35 часов (1 час в неделю) |
|
Введение (3 часа) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать результаты выдающихся географических открытий и путешествий; уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, уметь определять на местности, местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников (картографических, статистических, геоинформационных).
|
Урок 1 (1). География – одна из наук о планете Земля | 1. Что изучает географическая наука (8 мин.). 2. Практическая работа на местности: наблюдение географических объектов нашей местности (25 мин.). 3. Наблюдения – метод географической науки. Организация наблюдений за погодой (10 мин.). Домашнее задание: § 1, вопросы и задания, начать наблюдения за погодой, оформить «маршрутный лист» практической работы на местности (2 мин.). | 3-9.09 |
Урок 2 (2). Географическое познание Земли | Проверка домашнего задания: «маршрутный лист» практической работы на местности, результаты наблюдения за погодой (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 4 после § 1 и 1–3 в начале § 2 (4 мин.). 1. Древняя география и географы (7 мин.). 2. География в Средние века (6 мин.). 3. Великие географические открытия (7 мин.). 4. Практическая работа: 1) изучение правил работы с контурной картой; 2) нанесение на контурную карту названий материков, островов и полуостровов, океанов и морей, рек и озер, гор и равнин, известных учащимся (11 мин.). Домашнее задание: § 2, 3 вопросы и задания, нанести на контурную карту маршруты плаваний Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы и Афанасия Никитина, заполнить ленту времени «Великие географические открытия» (2 мин.). | 10-16.09 |
Урок 3 (3). Географические открытия и исследования в XVIII–XX веках | Проверка домашнего задания: рассказ об изученных плаваниях (задание 1 на с. 12), обсуждение вопроса 2 (с. 13), лента времени «Великие географические открытия» (8 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 4 (3 мин.). 1. Зарождение современной географии (5 мин.). 2. Методы географической науки (наблюдение, картографический и экспедиционный) (5 мин.). 3. Изучение полярных областей Земли и Мирового океана (7 мин.). 4. Практическая работа: 1) нанесение на контурную карту маршрутов плаваний Джеймса Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, экспедиций Р. Скотта и Р. Амундсена к Южному полюсу, папанинцев на станции «Северный полюс», наибольшей глубины Мирового океана (10 мин.). 5. «Космическая география» (5 мин.). Домашнее задание: § 4, вопросы и задания, контурная карта, сообщения о древних и современных парусниках, о картинах маринистов по информации Интернета (2 мин.). | 17–23.09 |
|
Земля как планета Солнечной системы (3 часа) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать географические следствия движений Земли; уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости уметь определять на местности местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения ориентирования на местности, самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников (картографических, статистических, геоинформационных).
|
Урок 1 (4). Земля среди других планет Солнечной системы. Движение Земли по околосолнечной орбите | Актуализация знаний по вопросам 1–6 в начале § 5 (6 мин.). 1. Земля в Солнечной системе (7 мин.). 2. Возникновение Земли, этапы ее развития (8 мин.). 3. Форма и размеры Земли. Решение задачи 4 (с. 21) (7 мин.). 4. Обращение Земли вокруг Солнца (8 мин.). 5. Времена года на Земле (7 мин.). Домашнее задание: § 5, 6 (до поясов освещенности), вопросы и задания (2 мин.). | 24–30.09 |
Урок 2 (5). Пояса освещенности. Суточное вращение Земли | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 5 и § 6 (с. 21, 24) (8 мин.). 1. Пояса освещенности Земли (6 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 7 (5 мин.). 2. Вращение Земли вокруг своей оси (5 мин.). 3. Время на Земле (5 мин.). 4. Практическая работа: 1) определение сторон горизонта по компасу и Солнцу; 2) наблюдение за высотой Солнца (14 мин.). Домашнее задание: § 6 (пояса освещенности), § 7, вопросы и задания, подписать на контурной карте географические полюса, тропики и полярные круги (2 мин.). | 1–7.10 |
Урок 3 (6). Взгляд на Землю из космоса | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 7 (с. 26) (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 8 (4 мин.). 1. Дистанционные методы исследования Земли (3 мин.). 2. Искусственные спутники Земли (7 мин.). 3. Практическая работа с космическими снимками (Что можно увидеть с околоземной орбиты) по группам: 1) здание МГУ; 2) сход селя в горном ущелье; 3) пожары в тайге; 4) ураган; 5) овраги и балки (15 мин.). 4. Обсуждение результатов практической работы (выступление групп) (9 мин.). Домашнее задание: § 8, вопросы и задания, летопись освоения космического пространства (2 мин.). | 8–14.10 |
|
План местности (5 часов) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать географические понятия «план местности», «азимут», «масштаб», «абсолютная и относительная высота»; уметь определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек, местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания.
|
Урок 1 (7). Изображение поверхности Земли. Ориентирование на местности | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 8 (с. 30), летопись освоения космического пространства, обзор погоды за сентябрь (5 мин.). Введение в следующую тему и актуализация знаний по тексту перед § 9 и по вопросам 1–5 в начале § 9 (8 мин.). 1. Способы изображения местности (10 мин.). 2. Практическая работа: сравнение аэрофотоснимка и плана (топографической карты) территории музея-заповедника «Поленово» и его окрестностей (7 мин.). 3. Ориентирование на местности (3 мин.). 4. Определение азимута и расстояний на местности (10 мин.). 5. Как подготовиться к практической работе на местности (7 мин.). Домашнее задание: § 9, вопросы и задания. По группам: подготовить для практической работы на местности бумагу, планшет, карандаш, визирную линейку, компас, рулетку и изготовить простейший дальномер (2 мин.). | 15–21.10 |
Урок 2 (8). Ориентирование на местности (практикум) | Практическая работа на местности: 1) ориентирование планшета; 2) визирование на ориентиры; 3) определение азимутов на ориентиры по результатам визирования и по компасу, сравнение результатов; 4) определение расстояний с помощью простейшего дальномера и рулетки, сравнение результатов (43 мин.). Домашнее задание: проанализировать результаты практической работы, сделать выводы о точности определения азимутов и расстояний различными способами (2 мин.). | 22–28.10 |
Урок 3 (9). Топографический план и карта | Проверка домашнего задания: выводы по результатам практической работы на местности (3 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 10 и 1–3 в начале § 11 (9 мин.). 1. Масштаб топографического плана и карты (7 мин.). 2. Условные знаки топографических планов и карт (7 мин.). 3. Съемка местности (5 мин.). 4. Полярная съемка местности (6 мин.). 5. Составление плана местности на маршруте (6 мин.). Домашнее задание: § 10, 11, вопросы и задания. По группам: подготовить для практической работы на местности бумагу, планшет, карандаш, визирную линейку, компас, рулетку и простейший дальномер (2 мин.). (2 мин.). | 29.10–4.11 |
Урок 4 (10). Проведение полярной или маршрутной (по выбору учителя) глазомерной съемки местности (практикум) | Практическая работа на местности. Полярная съемка местности (например, пришкольного участка): 1) выбор масштаба съемки; 2) определение полюса съемки и ориентирование планшета; 3) визирование на объекты съемки и определение расстояний от полюса до выбранных объектов; 4) обозначение объектов на плане с помощью условных знаков (43 мин.). Маршрутная съемка местности (например, в микрорайоне школы): 1) выбор маршрута и масштаба съемки; 2) определение остановочных точек; 3) визирование на остановочные точки и определение расстояний между ними (43 мин.). Домашнее задание: по результатам глазомерной съемки составить план местности (2 мин.). | 12–18.11 |
Урок 5 (11). Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 10 и вопросы (с. 40) и задания 1–4 в конце § 11 (с. 44), планы местности (6 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 12 и по вопросам 1–2 в начале § 13 (5 мин.). 1. Рельеф и его формы (5 мин.). 2. Относительная высота (5 мин.). 3. Абсолютная высота (7 мин.). 4. Способы показа рельефа на топографических картах (5 мин.). 5. Практическая работа: чтение топографической карты Большого Соловецкого острова (или своей местности) (7 мин.). 6. Виды планов и их использование (3 мин.). Домашнее задание: § 12, 13, вопросы и задания (2 мин.). | 19–25.11 |
|
Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (4 часа) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать географические понятия «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты»; уметь определять на карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания, проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из картографических и геоинформационных источников.
|
Урок 1 (12). Глобус – модель Земли | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–3 в конце § 14 (с. 54), обзор погоды за октябрь (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–5 в начале § 15 (5 мин.). 1. Глобус Земли (5 мин.). 2. Масштаб глобуса. Школьный глобус (7 мин.). 3. Градусная сеть глобуса (10 мин.). 4. Практическая работа с глобусом и картой полушарий: 1) определение положения географических полюсов Земли; 2) нахождение экватора, параллелей и меридианов; 3) определение протяженности маршрута первого русского кругосветного плавания (задание 2 на с. 57) (10 мин.). Домашнее задание: § 15, вопросы и задания (3 мин.). | 26.11–2.12 |
Урок 2 (13). Географические координаты | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 15 (с. 57) (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 16 (3 мин.). 1. Географическая широта (5 мин.). 2. Географическая долгота (5 мин.). 3. Практическая работа с глобусом по определению географических координат 1) точки пересечения начального меридиана и экватора, 2) географического центра России, 3) горы Эверест, 4) своего населенного пункта (15 мин.). 4. Определение географических координат на местности по Полярной звезде и с помощью системы космической навигации (8 мин.). Домашнее задание: § 16, вопросы и задания (2 мин.). | 3–9.12 |
Урок 3 (14). Работа с глобусом. Географическая карта | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 16 (с. 61) (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 17 (4 мин.). 1. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин (7 мин.). 2. Практическая работа с глобусом по определению расстояний в градусной мере и в километрах: 1) Уральских гор и материка Южная Америка (по меридианам), 2) России и материка Африка (по параллелям) (13 мин.). 3. От глобуса к географической карте (7 мин.). 4. Масштаб географической карты (5 мин.). Домашнее задание: § 17, 18 (до работы с географической картой), вопросы и задания (4 мин.). | 10–16.12 |