Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический




Скачать 38.51 Kb.
НазваниеМкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический
Дата03.02.2016
Размер38.51 Kb.
ТипДокументы

powerpluswatermarkobject3857688





Команда: Веды

МКОУ «Любинская СОШ№3»

II этап.

Исторический


1) Добровольное присоединение Казахстана к России.












250 лет назад казахский народ решил навеки связать свою судьбу; с судьбой великого русского народа. Добровольное присоединение Казахстана к России стало важнейшим поворотным пунктом в истории казахов. В советской литературе широко и всесторонне анализировался, как вопрос о добровольном присоединении Казахстана к России, так и проблема объединения с великим русским народом, всех народов Средней Азии и Казахстана. Прослежен путь этих бывших отсталых национальных окраин России к созданию и расцвету великого братского союза, всех наций и народностей нашей страны, сплоченных Коммунистической партией в новую историческую общность людей - советский народ. После победы Великой Октябрьской социалистической революции историки-марксисты критически переоценивали наследие буржуазно-дворянской историографии. Однако работы первых советских историков Казахстана часто страдали односторонним, упрощенным подходом к освещению характера и последствий присоединения Казахстана к России. Заостряя внимание на колониальных устремлениях царизма, они не смогли увидеть и показать объективно прогрессивных последствий вхождения Казахстана в состав России. В 1948 г. увидела свет книга Н. Г. Аполловой, в которой был поставлен вопрос о значимости добровольного присоединения Казахстана к России. Крупным шагом вперед в плане правильной оценки присоединения Казахстана к России явилось новое издание "Истории Казахской ССР". В монографии Е. Б. Бекмаханова были широко показаны история присоединения Казахстана к России, развитие экономических, политических и культурных связей казахского и русского народов. Состоявшаяся в 1959 г. в Ташкенте объединенная научная сессия, посвященная прогрессивному значению присоединения Средней Азии и Казахстана к России, показала, что этот исторический феномен следует рассматривать с учетом внутренних и внешних факторов. А также того важного факта, что в результате принятия российского подданства народы этого региона приобщились к общероссийскому революционному движению. Одновременно подчеркивался рост национально-колониального гнета, отмечался реакционный характер колониальной политики царизма, русских помещиков и капиталистов, показывалось существование двух России - России Николая I, Победоносцева, Столыпина и России - революционно-демократической, России Герцена и Чернышевского, России В. И. Ленина. Именно с этих позиций рассматривало вопрос о присоединении Казахстана к России подавляющее большинство историков в конце 50 - 70-х годов в монографических трудах, статьях и в многотомной "Истории Казахской ССР".

Буржуазные историки вопреки фактам сознательно затушевывают различия между колонизаторской политикой царской России и подлинно интернационалистской, ленинской национальной политикой Советского государства, стремятся доказать, что народы нашей страны и поныне испытывают национальный гнет. Этим фальсификаторам вторят современные китайские историки, пытаясь подкрепить притязания маоистов на обширные территории, находящиеся далеко за границами Китая. Выдвигаются в частности, претензии на "наследование" всех земель, завоеванных некогда Чингисханом. Территориальные притязания к СССР маоисты подкрепляют также ссылками на историю Джунгарского ханства XVII-XVIII вв., причисляя его к вассальным владениям Цинской империи. Абсурдные утверждения китайских историков о характере событий, приведших к вхождению Казахстана в состав России, убедительно опровергаются обширным документальным материалом, приводимым в исследованиях советских ученых.

После присоединения к Русскому государству Поволжья и непосредственного сближения части владений Казахского ханства и России между ними начали развиваться торгово-экономические связи. Путем товарообмена казахи приобретали предметы домашнего обихода, не производившиеся в условиях кочевого хозяйства, огнестрельное оружие, а русские получали скот, сырье. Большую роль в расширении экономических связей России со Средней Азией и Казахстаном стали играть сухопутные караванные дороги через Мангышлак и Устюрт, водный путь по Волге и Каспию. Торговые маршруты, проходившие через территорию Казахстана, приобретали все более важное международное значение, так как связывали страны Восточной и Западной Европы с Центральной Азией. В начале XVII века, когда Россия переживала "смутное время", произошло некоторое ослабление дипломатических и прочих ее контактов с соседями. Тем не менее, и в это трудное время русско-казахские связи сохранялись, а с 30 - 40-х годов XVII века. даже усилились. Освоение русскими Западной Сибири, строительство там городов и укрепленных линий привели к расширению русско-казахских экономических и политических связей. Через казахские кочевья постепенно налаживался торговый и дипломатический обмен России с государствами Средней Азии. По неполным данным, в XVII века, через казахские степи в обе стороны проследовали 53 посольства в сопровождении многолюдных торговых караванов.

Негативные последствия вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи. Вот лишь часть той немалой платы, которую вынуждены были заплатить казахи за вступление в состав России:

- изменился быт казахских племен, издревле ведших кочевой образ жизни, часть из них перешла к несвойственному для казахов оседлому образу жизни, появились доселе нетрадиционные для казахов правила государственного и политического обустройства. Была введена масса ограничений, изменяющих экономические основы казахского общества;

- постепенно Казахское Ханство интегрировалось в систему экономики Российской Империи, что способствовало разрушению натуральных форм хозяйства;

- обострился земельный вопрос, спровоцированный уже первыми шагами непродуманной политики новой администрации в аграрном вопросе. Изымались земельные наделы, на которых казахи традиционно пасли скот, под строительство крепостей;

- разразился кризис пастбищно-скотоводческого хозяйства, вызванный земельной теснотой;

произошло нарушение традиционной хозяйственной системы, в результате объединения были серьезно подорваны производительные силы. В результате началось обнищание рядовых казахских общинников:

- казахи теряли лучшие пастбища, этим объясняется стремление казахского населения к уничтожению казачьих хуторов;

- произошло возникновение ряда запретных земель – все это послужило поводом для начала широкого антиколониального движения казахов, принявшего в 70-х годах XVIII в. организованные формы;

- начались восстания и междоусобные конфликты несогласных с решением о присоединении к России;

- политическая разобщенность, стремление к усилению самостоятельности жузов со стороны отдельных ханов и султанов, отсутствие внутреннего рынка – все это ослабляло ханство. Произошло усиление внутренних противоречий в Младшем жузе;

- в 1822 году введением «Устава о сибирских киргизах» была ликвидирована ханская власть в Казахстане и образованы округа;

- Россия закрепила за собой право утверждать верховных правителей – ханов.


Положительные стороны вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи

Несмотря на все сложности, возникшие после вступления Казахского Ханства в состав России, это исторически важное событие имело и ряд положительных моментов:

- торговые маршруты, проходившие через территорию Казахстана, стали приобретать все более важное международное значение, так как связывали страны Восточной и Западной Европы с Центральной Азией. Через казахские кочевья постепенно налаживался торговый и дипломатический обмен России с государствами Средней Азии;

- русское правительство проявляло неподдельный интерес к политической ситуации в казахских степях и взаимоотношениям Казахского Ханства с соседями. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся разорительным набегам соседних феодальных государств, также были заинтересованы в связях с Россией как с сильным союзником. Обсуждение этих вопросов положило начало дипломатическим отношениям между Казахстаном и Россией;

- хозяйство казахов постепенно втягивалось в орбиту капиталистического развития. Усилился ввоз в Казахстан не только готовых товаров, но и капитала. В степи возникали города, постепенно становившиеся административно-экономическими центрами Казахского Ханства, строились дороги, заводы и фабрики, открывались банки;

- присоединение к Российской Империи способствовало активизации торгово-экономических контактов между двумя государствами. Начала восстанавливаться традиционная торговля. Соседи также занимались меновой торговлей;

- Российская Империя, желая защитить свои новые владения, приняла ряд мер по обеспечению безопасности присоединенных территорий. В XVIII в. русское правительство предприняло ряд военно-политических и дипломатических акций, благодаря которым стало возможным противостоять и агрессии Китая;

- массовое переселение в казахские степи русского крестьянства вело к установлению тесных связей между казахами и русскими. Сложившиеся на почве совместного проживания отношения значительно повлияли на традиционный быт как русских переселенцев, так и коренных казахов, взаимно дополняя друг друга;

- присоединение к России было единственным на тот момент выходом из сложившейся ситуации, поскольку риск потери государственности был очень велик. Вхождение Казахского Ханства в состав России явилось исторически оправданным шагом. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды отстоять свою государственную независимость.


Начало формы

Вывод:

Таким образом, к началу XX века Казахстан и Россия были слиты в единый административно-хозяйственный экономический комплекс. Хозяйственные и культурные связи между русскими переселенцами и коренными казахами переросли в дружбу между народами. С этого момента судьбы казахского и русского народов оказались тесно переплетены. Сегодня именно эти два этноса составляют надежный фундамент стабильности многонационального казахстанского общества


2) Добровольное присоединение Сибири к России.

Сибирь накануне присоединения.

Кроме Сибирского ханства от России до Китая не было ни одного государственного образования, что и сделало присоединение относительно легким. Большинство народов находилось на различных стадиях первобытнообщинного строя. Наиболее архаичные (каменный век) - находились на Чукотке, Сахалине, Камчатке. От Енисея до Тихого океана проживали тунгусы (эвенки), они занимались охотой. В северной тундре – “самоеды” (ненцы и др.), оленеводы. В Зауралье – “остяки” (ханты) и “вогулы” (манси), уже племенные объединения во главе с “князцами”. Наиболее сильно зарождение элементов классового общества было у якутов и бурятов. У якутов племенные вожди – тойоны.

История присоединения Сибири – чрезвычайно долгая. Еще задолго до Ермака совершались походы новгородских ушкуйников за “Камень” в “Обдорскую землю”. Основной стимул – пушнина, так как она пользовалась огромным спросом в Европе (для знатных особ). Поэтому в авангарде находились добытчики пушнины – “промышленники”. По некоторым данным, уже к XVI в. в устье Оби существовали русские поселения.

Начало присоединения. Поход Ермака.

После присоединения Казани непосредственным соседом России стало Сибирское ханство, которое возникло после распада Золотой Орды. В середине XVI века, оно признало вассальную зависимость от России, но после прихода к власти хана Кучума происходили нападения на русские поселения на Урале. В освоении этого региона большую роль играл дом богатейших купцов Строгановых, которым Иван IV дал особые привилегии, в том числе, право строить крепости и содержать войска на Урале.

В 1581 г. во владения Строгановых пришел отряд казаков с Волги во главе с Ермаком (численность 600–800 чел.) и начал поход в Сибирь. В 1582 г. – штурм столицы Кучума Кашлыка. 1584 г. – гибель Ермака. Продолжение покорения уже государственными силами. В 1598 г. произошло последнее сражение с войсками Кучума в районе нынешней Новосибирской ГЭС.

Несколько слов о личности Ермака. Он показал себя не только талантливым воином, но и дипломатом (гибкое отношение к местному населению), заложил традицию их привлечения на русскую службу. Уже в борьбе против польских интервентов созданы отряды служилых татар из Сибири. Стал героем не только русского, но и татарского фольклора. Большое количество художественных произведений о нем (особенно известное – “Дума” К.Рылеева).

Дискуссионные моменты о Ермаке. Еще в появившихся в то время произведениях о завоевании Сибири существовали различные версии об инициативе похода. По Строгановской летописи – это была инициатива Строгановых. “Есиповская летопись” утверждает, что это была собственная инициатива казаков.

Идут длительные споры о личности Ермака. Наиболее известная версия, что Ермак – атаман казаков с Волги. Мотивом его похода была попытка избежать “царской опалы” за прежние разбои, заслужить прощение. В последнее время появилась необычная версия: Ермак – потомок татарской династии, правившей ранее в Сибирском ханстве и свергнутой Кучумом (то, что Кучум был узурпатором, объясняет относительную легкость покорения, отсутствие массового сопротивления местного населения).

Дальнейшее присоединение Сибири.

В конце XVI–начале XVII вв. землепроходцы прочно обосновались на Оби и Иртыше. В это время были основаны города Тюмень, Тобольск (в то время – столица русской Сибири), Томск, Кузнецк, Мангазея (первый сибирский заполярный город), и др. Уже в 20–е гг. XVII века, – появились на Енисее, основаны города Енисейск и Красноярск. Дальше – движение в Восточную Сибирь. Основной путь – по рекам с системой волоков. Строили небольшие крепости – “острожки”. В 1632 г. построен Якутск, в 1652 г.– Иркутск. Затем двинулись на северо–восток и на Амур.

В 1648 г. отряд Семена Дежнева на своем “коче” достиг крайней оконечности Евразии (мыс Дежнева), двинулся по Ледовитому Океану, проплыл проливом между двумя материками.

В середине XVII в. происходит освоение Приамурья. Первым экспедицию до устья Амура совершил Василий Поярков. Появление русских поселений на Амуре после экспедиции Ерофея Хабарова. Однако затем – вторжение китайско-маньчжурских войск, Осада нашей крепости Албазин. Силы неравные, поэтому в 1689 г. заключен Нерчинский договор (первый договор между Россией и Китаем), по которому Китаю передана территория Албазинского воеводства, однако линия границы была по договору крайне неопределенной.

Данный договор был отменен Айгунским и Пекинским договорами во второй половине XIX века. До недавнего времени эти события являлись предмет острой полемики: Китай считал Нерчинский договор основанием для притязаний на Приморье и Приамурье, последующие же договора расценивал как несправедливые, навязанные силой.

В конце XVII века, присоединена Камчатка, открыты Сахалин и Курилы. Из крупных территорий осталась Чукотка, которую покорили уже в XVIII в. (чукчи оказались наиболее воинственные).

Таким образом, произошло уникальное свершение, подвиг русских землепроходцев: за одно столетие они прошли от Урала до Тихого океана.

Это была часть мирового процесса – Великих географических открытий. Пришлось преодолеть огромные трудности, голод, холод (очень ярко это описывается в “Житии” протопопа Аввакума).


Сибирь в составе Российского государства.

Формирование русского населения. Обычно выделяют три колонизационных волны: “авангард”: казаки и промышленники, которые “приводили под государеву руку” местные народы, воеводы с государевыми ратными людьми, которые строили города и остроги и крестьяне, уходившие сюда от крепостной неволи в поисках лучшей жизни. В первое время правительство оказывало помощь переселенцам и не преследовало беглых. Впоследствии больший контроль, однако, очень важно, что в Сибири так и не распространилось крепостное право. Успехи земледельческого освоения Сибири, вначале для прокормления русских в Сибири в европейской России собирался специальный натуральный налог – “сибирский хлеб”. Уже в конце XVII века, он был отменен, так как стали здесь выращивать его достаточно.

Таким образом, успешное присоединение и освоение Сибири было достигнуто в результате соединения народной инициативы и усилий государства.

Присоединение новых земель к России, положение коренных народов – это сложные, дискуссионные исторические проблемы. После 1917 г. “школа Покровского”: полагали, что было только завоевание и колониальная эксплуатация. При Сталине шла речь только о позитивных последствиях. Вместо терминов “покорение”, “завоевание” стали применять “присоединение”, “добровольное вхождение”. В последнее время вновь часто говорят о “российской колониальной империи”, некоторые авторы – прежде всего о негативных моментах (например, Ермак – кровавый завоеватель и т.д.).

Реальность была противоречивой. В XVII века, основным направлением эксплуатации являлся сбор налога пушниной – ясака. Сибирская пушнина давала 1/4 государственных доходов. Существует немало теневых сторон: чрезмерные размеры ясака, взятие заложников, карательные походы, насильственная христианизация. Однако все же резко отличалось от колониальной практики в Америке, там безудержный грабеж и уничтожение основной массы местного населения. Под властью России численность всех сибирских народов выросла. Это связано, прежде всего, с характером эксплуатации: земля не имела такой ценности, ее не надо было “освобождать” от местного населения, чем больше аборигенов – тем больше ясака.


Положительные последствия вхождения народов Сибири в Россию

-прекращены междоусобные войны

-началось приобщение к более передовой экономике и культуре, в частности, русские крестьяне принесли пашенное земледелие

-для некоторых народов Россия вообще стала единственным спасением (например, в XVIII в. после подавления восстания джунгаркитайско-манчжурские власти начали их уничтожение, и их спасло только бегство в Россию – так появились калмыки).

Вывод:

В итоге русскими людьми были заселены и освоены огромные пространства, а некогда пустующие и дикие земли стали не только неотъемлемой частью нашей страны, но и ее важнейшими промышленными и сельскохозяйственными районами. В конце XVI в. началось освоение русским народом Сибири. Оно открыло в истории нашей Родины одну из самых интересных и ярких страниц, наполненных примерами величайшей стойкости и мужества. Сотни, а затем и тысячи людей пошли с конца XVI века, на восток - «встреч солнца» - через горные хребты. Первые контакты Руси с Сибирью. Новгородская республика и ее сибирские колонии. Первые контакты с Зауральем России времен Ивана Великого. Борьба тайбугинов и шейбанидов в Тюменском ханстве. Образование Сибирского ханства, его отношения с Москвой в первой половине ХVI в. Приход на сибирский престол хана Кучума, перемены в отношениях с Москвой.

Промышленные освоения края. Первые русские города конца ХII-ХVII вв., их экономическая роль. Распространение ремесленной промышленности. Появление и утверждение мануфактурного производства в ХVIII - начале XIХ вв.. Кабинетская промышленность в Забайкалье и на Алтае: возникновение, организация, история развития, и упадка. Развитие легкой промышленности. Проникновение капиталистических элементов в промышленное производство.

Начало промышленного переворота и капиталистической индустриализации в конце ХIХ - начале ХХ вв.

Торговля и коммуникации в процессе освоения Сибири. Речные пути и 'зимники' в ХУП в.. Формирование трактовой системы в ХVIII - ХIХ вв.. Московско - Иркутский тракт, его историческое значение. Появление пароходства. Причины строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Ее значение в развитии экономики края. Начало включения Сибири в единый всероссийский рынок.


3) Добровольное присоединение Удмуртии к России.

Исторически вхождение удмуртского народа в состав России, также как и других народов Поволжья и Приуралья, проходило поэтапно.
На первом этапе в процессе объединения русских земель вокруг Москвы в состав Русского государства вошли северные удмурты. Данный процесс завершился в 1489 году включением Вятской земли в состав Великого княжества Московского при Иване III.
Второй этап охватывает время с момента взятия Казани войсками Ивана IV (октябрь 1552 г.), когда южные удмурты первыми из
числа нетатарских народов Казанского ханства «били челом» о добровольном присоединении к России.

Завершившееся в 1558 году принятие удмуртов в российское подданство навсегда связало Удмуртию с Россией. Это событие способствовало дальнейшему развитию национальной самобытности и духовной культуры удмуртского народа, взаимообогащению и сотрудничеству с другими этносами страны. Ярким примером успешного развития Удмуртии в составе России стали - празднования памятных дат присоединения Удмуртии к России в 1958 году (400-летие), так и в 1983 году (425-летие). Их проведение было организовано на высоком государственном уровне. 20 июня 1958 г. Удмуртская АССР была награждена орденом Ленина, ряду ее выдающихся представителей было присвоено звание «Герой социалистического труда», вручены другие высокие государственные награды. Символом единства Удмуртии и России является памятник «Навеки с Россией», воздвигнутый в честь 425-летия добровольного присоединения Удмуртии к России.

В настоящее время Удмуртия является регионом с устойчиво высокими темпами социально-экономического развития. А многонациональный народ республики живет в мире, согласии и добрососедстве. Празднование 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства явится еще одной вехой, очередным этапом, подтверждающим правильность сделанного нашими предками исторического выбора, смотром современных достижений одного из регионов страны. Это, несомненно, будет способствовать сплочению, упрочению дружбы и согласия, взаимопониманию народов многонациональной Российской Федерации, процветанию Великой России.


3) Добровольное присоединение Башкирии к России.


В середине XVI в. башкиры присоединились к Русскому государству. Процесс этот был сложным и противоречивым. В исторической литературе по данному вопросу немало споров. В 50–60-х годах XX века, в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении башкир к Русскому государству.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры не имели своего государства и жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности, что отрицательно сказывалось на положении башкир.

В середине XVI в. башкиры присоединились к Русскому государству. Процесс этот был сложным и противоречивым. В исторической литературе по данному вопросу немало споров. В 50–60-х годах XX века, в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении башкир к Русскому государству.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры не имели своего государства и жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности, что отрицательно сказывалось на положении башкир.




Центральный барельеф монумента Дружбы
изображает договаривающихся русских бояр
и башкирских послов



Выбор пал на нового соседа — на Русское государство, приблизившее свои границы к башкирским землям. Почему башкиры решаются войти в состав Русского государства? Важное значение в этом выборе играла успешная борьба последнего с Казанским ханством. Победа русских войск в середине XVI века, в Среднем Поволжье убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой, предлагая добровольно войти в состав России и обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских летописях. В одной из них говорится: «А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты, чтобы шли к государю, не боясь ничего,… а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям». Шежере юрматынцев не только констатирует приезд царских послов с грамотой, но и характеризует льготы за добровольное принятие русского подданства: «…когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает обычаи». О приезде русских послов, об их обещаниях также свидетельствуют шежере карагай-кыпсаков, бурзян, кыпсаков, усерган, тамьянцев.

В ранние периоды башкирской истории были случаи добровольного признания власти того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внутри башкирского общества, а также сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир против ногайских мурз и феодалов.

В первой половине XVI в. четыре крупных башкирских племени — бурзян, кыпсак, усерган и тамьян — занимали обширную территорию юго-восточного Башкортостана и были объединены в племенной союз. Накануне принятия русского подданства они подчинялись ногайским Бусай-хану и Актулуш-бию. В шежере ярко описывается недовольство башкир политикой последних. Башкиры под предводительством своих биев поднимаются на борьбу с ногайцами. «Из-за отсутствия у них справедливости, из-за многочисленности обид этого Бусай-хана и бия Актулуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу». В процессе подобного сопротивления своим бывшим правителям юго-восточные башкиры решали вопрос о подданстве.

Присоединение Башкортостана к Русскому государству не могло произойти сразу, единовременно, ввиду его политической и территориальной раздробленности. Отдельное племя или группы племен направляли своих послов для переговоров с русскими властями об условиях присоединения. Но вполне возможно, что судьбоносный вопрос о присоединении к другому государству решался на съездах башкирской верхушки по крупным регионам, т.е. на курултаях племен, подвластных ранее Ногайской Орде, Казанскому ханству и т.д.

Конкретный ход присоединения был следующим. Западные и северо-западные башкиры, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г. Первыми в Казань к царскому наместнику с просьбой о подданстве в начале 1554 г. приехали послы нескольких северных племен. В одном из шежере говорится, что после падения Казани «4 племени, занимавшие земли, к востоку от Казани, сговорившись, послали к этому царю Ивану своих знатных людей. Их прихода он и сам ждал». Затем к этому решению пришли северо-западные башкиры. В предании башкир Янаульского района говорится, что «от башкир племени Гайна в Казань, к наместнику русского царя, ездил послом Айсу-ак-бий — один из родоплеменных вождей гайнинцев».




Монумент Дружбы
на памятной серебряной монете,
выпущенной Банком России в 1999 г.

В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554–1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг. Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в.

На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV, прежде всего, гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг.

Вхождение башкир в состав России — событие большое, сложное, его нельзя оценивать однозначно. Оно имело и положительные, и отрицательные последствия.


Положительные стороны присоединения Башкирии к России

-после присоединения в крае прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это, в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства края. Возникшие здесь города и заводы, в известной мере, также работали в этом направлении.

Отрицательные стороны присоединения

-башкиры потеряли возможность для создания национального государства. Царские власти постепенно, особенно с середины XVII века, косвенно или прямо способствовали захвату башкирских земель, увеличивали налоги и повинности с населения. Со времени организации Оренбургской экспедиции русское правительство пошло на официальное нарушение условий присоединения, установило колониальный режим. В течение второй половины XVIII—XIX вв. башкиры потеряли большую часть своих вотчин. Социально-экономическая политика русского царизма разрушала традиционное хозяйство и образ жизни коренного населения. Было покончено с местным самоуправлением башкирского общества. Все это, отрицательно сказывалось на историческом развитии башкирского народа, который в конце XIX — начале XX века, оказался в очень тяжелом положении. Беспросветную жизнь коренного населения того времени отразили в своих произведениях многие русские писатели-демократы — Г.И. Успенский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.А. Крашенинников.


4) Добровольное присоединение Калмыков к России.




Калмыки были известны русским еще во второй половине XVI века. В «Сибирской летописи» сообщается: «А когда станут в те крепости приходить к Якову и Григорию торговые люди бухарцы и калмыки и казанские орды и иных земель, с какими товары, и у них торговали повально беспошлинно». Этот документ датируется 30 мая 1574 г. (время правления Ивана IV). В дальнейшем сообщения о калмыках не прекращаются. В документе 1591 г. несколько раз говорится о калмыках: сибирский хан Кучум «… от неначаяния рати русской утече на калмытской рубеж, на вершины рек Ишима и Нор-Ишима… похитил у калмыков коней многое число. Калмыки же гнаша в след его…». Из этого следует, что уже в 90-х гг. XVI в. калмыцкое кочевье вплотную подошло к верховьям рек Ишима и Оми. В 1604 г. калмыки уже кочевали под городом Тара, вступали в непосредственный контакт с русскими и подвластным России населением Сибири. «Да буде (калмыки — У. Э.) под нашею царскою высокою рукою быти похотят, и шерть по своей вере, и заклады в город на Тару подают, и похотят кочевати близко Тарского города, наш ясак платили на Тару мягкою или иною, какою рухлядью или лошадьми…».

Русское правительство всячески поощряло торговлю с ойратами, которых оно называло калмыками. Многократно давало распоряжения: «торговать с ними беспошлинно, пусть пришлют они лучших своих людей для заключения договора о подданстве, тесноты не чинить, не побивать, оберегать их от недругов». Ойраты не прекращали отправлять в ближайшие города, которыми владели русские, в частности, в Тару, Томск, даже в Уфу, посольства с просьбой принять их в русское подданство. В документе, датированном 16 июня 1607 г., говорится: «…Приехали на Тару колмацкий тайша Кугонай Тубиев, а с ним колмацких людей 20 человек. А в распросе вам Кугонай-тайши сказал, что прислали его, Кугоная, колмацкие люди тайши Баатырь да Ичиней с товарищи нам, великому государю, бити челом, чтоб нам их пожаловати, воевати их не велети, и велети им быти под нашею царскою высокою рукою, и кочевати на нашей земле вверх по Иртышу к Соленым озерам, а де нам с них, с колмацких людей, имати годно коньми или верблюды или коровами, и они де тем нам бьют челом». Обращались другие тайши, в том числе Урлюк (Хо-Орлюк). Только Далай Баатыр с Ичинеем, со всеми подвластными им тайшами, выступал от имени 13 санов, а в сану было по 10000 человек. Так ойраты — предки калмыцкого народа — решили навеки связать свою судьбу с судьбой великого русского народа, что явилось важнейшей вехой в их истории. Две культуры — оседлая русская земледельческая и калмыцкая кочевая скотоводческая — вступили не только в непосредственное соприкосновение, но и в плодотворное сотрудничество. Оба народа окончательно пришли к выводу о необходимости установления более устойчивых и активных связей.

После неоднократных переговоров 7 февраля 1608 г. дербетовские тайши (феодалы) в качестве послов прибыли в Москву, где были приняты в Посольском приказе дьяком Василием Телепневым, а затем царем Василием Шуйским. В документе говорится: «В прошлом во 116 году приезжали к царю Василию колматские татарове Баучина да Девлет да Арлай да Кесенчак. Февраля в 7 день. И наперед на приезде были в посольской палате у дьяка у Василья у Телепнева. И Василий их расспрашивал про их приезд.

Февраля же в 14 день. А как оне были у царя Василья на дворе, и посыланы по них приставы их да толмач. А как вошли оне наперед в Посольской приказ и дожидались государева выходу, в посольской палате. И государь пожаловал послов к руке. И послы, быв у государя в руки, били челом государю от тайшей о том же, о чем в Посольском приказе дьяку Василью на приезде говорили… государь пожаловал послов, подавал им в ковшех мед».

Так было официально оформлено добровольное вхождение калмыцкого народа в состав Русского государства. Это присоединение носило прогрессивный характер. Было положено начало новому этапу в истории калмыков.



  1. http://www.kondor-tour.kz/kaz_prisoed_kaz




  1. http://muhomor.org/istoriya/dobrovolnoe_prisoedinenie_kazahstana_k_rossii_i_egoistoricheskoe_znachenie/




  1. http://istoriyadrevnegomira.ru/prisoedinenie-i-osvoenie-sibiri-v-konce-xvi-–-xvii-vv.html




  1. http://emli29.3dn.ru/index/0-13




  1. http://geo.1september.ru/2007/14/35.htm




  1. http://kalmykia.roskazna.ru/page/12956




  1. Сообщение отправленоtoolbar.messages.show.comment.added

  2. Новые сообщения

  3. В этой переписке нет новых сообщений.
    Ваше может быть первым!



Похожие:

Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconРазработка урока-презентации с применением интерактивной доски
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Любинская средняя общеобразовательная школа №3» (моу «Любинская сош №3»)...
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconУрок "Химия Победы" Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии мкоу «сош №29»
Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии мкоу «сош №29» г. Ревда, Свердловской области
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconПубличный доклад муниципального казенного общеобразовательного учреждения "мкоу кадыйская сош им. М. А. Четвертного" по итогам 2011-2012 учебного года
Публичный доклад муниципального казенного общеобразовательного учреждения мкоу кадыйская сош им. М. А. Четвертного содержит информацию...
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconМероприятий по реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования и подготовке к введению фгос основного общего образования в мкоу
Создание рабочих групп в оу по введению фгос основного общего образования в мкоу «Яманская сош»
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconИсследование проводилось в три этапа: первый этап дооперационный, второй этап послеоперационный (5 послеоперационный день), третий этап перед выпиской.
Особенности психологической коррекции психоэмоционального состояния больных раком молочной железы с помощью сеансов прогрессивной...
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconОтчет о результатах самообследования
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Айлино (мкоу сош с. Айлино)
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconО проведении государственной аккредитации
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Берёзовской средней общеобразовательной школы (мкоу берёзовской сош)
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconУмк мкоу сош №2 г. Сима. 2012-2013 учебный год
Наименование учебно-методичеких пособий в структуре учебно-методических комплексов
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический icon«Комплексное исследование старичного озера Бутылка»
Гудошникова Е. В., учитель химии высшей категории мкоу сош с уиоп пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический iconКалендарный план работы гбоу сош №728 на ноябрь 2012 года
Внутришкольные соревнования по настольному теннису. I этап XII спартакиады школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница