Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания




Скачать 24.09 Kb.
НазваниеЗакономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания
страница1/26
Дата03.02.2016
Размер24.09 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Психологический журнал Том 24, №6, 2003


СОДЕРЖАНИЕ

Автор:

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА

 

Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности

Д. Н. Завалишина

5

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью

В. М. Русалов, Л. М. Рубина

16

Понятие "психологическое пространство личности": обоснование и прикладное значение

С. К. Нартова-Бочавер

27

Прогноз тревожности у студенток на основании их типологических различий

А. И. Нестеренко, В. Н. Васильев, Д. В. Загулова, Т. В. Робенкова

37

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Слухи как средство информационно-психологического противодействия

А. Г. Караяни

47

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

 

Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания

И. О. Александров, Н. Е. Максимова

55

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

 

Соотношение сходства/различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся

А. Н. Воронин, И. Г. Трифонова

11

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

 

Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации

С. А. Гапонова, Н. А. Мартынова

86

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Генчо Димитров Пирьов - выдающийся психолог и деятель просвещения Болгарии

Л. Десев, А. Пенова

95

ДИСКУССИИ

 

Психологическое и физиологическое: континуальность и/или дискретность

Ю. И. Александров, Е. А. Сергиенко

98

По поводу парадокса недизъюнктивности психики

М. И. Воловикова

107

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

Научная конференция "Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления"

Т. И. Артемьева, И. А. Джидаръян

110

стр. 1



Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева: "Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика"

М. В. Фаликман, Е. В. Печенкова

118

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

 

Леониду Михайловичу Попову - 60 лет

 

122

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

Рецензия на книгу "Психология индивидуального и группового субъекта" / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой

И. Е. Задорожнюк

123

Хроника

85,109

Указатель статей, опубликованных в "Психологическом журнале" в 2003 г., том 24

126

стр. 2


Психология субъекта. СУБЪЕКТНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Д. Н. ЗАВАЛИШИНА

©2003 г.

Д. Н. Завалишина

Доктор психол. наук, главный научный сотрудник ИП РАН, Москва

В контексте методологических разработок принципа субъекта, осуществленных С. Л. Рубинштейном и его последователями, проанализировано содержание категории субъекта, реально функционирующее в прикладной психологии применительно к профессиональной деятельности человека и его развитию в этой деятельности. Показано, что используемые определения субъекта не выходят за рамки постулата "специализации" и системы "человек и профессия". Однако выявление нового качества субъекта, достигшего высокого профессионализма, требует выхода в иную систему - систему "человек и мир", а также обращения к категории "онтологический субъект". Лишь такой контекст анализа позволяет раскрыть тот спектр отношений с миром (действенных, познавательных, эстетических, этических), который начинает реализовывать в своей профессиональной деятельности специалист высокого класса.

Ключевые слова: субъект профессиональной деятельности, профессиональное развитие, специализация, система "человек и профессия", высокий профессионализм, онтологический субъект, система "человек и мир".

Категории "субъект", "субъектный план", "субъектность" и т.д. широко используются в психологии труда (и в других отраслях прикладной психологии), поскольку реальная трудовая деятельность (и ее важнейшая форма - профессиональный труд), связанная с производством социально необходимых продуктов (в их объективной и субъективной формах), является основным видом преобразующей мир инициативной активности человека как субъекта.

Цель данного теоретического исследования состоит в выяснении того, насколько полно прикладная психология, решая свои специфические задачи, реализует методологический потенциал принципа субъекта в его родовом, сущностном содержании.

Наиболее глубокое раскрытие принципа субъекта в психологии было осуществлено С. Л. Рубинштейном, положившим в его основу представление об онтологическом субъекте как важнейшем определении реального бытия человека в мире. Это представление было конкретизировано им в ряде положений:

1. Исходная позиция Рубинштейна относительно человеческого существования, которое рассматривается в системе "человек и мир" (в широком смысле), формулируется следующим образом. "Бытие... - это факт существования человека и бытия, как факт "встречи" одного сущего с другим" [25, с. 275]. "Человек должен быть взят внутри бытия" [25, с. 332]. При этом Рубинштейн подчеркивает "единство, с одной стороны, существования как акта, процесса действования и, с другой, причинения как восстановления, сохранения своего существования" [25, с. 279]. В дальнейшем аспект процессуальности стал выступать у Рубинштейна как наиболее существенная характеристика любых психических явлений и вместе с тем главный предмет психологии.

2. Сущностная специфика "способа существования" человека состоит в наличии у него сознания и деятельности. "Здесь выступает и включенность человека в цепь причин и следствий, зависимость человека от условий жизни и их зависимость от его деятельности" [25, с. 341]. В этом определении акцентируется и тот факт, что отношение человека (субъекта) к объективной реальности - "это не только идеальное познавательное отношение, но и практическое действие" [25, с. 276]. Один из смыслов действия как преобразующего воздействия человека на мир приводит Рубинштейна к важному для психологии (особенно прикладной) положению: "Действие, труд (производящий, творящий) должен быть включен в онтологию, онтологию человеческого бытия, существования как необходимое и существенное звено" [25, с. 345].

3. Другой ряд важнейших характеристик человека как субъекта раскрывается Рубинштейном через дифференциацию его способов существования. Исходным пунктом этой дифференциации выступает общеметодологическое положение о способе существования как характеристике любого (а не только человеческого) уровня бытия в его отличии от других. В этом случае способ су-

стр. 5



ществования является выражением "качественной определенности" того или иного уровня бытия. "Качественным различиям "движений", изменений отвечают различия субъектов этих движений" [25, с. 281], или "субъектов определенных способов существования" [25, с. 320]. В подобном дифференцирующем значении применительно к человеческому уровню существования Рубинштейн говорит о субъекте познания и действия, "субъекте жизни" [25, с. 332] как формах и уровнях проявления его активности в разных отношениях с миром и другими людьми. Кроме того, наряду с общим способом существования человека он отмечает специфические способы существования "в разных общественно-исторических формациях" [25, с. 279]. Обращение же к человеку уже как субъекту жизни позволяет Рубинштейну выделить еще два способа существования, или отношения человека к жизни. "Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом" [25, с. 351]. Второй способ существования связан с появлением рефлексии, мысленно выводящей человека за пределы непосредственного непрерывного потока жизни, позволяя субъекту занять позицию вне ее "для суждения о ней" [25, с. 352]. "Отсюда с этого момента возникает проблема "ближнего" и "дальнего", проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения к жизни, к окружающему его и осознанного отношения, опосредованного через "дальнее"... От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней" [25, с. 352]. (Эти способы существования человека можно было бы назвать, по нашему мнению, адаптивно-реактивным и перспективно- творческим.)

4. Вводя человека внутрь бытия, Рубинштейн присоединяется к критике лапласовского механического детерминизма и предлагает свою знаменитую формулу детерминации: "внешние причины действуют через внутренние условия" [25, с. 359], или: "всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)" [25, с. 359]. Развивая эту позицию, Рубинштейн раскрывает разные аспекты диалектики внешнего и внутреннего. Мы остановимся на двух из них, существенных, с нашей точки зрения, в контексте данной статьи.

А. Фундаментальная характеристика человеческого бытия - его соотнесенность с миром -конкретизируется Рубинштейном в том числе в его критике понятия "ситуация" в экзистенциализме и гештальтизме. Ситуация для него - не "целостная, нерасчлененная совокупность обстоятельств". "Нахождение в ситуации предполагает расчленение этой ситуации, выделение в ней условий, соотнесенных с встающими перед человеком требованиями, задачами" [25, с. 345]. Иначе говоря, к объяснению жизни человека Рубинштейн привлекает схему и понятие, которые используются при анализе мышления, его внутренних условий: "проблемная ситуация" и "задача" (и ее решение субъектом). "Непрерывное членение (анализ) ситуации, выделение в ней того, что существенно в соотношении с требованиями задачи, целями и т.д. и ее изменение в жизни человека" [25, с. 362]. В этой связи, отмечает Рубинштейн, методика "выявления внутренних условий мышления, познания объекта совпадает с общим методом объективного познания субъекта и субъективного" [25, с. 362].

Б. Рубинштейн раскрывает и существенные определения собственно внутренних условий. Первое из них подчеркивает интегративность, целостность внутренних условий, обеспечиваемые субъектом. Отмечая существование разного рода связей между элементами любого целого, он особо выделяет структурные связи (в том числе закономерные), которые "объединяют отдельные элементы, аспекты или стороны в единое целое. Именно структура связи, объединяющая разные стороны в одно единое целое, и является той внутренней связью, которая образует внутреннее условие, опосредствующее суммарный эффект действия внешней причины" [25, с. 359]. Второе существенное определение относится к генетическому аспекту внутренних условий и связано опять-таки с критикой экзистенциализма, с пониманием им свободы человека: все "определяется его проектами и замыслами, исходя из будущего, но будучи никак не детерминировано ни прошлым, ни человеческой природой" [25, с. 361]. Такое понимание свободы, отмечает Рубинштейн, является чистым отрицанием, в то время как отрицание, являясь необходимым моментом любого движения (и развития), предполагает диалектику и преемственность прошлого и будущего. Поэтому наличное бытие человека - всегда "продукт предшествующего развития, внутренних предпосылок или условий, складывающихся в ходе предшествующего развития, которое в процессе взаимодействия с миром определяет будущее человека, его внутренние условия" [25, с. 361].

5. Дифференциация субъектов как носителей качественной определенности, о которой мы говорили выше (сначала - субъекты разных форм движения, затем, на человеческом уровне бытия, -субъекты действия, познания, жизни), безусловно продуктивна для решения разных конкретных задач, связанных со спецификацией и анализом разных качественных определенностей. Вместе с тем, обращаясь к существенным характеристикам человека, его родового бытия, Рубинштейн

стр. 6



подчеркивает универсальность субъекта, его причастность ко всему сущему, выделяя при этом два аспекта.

Первый аспект состоит в том, что человек как конечное существо включается в бесконечное бытие через необходимое отношение в каждый момент своей жизни к "материальному и идеальному, ко всему порожденному предшествующим развитием человечества... Таким образом, жизнь человека вступает во взаимодействие с жизнью человечества, воплощенной в продуктах деятельности человечества, народа, общества" [25, с. 344].

Второй аспект состоит в том, что "человек обретает всю полноту своего бытия и выявляется во всех своих человеческих качествах по мере того, как он выступает по отношению ко всем сторонам бытия, жизни" [25, с. 365]. В этой связи Рубинштейн выделяет наряду с деятельным отношением человека с миром его эстетическое начало (созерцание) и познавательное отношение, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки и этического отношения: "утверждение существования человека в его отношении к другому человеку, к людям" [25, с. 343]. Важно отметить, что эти разные отношения человека с миром и с людьми не являются изолированными "измерениями" субъекта, но необходимо взаимосвязаны и опосредствуют друг друга в любом реальном взаимодействии последнего с миром (что и фиксируется так или иначе в структурной целостности внутренних условий, о которой говорилось выше).

Таким образом, выявленные Рубинштейном существенные характеристики человека как онтологического субъекта (в системе "человек и мир") свидетельствуют о его принципиальной родовой многомерности, потенциях универсальности, в том числе задаваемых причастностью к бесконечному бытию (продуктам жизнедеятельности человечества), включенностью его в разные отношения с миром и людьми (деятельные, познавательные, эстетические, этические), а также опосредствованностью его настоящего бытия не только будущим (планами, проектами), но и прошлым (вообще целостным движением жизни). Кроме того, как мы уже отмечали, диалектика внешнего и внутреннего предполагает и обращение к активности субъекта по "задачному" структурированию ситуаций своей жизни.

Рассмотренные принципиальные позиции Рубинштейна по определению онтологического субъекта впоследствии разрабатывались в разных направлениях его учениками и последователями.

Не ставя своей задачей специальный анализ всех теоретико-методологических "прибавок" к исходным воззрениям Рубинштейна, мы остановимся лишь на некоторых из них, существенных в контексте данной статьи.

А. В. Брушлинский рассматривает субъекта как "всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных" [8, с. 17]. Уже в этом определении просматривается характеристика субъекта как интегрирующей инстанции любых внутренних условий. Данная характеристика усиливается в следующем определении: "Целостность субъекта есть основание для системности всех его качеств" [10, с. 570]. Причем в число этих качеств входят не только разные формы сознательного отношения к миру: "человек остается субъектом - в той или степени - также и на уровне психического как процесса и вообще бессознательного" [10, с. 566].

Особое внимание, как известно, Брушлинский уделял исследованию мышления как процесса, презентирующего диалектику внешнего и внутреннего, прошлого и настоящего. Эта диалектика реализуется механизмами самодетерминации мыслительного процесса, в том числе разнонаправленным, творческим преобразованием субъектом любых известных ему операций, способов мышления и т.д. [9]. В общей форме Брушлинский ставит вопрос и о развитии субъекта на протяжении всей жизни человека. Им выделяются как бы две "эры" в бытии человека - до-субъектная и субъектная.

Иной аспект человека как субъекта выделяет К. А. Абульханова-Славская - личность как субъект жизнедеятельности. Основное внимание уделяется выявлению разных (в том числе типичных) способов существования личности в мире. Субъект определяется ею как высший уровень развития личности: "Личность становится субъектом, когда она выступает таким центром самоорганизации и саморегуляции, который позволяет ей соотноситься с действительностью целостным, а не парциальным образом" [3, с. 363]. Качество и мера становления личности субъектом определяется масштабом и конструктивностью разрешения возникающих в жизни противоречий. Наиболее обобщенной формой этих противоречий являются "противоречия между личностью, ее мотивами, способностями, потребностями и теми требованиями, которые предъявляет ей общество" [3, с. 362].

Абульханова-Славская продолжила линию дифференциации субъектов, предложив различать "понимание субъекта, связываемое с его активностью, самодеятельностью, саморазвитием, самодетерминацией и специально- дифференциальное, когда понятие субъекта употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект (специ-

стр. 7



фика морального субъекта... субъекта общения, деятельности, познания и т.д." [3, с. 366 - 367]. Во втором случае субъект служит для обозначения лишь "специфического качества" личности.

Специально обсуждая проблему личности как субъекта деятельности (главным образом, трудовой), Абульханова-Славская выделяет два параметра, которые, по ее мнению, только и позволяют говорить именно о субъекте. Первый - это перестройка, согласование "своей личностно-психической организации... соответственно требованиям труда, рабочего режима, профессиональных задач" [2, с. 63], превращения своих способностей, свойств и т.д. в средства обеспечения деятельности. Второй параметр, совпадающий с представлением о субъекте жизни (по содержанию), связан с "возможностью целостной организации деятельности, с доступностью субъекту... целостного контура, возможностью самому определить этот контур" [2, с. 65]. По последнему параметру многих "честных тружеников" (в терминологии автора) в силу их позиции исполнителя, привязанности к частным задачам и ситуациям труда, нельзя назвать субъектами деятельности (разве только в смысле указания "на лицо", которое трудится [2, с. 64 - 65]). (Правда, при такой постановке вопроса становится возможным говорить о бессубъектной деятельности, что противоречит исходному постулату субъектно-деятельностного подхода, активно утверждаемому школой Рубинштейна.)

Развивая подход Рубинштейна к диалектике внешнего-внутреннего через концепт задачи, Абульханова-Славская вводит понятие "общественная задача". Этот вид задачи определяется как "конкретная форма специфического включения индивида в действительность... Форма организации, ограничения и одновременно актуализации его активности" [1, с. 186]. И далее: "С одной стороны, содержание задачи включает социально-типичные условия и требования общественно необходимой деятельности... с другой, личность так или иначе относится к задаче, и именно это отношение определяет способ ее включения в решение задачи, а затем способ осуществления и регуляции деятельности" [1, с. 187].

Феномен субъективности человека в его онтогенетическом развитии (как один из важнейших аспектов субъектности) был исследован В. И. Слободчиковым. В качестве ситуации развития он рассматривает событие человека (ребенка, а затем и взрослого) с другими людьми. Результатом смены разных форм события человека с другими людьми в процессе жизни и является развитие его субъективности, повышение ее уровня. В пределе (в ходе разрешения человеком основного жизненного противоречия - его "обособления- отождествления с разными человеческими общностями) и на основе способности к рефлексии (с помощью высших рефлексивных механизмов) субъект достигает ступени универсализации, выхода за пределы любых частичных аспектов своего внешнего и внутреннего бытия, "за пределы мерного и пограничного
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconОнтогенез. Эмбриональное развитие организмов
Образовательные: сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах...
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания icon1. Теоретические основы формирования организационной структуры на предприятиях в современных условиях Сущность и
Анализ организационной структуры на предприятии ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconОптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка»
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconУказ президента российской федерации вопросы системы и структуры
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции...
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconПроверка знаний и умений учащихся по математике
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных...
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconБилет №5: Понятие о патопсихологических синдромах. Регистр-синдром
Патопсихология – изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования...
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconЗакон Российской Федерации «О техническом регулировании»
Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ). Закономерности формирования результата...
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconПримерная программа дисциплины материаловедение рекомендуется Минобразованием России для направлений подготовки (специальностей) в области техники и технологии
Материаловедение – наука, изучающая металлические и неметаллические материалы, применяемые в технике, объективные закономерности...
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconПрограмма в рамках федерального компонента «Петербург центр мировой и отечественной культуры и науки»
В санкт – Петербурге краеведение является одним из компонентов обязательного образования, ведь наш город представляет огромные возможности...
Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания iconМетоды и приемы формирования умственной акти вности детей дошкольного возраста
Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница