«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы




Название«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы
Дата03.02.2016
Размер11.8 Kb.
ТипДокументы
КАРТОЧКА №1.

«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов». (М. Белкин. «Читая Достоевского и Чехова». 1973.

  1. В чём состояли ваши трудности во время самостоятельного чтения романа?

  2. В чём, по вашему мнению, отличие романа Достоевского от других, известных вам романов?

  3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского?


КАРТОЧКА №2.

Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, полифонический роман, философско-публицистический роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определений сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой – человек идеи.

«…идея – сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не меньше, чем «психология» и чем «среда». «Высшими « людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это – человек идеи – говорил о них Достоевский. – Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нём не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей своей жизни».

Записные тетради Ф. М. Достоевского.

  1. Кого из известных вам героев русской литературы можно назвать человеком идеи?

  2. В чём их сходство и в чём различие с героем романа «Преступление и наказание»?

  3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа.


КАРТОЧКА №3.

Литературовед В. Я. Кирпотин пишет: «Вдохновение Достоевского начинало работать тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий…»

  1. Можете вы согласитесь с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»? Аргументируйте ответ.

  2. Можно ли происходящее в романе назвать «взрывом событий»? Почему?


КАРТОЧКА №4.

В начале романа на вопрос Раскольникова «Для чего же ходить»? Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

1. Когда и в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют слова героя каким-либо смыслом?

2. Есть ли, на ваш взгляд, в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Разумихину? Попробуйте разделить всех героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?

3. Что если в этих словах Мармеладова заключён основной смысл романа? В каком свете тогда предстаёт всё, происходящее с героями, и прежде всего с Раскольниковым?


КАРТОЧКА №5.

«Раскольников ещё до начала действий романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Мы знакомимся с её содержанием и, следовательно с основной идеей Раскольникова в напряжённом и страшном диалоге с Порфирием (также участвуют Разумихин и Замётов). Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение всё время перебивается вопросами, обращёнными к Раскольникову, и репликами этого последнего. Затем эту теорию излагает сам Раскольников, всё время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями Порфирия.

Идея Раскольникова раскрывает в этом диалоге разные свои грани, оттенки, возможности, вступает в разные взаимоотношения с другими жизненными потенциями».

М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 1973.

1. В чём заключается идея (теория) Раскольникова? Сам ли Раскольников выдумал теорию «двух разрядов»? После каких размышлений он приходит к этой теории? Что побудило Раскольникова к этим размышлениям?

2. Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев? Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство? Что из этого деления людей на два разряда следует для самого Раскольникова?

КАРТОЧКА №6.

Режиссёр-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым всё дозволено».

  1. Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?

  2. Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова – «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?


КАРТОЧКА №7.

Во время работы над второй редакцией романа писатель сделал такую запись: «Главная анатомия романа. После болезни и прочее. Непременно поставить ход дела на настоящую точку и уничтожить неопределённость, т. е. так или этак объяснить все убийство и поставить его характер и отношения ясно».

  1. Уничтожил ли писатель в окончательной редакции романа неопределённость, связанную с объяснением убийства? Или верно обратное?

  2. Каковы, по вашему, мотивы преступления Раскольникова?


КАРТОЧКА №8.

Можно ли сказать, что уже в части первого романа начинается опровержение идеи Раскольникова? В чём оно заключается?


КАРТОЧКА №9.

«Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь…» (В. Я. Кирпотин).

  1. С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?

  2. Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь? Удаётся ли это герою?



КАРТОЧКА №10.

«Многие герои Достоевского, совершившие выбор, победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершённого ими выбора.

Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.

Свободный человек становится рабом свободно им выбранной идеи. Он как бы одержим ею. Она владеет им абсолютно и отъединяет его не только от лица фактов, но и от мира других людей».

Е. Ю. Кузьмина – Караваева. Достоевский и современность. 1929.

1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?

2. В каких сценах особенно?

3. Дайте свой комментарий одной из таких сцен.


КАРТОЧКА №11.

«Если трагедия Раскольникова – лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову… И ещё хуже…» (В. Я. Кирпотин)

  1. На чью же голову грозится Раскольников «обрушить топор» уже после совершения преступления? Чем это вызвано?

  2. На что ещё был готов Раскольников?

  3. В самом деле, «как понять» понять такую «трагедию совести» героя Достоевского?


КАРТОЧКА №12.

Е. Старикова так объясняет причину преступления Раскольникова: «… на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому – трагедия».

1. Можете ли вы согласиться с тем, что противоречие между ужасом убийства и подлость примирения не даёт покоя Раскольникову «на протяжении всего романа»? Обоснуйте ответ.

2. Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает ли Достоевский на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?


КАРТОЧКА №13.

Вспомните сцену посещения Раскольникова Лужиным.

  1. Как описывает автор романа появление Лужина в каморке Раскольникова? Чем он выделяется среди собравшихся здесь?

  2. В разговоре с Раскольниковым Лужин постоянно употребляет слово «новый»: «новые полезные мысли», «новые полезные сочинения» и др. Какой смысл приобретает это словечко в устах Лужина? В чём особенность речи Лужина?

  3. Лужина часто называют «двойником « Раскольникова, имея в виду близость их «идей». В чем заключается эта близость? Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность? Почему Раскольников с ненавистью воспринимает все сказанное Лужиным? В каком отношении их всё же можно назвать «двойниками»?



КАРТОЧКА №14.

«Лужин. Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум и чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращённые. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, донос. Всё по расчёту, в том числе и брак. Как говорил автор, «более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужин узок и однолинеен».

  1. Дайте свою характеристику Лужину, обращаясь к тексту романа.

  2. Можно ли встретить Лужина в наши дни? Чем он мог измениться, а что обязательно должен был сохранить, чтобы остаться Лужиным?


КАРТОЧКА №15.

  1. Как третий сон Раскольникова, в котором он вторично пытается убить старуху-процентщицу, подготавливает появление Свидригайлова? Что вносит его появление в повествование?

  2. В разговоре Свидригайлова с Раскольниковым, который начался с будничных тем, вдруг возникает тема вечности – о том, что ожидает человека после смерти как награда или наказание за прожитую жизнь. Какой видит «вечность» Раскольников и какой она представляется Свидригайлову? Почему их представления столь разные? В чем символический смысл образа – вечности в романе?


КАРТОЧКА № 16.

  1. Почему вторую встречу Раскольникова со Свидригайловым автор романа переносит в трактир с названием «Хрустальный дворец!? Что является центральной темой их разговора в трактире и почему?

  2. Почему Свидригайлова больше всего удивляет, что Раскольников всё ещё носит в своей груди Шиллера?


КАРТОЧКА №17.

«Когда Свидригайлов хочет стреляться. Он идёт среди густого молочного тумана по скользкой, грязной деревянной мостовой к Малой Неве: «Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты, и, наконец, тот самый куст…»

Свидригайлов как будто ищет тот самый куст, в котором спал Раскольников и о котором ничего в романе не говорится».

В. Шкловский. За и против. 1967

1. Что привело Свидригайлова к самоубийству?

2. Почему раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова? Какую роль это сыграло в явке Раскольникова с повинной?


КАРТОЧКА №18.

«Свидригайлов практически добр до самой последней минуты, не только по отношению к Соне, Дуне, малолетней невесте, но и по отношению к первым встречным». (В. Кирпотин)

«Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего кроме своих желаний, и приходящего к смерти». (В. Шкловский)

(Свидригайлов) «…представлен как воплощение нравственного растления и гибели… слоя «образованных», к которому включал, по мнению Достоевского и нигилистов». (М. Гус)

  1. Прав ли Свидригайлов, говоря Раскольникову, что у них есть общая точка?

  2. Верна ли точка зрения, что Свидригайлов ещё один «двойник» Раскольникова в романе.

Похожие:

«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconАксиологический подход Подход, предполагающий, что
Аксиологический подход связывает между собой теорию и практику, позволяя изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей...
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconОрганизация адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника...
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconДоклад ученицы 8 б класса
Мой дедушка был очень интересным человеком – настоящим главой семьи, тружеником, жизнелюбом. Он ушел, а мы все помним его образную...
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconРабочая программа учебной дисциплины «Социология личности»
Данный спецкурс относится к числу курсов по выбору и предназначен для студентов по специальности социология
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconИнновационные методы кадровой политики библиотеки: организация методической поддержки
Практика убедительно подтверждает, что успех есть там, где руководство осуществляет активную и планомерную кадровую политику, создает...
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconПрограмма курса «Методы вычислений»
Курс «Методы вычислений» реализуется в рамках специальностей 0647 и 2013 и относится к общим математическим дисциплинам федерального...
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconМбоу «Уруссинская средняя общеобразовательная школа №3» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Программа элективного курса «Основы аналитической химии» относится к числу элективных курсов, входящих в состав предпрофильной подготовки...
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconСодержание введение 3
Стиль и методы работы руководителя муниципальной системы социальной защиты населения современный опыт
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconРеферат Понимание Бога и дьявола в творчестве Ф. М. Достоевского
Философско-религиозные взгляды Ф. М. Достоевского
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы iconЖизнь и творчество Ф. М. Достоевского
Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Ф. М. Достоевского
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница