Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм)




Скачать 21.85 Kb.
НазваниеСистема работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм)
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер21.85 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно - педагогические модули (ИПМ).

ИПМ -1

Актуальность темы.

«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить вычленять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

На протяжении многих лет, я старалась изучать пути решения проблемы формирования навыка чтения учащихся младшего школьного возраста. В процессе педагогической работы по данному вопросу рождались свои идеи, использовался опыт других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского, И.Т. Федоренко, В.Н. Зайцева и Н.А. Лошкарёвой, М.И. Омороковой.

За годы работы достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:

  • разработана система упражнений по совершенствованию навыка чтения;

  • наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению (данные представлены в Приложении 1);

  • наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.

Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей.

На мой взгляд, в положительном решении данного вопроса немаловажную роль следует отводить организации контроля формирования навыков полноценного чтения. Поскольку контроль достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.

Исходя из обозначенной темы, на начальном этапе работы по направлению деятельности были выдвинуты цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить существующие приемы организации контроля формирования навыка полноценного чтения младших школьников, разработать собственный подход к организации контроля.

Задачи исследования:

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу по вышеуказанной теме.

  2. Изучить особенности контроля по литературному чтению.

  3. Изучить качества навыка полноценного чтения и пути их формирования.

  4. Определить наиболее целесообразные методы и приёмы организации контроля формирования навыков полноценного чтения.

  5. На основе проведенного теоретического исследования спроектировать подход к организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующего формированию навыков полноценного чтения учащихся младшего школьного возраста.

  6. Провести исследование уровня сформированности навыка чтения в классе по годам обучения.

Объект исследования: процесс обучения чтению.

Предмет исследования: формирование навыка полноценного чтения, путем использования нового подхода в организации контроля.

Гипотеза исследования: успешность формирования навыков полноценного чтения зависит от системной организации контроля по данному направлению.

Методы исследования: изучение методической и педагогической литературы по проблеме, наблюдение, апробация существующих приёмов организации контроля учебных достижений по чтению, анализ продуктов деятельности.


ИПМ-2

Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность опыта заключается: в организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующего формированию навыков полноценного чтения.

Теоретическая база опыта.

Идеи формирования навыка полноценного чтения нашли свое отражение в работах:

  • технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);

  • технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);

  • технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);

  • технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

  • система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной.

Условием возникновения проблемы явилось недостаточная степень развития навыков чтения младших школьников, одной из причин которых является существующие подходы к организации контроля учебных достижений учащихся по чтению.

Новизна опыта состоит в изменении подхода в системе контроля формирования навыков чтения учащихся, в развитии собственного контрольно-оценочного умения школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующей формированию навыков полноценного чтения; в возможности применения указанной системы в конкретной практике работы учителей школы.

ИПМ – 3

Система работы.

Особенности контроля и оценки по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще- учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Контроль за ходом и результатами обучения чтению должен отвечать ряду условий его эффективности:

  1. Контроль на уровне навыков может проводиться по итогам работы за год или полугодие.

  2. Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации и обеспечение равных возможностей для всех учащихся.

  3. Основное условие эффективности контроля заключается в его адекватности проверяемой деятельности.

  4. Качество контрольно-измерительных материалов для проверки всех параметров техники чтения.

Важным считаю самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:

    • Зачем читать третий раз?

    • Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?

В конце года провожу анкетирование:

    • Любите ли вы читать?

    • Зачем вы читаете?

Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.

Качества навыка полноценного чтения и пути их формирования.

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Е.А. Адамович, К.Т. Голенкина, В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Правильность чтения – это чтение без искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.

Школьная практика показывает, что дети чаще допускают ошибки в сложных и редко употребляемых словах. В целях предупреждения таких ошибок использую следующие подходы:

  • выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

  • предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

  • создание на уроке условий для внимательного чтения текста, чёткая формулировка заданий и вопросов;

  • предварительное чтение текста про себя;

  • систематический контроль учителя за чтением учащихся;

  • методически верное исправление ошибки в зависимости от характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя приём повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного).

При отработке навыка правильного чтения наиболее эффективной, по моему мнению, является система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной.

Данная система направлена на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов, преодоление разнообразных ошибок и затруднений учащихся с задержкой психического развития, совершенствование навыка понимания прочитанного. Система упражнений используется во фронтальной работе и на индивидуальных занятиях с учениками.

Система Н.А. Цыпиной включает в себя следующие резервы обучения чтению:

1. Требование дозированного чтения. Данное требование как коррекционный приём предполагает, что учитель, зная особенности навыка чтения и возможности своих учеников, даёт им посильные задания и для самоподготовки, и для самостоятельного внеклассного чтения, и – по возможности – для работы на уроке. В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного, непосильного задания вовсе отказываются от работы, опускают руки, совсем перестают читать.

2. Звукобуквенный анализ слов, в которых возможны ошибки. Работа с разрезной азбукой. После букварного периода многие ученики длительное время нуждаются в проведении звукобуквенного анализа слов, в которых возможны типичные для них ошибки, и в работе с азбукой. Эти упражнения сочетают фронтальную работу с использованием классной доски или наборного полотна и индивидуальную работу с применением кассы букв и слогов, специального раздаточного материала в виде карточек.

3. Чтение слов со стечением согласных с постепенным наращиванием в виде столбиков слогов и слов. При этом слоги или части слов располагаются в столбиках таким образом, что одинаковые буквы помещены одна под другой, например:

ру ра

дру гра

друг град

вдруг награда

4. Упражнения по расширению поля зрения читающего. Детям предлагают прочитать записанные на доске слова, а затем короткое предложение в определённую единицу времени. После этого учитель закрывает написанное на доске и выясняет у детей, кто, сколько успел прочитать. Постепенно предложения удлиняются, входящие в них слова усложняются.

5. Сочетание усилий слабо и удовлетворительно читающих учеников. Первой группе детей раздаются карточки с отдельными словами, вторая группа выбирает из записанных на доске предложений те предложения, которые содержат прочитанные на карточках слова.

  1. Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса. Работают над этими словами перед чтением всего текста.

  2. Чтение многосложных и мало употребительных слов. Их выписывают на доску или отмечают в учебнике и, разобрав их слоговую структуру, отметив ударение, читают отдельно перед чтением всего текста. Иногда предварительную подготовку проводят с целыми предложениями.

  3. Создание системы работы с детьми, обеспечивающей увеличение частоты упражнений в чтении произведений. Здесь требуется совместная деятельность учителя и воспитателя, который во второй половине дня закрепляет навык чтения, формируемый на уроках.

  4. Упражнения по совершенствованию восприятия и понимания читаемых текстов.

  5. Упражнения, направленные для развития выразительности чтения.

Анализ упражнений показывает, что рассматриваемая система упражнений направлена на формирование правильности, беглости, сознательности и выразительности чтения, т.е. она способствует формированию полноценного навыка чтения.

В Приложении 2 систематизированы упражнения, позволяющие отрабатывать каждый из обозначенных выше параметров техники чтения.

Для фиксации сформированности такого навыка чтения учащихся как правильность используется следующая таблица (данные уровня сформированности навыка правильного чтения представлены в диаграмме):







Правильность чтения

Без ошибок

1-2 ошибки

Пропуск, замена, искажение

Ошиб. оконч.

Постановка ударения

1

2 класс

25%

58,3%

50%

25%

33,3%

2

3 класс

23,5%

41,2%

41,2%

29,4%

47%

3

4 класс

30%

60%

40%

15%

24%





Выводы:

Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

Данные, приведенные в диаграмме, позволяют наглядно представить уровень сформированности одного из параметров техники чтения - правильность. Как видим, к четвертому году обучения увеличивается % учащихся, читающих без ошибок, допускающих замену пропуск букв, ошибки в постановке ударения, ошибки в окончании. Однако следует отметить незначительный рост количества учащихся, допускающих 1-2 ошибки. Одной из объективных причин такого рода ошибок является желание учащихся показать высокий темп чтения во время контроля.

Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Данное качество не является самоцелью, но, поскольку от неё зависят другие качества чтения, необходимо добиваться нормального темпа чтения (80-90 слов в минуту). Темп чтения растёт постепенно и находится в определённой зависимости с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана.

Развитию беглости способствует, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия: подбор материала для подтверждения правильности своего суждения; подготовка к пересказу, к словесному рисованию и т.д.

Анализ методической литературы позволил оценить систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н., направленную на овладение учащимися оптимальным темпом чтения. По мнению В.Н. Зайцева, оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи (в темпе не менее 120 слов в минуту), а чтение в темпе 80-90 слов в минуту – заниженным нормативом.

Данная система включает в себя следующие резервы обучения чтению:

  1. Частота упражнений. Домашняя тренировка в чтении проводится тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребёнок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна.

  2. «Жужжащее» чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

  4. Чтение перед сном.

  5. Режим щадящего чтения. Ребёнок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма.

  6. Развитие оперативной памяти. Оперативная память развивается посредством зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений с постепенным наращиванием длины предложений (Приложение 3 )

  7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно.

  8. Стимулирование желания читать. Заключается в ежедневных замерах скорости чтения. На уроках организую «замер» техники чтения (чтение вслух и понимание незнакомого текста, чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста, выразительное чтение вслух подготовленного текста).

Ежедневные замеры скорости дети фиксируют в читательских дневниках (образец Читательского дневника учащегося представлен ниже).

  1   2   3

Похожие:

Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconОптико-электронная система контроля режимов лазерной термообработки
В работе проведен анализ существующих систем управления технологическим процессом лазерной термообработки деталей. Представлена разработанная...
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconМодули программ повышения квалификации
Модули программ предназначены для подготовки и переподготовки кадров по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, профилактики...
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconХii международные Педагогические Чтения
Международные педагогические чтения под руководством Шалва Александровича Амонашвили
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconПсихолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconПсихомоторная активность как психофизиологическая характеристика способностей к обучению детей младшего школьного возраста
Психомоторное развитие ребенка (с учетом общих закономерностей онтогенеза) является базальным уровнем для дальнейшего психического...
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconПрограмма формирования конвергентного и дивергентного мышления через образные средства выражения на уроках русского языка и литературного чтения
Формирование тактических способов мыслительной деятельности Анализ
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconКонспект урока внеклассного чтения в 1 классе
Цель: Формирование навыков правильного плавного чтения у обучающихся доступных их пониманию произведения
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconИтоговый тест по курсу «Педагогические основы эстетизации образовательной среды» Дополните определение
Образовательная среда система влияний и условий формирования личности по, а также возможностей для ее развития, содер­жащихся в и...
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) iconТесты для методистов по дополнительному образованию детей
Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков
Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм) icon«Как я провел лето»
Организация игровой деятельности как фактора формирования у дошкольников представлений о профессиях через игру
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница