Становление училища




Скачать 21.33 Kb.
НазваниеСтановление училища
Дата03.02.2016
Размер21.33 Kb.
ТипДокументы


САРАТОВСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ: СОБЫТИЯ И ЛЮДИ

Макаров Артем

Научные руководители Базарбаева Р. Н., Балкаева М. С.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 39 г. Саратова

Введение


Многие молодые люди и даже девушки мечтают об интересной профессии, и одной из таких является наша профессия – судоводитель-помощник механика судов речного флота.

Интерес к этой профессии вызван у многих ребят романтикой речных путешествий, семейными традициями, а также возможностью работать на судах речного флота.

Речное училище было основано 26 апреля 1922 г. и является одним из старейших учебных заведений начального профессионального образования г. Саратова. В следующем году наше училище будет отмечать свой 90-летний юбилей.

Исторический путь училища, его традиции неразрывно связаны с педагогическим коллективом, с руководителями училища, с выпускниками, … с жизнью нашей страны. Система профессионально-технического образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня рабочего класса, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Объект исследования – Саратовское речное училище с момента основания до сегодняшнего дня. Предмет исследования – события и люди в истории нашего училища.

Целью нашего исследования является составление летописи училища. Для достижения этой цели необходимо было решить несколько задач:

  1. Собрать материал (источники, архивные документы) по интересующей нас теме;

  2. Проанализировать и систематизировать собранные данные по периодам истории страны с учетом изменения названия, статуса учебного заведения и профессий;

  3. Описать жизнь училища с момента основания до наших дней.

В ходе написания исследовательской работы мы использовали разные методы: работа с источниками в архиве, анкетирование и беседы с выпускниками и ветеранами училища.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она позволяет узнать об истории начального профессионального образования в Саратове, пополнить знания об училище, о выдающихся людях родного края.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать в лекциях, на классных часах, для ознакомления абитуриентов, в проведении юбилейных мероприятий, при создании музея училища.

Становление училища


Я думаю, что интерес к истории страны, родного края начинается с изучения истории «малой родины» (района, школы, училища). На занятиях кружка мы ознакомились с письмом-запросом в 1972 г. в Центральный государственный архив РСФСР (приложение №1). Была дана архивная справка, что в 1920 г. были открыты «Курсы судовых руководителей и пароходных машинистов» по адресу г. Саратов, улица М. Сергиевский (ныне ул. Мичурина) и ул. Введенская (ныне ул. Революционная). Так же в газете «Саратовские известия» от 15 февраля 1920 г. № 36 имеется следующая информация:

«При союзе работников водного транспорта около двух месяцев функционируют судоводительские курсы. Работа на курсах ведется городским и губернским Транспрабфаками (транспортный рабочий факультет) в контакте с Рупводом. Курсы рассчитаны на полтора года. Цель их – снабжение слушателей теоретическими знаниями из области речной и судовой техники. Занимается на курсах свыше 100 рабочих, разбитых на две группы: отделение, подготавливающее речных техников, и судоводительского персонала.

Слушателям преподаются общеобразовательные и специальные предметы: судовая механика, судовая гигиена, география речных бассейнов России и, в частности, Волги, черчение и т.д. Преподают на курсах местные инженеры. Система преподавания лекционная с практическими занятиями».[1]

Но историю свою Саратовское речное училище отсчитывает от 26 апреля 1922 г., когда был подписан приказ Народного Комиссариата путей сообщения № 1171, согласно которому в соответствии с положением, утвержденным Главпрофобразованием, была организована школа ученичества судомеханической специальности при механических мастерских Саратовского затона.

Школа подчинялась управлению Средне-Волжского речного пароходства (г. Куйбышев) и размешалась в доме по ул. Лермонтова, дом 17.

На первом этаже был оборудован один класс для теоретических занятий и слесарная мастерская.

Срок обучения в школе составлял 4 года. Принимались в школу на обучение мальчики с 14 лет с 4-хклассным образованием, количество учащихся 50 – 80 человек.

Учащиеся получали стипендию. В период производственного обучения в мастерских и на производстве получали полную зарплату за изготовленную продукцию. Зарплата учащимся выплачивалась по разрядам тарифной ученической сетки. Так, например, в 1937 г. Наркомводом была утверждена тарифная ученическая сетка: I разряд – 44 рубля; II разряд – 50 рублей; III разряд – 60 рублей; IV разряд – 67 рублей.

На первом году обучения устанавливался 1- й разряд. Потом разряды повышались в зависимости от успеваемости по теоретическому обучению.

Готовила школа: слесарей – механизаторов. Выпускники школы в плановом порядке направлялись на работу в Саратовский Затон, на пристани и участки путей Вольска, Куйбышева, Ульяновска, Казани.

К 1926 г. школа уже размещалась в более приспособленном помещении – в здании по ул. Соляной, 15.

За период с 1932 по 1940 год школа ученичества подготовила и передала на производство около 900 молодых рабочих.

По воспоминаниям ветеранов педагогического труда и бывшего директора ПУ № 39 Комарова Виктора Ефимовича в числе первых учеников и выпускников школы ученичества были:

Евдокимов Константин Васильевич, работал инструктором производственного обучения в данной школе ученичества, затем мастером РУ № 8, позднее мастером ГПТУ № 39.

Вадивасов Дмитрий Георгиевич – ректор Саратовского института механизации сельского хозяйства.

Блохин Константин и Наумов Николай погибли в 1939 году во время Советско – Финской войны, проходили службу на Балтфлоте.

Мурахтанов Василий Иванович - председатель исполкома Волжского райсовета депутатов трудящихся г. Саратова.

Одним из самых выдающихся учеников школы судомеханических специальностей был Мустафин Исаак Савельевич – профессор кафедры аналитической химии Саратовского Государственного университета, доктор химических наук.

Так в Саратове появилось речное училище.

Саратовское ремесленное училище №8 в годы
Великой Отечественной войны


В целях организации планомерной подготовки новых рабочих кадров, во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. Постановлением СНК СССР от № 1851 от 02.10.40 г. «О государственных трудовых резервах СССР» было создано Главное управление трудовых ресурсов при СНК СССР, а в Саратове организованно Саратовское областное управление трудовых ресурсов при облисполкоме. В соответствии с Указом учреждалось три типа учебных заведений: ремесленные училища (РУ), железнодорожные училища, школа фабрично-заводского обучения ФЗО.

Саратовская школа ученичества судомеханической специальности была преобразована в Саратовское ремесленное училище № 8. Первый набор в училище и школы трудовых резервов был проведен очень организованно с 10 по 25 октября 1940 года.

В Саратовское ремесленное училище № 8 в 1940 году был зачислен на обучение 101 учащийся.

Для организации школ и училищ трудовых резервов были выделены лучшие здания, учебные оборудования с заводов и другие материальные ценности. Сведения из архивов подтверждают данные о расширении учебного заведения и о предоставлении учащимся общежития. В этот период директором училища был Куликов С.В.[2]

Областное управление трудовых резервов в 1941 г. предполагало план набора по Ремесленному училищу № 8 в 200 человек.

«Размещение нового контингента в имеющихся зданиях (ул. Соляная, 15) и пр. им. Кирова, 18 технически не выполнимо, а поэтому дирекция считает необходимым поставить вопрос перед вышестоящими организациями о предоставлении под общежитие и под аудитории училища здание средней школы № 40 (ул. Соляная, 17).»[3]

В годы Великой Отечественной войны в общежитии Ремесленного училища № 8 размещались не только учащиеся, но и эвакуированные.[4]

«Решение исполнительного комитета Саратовской области Совета депутатов трудящихся от 25.01.1941 г. протокол № 37 п. 22 «О размещении дополнительного контингента учащихся на 1941 г. в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО по Саратовской области».

1. Определить дополнительный контингент учащихся на 1941 г. по Саратовской области 3020 человек, в том числе по ремесленным училищам 1950 человек, по железнодорожным училищам 500 человек, по школам ФЗО 570 человек.

3. Расширить Саратовское ремесленное училище № 8 – речников при судоремзаводе на 100 человек, доведя его контингент до 300 человек. Под общежитие и классы передать НСШ № 7. Предусмотреть расширение и переоборудование под производственные мастерские здания бывшей школы ФЗУ речников».[5]

О роли трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны свидетельствует тот факт, что фабрики и заводы, эвакуированные в восточные районы страны, и вновь организованные заводы пополнялись рабочими от 30 до 70% за счет выпускников школ и училищ трудовых резервов.

Ремесленное училище №8 за период Отечественной войны (1941-
1945 гг.) подготовило и передало в речной флот и частично в промышленность свыше тысячи молодых рабочих.

Работа ремесленного училища № 8 в военный период проходила в сложных условиях, но все, же каждый учащийся был хорошо обеспечен обмундированием, питанием и общежитием.

В процессе производственного обучения в мастерских судоремзавода учащиеся изготовляли продукцию для фронта, скобы для строительства военных укреплений.

В трудные годы Великой Отечественной войны педагоги и ученики речного училища работали на промышленных предприятиях, уходили на фронт. С 1941 по 1945 год из училища было призвано 97 учащихся.

Краснихин Павел Иосифович, обучался с 1939 по 1942 год в ремесленном училище №8, а затем ушел на фронт. Из его автобиографии нам известно, что он воевал на Балтийском флоте в бригаде морской пехоты и был разведчиком. В семейном архиве ветерана сохранилась газета «За советскую родину» от 3 июля 1944 года, в которой опубликован приказ о награждении медалью Ушакова Краснихина Павла Иосифовича. Также за боевые заслуги он был награжден Орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Славы 3 степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».

С 1976 по 1989 год Краснихин Павел Иосифович был ректором Саратовского сельскохозяйственного института.

В Государственном архиве Саратовской области был найден годовой отчет училища № 8 за 1941г. На основе данного документа можно сделать следующие выводы:

Во-первых: училище готовило рабочие кадры по 7 специальностям: судомашинисты-слесари; слесари-судоремонтники; механизаторы погрузо-разгрузочных работ; котельщики-судостроители; штурвальные-плотники; токари по металлу.

Во-вторых: Судоремонтный завод предоставлял полуфабрикаты для того, чтобы учащиеся получили профессиональную подготовку.

В-третьих: количество учащихся к 1 января 1942г. уменьшился. Возможно из-за того, что подростки уходили на фронт, работали на предприятиях, помогали семье в тяжелые, голодные и холодные годы. С 1941-1945 гг. из училища было призвано в Советскую Армию 97 учащихся.

В-четвертых: ремесленное училище имело 2 общежития - на проспекте им. Кирова и в Обуховском пер., д. 3.

В период Великой Отечественной войны в училище № 8, как и в других учебных заведениях трудовых резервов, все учащиеся проходили начальную военную подготовку.

Послевоенные преобразования училища


В послевоенные годы большое внимание уделялось художественной самодеятельности. В архиве был найден отчет «О культурно – массовой работе за 1-ый квартал 1946 г. по РУ № 8».[6] В училище имелось 10 пар коньков (что было недостаточно), 40 пар лыж. Кружок народных инструментов состоял из 40 человек. В общежитии имелся патефон, баян, гармонь и другие музыкальные инструменты. Имелись также шашки, домино, но особенно учащиеся увлекались бильярдом. С тех пор сохранился бильярдный стол, на котором и сейчас играют учащиеся нашего училища.

В послевоенные годы в училище готовили для речного флота судомехаников, слесарей, машинистов кранов, котельщиков-судокорпусников.

В 1955 году приказом Саратовского Областного Управления трудовых резервов № 315 от 30/VIII-55 года Ремесленное училище № 8 было реорганизовано в Техническое училище № 8. К этому периоду в училище сформировался устойчивый квалифицированный коллектив мастеров и преподавателей.

Во время Великой отечественной войны с немецкими захватчиками и в первые послевоенные годы в нашей стране было много детей, которые остались без родителей. Дети-сироты были определены в детские дома, где они были окружены заботой и вниманием, получали образование и воспитание, хорошее материальное обеспечение.

9 августа 1956 года Совет Министров СССР принял постановление №1106 об организации профессионально-технических училищ, где бы воспитанники детских домов, начиная с первого класса, в течение 12 лет получали общее среднее образование и определенную специальность.

14 января 1957 года исполком Саратовского Горсовета (протокол № 40), в соответствии с этим постановлением передал Саратовскому областному управлению трудовых резервов здание детского дома №1 по ул. Лермонтова, 28 (бывшая ул. Покровская) для организации профтехучилища № 1 с 12-ти летним сроком обучения. По данному решению передавались во вновь организуемое училище все воспитанники, преподаватели, обслуживающий персонал и имущество детского дома № 1.

Базовым предприятием училища был определен Саратовский речной порт, основная профессия подготовки учащихся – судоводитель судов речного и озерного плавания. Приказом № 1 от 6 сентября 1957 года по профтехучилищу № 1 было зачислено для обучения в 1, 2, 3, 5 и 8 классы 124 ученика – воспитанники детских домов города Саратова, Липецкой, Псковской и других областей.

Все учащиеся были приняты на полное государственное обеспечение. Ими были установлены повышенные нормы питания, комплекты рабочего и переднего обмундирования. При училище были организованы общежитие, столовая, баня, медицинский пункт. Из докладной записки заместителя начальника областного управления трудовых резервов Богданова мы узнали об итогах учебно-воспитательной работы по ремесленным, железнодорожным и специальным училищам 1955 – 1956 учебный год. В Москве на Всесоюзный конкурс изобразительного и прикладного искусства было направлено 46 работ кружка, получивших отличные оценки.[7]

В целях подготовки к Всесоюзному фестивалю молодежи был организован летний художественный лагерь, где проходила творческая работа струнного оркестра и др. кружков самодеятельности.

На областной технической выставке были представлены многочисленные действующие модели, макеты, выполненные учащимися в технических и предметных кружках. На выставке демонстрировалось более 100 экспонатов, часть экспонатов была направлена на 4-ую Всесоюзную выставку технического творчества учащихся в Москву.

В самые сжатые сроки были организованы учебные кабинеты по общеобразовательным и специальным дисциплинам. С 1-го класса вводилось изучение учащимися английского языка. Оборудованы мастерские – слесарные и столярная. Учебные кабинеты училища обеспечивались типовым оборудованием.

Профессионально-техническое училище исключительно для воспитанников детских домов являлось новой формой организации детского коллектива. Необходимо было обеспечить такую обстановку в училище, где требовательность, порядок общеобразовательной и профессиональной школы сочетался бы с теплой семейной обстановкой для детей.

Педагогический коллектив должен был заменить родителей детям в возрасте от 7 до 15 лет. Такой рабочий коллектив в основном был создан воспитателями. Для младших классов были подобраны женщины с педагогическим образованием и большим стажем педагогической работы.

По воспоминаниям ветерана училища, одним из преподавателей был Андреев П.А. – капитан первого ранга запаса, ветеран Великой Отечественной войны, имеющий большой опыт педагогической работы в Военно-морском училище, человек высокой эрудиции, большой душевной теплоты по отношению к учащимся, пользовался среди них большим уважением и авторитетом.

Помощником директора по культурно-воспитательной работе работал Полежаев Анатолий Григорьевич. Педагог большой квалификации, историк. Бывшие выпускники, а теперь уже работники Речного флота с улыбкой на лице вспоминают о прошедших учебных днях с мастерами.

В начале 1960-х начался процесс реорганизации учебных заведений. Школы ФЗО, железнодорожного училища, технического училища преобразуются в единый тип учебных заведений профессионально-технического образования.

На 1967 год управлению профтехобразования были подчинены 26 ГПТУ города Саратова и городов области, 42 СПТУ.

17 июля 1964 года приказом № 272 Саратовского областного управления профессионально-технического образования техническое училище № 8 и городское профессионально-техническое училище № 39 объединены в одно городское профтехучилище № 39.

Объединение 2-х указанных выше училищ по подготовке работников речного флота в одно училище явилось продуманным решением Саратовского областного управления профтехобразования.

В результате расширилась учебно-производственная база. К этому времени был сформирован квалифицированный коллектив мастеров и преподавателей.

История одной грамоты


В фондах краеведческого музея находится Почетная грамота 1978 года Государственного комитета Совета министров СССР по профессионально-техническому образованию, которой награждался коллектив СПТУ № 39 г. Саратова за активное участие в выставке «Советский союз сегодня» в г. Хельсинки (Финляндия). (Приложение № 3).

Ветеран педагогического труда и бывший директор Комаров В.Е. по поводу грамоты рассказал следующее: что в 1966 г. на работу был приглашен Филимонов Владимир Константинович. Вся грудь была в орденах и медалях, бывший юнга Северного флота, воспитывался и обучался на Соловецких островах. Служил в Военно-морском флоте и прошел всю войну. Под его руководством работал кружок судомоделистов (техническое творчество), в котором ребята с удовольствием знакомились с историей кораблей, изучали, а затем изготавливали сами модели.

Среди них - модель легендарного крейсера «Аврора», отмеченная на выставке ВДНХ одним из призовых мест и почетной грамотой ВДНХ. Модели, выполненные силами членов кружка и его руководителя, были направлены на выставки в другие страны (Китай, Финляндия и др.). Почетная грамота Государственного комитета совета министров СССР является высокой оценкой деятельности нашего преподавателя Филимонова В.К. Многие модели выполненные кружком сохранились до наших дней, и являются достопримечательностью нашего училища.

Заключение


В результате проделанной работы, мы многое узнали об истории саратовского речного училища, познакомились с интересными людьми, профессионалами своего дела. Мы провели краеведческое исследование, благодаря которому приобрели навыки работы с источниками, научились анализировать письменные и устные источники информации. Мы убедились, что прошлое не уходит бесследно, оно передается нам, современной молодежи, и мы хотим сохранить преемственность поколений.

В разные периоды наше училище готовило кадры для речного флота, несмотря на изменения в жизни страны, в системе образования. Наши выпускники работают не только на саратовских предприятиях, но и в судоходных компаниях Москвы, Ростова, Санкт-Петербурга, Казани, Самары и т.д. Саратовское речное училище имеет огромное значение для всех регионов Волжского бассейна. И весь собранный нами материал будет использован в следующем году, при подготовке юбилея училища.

Список использованной литературы

  1. Культурное строительство в Саратовском Поволжье 1917 – 1928 гг. Ч.1 Документы и материалы – Саратов: издательство Приволжское книжное. 1985 г. Ч.1. Стр.89.

  2. ГАСО Ф 329 оп.1

  3. ГАСО Ф2141, оп. 3, Д.3, л. 30

  4. ГАСО Ф2141 оп. 5 Д …Л9

  5. ГАСО Ф. 2141 оп.4, Л. 17

  6. ГАСО Ф2141 оп. 5, Д. 4, л. 23-24

  7. ГАСО Ф 2141 оп. 10 Д 82а Л. 27-28

  8. Катков С.В. Годы и люди. – Саратов: издательство Приволжское книжное,1990

  9. Кузьмин Н.Н. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Том 2 – Москва, «Высшая школа» 1989 г.

  10. Мустафин И.С. Ученые Саратовского Университета. Химический факультет. - издательство Саратовского Университета, 1986 г.

  11. Энциклопедия Саратовского края: издательство Приволжское книжное – Саратов, 2002 г.



Похожие:

Становление училища iconНа основании решения педагогического совета огоу спо ульяновского педагогического училища №3 от 29 ноября 2007 года №2 в целях определения готовности
На основании решения педагогического совета огоу спо ульяновского педагогического училища №3 от 29 ноября 2007 года №2 в целях определения...
Становление училища iconН. А. Антанович становление политического анализа
Вклад в становление политического анализа внесли следующие авторы: Б. Хогвуд, Л. Ганн, И. Квейд, Д. Ваймер, А. Вайнинг, А. Вилдавски,...
Становление училища iconФормирование культуры здоровья учащихся профессионального училища строительного профиля по
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Становление училища iconНаучная школа: Становление отечественной социальной мысли в культурно-историческом контексте О. А. Донских Паспорт деятельности научной школы
Научная школа: Становление отечественной социальной мысли в культурно-историческом контексте
Становление училища iconПедагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском...
Становление училища iconСтатья вышла в сборнике vi-ой Международной научной заочной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк 26 марта 2011 г.)
И ее интеграция с дополнительным образованием на примере оренбургского президентского кадетского училища
Становление училища iconСтановление инновационных кластеров как фактор ускорения инновационного развития
Становление инновационных кластеров как фактор ускорения инновационного развития1
Становление училища iconПрограмма: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)»
Прокофьева Татьяна Васильевна, учитель истории высшей квалификационной категории маоу «Средняя общеобразовательная школа №16»
Становление училища iconРазвитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении
Одной из тенденций развития современного профессионального образования является его стандартизация. В качестве требований к его результату...
Становление училища iconМинянь становление ценностной парадигмы образования в «социокультурном пространстве» современного китая
Становление ценностной парадигмы образования в «социокультурном пространстве» современного китая
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница