«Изучение исторического наследия Кубани»




Скачать 25.08 Kb.
Название«Изучение исторического наследия Кубани»
Дата03.02.2016
Размер25.08 Kb.
ТипРеферат


Тема:

«Изучение исторического наследия Кубани»


Автор: Прохода Евгений (8 лет)

г. Краснодар

МБОУ СОШ № 96, 2Г класс

Научный руководитель: Майорова Христина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 96


г. Краснодар

2012


Краткая аннотация


В данной работе освещены результаты анализа отдельных исторических и культурных достопримечательностей Краснодарского края. В ходе работы изучена литература по теме и представлены результаты личных впечатлений от посещения изучаемых объектов исторического наследия. В процессе исследования были составлены рекомендации по использованию этого культурного и исторического наследия и подготовлена мультимедийная презентация для учащихся, учителей-предметников и классных руководителей. Данные материалы могут использоваться на уроках предмета «Кубановедение» и классных часах.


Цель работы:

- исследование истории появления на Кубани отдельных памятников прошлого;

- определить их ценность и степень сохранности в настоящее время.

Задачи:

- изучить историю появления отдельных памятников прошлого;

- узнать современное их состояние;

- выяснить возможности их использования для культурного туризма на Кубани.

Методы:

- изучение литературы;

- поиск материала в Интернете;

- наблюдение;

Гипотеза: Кубань обладает огромным запасом культурного и исторического наследия, которое может быть использовано для привлечения туристов на территорию нашего края.


Содержание


  1. Введение…………………………………………………………………5

  2. Древнейшие мегалитические сооружения – Кубани - дольмены…... 6

  3. Древнегреческие города на Тамани …………………………………. 8

  4. Римская башня.………………………………………………………...10

  5. Наследие адыгской культуры………………………………………...11

  6. Культура казачества ……………………. ……………………………13

  7. Заключение …………………………………………………………....15


Список использованной литературы………………………………………. 18



  1. Введение

С раннего детства вместе с моими родителями я много путешествовал по территории нашего края. Каждый раз, оказываясь в новом месте, я удивлялся, как многого я еще не знаю, и как богат наш край. Богат и природой, и событиями, которые происходили на этой земле много-много веков назад. О тех местах, в которых я побывал, я старался найти информацию, в книгах, для того, чтобы узнать, то, что не лежит на поверхности. А иногда - наоборот, я сначала читал о какой-нибудь достопримечательности, а потом, спустя какое-то время – видел ее собственными глазами, и мог потрогать руками.

Все это очень интересно, потому что история полна тайн и загадок, и часто – гораздо увлекательнее всяких ребусов и кроссвордов.

Впереди еще так много неизученного, а наша Родина так интересна и богата этим неизученным, и поэтому я думаю, что в нашей стране просто невозможно жить скучно.



  1. Древнейшие мегалитические сооружения – Кубани - дольмены


Из книг я узнал, что древнейшими сооружениями на Кубани считаются дольмены. На Северном Кавказе их насчитывается более 2000 штук. Дольмены встречаются как одиночными, так и целыми группами. Называют эти строения – мегалитическими, потому что сложены они из огромных плит. Обычно это сооружения из 5 каменных плит с круглым отверстием в передней плите, наподобие скворечника, но установленные на земле. Отверстие закрывалось тщательно подогнанной каменной пробкой-втулкой. Гораздо реже встречаются составные дольмены, когда одна или несколько плит составлены из более мелких блоков. На Кавказе встречаются дольмены - полумонолиты, сделанные из огромного камня и накрытые плитой-крышей. Обычно, при помощи обработки поверхности вокруг отверстия, им придавалось сходство с передним фасадом плиточного дольмена. Встречаются также дольмены-монолиты, которые выдолблены целиком из одного камня, но встречаются они крайне редко. В настоящее время остался всего один такой дольмен в Сочинском районе.

Средние размеры дольменов: 2 м в ширину, 2 м в высоту и 3 м в длину. Диаметр отверстия около 40 см. Вес каждой из плит от 3 до 8 тонн, вес пробки около 100 кг. Отверстия дольменов варьируются от круглого до овального и даже до прямоугольного. Но обязательно каждому отверстию соответствовала такой, же формы каменная пробка-втулка. На Западном Кавказе их осталось около 2000 штук, включая развалы дольменов. Целых из них не более 20%.

Слово "дольмен" произошло от кельтского слова, и в переводе означает каменный стол. У местного населения Кавказа, а это адыги, черкесы, абхазы и карачаевцы, существует несколько легенд о дольменах.

Адыги, например, называют их "испун" - дом карлика. Их легенда гласит, что в давние времена жили великаны и карлики. Великаны были большими и часто обижали карликов, а карлики - маленькими и хитрыми. Поэтому карлики с помощью хитрости заставляли великанов строить для себя дома - дольмены из огромных плит. В этих домах они чувствовали себя в безопасности. Карлики ездили верхом на зайцах и запрыгивали к себе домой прямо на них, через отверстие в передней плите. Казаки называли дольмены богатырскими хатками.

Археологи оценивают время начала строительства некоторых кавказских дольменов, как конец третьего тысячелетия до нашей эры. Это значит, что дольмены древнее пирамид.

Предназначение дольменов до сих пор вызывает споры. Одни исследователи относят их к погребальным сооружениям, потому что находят в них остатки захоронений людей. Другие – считают их древними обсерваториями. Третьи – моделью традиционных построек переселенцев из Западной Европы, которые принесли сюда свою культуру. Однако все это – не более чем теории, и точный ответ мы вряд ли получим

Интересны впечатления от непосредственного знакомства с этими сооружениями – я был удивлен, как при таких примитивных технологиях можно было перемещать такие огромные плиты, так точно подгоняя их друг к другу.



    1. Древнегреческие города на Тамани.


Тамань находится на самом краешке Черного моря – совсем рядом с Керченским проливом. В древности греки называли его Боспор Киммерийский. Боспор - это значит по-гречески «бычий» или «коровий брод». А Киммерийским назывался потому, что жили здесь племена киммерийцев.

В далёкие времена Чёрное море и Боспор Киммерийский часто замерзали, и племена кочевников свободно переходили из Крыма на Кубань и обратно. Здесь плавали греческие галеры. О Тамани писали древние историки Геродот и Страбон побывавшие здесь. Исторические источники указывают, что территория Тамани была густо заселена уже более трёх тысячелетий назад.

В VIII – VI вв. до н. э. в Греции уже существовали города–государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Что заставило греков покинуть свою благодатную Родину и переселиться в далекие, суровые по сравнению с Элладой края? Причина колонизации была в том, что не хватало плодородных земель и пищи, так как население Греции росло, а урожаи были не высокие и земли малоплодородные. Так появились греческие колонии – т.е. городские поселения греков. Основание колоний было делом важным, почти священным. На корабль с собой брали их статуи, священный огонь из родного очага, домашнюю утварь и виноградную лозу. Греки колонисты, поселившиеся далеко от родины, сохранили свой язык, религию и уклад жизни.

Гермонасса (ст. Тамань)– античный город на азиатском Боспоре, на месте нынешней станицы Тамань, на обширном береговом плато, частично разрушен регулярными обвалами береговых обрывов. Город возник не позднее 1-й трети VI в. до н.э. и в дальнейшем практически без перерывов просуществовал в последующие за античной исторические эпохи, меняя размеры и названия.

Фанагория (п. Сенной) – знаменитый древнегреческий город, развалины которого ныне скрыты волнами Таманского залива, а частично и слоями земли. Он возник там, где воды Керченского пролива соединяют Черное и Азовское моря, где в одной точке сходится море, горы и степь. Фанагория просуществовала более полутора тысяч лет и была важным политическим и экономическим центром целого ряда держав, сменявших друг друга в северном Причерноморье за это время.

Горгиппия (Анапа) – античный город, располагавшийся на месте центральной части современной Анапы. Город возник не позднее начала V в. до н.э. Название Горгиппия город получил в честь члена царского рода Спартокидов Горгиппа во второй половине V в до н.э.

Основой существования городов – колоний была посредническая торговля с городами Греции и местными племенами меотов. Отношения колонистов с местным населением складывались различно.

Кто основал Гермонассу, толком никому не известно. Одни говорят, что эолийцы, выходцы c Лесбоса, из города Митилены, другие - что те же ионийцы, только вот из какого города - неясно. В древности ходили слухи, что Гермонассу основал некто Симандр, большой любитель морских путешествий. Основав город, он умер, а градоначальницей стала его жена. Звали ее Гермонасса. Отсюда – и название города.

Соответствует ли эта легенда действительности, а если нет, то откуда на самом деле произошло и как переводится название Гермонасса, наверняка не знает никто. Скорее всего, оно как-то связано с культом Гермеса. Гермеса в Гермонассе очень любили и почитали. Еще здесь любили Аполлона Врача, Аполлона Дельфиния, Деметру с Персефоной, Диониса, и, конечно же, Геракла. Потому что Геракла любили все древние греки.

Гермонасса была красивым городом. В центре был большой пруд, в котором греки устраивали потешные морские бои, так называемые навмахии. Еще здесь были различные храмы, статуи и много другого интересного.

В наше время археологи раскопали только часть древнего городища. Глубина раскопа в отдельных местах достигает 12 метров.

Ходить по территории раскопа, касаться тех камней, которые держали в руках древние строители за много веков до нашего времени – чрезвычайно интересно и увлекательно.


    1. Римская башня в окрестностях п. Архипо-Осиповка.


Башня была обнаружена экспедицией в окрестностях поселка Архипо-Осиповка не так давно. Башня была датирована временами римского императора Нерона (54 - 68 гг.). Древнеримские находки для археологов стали большим сюрпризом. Башня была сложена из плит песчаника и известняка разной толщины и размера на глиняном растворе. Толщина наружных стен оказалась 1.20м, внутренней – 1м. Высота сохранившегося строения около 1 м.

Предполагают, что это было трехэтажное сооружение 4м в высоту, защищающее от пиратов, стоянка которых находилась недалеко от нынешнего Туапсе. Считается, что подобные башни обеспечивали еще и контроль над морем, и наблюдение за береговой полосой. Археологи определили, что в башне какое-то время жили римские солдаты, и, уходя, сожгли ее. Об этом говорит красный цвет камня. Кроме того, здесь нашли очень много древней керамики. Например, лутерий - сосуд для мытья рук и нащечник - бронзовую часть шлема римского воина, которая защищала щеки воина от стрел и ударов мечем. Но самое ценное - ваза из прозрачного сирийского стекла, которую удалось полностью восстановить, склеив обнаруженные кусочки. И в прошлые времена и в наши - дорогая вещь. Первоначальная стоимость - два таланта, это около 20 кг золота.

Римская Башня находится на правом берегу реки Вулан, на возвышенности, откуда открывается замечательный вид на море.

На месте раскопок римской башни я оказался летом, во время поездки на море, и сразу же попал на праздник – день археолога, с театральным представлением, показом находок – наконечников стрел, и предметов, найденных в башне и почти настоящей имитацией римских доспехов и оружия - мечей, щитов, шлемов. Все это является не только интересным, но и познавательным, позволяя заглянуть в далекое прошлое нашего края.



    1. Наследие адыгской культуры.


С одним из коренных народов Кавказа – адыгами, те, кто живет на территории нашего края все мы знакомы не понаслышке. И все же интересно было узнать, как жили адыги еще несколько веков назад. Возможность познакомиться с традиционным жильем адыгов представилась мне на территории современной адыгеи – в музее под открытым небом в окрестностях Майкопа.

Первое письменное свидетельство об адыгейских поселках оставил нам автор второй половины XV века - Интериано. "Черкесы живут в лачугах и деревушках, - писал он. - Их жилища все делаются из соломы, камыша и дерева". "Жилища у них делаются из кольев, которые вбиваются в землю, затем оплетаются (кругом) ветвями, обмазываются известью и кроются соломой. У князей дома побольше размером. Как исключение, встречались каменные постройки. Дерево, плетень, солома и камень - очень древний строительный материал в адыгейских жилищах. Особенностью архитектуры адыгейских жилищ XVIII- XIX вв. является устройство домов продолговатой формы. В прошлом адыгейские дома были рассчитаны на несколько семей, ведущих одно большое хозяйство. Кроме того, учитывался широко распространенный обычай гостеприимства и аталычества. Первоначально в доме была всего одна комната, служившая кухней, спальней и т. д. В дальнейшем выделили в специальные помещения: кухню, спальню, комнату для гостей. Иногда к жилому дому пристраивали самостоятельные помещения, обязательно с очагом и отдельной дверью в наружной стене. В таком случае дом разрастался в длину из года в год. Раньше адыгейское жилище делилось на две половины - мужскую и женскую. Правая половина дома предназначалась для мужчин, левая - для женщин. Мужская комната обычно была больше женской. Ближе к мужской половине были расположены наружные ворота и вход в сенной двор. С женской стороны дома находились: пекарня, кухня, курятник, амбар и вход на скотный двор. Соединение нескольких домов под одной крышей считалось более экономным, так как требовалось меньше строительного материала и рабочей силы. Система расселения в домах адыгов была прежде следующей: в большой, обычно центральной, комнате, где находился основной очаг семьи, происходило приготовление пищи. В этой комнате жили старики - главы семей, и обычно там же при бабушке и дедушке находились подростки-внучата. В большой комнате постоянно главенствовала над домашней жизнью семьи старуха. Днем старик редко заходил в эту комнату-кухню. Появление в женской половине считалось для мужчины предосудительным поступком. Старик, если он не был еще совсем дряхлым, проводил день до ночлега в общей комнате. Лишь на ночь он приходил спать в центральную комнату - кухню. Если старик был слишком дряхлым и людная комната становилась ему в тягость, ему выделяли отдельную комнату, а это помещение переходило в распоряжение более молодого поколения. Это называлось "старик ушел на покой". Лишь в особых случаях при приезде важных гостей, он появлялся в общей комнате. Неженатая молодежь помещалась в общей комнате, женатые размещались по отдельным комнатам, старшие - ближе к комнате стариков, к очагу, младшие - подальше. В их же комнатах ночевали малолетние дети. Адыгейское общество, начиная с XIII века, находилось на уровне ранне-феодальных отношений. Это не могло не сказаться на жилищной архитектуре. "Жилище, - писал в 30-х годах XIX века Кох, - различается в зависимости от богатства, величины семьи и по округам. Бедные, как правило, имеют только один дом и разделяют единственную комнату... с немногочисленным скотом, который им принадлежит. Такой дом только в незначительной степени защищает от непогоды". Ту же самую картину наблюдал Бларамберг в 30-х годах XIX века. Но все же в жилищной архитектуре было много общего. Различия не так резко бросались в глаза, как в других более развитых странах. Старые адыгейские жилища ставились на землю без подмостков или фундаментов. Стены делались из кольев и плетня, обмазанного с обеих сторон глиной, смешанной с соломой, и иногда были побелены известью. Крыши в раннее время крылись исключительно камышом или соломой. Они обычно выступали, образуя вокруг дома навес, предохранявший стены от дождя и дававший тень. В прежнее время дверь заменяла прочная доска, приставленная к входному отверстию. Доску закрепляли изнутри деревянными клиньями. Окон раньше не делали, и свет проникал через открытые двери. Позднее стали пробивать небольшие отверстия с деревянными заслонами, скрепленными прутом, или же просто затыкали их тряпками. В редких случаях окна затягивались пузырем. Очаг когда-то был весьма устойчивым элементом адыгейского жилища; он отапливал жилище, на нем варилась пища. Очаг был пристенным, устанавливался на глинобитном полу. Над ним сооружался плетеный, обмазанный глиной дымарь, начинавшийся в виде раструба на высоте одного полутора метров над полом и выходивший широкой трубой на крышу. Очаг устраивался в центральной комнате жилого дома, а позднее его стали устанавливать на кухне, во дворе. Помещение для приема гостей - "кунацкая" - устраивали из одной (реже двух) комнат, с очагом. Вначале такое помещение устраивались только вне жилого помещения, а в дальнейшем под них начали отводить отдельные комнаты в домах. На более поздней стадии развития - это результат широко распространенного обычая гостеприимства. Кунацкая обносилась высоким плетнем, образующим небольшой дворик на главном дворе усадьбы. Она строилась по возможности на удобном месте, обычно ближе к дороге. По материалу и архитектуре такая постройка ничем не отличалась от других, жилых построек. У знати такое помещение служило местом совещаний и сбора гостей и соседей. Это был обязательный элемент жилища.

    1. Культура казачества


25 августа 1892 года на берег Кубани, в районе Тамани высадились запорожцы. Больше всех о даровании казакам Тамани хлопотал войсковой судья, а впоследствии - атаман, Антон Головатый. Фигура легендарная - в Запорожской Сечи судья был вторым человеком после кошевого атамана. За все, что сделал для казаков атаман Головатый в 1911 году ему "по мысли таманского станичного общества" был поставлен памятник. Ему и прочим запорожцам.

Но особо интересным для изучения истории Кубани мне кажется было бы изучение того, как жили казаки. Так как же выглядел дом кубанского казака сто или двести назад? Как и из чего его строили? Получить ответы на эти вопросы можно в том числе посетив этнографическую станицу Атамань на Таманском полуострове.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX — начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах — из дерева. Наиболее характерным для Кубани, как и для степных районов Украины, следует считать турлучный дом, представлявший собой деревянный каркас, обмазанный с двух сторон толстым слоем (в 30—40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20—30 см.

Во многих степных станицах наряду с турлучными строились глинобитные дома.

Стены глинобитных сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной. Для покрытия крыши использовали камыш, чакан, солому. В районах, где было много заболоченных речек и лиманов, преобладали камышовые крыши. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных и перья — «чтобы все водилось». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями).

В Атамани можно посмотреть, как выглядела казачья хата изнутри. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные, у окна стоял стол, вокруг стола деревянные лавки, шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками.

Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином. За стол рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины.

Ведущей отраслью хозяйства кубанцев в прошлом было зерновое земледелие, и хлеб являлся основой питания.

Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. Ставили опару в больших обливных глиняных или деревянных посудинах. Для вымешивания теста применяли длинные долбленые или дощатые корыта. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду.

Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой, встречались всюду.

Любимыми в западных районах и в значительной степени по всей Кубани были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготовлялись также с творогом или с фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их ценили за быстроту приготовления.

Из муки же готовилась любимая кубанцами лапша. Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане,— колобки, вывертышки (род хвороста) и украинские орешки — маленькие кусочки пресного теста, вареные в масле.

Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. В западных районах чаще варили гречневую кашу. В этих же районах пекли гречневые блины и приготовляли вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой каши. Пшено было распространено везде из него варили каши, кулеш — жидкую пшенную кашу с картофелем, разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молока не добавлялось) . Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи. Пшенные каши и супы с пшеном являются традиционными русскими блюдами. В Закубанье, а также в предгорных районах сеяли кукурузу, варили мамалыгу — кушанье, широко употреблявшееся у соседних горцев, однако мамалыга у кубанцев никогда не заменяла хлеба.

Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, так же как и в распространении мамалыги, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.



    1. Заключение


История – это всегда прошлое. То, что было, когда то. Давно или недавно.

И мне всегда интересно изучать это прошлое, разгадывать его загадки.

А еще я понял, насколько богат наш край разными красотами и достопримечательностями. Как много в нем неизученного, как много я бы хотел еще увидеть – побывать на стоянке настоящего пещерного человека, или побродить по средневековой крепости и получить множество других новых и ярких впечатлений.

Оглянитесь вокруг, путешествуйте, прикоснитесь к прошлому своей Родины.



    1. Список использованной литературы.




  1. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. М., 1974. С. 38.

  2. Куцеев В.В. Этническая история казаков. – Краснодар: Изд. группа Кубанского института технического творчества, 1995. – С. 122.

  3. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века.

  4. Трехбратов Б.А. История Кубани – Краснодар, 2000.

  5. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. – Краснодар: Советская Кубань, 1992.



Похожие:

«Изучение исторического наследия Кубани» iconМастер- класс. Изобразительное искусство
Цели: Воспитывать любовь к своей малой Родене через изучение её исторического наследия. Прививать любовь к античной культуре при...
«Изучение исторического наследия Кубани» iconМетодические указания по селекции винограда / П. Я. Голодрига, В. И. Нилов, М. А. Дрбоглав и др. Ереван: Айастан, 1974. 225 с.* 12.
Трошин Л. П. Агробиологическое изучение сортов винограда в центральной зоне Кубани // Тез докл науч техн конф фак плодоовощеводства...
«Изучение исторического наследия Кубани» iconКлассный час «Кубань мой край родной». Цель: Воспитание преемственности поколений. Развитие интереса к истории малой родины. Оформление: Выставка книг о Кубани. Стенд «Символика Кубани»
Изучение кубановедения в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и...
«Изучение исторического наследия Кубани» icon«Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного исторического наследия»

«Изучение исторического наследия Кубани» icon«Фольклор Сергиевского района- часть исторического и культурного наследия Самарской губернии»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная
«Изучение исторического наследия Кубани» iconМеждународной научно-практической конференции «технические музеи как инструмент сохранения исторического наследия и важный элемент развития мировой цивилизации»

«Изучение исторического наследия Кубани» iconПояснительная записка Автор материала (фио)
...
«Изучение исторического наследия Кубани» iconРабочая программа по курсу «Охрана и использование историко-культурного наследия Сибири»
Составитель: Богданова О. В. – к и н., доцент кафедры археологии и исторического краеведения тгу
«Изучение исторического наследия Кубани» iconПояснительная записка (для педагога)
Создание условий для привлечения учащихся к изучению исторического и культурного наследия России
«Изучение исторического наследия Кубани» iconА. С. Макаренко за рубежом 281. Абент Ф. Письмо из Венгрии. «Народное обра­ зование», 1963, №4, с. 108
Изучение и применение педагогического наследия Ма­каренко венгерскими педагогами
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница