Скачать 19.71 Kb.
|
На правах рукописи Фаттахова Тамара Даяновна Семейно-бытовые обряды и обычаи башкир Степного Заволжья (этнографическое исследование башкирских деревень Саратовской области) Специальность 07.00.07. – этнография, этнология и антропология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Санкт-Петербург – 2012 Диссертация выполнена в отделе этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Научные руководители: кандидат исторических наук
кандидат исторических наук, профессор доктор географических наук, профессор Псянчин Айбулат Валиевич Официальные оппоненты: Салмин Антон Кириллович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Ильясов Тимур Тагирович, кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории РБ и этнологии исторического факультета ФГБОУ ВПО «БГУ» Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук Институт этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Защита состоится «_25_» «декабря» 2012 г. в «_14_» часов на заседании диссертационного совета Д 002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 3). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Автореферат разослан ноября 2012 г. Ученый Секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук: А.И. Терюков ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Настоящее диссертационное исследование посвящено семейно-бытовым обрядам и обычаям саратовских башкир. Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, отсутствием в отечественной историографии комплексных монографических работ по обрядности возрастной инициации среди башкир Заволжья. Во-вторых, саратовские башкиры, несколько обособленно расселенные от основного этнического массива, дольше сохраняли специфические черты традиционной башкирской культуры, обладающей также и региональными особенностями. В-третьих, длительное общение этой группы башкир с другими тюркоязычными (татары, казахи) и монголоязычными (калмыки) народами позволяют провести этнографические параллели по изучаемой теме, выявить универсальные культурные механизмы. В-четвертых, исследование способствует углублению этнографических знаний по обрядам жизненного цикла башкир: рождение, свадьба, похороны человека и имеет практическое значение для развития современной обрядности. Объектом исследования является башкиры, живущие в Саратовской области Российской Федерации. Предметом исследования являются семейно-бытовые обряды и обычаи, связанные с рождением, свадьбой и смертью человека. Хронологические рамки диссертации включают период второй половины XIX-XXI вв., что обусловлено источниковой базой исследования. Материалы полевых исследований, полученные от информаторов, позволяют рассмотреть динамику изменений этнической культуры данного периода диахронно и синхронно. Описание же традиционных семейных обрядов и обычаев башкир Саратовской области в своей основной части дается на середину XX в., в некоторых случаях доводится до наших дней. Территориальные рамки исследования охватывают территорию современных Перелюбского и Пугачевского районов Саратовской области Российской Федерации. Цель диссертационного исследования – комплексное изучение семейно-бытовых обрядов и обычаев у саратовских башкир в XIX-XX вв., а также выявление тенденций их развития в современный период. Задачи исследования: – восстановить традиционную модель обрядов жизненного цикла и реконструировать структуру традиционных родильного, свадебного, похоронно-поминального комплексов башкир Степного Заволжья на основе полевых и опубликованных источников; – составить по возможности полное описание традиционной обрядности жизненного цикла, знаменующей важнейшие вехи в жизни отдельного человека и семьи в целом; – выявить степень сохранности и бытования обрядовых комплексов и их трансформацию; – выявить локальные особенности обрядов жизненного цикла башкир изучаемой группы и установить типологическое сходство с такими же обрядами у других групп башкир, тюркоязычных (казахи, татары) и монголоязычных (калмыки) народов, которые исторически соприкасались с башкирами Степного Заволжья; – раскрыть семантику обрядов жизненного цикла, определить их функциональную значимость на основе анализа обрядовой лексики. Методика исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации применялся комплексный подход, который позволял значительно расширить и углубить исследование обрядов жизненного цикла у саратовских башкир. Кроме того, в работе использовались сравнительно-функциональный, сравнительно-исторический и типологический методы при рассмотрении отдельных элементов обрядов и их интерпретации. В связи с включением в диссертационную работу широкого круга полевых материалов были применены различные методы их сбора: непосредственное участие, непосредственное наблюдение, открытое глубинное интервью, фото- и видеосъемка. Описательный метод полученных материалов был дополнен системным и семантическим анализом, раскрывающим их содержание. При исследовании лексических материалов применялись лингвистические методы этимологического анализа, а также приемы семантического анализа. Рассмотрение процессов трансформации, адаптации и включения инноваций в обрядность обусловили применение метода реконструкции. Теоретические основы исследования. Теоретической базой исследования в методологическом плане стали труды известного американского антрополога К. Гирца и франко-бельгийского фольклориста и этнографа Арнольда ван Геннепа, а также труды видного ученого-востоковеда С.И.Руденко и башкирских этнографов Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой. При интерпретации полученных материалов большое значение имели труды отечественных этнографов: С.М. Абрамзона, С.А. Арутюнова Г.А. Бонч-Осмоловского, Ю.В. Бромлея, Г.П. Снесарева, С.А. Токарева, Н.А. Кислякова, Л.Я. Штернберга и др. В целях проведения историко-сравнительного и семантического анализов использовались работы А.К. Байбурина, В.Н. Топорова, структурно-типологического – В.Я. Проппа. В качестве сравнительных материалов для семантического анализа были использованы работы ученых о традиционных верованиях и этнической культуре народов, исповедующих христианство: А. Балова, П. Иванова, А.Н. Минха, Н.Я. Никифоровского, Г. Попова, Л.А. Чибирова и др. В качестве сравнительных материалов, а также при выявлении структуры обрядов жизненного цикла и их реконструкции привлекались данные из работ по традиционным верованиям и этнической культуре тюркоязычных и монголоязычных народов Поволжья, Южной Сибири и Центральной Азии: С.Н. Абашина, А.И. Азарова, Н.А. Алексеева, Х.А. Аргынбаева, Г.Н. Ахмерова, В.Н. Басилова, И.В. Белича, В.Б. Богомолова, В.Я. Бутанаева, Т.Ф. Валеева, С.М. Гусевой, Э.М. Гучиновой, Г.И. Зиннатуллиной, Е.Ф. Критска-Ивановой, Н.П. Лобачевой, Ф.Д. Люшкевич, Х.Х. Малкондуева, В.П. Наливкина, М.В. Наливкиной, Л.П. Потапова, М.Р. Рахимова, Н.А. Томилова, Л.Т. Шаргородского, Р.К. Уразмановой, Т.П. Федянович и др. В целях реконструкции и выявления локальных особенностей обрядов жизненного цикла саратовских башкир были использованы работы ученых по другим группам башкир: Б.М. Юлуева, М. Баишева, М.А. Круковского, М.В. Лоссиевского, С.И. Руденко, Р.Г. Кузеева, Р.З. Янгузина, С.Н. Шитовой, Ф.Ф. Илимбетова, З.З. Нафикова, Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой, Т.Х. Кусимовой, Л.И. Нагаевой, М.В. Мурзабулатова, А.З. Асфандиярова, Г.А. Кинъябаевой, Р.М. Юсупова, З.И. Минибаевой и др. Источниковая база исследования. Основными источниками, использованными при проведении исследования, стали опубликованные документы, сборники материалов научных экспедиций, этнографические и лингвистические материалы, Коран, справочная литература, а также полевые материалы автора. Полевые материалы. Автором исследования в течение 2005-2010 гг. собирался и изучался этнографический материал в ходе полевых выездов. Исследованием были охвачены все башкирские населенные пункты Перелюбского и Пугачевского районов Саратовской области. Материал собирался также в некоторых башкирских семьях соседних с ними Озинского, Ивантеевского районов и гг. Саратова, Балаково, Маркса, Энгельса. Опрошено 123 информатора в возрасте от 50 до 100 лет. Автор вела наблюдение и принимала непосредственное участие в основных обрядах жизненного цикла башкир: рождении, свадьбе, похоронах во всех исследованных населенных пунктах. Опубликованные документы. В XIX в. издавались различные сборники, содержащие систематизированные сведения о населении губерний, по которым отдельно можно выделить данные по численности изучаемой группы башкир. Краевед и этнограф А.Ф.Леопольдов дал одну из первых характеристик Саратовского края: географические условия, национальный состав, занятия, обычаи и фольклор ее населения. Сведения по каждому населенному пункту, их географическому местоположению, числу дворов, жителей мужского и женского пола саратовских башкир можно найти в сборниках: «Списки населенных мест Самарской губернии» [1889, 1910]. Отдельные сведения об экономическом развитии края, об уровне развития образования у изучаемой группы башкир находятся в сборнике «Материалы для географии и статистики России» [1866]. В XX-XXI вв. издавались сборники материалов научных экспедиций в Степное Заволжье, в которых содержатся отдельные этнографические материалы о башкирах, населяющих Самарскую и Саратовские области РФ. Справочная литература. Определенную помощь в исследовании оказало обращение к справочному изданию по истории башкирских населенных пунктов Республики Башкортостан и сопредельных территорий А.З. Асфандиярова, К.М. Асфандияровой, где представлен полный список башкирских деревень Саратовской области по VIII ревизии 1834 г. с этнографическим материалом по семейно-брачным отношениям и демографической истории изучаемой группы башкир. При подготовке глоссария к исследованию использованы энциклопедические словари. Степень изученности темы. В настоящее время тема семейных обрядов башкир Саратовской области практически не исследована. В научной литературе имеются лишь отрывочные сведения, касающиеся нашей проблемы. Так, впервые в историко-этнографической литературе мы находим сведения об изучаемой группе башкир (заволжских или иргизо-камеликских башкирах) у П.И. Рычкова, который в 1755 г. писал об их расселении по рекам Самаре и Кинелю, заметки о них содержатся в работах И.И. Железнова, А.Ф. Леопольдова, К.П. Медокса. Ценные этнографические сведения об обрядах башкирского населения имеются в работах XVIII в. П.С. Палласа, И.Г. Георги, И.И. Лепехина, которые занимались изучением территории расселения башкир, численности, национального состава края, духовной и материальной культуры проживающих здесь народов. Например, И.И. Лепехиным зафиксированы похоронная процессия башкир-кочевников, способы лечения беременной женщины, башкирские поминки, приезд невесты в дом жениха, собственно свадебное торжество, а также устройство детской колыбели и особенности ее убранства. Исследованиями различных аспектов этнографии башкир в XIX в. занимались П.И. Небольсин (культура и быт башкир), В.М. Черемшанский (подготовка покойника к погребению по мусульманским канонам), А. Малиев (антропологический состав), П.С. Назаров (быт и свадебные обряды), Д.П. Никольский (родильные и свадебные обряды), Н.С. Попов (похоронно-погребальные обряды), В.М. Флоринский (проблемы демографии), А.Е. Алекторов (история, некоторые обряды жизненного цикла), М.В. Лоссиевский (легенды и предания), С.Г. Рыбаков (свадебные обряды), Д.К. Зеленин (об архаичных формах брака (левират) и свадебных торжествах), М.А. Круковский, В.М. Филоненко (народные представления о душе и смерти, примечательные детали погребального обряда), Б.М. Юлуев (помолвка в колыбели, сговор и сватовство, выплата калыма, все ритуалы и церемонии свадьбы), М. Баишев (помолвка в колыбели, приезд сватов, прятание девушки, наречение именем, укладывание в колыбель, обрезание, охрана, погребение покойника), М.И. Уметбаев (плач-причитание невесты перед отъездом из дома родителей, обряд «такия алыу» («снятие девичьего венца»). В 20-х гг. ХХ в. в связи с намечаемым переселением башкир Пугачевского уезда Самарской губернии в Башкирскую республику, в периодической печати время от времени появлялись публикации с целью ознакомления с историей изучаемой группы башкир. В журнале «Башҡорт аймағы» была опубликована статья башкирского языковеда Г.Я. Давлетшина, посвященная свадебным обрядам заволжских башкир, а именно сватовству, взиманию калыма и умыканию невесты. Публикация в 2007 г. получила второе дыхание после перевода с арабского на башкирский язык. В 60-80-х гг. XX в. при изучении обрядов жизненного цикла у башкир определенное значение имеют материалы исторических исследований, которые помогают составить целостную картину по истории, кочевому образу жизни, этническому своеобразию обрядовых комплексов, материальной и духовной культуре. В этом отношении следует выделить работы академика Р.Г. Кузеева, который изучая особенности материальной и духовной культуры башкирского народа, включил башкир Самарской и Саратовской областей в юго-западную этнографическую группу. Большим вкладом в изучение языка, лингвистики и материальной культуры заволжских башкир стали исследования Т.Г. Баишева, У.Ф. Надергулова, Н.Х. Максютовой, С.Ф. Миржановой, С.Н. Шитовой. Первым обобщающим историко-этнографическим исследованием по семейной обрядности башкирского народа с начала XIX в. до конца 1980-х гг. стал труд этнографов Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой. На основе полевых материалов, литературных и архивных источников в нем исследуется традиционная семейная обрядность башкир, связанная с заключением брака, рождением, смертью в единой системе. Вопросы общественного и семейного быта башкир, семейно-бытовой обрядности нашли отражение в трудах этнографов – Т.Х. Кусимовой (выбор имени и обряды, связанные с имянаречением), Ф.Ф. Илимбетова (обряд имянаречения, обережные обряды), Л.И. Нагаевой (народные танцы, сопровождающие свадебные обряды), М.В. Мурзабулатова (брачно-семейные отношения), И.Е. Карпухина (свадебные обряды в межэтнических взаимодействиях), Р.А. Султангареевой (семейная обрядность). На рубеже XX-XXI вв. среди ученых растет интерес к истории формирования, этническому составу, особенностям культуры башкирского населения разных регионов Российской Федерации и за ее пределами: Челябинской, Оренбургской, Курганской, Пермской, Самарской, Саратовской областей. В 2005, 2010 гг. на территории проживания башкирского населения Саратовской области под научным руководством известного ученого Р.М. Юсупова были проведены комплексные этнографо-антропологические экспедиции ИИЯЛ УНЦ РАН с целью антропологического (дерматоглифика, фотографирование) и этнографического исследований (народная медицина, надмогильные сооружения и эпитафии XVIII-XIX вв., история расселения башкир в заволжских степях, изучение обрядов жизненного цикла). В 2008 г. часть материалов экспедиций была опубликована на башкирском языке, в 2009-2011 гг. – материалы по лечебной и охранительной магии башкир, по лексике родинного обряда башкир, которые оказали практическую помощь при семантическом и этимологическом анализе обрядов жизненного цикла башкир Саратовской области. Таким образом, исследователями был рассмотрен ряд аспектов, связанных с изучаемой темой. Однако необходимо отметить, что в современном башкироведении отсутствуют комплексные исследования по обрядам жизненного цикла башкир, проживающих в Саратовской области, первые шаги в этом направлении сделаны автором исследования. Научная новизна исследования: – диссертация представляет собой первое ареальное и сравнительно-историческое исследование семейно-бытовых обрядов саратовских башкир, позволяющее выявить общие и отличительные черты с подобными обрядами у башкир Башкортостана, а также других народов Саратовской области и сопредельных территорий, их взаимовлияния и взаимопроникновения; – введен в научный оборот обширный полевой этнографический материал по обрядам жизненного цикла саратовских башкир, выявлена их семантика и локальные особенности. Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в качестве сравнительного материала при написании трудов по этнографии других групп башкир, применяться в подготовке специальных лекционных курсов и учебных пособий по истории и этнографии башкир, краеведению, имеют практическое значение для развития современной обрядности. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту: – обряды жизненного цикла у башкир Степного Заволжья представляют сложную систему и базируются на разностадиальных мировоззренческих представлениях, отражают жизненный цикл отдельного индивидуума; – основные черты традиционных обрядовых комплексов у башкир Степного Заволжья в значительной степени сохранились, но вместе с тем подверглись модернизации и трансформации; – этническая культура башкир Степного Заволжья, длительное время находящаяся в иноязычном и инокультурном окружении, претерпела изменения и благодаря устойчивости механизма межпоколенной трансмиссии, родовой организации, синкретическому мировоззрению, бытованию обрядов календарного и семейного циклов в советский и постсоветский период сохранила в целом основные черты; – каждый из комплексов обрядов жизненного цикла призван конституировать иной статус человека в переходный для него период, моделирует символическое пересечение границ разных миров, способствует утверждению в новом статусе и наделяет его новыми атрибутами; – обрядовая культура башкир Степного Заволжья сохранилась из-за того, что большинство их живет в сельских мононациональных населенных пунктах. Структура диссертации состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка информаторов, глоссария, приложения с фотографиями автора. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во «Введении» обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, цель и задачи, хронологические и территориальные рамки, представлена историография проблемы, методологическая и источниковая база исследования, его научная новизна и практическая значимость. Первая глава «Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка» состоит из трех параграфов, в них подробно рассматриваются обряды, представления и верования, связанные с появлением человека и включением его в социум. Они носят синкретический характер, сочетая в себе элементы первобытной магии, доисламских верований (тотемизм, анимизм, фетишизм), так и элементы, основанные на практике ислама. Основное назначение этих обычаев и обрядов – благополучные зачатие, вынашивание, роды и нормальное развитие ребенка. |
![]() | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Управление Росздравнадзора по Саратовской области Саратовской области (внеплановая выездная проверка по реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения... | ![]() | Г. Вольска Саратовской области» «школа личностного роста» Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска Саратовской области» |
![]() | Русские национальные обычаи Работу подготовил: ученик 4 «А» класса Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной... | ![]() | Г. Санкт -петербурга Русские национальные обычаи 2012 год Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной... |
![]() | Аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области «Детская книга». Он составлен из работ участников одноименного конкурса, посвященного 50-летию Европейской конвенции о защите прав... | ![]() | О 93 Оценка качества образования в Саратовской области по результатам Оценка качества образования в Саратовской области (по результатам сдачи егэ в 2012 году): Сборник аналитических материалов. Часть... |
![]() | Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Леляевка Новобурасского района Саратовской области» «Детский сад с. Леляевка Новобурасского района Саратовской области» на 2007 – 2011г г | ![]() | Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Гремячка Новобурасского района Саратовской области» «Детский сад с. Гремячка Новобурасского района Саратовской области» на 2012 – 2013г г |
![]() | План работы мбдоу «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области на 2012-2013 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области» открыт... | ![]() | Приказ 16 сентября 2008 г. N 181 о программе по предупреждению коррупции в Министерстве и подведомственных гу цзн городов и районов Саратовской области на 2008-2011 годы (с изменениями на 29 сентября 2010 года) Зсо "Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы", в целях повышения эффективности... |