Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним




Скачать 18.36 Kb.
НазваниеН. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер18.36 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

a



 

Памятники науки и техники. 1987-1988. М.: Наука, 1989, с. 241-272.

 

Н.К.Гаврюшин

П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение»

Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882—1943) в последние годы написа­но немало. Напомним лишь краткие сведения из его биогра­фии, необходимые для уяснения творческой эволюции мысли­теля.

Пройдя в гимназические годы через увлечение «общечелове­ческой» религией Л. Н. Толстого, П. А. Флоренский в дальней­шем нашел возможность развернуть свои юношеские интуиции с помощью математического идеализма. Увлекательным образ­цом для него явились аритмологические построения Н. В. Бу­гаева, позволявшие навести мосты между современной наукой и пифагореизмом, каббалой и другими близкими им мировоз­зренческими традициями. По своему умонастроению П. А. Фло­ренский весьма близок ученым XVIII в. Р. И. Бошковичу, П. Лапласу, мечтавшим выразить «единой формулой» все за­коны мироздания [1, с. 81—93; 2, с. II—III].

По свидетельству самого П. А. Флоренского, в годы юно­сти у него «выросло и утвердилось коренное убеждение, что все возможные закономерности бытия уже содержатся в чистой ма-

241

 

тематике, как первом конкретном, а потому доступном исполь­зованию, самообнаружении принципов мышления – то, что мо­жно было бы назвать математическим идеализмом; и в связи с этим убеждением явилась потребность построить себе фило­софское миропонимание, опирающееся на углубленные основы математического познания» (цит. по: [3, с. 266]).

Сразу же по окончании физико-математического факультета Московского университета П. А. Флоренский поступает учиться в Московскую духовную академию (1904), а затем остается в ней преподавателем по кафедре истории философии (1908). В 1911 г. П. А. Флоренский принимает сан священника. Однако в стенах Духовной академии он остается на позициях математи­ческого идеализма, с которых рассматривает проблемы религи­озной жизни. «Мои занятия математикой и физикой, – признает­ся он впоследствии, – привели меня к признанию формальной возможности теоретических основ общечеловеческого религиоз­ного миросозерцания (идея прерывности, теория функций, чис­ла). Философски же и исторически я убедился, что говорить мо­жно не о религиях, а о религии, что она есть неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные формы» (цит. по: [3, с. 267]).

Основной труд П. А. Флоренского, написанный в пору пре­бывания в Духовной академии – «Столп и утверждение Исти­ны» [4] – насыщен естественнонаучными и оккультными реми­нисценциями, математическими экскурсами и аналогиями. Со сто­роны православных богословов он был встречен критическими отзывами (см. [5, с. 493—498, 570]).

Революцию П. А. Флоренский принял без видимых колеба­ний. Он активно участвовал в описании художественных цен­ностей Троице-Сергиевой Лавры и создании в ней музея, читал лекции в Высших художественно-технических мастерских. В новых условиях П. А. Флоренский смог восполнить недоста­ток, связанный с отсутствием лаборатории, который он ощущал в Сергиевом Посаде [3, с. 267]. С 1920 г. П. А. Флоренский ра­ботает на московском заводе «Карболит», участвует в работах по реализации плана ГОЭЛРО, заведует Отделом материалове­дения во Всесоюзном электротехническом институте. Он выпу­скает монографию о диэлектриках [6], занимается подсчетами свободной энергии в пустом пространстве [7], пишет серию ста­тей в «Техническую энциклопедию» и т. д.

Обращение к технически-конкретной деятельности П. А. Фло­ренский считал внутренне мотивированным своей творческой эволюцией. В 1936 г. он признавался: «Я весь в Гете-Фарадеевском мироощущении и миропонимании (...) Ближе к дейст­вительности, ближе к жизни мира – таково мое направление. Ведь не без причины я ушел в свое время в электротехническое материаловедение» (цит. по: [3, с. 274]).

Ценный материал для уяснения миросозерцания П. А. Фло­ренского содержит посвященная ему статья в Энциклопедиче-

242

ском словаре Гранат [8]. «Здесь, – писал в эмиграции русский философ Н. О. Лосский, – постарались сделать почти все для того, чтобы превратить христианскую философию Флоренского в философию агностического натурализма» [9, с. 191—192]. Лос­ский, однако, глубоко заблуждался. Уже после его смерти ста­ло известным, что статью эту написал сам П. А. Флоренский [3, с. 299; 10, с. 501].

Не будет преувеличением сказать, что «Гете-Фарадеевское мироощущение и миропонимание», родственное исканиям рус­ских любомудров-шеллингианцев первой трети XIX в., было до­минирующим на всем протяжении творческого пути П. А. Фло­ренского. И не случайны многие общие точки у него с кн. В.Ф. Одоевским, стоявшим, правда, ближе к славянским корням... Особенно существенны черты научно-технической утопии...

К созданию электротехнического материаловедения как са­мостоятельной дисциплины П. А. Флоренский подходил не толь­ко с практических позиций, но и с точки зрения теории органи­зации науки, подробно обсуждая также место этой дисциплины в новой культуре. Свои соображения об электротехническом материаловедении П. А. Флоренский развил в курсе лекций, прочитанном сотрудникам Всесоюзного электротехнического института в 1931 или 1932 гг. В феврале 1932 г. Редакционно-издательский сектор Управления ВВС РККА заключил с П. А. Флоренским договор на издание «Курса электротехнического материаловедения» (для электро- и радиотехников)» [3, с. 273]. Возможно, в этом «Курсе» он предполагал использовать и ма­териал вышеназванных лекций.

Возникновение электротехнического материаловедения П. А. Флоренский прямо связывает с новой культурой, которую он ха­рактеризует как «объективную» по своим установкам. В сово­купности признаков этой культуры («коллективизм», «диалекти­ка», «реализм» («материализм»), «синтетичность») совершенно отсутствуют конфессиональные показатели, хотя в более ранних работах П. А. Флоренский настаивал на неразрывной связи «культуры» и «культа». «Субъективная» культура, характеризу­емая «индивидуализмом», «логикой» (очевидно, формальной), «иллюзионизмом» и «аналитичностью», не создает условий для возникновения электротехнического материаловедения.

Нельзя не заметить, что П. А. Флоренский воспроизводит оп­позицию двух типов культуры, весьма распространенную в на­чале XX в. [8], на новом социальном материале с выраженны­ми мотивами утопического оптимизма. Сам П. А. Флоренский в работе об обратной перспективе [9] весьма наглядно противопоставил духовные установки Ренессанса и русского средневе­ковья, и именно потому яснее других мог увидеть, что «коллек­тивизм» и «реализм» в ходе исторического процесса все более утрачивались, а надежды на их принудительное восстановление нельзя принимать всерьез.

Ощущая чисто эстетическую неудовлетворенность крайним

243

схематизмом и утилитаризмом («субъективизмом») познавательных приемов новейшей науки, П. А. Флоренский противс поставляет им, как ему кажется, иную мировоззренческую платформу («Гете-Фарадеевское мироощущение»), которая, однако, являлась именно одним из этапов развития единой мировоззренческой программы ненавистного ему Ренессанса – через Ф.Бэкона, Декарта и Ньютона к физике XX в.!

Хотя в своей критике схемостроительства в новейшей науке П. А. Флоренский отчасти повторяет малознакомого ему Н.Н.Страхова [13], эта часть лекций представляет методологический интерес и в настоящее время. Также заслуживают внимания его наблюдения над характером русской научной мысли, размышления о научной собственности в новых условиях организации науки и др. Социальный утопизм П. А. Флоренского особенно ярко проявился в его заключительных рассуждениях о методах отбора кадров для электротехнического материаловедения.

Текст лекций П. А. Флоренского печатается в сокращении по машинописному экземпляру с авторскими пометами, предоставленному редакции П. В. Флоренским через весьма обяза­тельное посредничество С. С. Демидова.

Литература

1.  Годыцкий-Цвирко А. М. Научные идеи Руджера Иосифа Бошковича. М.
1959.

2.        Laplace P.-S. Oeuvres. Paris, 1843. Vol. 1.

3.        Андроник [Трубачев], иеродиакон. К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского (1882—1943)//Богословские труды. М.: изд. Моск. патриархии, 1982. Сб. 23. С. 264—310.

4.        Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. М.: Путь, 1914.

5.        Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1939.

6.        Флоренский Л. А. Диэлектрики и их техническое применение. М., 1924.
Ч. 1.

7.        Флоренский П. А. Запасы мировой энергии//Электрификация, 1925. № 1.
С. 10—16.

8.       Флоренский Павел Александрович//Энциклопедический словарь Гранат. 7-е изд. М., 1927. Стлб. 143—144.

9.        Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. М.: изд-во
иностр. лит., 1954.

10.     Флоренский К. П. О работах П. А. Флоренского//Труды по знаковым
системам. Тарту, 1971. [Сб.] 5.

11.     Eucken R. Geistige Strömungen der Gegenwart. Leipzig, 1904.

12.     Флоренский П. А. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам.
Тарту, 1967. [Сб.] 3. С. 381—416.

13.     Страхов Н. Н. Мир как целое. СПб., 1872.

 

244


Электротехническое материаловедение

(конспект четырех лекций сотрудникам ВЭИ)

П. А. ФЛОРЕНСКИЙ

Предметом предполагаемых лекций не должно быть изло­жение каких бы то ни было частных вопросов непосредственно из содержания электротехнического материаловедения. Конкрет­ным изложением подобных частностей, чтобы дать сколько-ни­будь связную и достаточно деловую картину обсуждаемой дис­циплины, необходимо было бы занять не предполагаемые 6 ча­сов, а 60 часов. Кроме того, наиболее важно в настоящий мо­мент дать общую установку и наметить основные линии, так как у многих из нас, работающих в данной области, нередко отсут­ствует именно понимание дисциплины как целого. Краткая про­грамма намеченных лекций построена в соответствии с основны­ми возникающими в отношении Э. М. вопросами и должна быть руководящей схемой рассмотрения Э. М. по четырем главным сечениям. Программа эта такова:

I. Причины возникновения Э. М 1 стр.

II. Цель и задачи Э. М 9 »

III. Предмет Э. М 20 »

IV. Организация Э. М 35 »

I. Причины возникновения электротехнического материаловедения

Всякая культура характеризуется рядом общих признаков, выступающих не в одной какой-нибудь частной области, а во всех, так как эти отдельные области не механически приклады­ваются друг к другу, составляя культуру, а вырастают из нее и служат средствами к осуществлению единой целеустремленно­сти данной культуры. Поэтому нельзя достаточно углубленно по­нять общий характер известной научной дисциплины, не ставя эту последнюю в ее естественное историко-культурное окруже­ние; в противном случае, многие общие черты могут показаться чем-то случайным или вовсе не будут замечены за пе­стротой второстепенных, но более крикливых частностей. При обсуждении новой дисциплины, в данном случае элект­ротехнического материаловедения, необходимость связать ее с некоторыми общими вопросами культуры особенно вели­ка, поскольку и обсуждаемая дисциплина, и соответствую­щая ей культура должны считаться лишь нарождающи­мися, не сложились еще в окончательные формы и не отодви­нуты от нас перспективою времени, когда можно смотреть на явление не глазами современника и участника в развитии дан­ной культуры.

245

Непонимание общей установки Э. М., извращение ее и не­редко обнаруживающееся стремление свести Э. М. к одной из уже существовавших дисциплин, главным образом, обусловле­но невниманием к той новой культуре, в связи с которой обсуж­даемая дисциплина возникла и развивается. Особенности но­вой культуры в соответственном преломлении делаются особен­ностями и Э. М.

Существуют два типа культуры. В зависимости от проекции, в которой они рассматриваются, эти типы получают различные названия. Для наших целей наиболее удобна та проекция, в которой рассматривается соотношение отдельного человека и целого, к которому он принадлежит – общество в том или дру­гом смысле, узком или широком. Таким образом, культуры од­ного типа могут быть охарактеризованы как субъективные, а культуры другого – как объективные. Можно указывать много признаков той и другой, причем эти признаки, несомненно, свя­заны между собою, друг в друга переходят и до известной сте­пени друг из друга выводятся. Из числа многих наметим неко­торые, в нашем обсуждении особенно важные. Признаки субъ­ективной: индивидуализм, логика, статика, интеллектуализм, пассивность, сенсуальность, иллюзионизм, аналитичность, разд­робленность.

Признаки объективной: коллективизм, диалектика, динами­ка, волюнтаризм, активность, прагматизм (деяние), реализм («материализм»), синтетичность, целостность.

В соответствии с двумя культурами в них развиваются два типа мышления, два подхода к действительности и два способа деления научных дисциплин. Особенно остановимся на послед­нем: в культурах субъективных деление дисциплин идет по признаку способностей и возможностей изучающего; в культу­рах же объективных это деление дисциплин проходит по приз­наку наличностей и необходимостей самой жизни. Между куль­турами обоих типов существует глубокое и коренное несходст­во, как в общем, так и в частностях; отсюда — невозможность непрерывного перехода от одной культурной структуры к дру­гой, вообще неприспособленность форм и отношений одной к за­дачам и требованиям другой, хотя отсюда не следует, чтобы од­на культура не пользовалась достигнутым другою после соот­ветственной глубокой перестройки. Таким образом, этот пере­ход невозможен иначе, как переворот. Однако самое понятие переворота может быть в отдельных случаях более тонко и более углубленно, чем если учитывать лишь только грубые и резко выступающие изменения. Во многих случаях может не быть скачка функции, выражающей известное явление в его за­висимости, например, от времени, но происходит внезапное из­менение направления кривой — кривая ломается, хотя точки ее расположены непрерывно. Не следует думать, что этими угло­выми точками понятие переворота ограничивается. Связность течения кривой и различных ее свойств может быть еще более

246

высоких порядков, и тем не менее, какое-то из очень важных свойств кривой претерпевает разрыв. Так, например, при непре­рывности функции и ее первой производной нет ни скачка, ни излома, но при этом вторая производная может претерпевать разрыв, и тогда кривизна кривой меняется внезапно; в поясне­ние можно сослаться, например, на кривую, выражаемую функ­цией y=x2/(l+e1/x)—такая кривая в начале координат течет непрерывно и не ломаясь, но радиус кривизны ее в начале ко­ординат внезапно переходит от оо к [... 1/2] 1. Подобные точки разрыва кривизны названы мною коробовыми, в соответствии с понятием в архитектуре о профилях коробовых сводов. Суще­ствуют кривые с разрывами еще более высоких порядков, при­чем разрыв не замечается, пока в исследовании производных мы не дойдем до производной достаточно высокого порядка. Поверхностному взгляду ход явления в подобных точках с раз­рывами высших порядков представляется непрерывным, но на самом деле тут тоже происходят скачки, и взгляд углубленный ясно видит их, но при этом необходимо еще раз отметить, что ход явления в целом, т. е. до переворота и после него, выража­ется одною функцией и схематизируется одною кривою, т. е., иначе говоря, подлежит одному закону. Если жизнь во всех проявлениях биологична, и переворот ее проявлений поэтому не следует понимать, как простое отменение биологичности, но – как особый момент в движении той же жизни. Разрывы перво­го порядка видны всем и воспринимаются как таковые (про­цесс, происходящий у нас), разрывы второго порядка не впол­не ясно сознаются как переворот (например, Польша), наконец, разрывы высших порядков (например, Соединенные Штаты) 2 поверхностному взгляду представляются непрерывностью, хотя на самом деле тоже скачкообразны. Другой пример – биологи­ческий – окукливание гусеницы и вылупление бабочки. Точка разрыва принадлежит к тому самому процессу, что и ветви не­прерывного течения, и выражается тем же самым законом, что и они, причем в самом законе наперед указана невозможность непрерывно перейти от одной формы к другой. Если же единст­во этого закона наблюдатель не видит, то причина тому – в по­спешном оформлении одной из ветвей хода, либо до переворота, либо после, либо обеих, но порознь подходящей к ней, но толь­ко к ней, функции и в незаконной экстраполяции области при­менения этой функции, Переживаемый всем миром переход к культуре нового типа потребовал и создания новых дисциплин, не координированных с прежними дисциплинами и невыражае­мых в них терминах. Между ориентировкой на прежних отмира­ющих делениях и на возникающих новых существует «непони­мание», как результат попыток (по существу, неудачных) све-

  1   2   3   4   5

Похожие:

Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconI историографические традиции «антоновщины»
В последние годы на наших глазах рассыпалось немало исторических мифов. Это относится и к изучению повстанческого крестьянского движения...
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconФизической культуры и здоровьесбережения, к п. н
В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный...
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconПрограмма «История Великобритании» была апробирована в течение трёх лет. При разработке данного курса, был учтён опыт преподавания предмета «Страноведение»
В последние годы базовые учебные курсы разделены на общеобразовательные, профильные и элективные. За последние годы на базе школы...
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconЭлектромеханический преобразователь комбинированной энергетической установки гибридного автомобиля
...
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconТульская епархия в 1943 1945 годы
Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при снк СССР по Тульской области
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconЮрген Граф, Томас Кюес, Карло Маттоньо
Приказ Генриха Гиммлера от 5 июля 1943 года и ответ Освальда Поля от 15 июля 1943 года 9
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconН. К. Гаврюшин «поновления стихий» в древнерусской книжности
Клавдия Птоломея Подобно своим греческим учи­телям древнерусские книжники разделяли представление о космосе как целостном, упорядоченном,...
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconПлан выступления
Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного...
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconСмогут ли они нести ответственность за сохранение окружающей природы?
В последние годы наблюдаются вхождение России в систему мировой культуры. В связи с этим следует вспомнить совет В. Г. Белинского...
Н. К. Гаврюшин П. А. Флоренский и его работа «Электротехническое материаловедение» Об ученом-энциклопедисте и деятеле культуры Павле Алек­сандровиче Флоренском (1882-1943) в последние годы написа­но немало. Напомним iconГеоргий Федотов Святые Древней Руси
Православное дело". Редактор журнала "Новый Град" (1931-1940). В 1943 г переехал в США. С 1946 г преподавал в Свято-Владимирской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница