Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы




Скачать 18.57 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации учителю для написания рабочей программы
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер18.57 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования

закрепляет за образовательным учреждением право на разработку Основной образовательной программы начального общего образования. В стандарте подробно изложены требования к структуре этого документа, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов. Рабочая программа, являясь индивидуальным творческим документом учителя, тем не менее должна быть четко структурированным, логичным, педагогически выверенным инструментом планирования.

Рабочая программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образо­вательного учреждения.

Этот документ — авторский инструмент, с по­мощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содер­жание, формы, методы и приемы организации об­разовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС.

При составлении рабочей программы учитыва­ются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащих­ся; уровень подготовки учащихся; степень их учеб­ной мотивации; образовательные потребности семьи, ребенка; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения и др.

Рабочая программа формируется на основе ав­торской учебной программы и соответствующего ей учебно-методической комплекта (в нашем слу­чае УМК по системе Л.В. Занкова) и рассматрива­ется одним из структурных подразделений образо­вательного учреждения: рабочей группой, эксперт­ным советом, методическим объединением (сове­том), кафедрой и т.п., а затем может утверждаться руководителем образовательного учреждения.

Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное пла­нирование своей деятельности.

Структура типовой рабочей программы включа­ет следующие элементы:

  1. титульный лист;

  2. пояснительная записка;

  1. планирование учебной деятельности (кален-дарно-тематическое планирование) с выделе­нием характеристик деятельности учащихся;

  2. сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.

Рассмотрим более подробно наполнение каждого из перечисленных элементов.

На титульном листе должно быть указано:

  • название учебного предмета;

  • обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;

  • название образовательного учреждения;

  • краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя; его разряд или квалификационная категория, информа­ция о педагогическом стаже, об опыте работы с данным учебно-методическим комплектом');

  • сроки действия рабочей программы (учебный год);

  • место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.



Титульный лист (вариант)


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 000


Согласовано председатель МО «Утверждаю» директор МОУ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


(Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса.

Самара: Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Федоров», 2008. — 80 с.

Допущено Министерством образования и науки РФ)


Разработчик программы учитель начальных классов

Педстаж 23 года, высшая квалификационная категория


2011 год


В пояснительной записке должны быть указаны:

  • авторская программа и учебники (авторы, год издания), которые используются в процессе обучения;

  • педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

  • особенности обучения в данном классе (разви­вающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.п.);

  • особенности и проблемы, существующие в ор­ганизации работы в данном классе;

  • информация об изменении сроков и/пли вре­мени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообраз­ности изменений (эта корректировка будет

Курсивом выделена дополни тельная информация , которая может содержаться в рабочей программе осуществляться в дальнейшем в течение всего учебного года, т.к. учитель получит новую ин­формацию о развитии учащихся, наблюдая их на уроках, анализируя проверочные работы на каждом этапе и т.п.);

информация об изменении (при необходимос­ти) содержательной части авторской програм­мы с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализова­ны. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то такая рабо­чая программа, как правило, требует согласова­ния и рецензии компетентного органа образо­вания или иной компетентной организации (научно-методического центра, института по­вышения квалификации работников образова­ния и т.п.).

Пояснительная записка (вариант)




В основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса ГОУ СОШ № 000 положена авторская программа, которая разработана Н.В. Нечаевой и обеспечена учебником (Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса. — Самара: Издатель­ство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2008. — 80 с.) и методическими пояснения­ми (Н.В. Нечаева. Русский язык. 1 класс. Методичес­кие пояснения. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 48 с).

Цель курса — освоение учащимися коммуника­тивной функции языка.

Ведущая задача — развитие речи во всех ее фор­мах: внутренней, внешней (устной и письменной), — во всех ее функциях: общения, сообщения, воздей­ствия.

Для решения поставленной задачи важны три условия: мотивация (потребность в речевом выска­зывании и восприятии), содержательность речи и ее правильность. Все три условия взаимосвязаны: желание речевого общения возникает, если понятен и интересен предмет речи, если человек владеет системой языка, на котором осуществляется комму­никация. Мотивация и содержательность речи не мо­гут обеспечиваться только за счет учебного предмета «Русский язык». Они формируются на общепредмет­ном уровне, тогда как правильность речи — в основном прерогатива «Русского языка». Правиль­ность речи зависит от владения лексикой, граммати­кой, орфоэпией, правописанием, графикой русского языка, а также от навыков чтения.

Язык усваивается человеком не ради самого язы­ка, не ради познания его звукового и грамматичес­кого строя, а как основное средство, способ дея­тельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущ­ность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действитель­ности с ее языковым выражением, т.е. в формирова­нии навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи.

Иными словами, мы должны создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс характеризует яр­кая практическая направленность на пользование языком. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письмен­ной форме.

Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи — языковой сис­темы, а методологической основой решения этой задачи служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).

Непрерывный курс русского языка построен в соответствии с единой целью и задачей, которые определены выше. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслуши­ваясь в слово, дети устанавливают зависимость его смысла от звукового и буквенного состава,от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее до конца начальной школы учени­ки погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу по русскому языку в начальных классах. В основ­ной школе системообразующей для курса является стилистика.

Такое структурирование материала позволяет любое языковое явление рассматривать с точки зрения его целесообразности или нецелесооб­разности в конкретном контексте речи. Оно обнару­живает объективно существующие связи внутри системы языка, а главное, между языковым явлени­ем и его смыслом в данной речевой ситуации. Создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каж­дый ребенок найдет нишу для успешной познава­тельной деятельности. Так дети учатся рассматри­вать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Такой подход позволяет по­степенно наращивать и усложнять уровень теорети­ческих обобщений, которыми должен оперировать ученик. Разносторонность анализа также обеспечи­вает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем са­мым оасширяются коммуникативные возможности учеиичоз и формируется прочность усвоения про­граммного материала.

Характеристика класса на начало учебного го­да (на основе стартовой диагностики, анкетирова­ния родителей, собеседования; анализа медицинских карт) (вариант)

В классе 25 учащихся — 15 девочек, 10 мальчи­ков. Все дети на момент поступления в школу дос­тигли возраста 6,5 лет. У 7 учащихся неполные семьи — детей воспитывают мамы; 1 ребенок сирота, воспитывается опекуном (бабушкой).

Большинство детей не имеет хронических заболе­ваний. У 1 ребенка (А.Б.) — заикание (наблюдается у логопеда); у 1 ребенка (В.Г.) — диагностированная гиперактивность (наблюдается у психоневролога); у 1 ребенка (Д.Г.) — нарушение осанки (наблюдается у ортопеда).

В целом класс успешно завершил период обуче­ния грамоте. Уровень подготовки учащихся позволя­ет начать освоение курса русского языка и не требу­ет корректировки содержания программы. Однако особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построению моно­логического высказывания, развитию произвольного внимания как наиболее проблемным для данного класса.

1 Общая характеристика класса может быть дана 1 раз во ввод­ной части ко всем рабочим программам по предметам.



Наиболее важной частью в разработке раздела «Планирование учебной деятельности» является подробное описание учителем: планируемых ре­зультатов обучения, на которых основана совре­менная рабочая программа. «...Система планируе­мых результатов дает представление о том, какими именно действиями — познавательными, личност­ными, регулятивными, коммуникативными, пре­ломленными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса»'.

В «Примерной программе» содержится раздел «Планируемые результаты освоения обучающими­ся основной общеобразовательной программы на­чального образования», подробно описывающий базовые предметные знания и универсальные учеб­ные действия (УУД) по каждому из предметов на­чальной школы. До этого традиционно в програм­мах рассматривался только содержательный компо­нент (Что учащиеся должны знать?). Концепция развития современного образования ориентирова­на на деятельностный компонент (Что учащиеся могут самостоятельно выполнить?). Этот подход де­лает образовательную модель более конкретной и управляемой и позволяет большинству учащихся начальной школы освоить исполнительскую компе­тентность, лежащую в основе умения учиться.

Описание планируемых результатов внутри каж­дой темы следует начинать с более простых поня­тий и УУД, далее — по возрастанию их сложности. Большинство элементов описывается на базовом уровне, доступном для освоения всеми учащими­ся—в зоне их актуального развития. Лишь немно­гие элементы могут соответствовать зоне ближай­шего развития каждого школьника, они формиру­ют материал повышенного уровня трудности. В «Примерной программе» элементы углубления выделены в тексте курсивом. При разработке учеб­ной программы их также следует особо выделять (цветом или введением отдельной рубрики).

При оформлении планируемых результатов сле­дует соблюдать единые правила: например, описы­вать УУД с помощью глаголов в инфинитиве /'уча­щиеся научатся: называть, описывать, характери­зовать, объяснять, показывать на рисунке, карте, схеме, графике, находить черты различия и сход­ства) или любым другим способом, являющимся оптимальным для учителя.

Рабочая программа учителя является уникаль­ным документом, отражающим не только требова­ния Стандарта, но также и особенности их реали­зации (содержание, методические подходы, сроки и порядок изучения и т.п.), намеченные с учетом конкретных условий, возможностей, особенностей учащихся, учителя, образовательного учреждения, социума. Поэтому рабочая программа одного педа­гога может и должна отличаться от аналогичного документа другого учителя, даже если они работа­ют по одному комплекту в одном образовательном учреждении. Конечно, эти отличия будут не слиш­ком велики по объему, но самое важное здесь — чтобы учитель видел и учитывал уже на стадии об­щей стратегии того или иного предметного курса индивидуальный, уникальный характер его реали­зации именно в этом классе, с этими учащимися.

Кроме того, рабочая программа будет отражать и индивидуальность учителя: его опыт, находки, стиль мышления и т.п. Поэтому даже форма состав­ления документа может быть разной — в каждом отдельном случае ориентированной на оптималь­ный для этого учителя алгоритм работы с нею.

Чтобы зафиксировать названные выше положе­ния, мы предлагаем несколько разных по форме ва­риантов составления календарно-тематического планирования, имея в виду, что после их анализа у каждого учителя возникнет свой вариант, наибо­лее удобный именно для него. В приведенном нами варианте календарно-тематического планирования в разделе «Возможные виды деятельности учащих­ся» также даны варианты описания.




Календарно-тематическое планирование

Вариант 1.


Календар­ные сроки

№№ уроков

Тема (раздел)

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся / Возможные формы контроля


Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Освоение

предметных знаний

(базовые понятия)

Универсальные учебные действия





















Календарно-тематическое планирование


Вариант 1.



Вариант 2.



Календар­ные сроки

№№ уроков

Тема (раздел)

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля


Освоение

предметных знаний

(базовые понятия)

Универсальные учебные действия





















  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации для написания рабочей программы учителя
Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования закрепляет за образовательным учреждением право на разработку...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении Казань, 2010
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и учителей-предметников, испытывающих затруднения при написании...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации для написания основной образовательной программы начального общего образования
Рограммы. В связи с этим возникает необходимо прежде различить между собой существующие образовательные программы и охарактеризовать...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины уму кемгу от 2001 г.;
Социология на гуманитарном отделении Новокузнецкого филиала-института КемГУ. Программа разработана на основе требований государственного...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации по составлению рабочей программы педагога
«разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Следовательно, рабочая программа нормативно-управленческий...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации хабаровск 2009 удк 61: 37(072) ббк 72 п 74 Подготовка и оформление дипломных работ и рефератов к итоговой аттестации: метод рекомендации / гоудпо «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Методические рекомендации предназначены для слушателей и профессорско-преподавательского состава ипксз
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconСистематизация материала при подготовке к егэ
Урок разработан с целью помочь учителю организовать материал для систематизации, вспомнить алгоритм написания сочинения, который...
Методические рекомендации учителю для написания рабочей программы iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских учебных заведений, а также могут быть полезны для врачей-интернов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница