Скачать 13.45 Kb.
|
МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область» Конспект интегрированного урока по литературе и православной культуре в 10 классе «Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» подготовила учитель русского языка и литературы Морозова Алла Станиславовна с. Погромец 2011 Тема: Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Цели: образовательные:
развивающие:
воспитывающие:
Тип урока: урок применения знаний Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах. Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, текст романа «Преступление и наказание», текст Евангелия. Ход урока: I. Организационный момент. II. Ориентировочно – мотивационный этап:
Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, уч-ся выписывают в тетрадь ключевые слова: Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрёшь как человек. Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Вам это никого не напоминает?
( Ко времени каторги Достоевского. 9 октября 1859года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман…».)
(6 лет)
(В середине декабря 1865 года в «Русский вестник».) 5) Какие две противоположные идеи столкнулись в образе Раскольникова? 6) В чём ошибочность теории Раскольникова? 7) Закончи предложение: «Я работал с текстом Евангелия и думал…».
Дома учащиеся должны были работать с дополнительной литературой, помогающей выяснить значение ключевых слов темы урока. После сообщения учителем темы урока проверяется это задание.
В словаре Ожегова нашли определение: мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства». 2) Каково значение первого слова в формулировке темы урока? Четыре Евангелия – часть Библии. В переводе с греческого это слово означает – благая весть. Благая весть о воскресении Сына Божия была проповедана его учениками и записана четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. III. Операционно-исполнительский этап:
Какие евангельские мотивы использовал автор в своём романе?
Проследить за увязыванием смысла романа с евангельскими мотивами.
Разговор о евангельских мотивах в романе Достоевского «Преступление и наказание» можно начать с того, что писатель не только с детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной книгой. Однажды, когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание»: «На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте». В этой книге очень много страниц, испещрённых пометками карандашом и ручкой, некоторые места отмечены ногтём. Этими пометами, столь важными для понимания религиозных и творческих исканий великого писателя, давно заинтересовались исследователи его творчества. Впоследствии Достоевский писал Н.Д.Фонвизиной, жене декабриста: «Я скажу вам про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже… до гробовой крышки… Я сложил для себя символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной». Вопрос веры и безверия стал основным в жизни и творчестве великого писателя. Эта проблема оказывается в центре его лучших романов: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». По поводу романа «Преступление и наказание», в основе которого лежит тема нравственного падения и духовного возрождения человека, М.Дунаев справедливо заметил: «Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепрепровождение». (Ещё раз обращаемся к эпиграфу). Причин гибели души может быть много, но вот путь, который ведёт к спасению, по убеждению автора, один. Это путь обращения к Богу.
(Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе было дано задание исследовать определённую часть романа, найти евангельские мотивы и прокомментировать их значение с точки зрения текста Евангелия). I группа работала с текстом первой и второй ч. романа. В первой части во второй главе встречаем выражение «…всё тайное становится явным…». Мы выяснили, что это выражение восходит к Евангелию от Марка (гл. 4, ст. 22): «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу». В этой же главе встречаем выражение «… а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Придет в тот день…» Речь идёт о втором пришествии Христа. Сроки его, по Евангелию, неизвестны, но оно должно быть перед концом мира, когда земля исполнится беззаконий и «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 7). Во второй части в седьмой главе встречаем выражение «Исповедь и причащение кончились». Исповедь – признание человека в своих греховных мыслях и деяниях и раскаяние в них, с обещанием исправления; исповедь совершается перед священником. Причащение – принятие церковного вина, т.е. крови Христовой, и просфоры, т.е. тела Христова. II группа работала с текстом третьей и четвёртой ч. романа. В третьей части в пятой главе встречается выражение «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и любящего сердца». Эти строки выражают один из важнейших христианских этических принципов – о виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым. Мир лежит во зле, и Иисус Христос дал себя распять за грехи людей: «Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Матфея, гл. 21, ст. 28). Отсюда: человек с «широким сознанием и глубоким сердцем» всегда должен помнить о Голгофе, т.е. о распятии Христа. В четвёртой части в четвёртой главе – «Она бога узрит». Подчёркивая душевную чистоту Лизаветы, Соня цитирует Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 8): «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят». III группа работала с текстом пятой и шестой ч. романа и эпилогом. Часть шестая глава вторая. «Ищите и обрящете». То есть ищите и найдёте. Цитата из нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст.7). Эпилог – из сна Раскольникова: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу (…) Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями (…) кололись и резались, кусались и ели друг друга (…) начались пожары, начался голод. Все и всё погибло». В основании сна Раскольникова лежит 24 глава Евангелия от Матфея и главы 8 - 17 Апокалипсиса – откровения Иоанна Богослова. Когда Иисус Христос сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики его и стали расспрашивать, «когда это будет?», когда кончится старый век и начнётся новый и «какой признак Твоего (второго) пришествия?» Иисус Христос ответил: «…услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это начало болезней (…) И тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга…» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 6 - 8; 10 - 12). Достоевский, размышляя о судьбах России, Европы и всего мира, наполняет евангельский сон Раскольникова глубоким символическим содержанием. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла. Здесь же – «Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса». Ср. с Евангелием от Матфея, гл. 24, ст. 13 и 22: «Претерпевший же до конца спасётся», «ради избранных сократятся те дни». Таким претерпевшим до конца и избранным в эпилоге романа и оказывается Раскольников. Вывод: таким образом, можно сказать, что весь роман построен на мотиве воскресения человека к новой жизни. Путь героя – это путь через смерть к вере и воскресению. Евангельские мотивы играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами. (обращение к эпиграфу) IV. Рефлексивно-оценочный этап:
Велико по своей силе эмоциональное воздействие на старшеклассников от встреч с живым словом Евангелия: образы оживают, повествование автора становится ярче и понятнее, что помогает в какой-то мере пережить то, что чувствовал автор. Очень жаль, что нам такая возможность выпадает гораздо реже, чем хотелось бы. Список использованной литературы 1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание - М.: Худ. литература, 1974 2. Белов С.В. Фёдор Михайлович Достоевский - М.: Просвещение, 1990 3. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание», комментарий - Л., 1979 4. Библия 5. Новый завет 6. Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М.Достоевского. Учебное пособие, 1994 |
![]() | Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной) Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы... | ![]() | Г. Краснодара Конспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе Цель урока: обобщить знания учащихся по теме Предельные одноатомные спирты, и применить их к новой проблемной ситуации, профилактика... |
![]() | «Образ пожара в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» Здравствуйте. Я, Ковалева Алина, ученица 10 кл. Мбоу «сош №35 «г. Ангарска. Хочу представить вашему вниманию исследовательскую работу... | ![]() | «новомирская основная общеобразовательная школа» Конспект урока по литературе в 9 классе Эпиграфом нашего урока являются слова В. Соллогуба «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова» |
![]() | «Я себя убил » (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот гений, у которого не было денег на еду, он... | ![]() | Конспект урока по литературе в 5 классе ... |
![]() | Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои романа живут за чертой бедности | ![]() | Конспект урока по русскому языку в 6 классе Цель урока: повторить и систематизировать полученные в 5 классе знания о признаках |
![]() | Конспект урока по литературе в 7 классе тема: «Образ повествователя в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» А теперь поменяйтесь тестами с товарищем по парте и проверьте правильность ответов. За каждый правильный ответ-1 балл | ![]() | План-конспект урока по литературе в 8 классе Оборудование: мультимедийная презентация учителя, записи народных песен и минусовок для исполнения учащимися, распечатанные материалы... |