большого количества цитат недопустимо. Реферат пишется популярным языком, доступным для массового чтения.


1.3 Курсовая работа


Курсовая работа является квалификационной работой как итог самостоятельной исследовательской работы студента в течение академического года. Целью данного исследования является развитие умений многопланово анализировать проблемы на основе интеграции ряда наук, совершенствование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Курсовые работы различаются между собой по уровню предъявляемых


к ним требований: чем старше курс, тем весомее, должна быть творческая сторона студенческой работы.

Рекомендуется изначально планировать курсовые работы как части будущей дипломной работы. Тогда, во-первых, исследователю не придется каждый раз выдумывать что-то новое, а во-вторых, к концу учебы у студента будет уже почти готовый текст дипломной работы.

Тема курсовой работы обсуждается с руководителем и утверждается председателем предметной цикловой комиссии. В течение учебного года студент работает над темой по составленному совместно с руководителем календарному плану.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

1 Объем курсовой работы составляет 20 - 40 машинописных страниц.

2 Работа должна завершаться самостоятельными, аргументированными выводами и рекомендациями.

Студент защищает курсовую работу в форме, устанавливаемой руководителем. Результаты защиты курсовой работы определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Структура курсовой работы состоит из следующих компонентов:

1 Титульный лист (Приложение Б)

2 Содержание.

3 Введение.

4 Основная часть (выполняется согласно методических рекомендаций по выполнению курсовых работ по дисциплине).

5 Заключение.

6 Список литературы.

7 Приложения.


Раздел 2 Общие сведения по выполнению выпускных

квалификационных работ


2.1 Общие положения


В соответствии с Положением о СУЗах итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования в СУЗах.

Итоговая государственная аттестация выпускников в СУЗах проводится по направлениям и специальностям, предусмотренными государственными образовательными стандартами (ГОС) среднего профессионального образования, с обязательной защитой выпускной квалификационной работы (ВКР) в виде дипломного проекта, дипломной работы и заканчивается присвоением государственными аттестационными комиссиями (ГАК) квалификации специалиста соответствующего уровня с выдачей государственного диплома.

Темы ВКР определяются руководителями дипломных проектов и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

При подготовке ВКР каждому студенту назначается руководитель и консультанты.

ВКР, выполненные по завершении профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, подлежат обязательной проверке с целью получения отзыва и рецензии для последующего допуска к защите.

2.2 Цели, виды, тематика ВКР

Выпускные квалификационные работы имеют цели:

  • систематизация, закрепление и расширение имеющихся теоретических и практических знаний по выбранной специальности;

  • применение этих знаний при решении конкретных задач;

  • овладение умением составлять и технически грамотно оформлять результаты проделанной работы;

  • овладение умением выполнять и читать технические документы (схемы, чертежи, алгоритмы и т. п.);

  • развитие навыков самостоятельной работы и выявление подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки и техники.



При выполнении ВКР студенты закрепляют навыки самостоятельной работы за весь период обучения и должны стремиться овладеть следующими умениями:

  • самостоятельно строить математические модели, проводить вычисления, делать выводы;

  • использовать персональный компьютер для проведения расчетов, решения задач оптимизации и машинного моделирования, применять САПР;

  • разрабатывать макеты и проводить их экспериментальные исследования на строгой метрологической основе;

  • внедрять результаты работы над ВКР;

  • самостоятельно оценивать возможные экономические эффекты при эксплуатации разработанного устройства или его стоимости.

В зависимости от конкретных условий деятельности студенты могут выполнять дипломные проекты, дипломные работы.

Дипломный проект представляет собой решение технических задач по разработке линий передачи, конструированию устройств и систем связи, разработке программного обеспечения, их автоматизированного проектирования и т. п.

Дипломный проект должен содержать совокупность схемных и конструктивных решений, основанную на системном сравнении лучших отечественных и зарубежных аналогов. В дипломном проекте разрабатываются вопросы экономики и организации производства, техники безопасности и охраны труда.

Дипломная работа содержит научно-теоретические и экспериментальные исследования объектов, устройств с целью оптимизации их параметров и характеристик, создания новых структур и методик их расчета и др. Разделы по экономике, охране труда и разработке конструкции в дипломной работе включаются в соответствии с заданием на ВКР.

Комплексный (групповой) дипломный проект выполняется по данной теме несколькими студентами, каждый из которых разрабатывает самостоятельно определенную часть устройства, прибора, системы и т. п.

Сквозное проектирование предполагает выполнение студентами учебно-исследовательской работы и курсовых проектов, перерастающих в дипломный проект (дипломную работу).

Подготовительным этапом ВКР являются курсовые работы, которые, прививают студентам навыки самостоятельного решения частных задач, используемых в последующем при выполнении ВКР.

Обычно тема ВКР носит комплексный характер и предусматривает решение технических, технологических, организационных и экономических во


просов. За принятые в ВКР технические решения и за правильность всех вычислений в первую очередь отвечает студент-автор ВКР.

При выборе темы ВКР особое внимание уделяется реальности, т. е. возможности их полного или частичного использования в разработках, а так же кроме реальности темы, определяется глубиной теоретического рассмотрения задачи, изготовлением макетов, проведением экспериментов и четко сформулированных выводов и предложений.

В качестве темы ВКР проекта обычно предлагается разработка какого-либо устройства, программного продукта в ГОУ СПО Сосенского радиотехнического техникума.

При определении тематики ВКР и составлении задания необходимо предусмотреть использование современных методов математического и физического моделирования, расчета и проектирования на ПК также применение ПК и основ программирования при разработке специализированных программируемых устройств обработки информации.


2.2.1 Выбор и порядок закрепления темы.

Задание на дипломный проект (дипломную работу)


Темы дипломных проектов (дипломных работ) устанавливаются дипломными руководителями, согласовываются с председателем ПЦК и утверждаются заместителем директора по учебной работе. На рисунке 1 показана структурная схема выполнения дипломных проектов (дипломных работ).

Согласно структурной схемы руководителем ВКР составляется график выполнения дипломных проектов (дипломных работ) с указанием календарных сроков каждого этапа (в произвольной форме с подписями руководителя ВКР и студента).

Студент может обратиться к заместителю директора по учебной работе со своими предложе­ниями по выбору темы и предполагаемого руководителя (консультанта). Канди­датуру руководителя и тему может также посоветовать председатель ПЦК.

В соответствии с темой дипломного проекта (дипломной работы) руководитель выдает студенту задание на дипломный проект. Задание в одном экземпляре со всеми необходимыми подпи­сями руководителя, ПЦК, заместителем директора по учебной работе.

Название темы дипломного проекта (дипломной работы), указанное в за­дании и на титульном листе пояснительной записки, должно быть таким же, как в приказе техникума.

При составлении задания руководитель предусматривает, в случае необхо­димости, приглашение консультантов по отдельным разделам проекта за


счет времени, отводимого на руководство дипломного проекта (дипломной работы). Фамилии консультантов фикси­руются в задании.

Консультанты проверяют в соответствующей части выполнен­ную студентом работу и ставят свои подписи на титульном листе пояснительной записки и на соответствующих чертежах.

В течение первой недели дипломного проекта (дипломной работы) руководитель при участии студента ут­верждает календарный план работы на весь период проектирования с указанием очередности, сроков выполнения и трудоемкости отдельных этапов работы. Структурная схема процесса выполнения дипломного проекта (дипломной работы) представлена на рисунке 2.1.

В задании должны быть четко оговорены следующие данные:

  • название темы дипломного проекта (дипломной работы);

  • цели и задачи;

  • назначение;

  • исходные данные для проектирования;

  • перечень вопросов, подлежащих разработке и отражению в проекте.



Рисунок 2.1 - Структурная схема процесса выполнения

дипломного проекта (дипломной работы)


Техническое задание на дипломный проект (дипломную работу), как правило, должно быть составлено не позднее двух недель до начала преддипломной практики.

Оформление задания выполняется на типовом бланке в соответствии с тре­бованиями, принятыми в учебном заведении. В задание руководителем дипломного проекта (дипломной работы) вписываются отдельные специальные вопросы, требующие освещения в дипломном проекте (дипломной работе) (охрана труда, экономика и организация про­изводства и др.).

Экземпляр технического задания, подписанный руководителем и утвержденный заместителем директора по УР, находится у студента и служит основанием для составления плана выполнения проекта, проведения ра­бот и предъявления на нормоконтроль.

Пример оформления задания на выполнение дипломного проекта (дипломной работы) приведен в приложении.


2.2.2 Структурное содержание ВКР


ВКР состоит из документов, являющихся официальными (т.е. подписанными лицами, отвечающими за них), которые подлежат соответствующей регистрации и хранению в архиве техникума. Подготовленные студентами в процессе выполнения ВКР материалы оформляются в виде текстовых и графических документов, а также в виде макетов проектируемых объектов (если они предусмотрены в задании на ВКР).

Текстовой документ - пояснительная записка (ПЗ), выполняется печатным способом с помощью ПК (формат А4). В текст ПЗ (МД) включают иллюстрации (рисунки, графики, временные диаграммы, схемы алгоритмов, программные документы и др.) и приложения (вспомогательные материалы, поясняющие изложенные в тексте описания).

Графические документы: чертежи, схемы, алгоритмы, таблицы выполняются на листах формата А1 (594мм х 841мм) в соответствии с требованиями соответствующих стандартов.

Пояснительная записка (ПЗ) должна в краткой форме раскрывать замысел дипломного проекта (дипломной работы), содержать методы исследования и расчета, а также сами расчеты, описание проведенных экспериментов, их анализ, технико-экономическое сравнение и обоснованные выводы.

Текст ПЗ, разделенный на разделы и подразделы, включает иллюстрации (рисунки, диаграммы, схемы и т. п.), таблицы, формулы и приложения. Они выполняются в соответствии с правилами, изложенными в стандартах

(ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 7.32-2001 и др.).


В средних профессиональных учебных заведениях допускаются незначительные отклонения от требований стандартов, например:

  • обозначение графических, программных документов в основной надписи выполняется по внутритехникумовской структуре;

  • официальные документы (задание на ВКР, отзыв руководителя, рецензию дипломного проекта (дипломной работы) и др.) помещают в ПЗ в соответствии с принятым внутритехникумовским структурным порядком состава ПЗ;

  • означать знаком «-» или «•»;

  • основное оформление ПЗ выполняется в соответствии с разделом 4 данных методических рекомендаций.

Примерный структурный состав ПЗ для специальностей: 050501 «Профессиональное обучение» (по отраслям) (повышенный уровень), 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»:

1 Титульный лист (Приложение В)

2 Отзыв руководителя дипломного проекта.

3 Рецензия на дипломный проект.

4 Техническое задание (Приложение Г)

5 Содержание.

6 Введение.

7 Основная часть.

8 Технологическая часть.

9 Экономическая часть.

10 Мероприятия по обеспечению техники безопасности и пожарной безопасности.

11 Заключение.

12 Список литературы.

13 Приложения.

14 Отлаженную программу в соответствии с техническим заданием, подготовленную для демонстрации на персональном компьютере во время защиты дипломного проекта перед ГАК.

15 Презентация.

16 Чертежи на листах формата А1 (не менее двух листов).

Примерный структурный состав ПЗ для специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»:

1 Титульный лист (Приложение В)

2 Отзыв руководителя дипломного проекта.

3 Рецензия на дипломный проект.

4 Техническое задание (Приложение Д)

5 Содержание.


6 Введение.

7 Общая часть.

8 Расчетно-конструкторская часть

9 Технологическая часть.

10 Экономическая часть.

11 Пожарная безопасность и техника безопасности.

12 Заключение.

13 Список литературы.

14 Приложения.

15 Чертежи на листах формата А1 (не менее трех листов).

16 Презентация

Титульный лист - официальный документ, является первым листом ПЗ и содержит следующую информацию:

  • наименование вышестоящей организации;

  • наименование: учебного заведения;

  • наименование темы дипломного проекта (работы);

  • специальность, по которой выпускается студент;

  • инициалы и фамилии официальных лиц;

  • год составления ПЗ.

Рекомендуемый пример титульного листа ПЗ приведен в приложении В.

Содержание - официальный документ, является вторым листом ПЗ. Документ оформляется рамкой и основной надписью, как правило, выполняется на 2 листах. Первый лист содержания имеет рамку и основную надпись по форме 2 (ГОСТ 2.104), последующие листы по форме 2а (ГОСТ 2.104). Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров листов, с которых начинаются эти элементы в ПЗ.

В основной надписи содержится следующая информация:

  • наименование темы дипломного проекта (дипломной работы);

  • буквенно-цифровое обозначение ПЗ;

  • порядковый номер листа (2) и количество листов в ПЗ;

  • подписи с проставлением дат: студента, руководителя и нормоконтролера.

Пример содержания приведен в Приложении Л.

Все листы ПЗ оформляются рамкой и основной надписью с записью буквенно-цифрового обозначения ПЗ и простановкой порядкового номера листа ПЗ (см. Приложениях М, Н).


Во введении обосновывается актуальность темы проекта, формулируются основные задачи, должно содержать оценку современного состояния разрабатываемой проблемы, обоснование необходимости выполняемой разработки, сравнение с имеющимися аналогами. Введение должно быть в пределах 2-х листов машинописного текста.

Разделы ПЗ, отражающие основное содержание работы, составляются по типовому плану, согласно техническому заданию.

В зависимости от конкретного задания возможно видоизменение типового плана в части названий и количества разделов, а также их содержания.

Выбор и обоснование схемотехнических и конструкторско-технологических решений, программного и аппаратного обеспечения производится на основе технического задания на ВКР.

С учетом исходных данных, условий эксплуатации, технико-экономических показателей обосновывается выбор функциональной и принципиальной схем проектируемого устройства, аппаратного и программного обеспечения, оценивается возможность реализации требований задания на основе предварительных расчетов и имеющегося практического опыта, определяются требования и параметры, которым должны удовлетворять отдельные элементы, каскады схемы проектируемого устройства и программного и аппаратного обеспечения.

Остальные разделы пояснительной записки выделяются для каждой специальности отдельно.


Раздел 3 Методические указания к составлению отзыва

и рецензии на дипломный проект. Организация защиты

дипломного проекта


3.1 Отзыв руководителя дипломного проекта (работы)


По завершению  дипломного проекта руководитель дает отзыв на дипломный проект.

После получения окончательного варианта дипломного проекта руководитель составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломного проекта, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломного проекта в ГЭК.

В отзыве руководитель дипломного проекта:

  • обосновывает его актуальность и научную новизну, принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов;

  • дает общую оценку содержания дипломного проекта с описанием его отдельных направлений по разделам: оригинальности проектных решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений и т.д.;

  • отмечает добросовестность, степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания дипломного проекта, и рекомендует оценку;

  • характеризует дисциплинированность дипломника в выполнении общего графика дипломного проектирования, а также соблюдение им сроков представления отдельных разделов в соответствии с заданием на дипломное проектирование;

  • детально описывает положительные стороны проекта и формулирует замечания по его содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке дипломного проекта, перечень устранённых замечаний руководителя в период совместной работы;

  • оценивает целесообразность проведенного внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на производстве и в учебном процессе;

  • обязательно дает предварительную оценку дипломного проекта.

Отзыв руководителя дипломного проекта обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, даты выдачи.

Отрицательный отзыв руководителя не является препятствием для защиты проекта в ГЭК, если студент не считает его достаточно объективным.

Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю, который после просмотра и одобрения подписывает его. Вместе с письменным отзывом руководителя проект передается на рецензирование (Приложение К).

Обработка замечаний руководителя является заключительным этапом написания дипломного проекта и предшествует предварительной защите. Рекомендуется требовать от руководителя письменных рецензий по каждому разделу работы или по проекту в целом.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций
Для студентов очной и заочной форм обучения факультета Международных экономических отношений и менеджмента
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций
Для студентов очной и заочной форм обучения факультета Международных экономических отношений и менеджмента для специальностей
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconКурсовая работа для специальности 030501. 65
Методические рекомендации по оформлению и защите курсовых работ для студентов всех форм обучения по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности 030301. 65 «Психология»
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам-психологам всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) ноу впо ипи...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconГосударственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (дипломных работ)
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ (дипломных проектов)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных iconМетодические рекомендации по подготовке письменных работ для слушателей 2 факультета заочной формы обучения Москва 2011
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница