План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.»




Скачать 17.07 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.»
Дата03.02.2016
Размер17.07 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Фотоэффект Применение фотоэффекта.»





ФИО (полностью)

Семтина Татьяна Николаевна



Место работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38», РМ, г. Саранск



Должность

учитель физики



Предмет

физика



Класс

11



Тема и номер урока в теме

«Фотоэффект Применение фотоэффекта. », 2 урок по теме « Квантовая физика. Астрофизика», 25 часов .




Базовый учебник

Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11» - М.: Дрофа.




  1. Цель урока: формирование знаний о квантовой природе света на примере явления - фотоэффект.

  2. Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся понятие о явлении фотоэффекта, познакомить с опытами по наблюдению фотоэффекта, его законов.

- воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся.

-развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: изложение нового материала

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

12. Необходимое техническое оборудование: мультмимедийное проекционное оборудование, доступ к сети Интернет

13. Структура и ход урока





Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

0


Организационный момент




Проверяет готовность к уроку, приветствует

Выполняют требования учителя

1

1

Актуализация знаний.




Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

4

2

Изучение нового материала

№1 Информационный модуль посвящен теме "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.

В презентации

видеоролики позволяют провести демонстрацию опытов по фотоэффекту

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем,

ведут записи в тетради

20

3

Выполнение заданий учащимися



№2

В практический модуль входит интерактивное задание по наблюдению законов фотоэффекта

Организует индивидуальную работу на ПК

Делают выводы по наблюдениям

8

4

Первичный контроль знаний учащихся

Решение задач



№ 3 Тестовое задание: 10 задач различной сложности. Максимальное количество баллов за тест - 100.

8




Формулирует задание для выполнения учащимися

Знакомятся с заданием, решают 10 задач на применение уравнения фотоэффекта




6

Итог урока




Фиксирует выводы

Формулируют выводы

2

7

Домашнее задание




Формулирует задание

Записывают

2


Конспект урока

  1. Актуализация знаний

Устная работа и решение задач

Вспомним ранее изученный материал:

  1. Что такое свет?

  2. Какое явление вызвало противоречие меду теорией и практикой?

  3. Как испускают энергию атомы согласно гипотезе Планка?

  4. Запишите формулу энергии М.Планка?

  5. Чему равна постоянная Планка?

  6. Что скрывается за термином «Ультрафиолетовая катастрофа»?

2.Введение нового материала

В 1865 году Максвелл показал теоретически, что свет представляет собой электромагнитные волны порядка 400-800 нм. Теория Максвелла, подтвержденная опытами Генриха Герца, связывает оптические, электрические и магнитные свойства вещества. Однако по мере развития физики стали накапливаться и такие факты, которые не согласовывались не с классической теорией излучения, ни с волновыми представлениями о природе света. Одно из таких явлений, фотоэффект, был открыто Генрихом Герцем. Фотоэффект - явление вырывания электронов из металла под действием света. В России исследованием этого явления занимался Столетов.
А теперь давайте выясним на опытах в чем суть этого явления. (Просматриваются видеоролики).



Выводы.

  1. Тело теряет заряд только в том случае, если оно заряжено отрицательно.

  2. Причиной ухода зарядов в цинковой пластине является свет, причём под действием квантов света выбиваются только электроны.

  3. Интенсивность выбивания электронов зависит от рода металла.

3. Выполнение заданий учащимися

А сейчас нам предстоит узнать, от чего зависит число вырванных светом с поверхности вещества фотоэлектронов, какова зависимость количества электронов от интенсивности световой волны.

Я предлагаю провести компьютерный эксперимент и ответить на вопросы после его просмотра:

  1. Как двигаются фотоэлектроны.

  2. От чего зависит величина фототока.

  3. Какие лучи вызывают фотоэффект.

  4. От чего зависит кинетическая энергия фотоэлектронов.

  5. Что называется красной границей фотоэффекта.

В результате фотоэффекта возникает ток, который называется фототоком. Фототок – движение вырванных светом из катода электронов.

Силу фототока измеряют миллиампером или гальванометром; напряжение между электродами измеряется вольтметром.
С помощью такой установки можно измерить число ежесекундно вырванных светом электронов, а так же максимальную кинетическую энергию вырванных электронов.    
Исследуя зависимость фототока от приложенного напряжения, А.Г. Столетов установил, что он не подчиняется закону Ома. Из графика видно, что фототок сначала растёт, а затем при сравнительно не большом напряжении перестаёт расти.


Максимальное значение фототока называют фототоком  насыщения.

Если изменить полярность источника напряжения, то сила тока уменьшится и при не котором задерживающем напряжении она станет равной нулю. В этом случае электрический ток тормозит фотоэлектроны до полной остановки, а затем возвращает их на катод.
Фотоэлектрон – электрон, вырванный светом из вещества.   


И еще одно очень важное замечание, на которое я хочу обратить ваше внимание.
Если электроны, вырванные светом, покидают вещество, то такой фотоэффект называют внешним.


Выводы

Законы фотоэффекта

1. Фототок насыщения прямо пропорционален интенсивности света , падающего на катод

2. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов прямо пропорциональна

частоте света и не зависит от его интенсивности

3. Для каждого вещества существует минимальная частота света, называемая красной границей фотоэффекта, ниже которой фотоэффект невозможен.

Объяснение законов фотоэффекта дал в 1905 году Альберт Эйнштейн на основе гипотезы Планка.

1905 г. Эйнштейн – объяснил законы фотоэффекта

Исходя из закона сохранения и превращения энергии, Эйнштейн математически записал уравнение для энергетического баланса при внешнем фотоэффекте:



– энергия фотона, которая идет на работу выхода А электрона из металла и сообщение ему кинетической энергии.
Работа выхода – минимальная работа, которую нужно совершить для выхода электрона из вещества.


За уравнение для фотоэффекта в 1921 году Эйнштейну была присуждена Нобелевская премия.

Квантовая теория дает следующие объяснения законам фотоэффекта.

При увеличении интенсивности монохроматического излучения растет число поглощенных металлом квантов, а следовательно и число вылетающих из него электронов, поэтому фототок прямо пропорционален интенсивности излучения (1 закон).

Из уравнения Эйнштейна видно, что кинетическая энергия вылетающих электронов зависит только от рода металла, состояния его поверхности и частоты (или длины волны) излучения, то есть величины энергии квантов и не зависит от интенсивности излучения (2 закон). Если величина энергии квантов меньше работы выхода, то при любой интенсивности излучения электроны вылетать не будут (3 закон).

Красной границей фотоэффекта называют минимальную частоту света, ниже которой фотоэффект не наблюдается:


Эта граница для разных веществ различна, так как работа выхода зависит от рода вещества. При этом кинетическая энергия электронов равна нулю.
А теперь вы выступите в роли А.Г.Столетова и самостоятельно исследуете законы фотоэффекта, использую компьютерную модель.


  1. Первичный контроль знаний учащихся

Тестовое задание: 10 задач различной сложности. Максимальное количество баллов за тест - 100.

6. Итог урока.

Вопросы: Что узнали?

Какую оценку можете себе поставить.

7. Домашнее задание: §§25 (3,2),26, задача 18.13, 18.24,18.31.









ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Фотоэффект

И-тип

Интерактивная лекция

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6fa82485-08e5-11dc-8314-0800200c9a66/view/



2



К-тип

Интерактивная практическая работа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7a7bd48-0191-423f-8f77-21b97e110148/kvant4.htm



3

Тесты по квантовой физике. Фотон. Фотоэффект




Тестовое задание: 10 задач различной сложности. Максимальное количество баллов за тест - 100.

http://www.afportal.ru/physics/test/online/optics6

Похожие:

План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconПлан-конспект урока «Явление фотоэффекта»
Цель урока: формирование знаний о квантовой природе света на примере явления фотоэффект
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconУрок по теме «фотоэффект. Законы фотоэффекта»
Тип урока – урок изучения нового материала на основе выделения доминирующих элементов знания
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconПлан-конспект урока по обществознанию
Тема урока: Конфликты в обществе, место урока -урок №29, блок «Социальная сфера»
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconФорма плана-конспекта урока план-конспект урока правильные многогранники
Цель урока: знакомство с новым типом выпуклых многогранников -правильными многогранниками
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconПлан-конспект должен включать в себя следующие разделы
...
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconПлан-конспект урока Класс
Тип и вид урока: урок изучения нового материала, носит исследовательский характер
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconПлан урока План конкретного урока
Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока...
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconПлан-конспект урока что растёт на подоконнике?
Цель урока: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconПлан-конспект урока где живут белые медведи и слоны
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с разнообразием живой природы
План-конспект урока «Фотоэффект Применение фотоэффекта.» iconФорма плана-конспекта урока план-конспект урока разность квадратов
Цель урока: выработать умение применять формулу (a-b)(a+b)= a²-b² для сокращенного умножения разности выражений на сумму и разложения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница