Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна




Скачать 30.49 Kb.
НазваниеПрограммы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер30.49 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томска

634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 122/1, тел/факс. 67-43-61,mail:school36@mail.tomsknet.ru.


Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов


Авторы:

Подрезова Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 36

Золотарёва Анна Викторовна,

учитель изобразительного искусства


Томск

Аннотация: представлены программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов, программа элективного курса «Словом, цветом, звуком...» для учащихся 9-ых классов в рамках предпрофильной подготовки. Методические материалы, разработки уроков и творческие работы учащихся, обучающихся по данным программам, помогут выстроить учебное пространство на интегрированной основе. Данные курсы разработаны и апробированы в МБОУ СОШ №36 г. Томска в течение 10 лет. Адресовано преподавателям литературы, изобразительного искусства, методистам, студентам-филологам.

Введение:

Современная сфера образования переживает период значительных изменений, касающихся как организационных преобразований, так и содержания и методики преподавания специальных дисциплин. Гуманизация и гуманитаризация образовательной сферы, межпредметные интегративные тенденции неизбежно ведут к обновлению содержания образования, что нашло отражение в основных положениях Концепции модернизации российского образования.

Интегративные подходы к содержанию образования способствуют формированию у учащихся целостной картины мира и создают представление о школьных предметах как определённой системе. В данных программах делается попытка следовать естественным путям познания ребёнком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас - это единое целое, и наиболее эффективный вид обучения - это обучение интегрированному целому.

Интегрированные программы по литературе и изобразительному искусству способствуют разностороннему и целостному развитию за счёт объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов. А также расширяется содержательный план обучения, формируются более широкие интересы школьников, их склонности, профилизация и способности к различным видам деятельности: сравнение, преобразование, комбинаторика, моделирование, проектирование. Особенностью данных интегрированных программ является попытка подавать информацию на занятиях комплексно, в разных кодовых системах: словесной, предметной, рисуночной. Использование интерактивных форм обучения: работа в группах, исследовательские работы, читательские конференции, защита проектов, игровое моделирование - залог активной познавательной деятельности учащихся на занятиях, один из способов развития коммуникативной компетенции школьников с учётом индивидуальных способностей каждого обучающего. Наконец интегрированные программы создают условия для мотивированного практического применения знаний, умений и навыков по литературе и изобразительному искусству и дают возможность увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовольствие.

Представленные интегрированные программы по литературе и изобразительному искусству - результат многолетнего опыта работы учителя русского языка и литературы Подрезовой Ирины Ивановны и учителя изобразительного искусства Золотарёвой Анны Викторовны МОУ СОШ №36 города Томска, который был не раз представлен на городских и областных семинарах, Всероссийских и региональных конференциях, в печатных изданиях Томского государственного педагогического университета.


Пояснительная записка

Интеграция предметов в современной школе – новое направление, способствующее развитию творческого потенциала личности. В процессе интеграции исследуются сложные связи человека и общества, человека и искусства. Особенности интеграции предметов гуманитарного цикла определяются общими целями гуманитарного образования, которые направлены на эстетическое воспитание учащихся. Художественное отражение действительности может совершаться не только в словесных образах (художественная литература), но и в зрительных (изобразительное искусство). Цель интегрированного курса литературы и изобразительного искусства – развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей, личностной оценки, формирование художественного вкуса, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Программа каждого класса имеет своё название, которое подчёркивает главную для данного курса проблему.

5 класс «Сказка-ложь, да в ней намёк…» Фольклор и литература. Народно-поэтические традиции в литературе и искусстве. Сказочные образы в современной литературе.

6 класс «Нить Ариадны». Мифология в литературе и искусстве. Народная словесность.

7 класс «В начале было Слово…» Древнерусская литература и её традиции. Библия. Библейские мотивы в литературе и искусстве XIX - XX веков.

8 класс «Я человек, я посредине мира…» Концепция мира и человека в русской литературе и искусстве.

Программа 5 класса построена по жанровому принципу с установкой на изучение русской литературы в контексте развития мировой литературы. Ведущим жанром является жанр фольклорной и литературной сказки в творчестве русских и зарубежных писателей. Особое место на уроках отводится творческим работам учащихся: это и эмоциональные размышления о прочитанном, и сочинения-стилизации, и первый опыт исследовательских работ.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями народного изобразительного искусства, орнаментом, книжной графикой, ролью художника в оформлении книги.

Программа 6 класса показывает, что изучение народной словесности представляется первым и необходимым шагом в освоении культуры народа. Подчёркивается органическая связь фольклора и литературы, их сходство и различие. Творческие задания для учащихся направлены в первую очередь на активизацию восприятия ими художественного слова: сочинения-размышления, сочинения-ассоциации.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с художественной формой как средством отображения действительности в искусстве, с архитектурой и искусством Древней Греции, Древнего Египта, Древней Руси, жанрами живописи (портрет, пейзаж).

Цель программы 7 класса - познакомить школьников с величайшим памятником культуры - Библией, показать, как воплотились в русской литературе и изобразительном искусстве христианские сюжеты и образы; познакомить с архитектурой и её стилями, историческим жанром как видом изобразительного искусства.

Основная цель программы 8 класса - показать сложный, противоречивый внутренний мир человека, сокровенные переживания и сомнения, многогранные характеры. Человек - центральный персонаж всех литературных и живописных произведений. Любовь и ненависть, дружба и предательство, жестокость и милосердие - эти «вечные» темы, всегда волнующие человечество, стали главными в программе 8 класса.

Уроки сопровождаются «творческими мастерскими», на которых особое значение приобретает личная оценка, творческое осмысление литературного и живописного произведения.

Методическое пособие создано для работы в комплексе с программой Т.Ф.Курдюмовой, но также может быть успешно использовано с программами В.Я.Коровиной, В.И.Беленького, А.Г.Кутузова.

В связи с концепцией и целями основными задачами программы являются:

  • активное развитие у учащихся эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на произведения литературы и искусства, творческого воображения в изобразительной деятельности.

  • формирование навыка углублённого осмысления поэтики литературного произведения, умения эффективно выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного в устной и письменной форме.

Планируемые результаты обучения:

  • учащиеся должны самостоятельно проводить развёрнутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

  • учащиеся должны уметь с помощью изобразительных и словесных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета, творчески переосмысливая его;

  • выявлять заложенные автором в произведении проблемы, понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и художественные средства, используемые автором;

  • иметь представление о театре, кино как виде искусства, их связи с другими видами искусства (литературой, музыкой, изобразительным искусством).

Программа рассчитана на 68 часов в год, как по литературе, так и по изобразительному искусству (2 часа в неделю).

Структура методического пособия: пояснительная записка, тематическое планирование (5 - 8 класс), приложение №1 (конспекты интегрированных уроков), приложение №2 (творческие работы учащихся), список рекомендуемой литературы; программа элективного курса для учащихся 9-ых классов в рамках предпрофильной подготовки «Словом, цветом, звуком» (интегрированный курс литературы, изобразительного искусства, музыки), приложение №3 (конспект интегрированного урока), список рекомендуемой литературы для данного курса, приложение №4 (конспекты интегрированных уроков).

5 класс

Народно - поэтические традиции в литературе и искусстве



п/п

Литература

Изобразительное искусство

1.



Введение. (1ч.) Задачи интегрированного курса литературы и изобразительного искусства. Начальное понятие о художественном мире литературного произведения. Литература как вид искусства.

Теоретические и эстетические понятия: интеграция, искусство, литература

Интеграция литературы и искусства.(1ч.) Виды искусства. Живопись как вид искусства. История развития рисунка у разных народов.

Художественное творчество: творчество художника и творчество писателя. Книга - мир образов писателя и художника.

Теоретические и эстетические понятия: живопись

2.

Начальное понятие о фольклоре. Фольклорные жанры. Детский фольклор. Отличие фольклора от литературы. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: фольклор, жанр, система фольклорных жанров: потешки, прибаутки, скороговорки, считалки

Творческая мастерская: создание детских книжек-малышек

Фольклор-совокупность произведений народного творчества. Формы фольклора (обряды, обычаи, игры, ремёсла). (2ч.)

Русская народная живопись. Роль рисунка в детской книжке.

Теоретические и эстетические понятия: детский фольклор

Творческая мастерская: оформление детских сказок-малышек

3.

Пословицы и поговорки. (2ч.) Группы пословиц. Происхождение пословиц. Основные черты пословиц.

Теоретические и эстетические понятия: пословица, поговорка

Творческая мастерская: составить пословицу (можно 2-3) на любую тему, используя особенности её формы и содержания; составить рассказ по пословице

Понятие о пиктограмме. Отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: пиктограмма

Творческая мастерская: «рассказать» с помощью рисунков-пиктограмм небольшую историю, используя пословицы: «Кто много говорит, тот мало делает», «В камень стрелять - только стрелы терять» и др.

4.

Загадки. Художественные особенности и структура загадки. Начальное понятие об аллегории. Принципы построения загадки. Загадка как этнографический и исторический источник. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: загадка, аллегория, метафора

Загадки – малый фольклорный жанр. (2ч.)

Загадка как средство развития догадливости, сообразительности. Книжная иллюстрация - наглядное изображение, поясняющее текст.

Творческая мастерская: «Мы рисуем отгадки к народным загадкам» (акварель, гуашь)

5.

Сказки.(2ч.) Понятие фольклорной сказки. Схема сюжета в сказке («бродячие сюжеты»). Идея единства и связи всего живого: человека, животных, растений. Группы сказок.

Теоретические и эстетические понятия: фольклорная сказка, сюжет, «бродячий сюжет», группы сказок: волшебные, бытовые, о животных

Воспевание труда в искусстве.(2ч.) Прялка – удивительный образец соединения художественного творчества с трудом.

Теоретические и эстетические понятия: декоративный, орнамент

Творческая мастерская: составление сюжетной композиции для росписи прялки

6.

Сказка «Царевна-лягушка». Нравственная проблематика сказки. Тема любви и верности своему слову. Поэтика сказки. Нравственно - поэтическое звучание имени Василиса. (3ч.)

Теоретические и эстетические понятия: троекратный повтор, проблематика

Творческая мастерская: сообщения по темам «Этимология названий: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч»; творческие работы по темам «Почему красавица Василиса названа премудрой?», «Что тебе особенно дорого в сказке?»

Понятие об иллюстрации.(2ч.) Художники - иллюстраторы русских народных сказок. Знакомство с творчеством И.Билибина. Иллюстрации к сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка».

Теоретические и эстетические понятия: иллюстрация, декоративно-прикладное искусство

Творческая мастерская: иллюстрация к выбранному элементу сюжета сказки «Царевна-лягушка»; эскиз украшения (вышивки) для ковра (акварель); украшение праздничного хлеба (пластилин)

7.

Сказка «Василиса Прекрасная». Противоборство добра и зла в сказке. Значение талисмана-оберега. Символический образ «куколки» - воплощение материнского благословения. (4ч.)

Теоретические и эстетические понятия: антитеза, талисман, оберег, тотем

Самостоятельное чтение: «Марья Моревна», «Три царства - медное, серебряное, золотое»; сказки народов мира (Восток, Персия)

Творческая мастерская:

Урок-посиделки «В некотором царстве…»

Создание своей сказки. Начальное понятие о стилизации. Использование в сочинении сказок их устойчивых лексических формул

Древние образы в народном искусстве. Виды талисманов-оберегов. (4ч.)

Теоретические и эстетические понятия: оберег, солярные знаки, вязь, орнамент.

Орнамент – образ эпохи. Орнамент как часть народного декоративно-прикладного искусства. Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный.

Типы орнаментов: сетчатый, ленточный, замкнутый

Творческая мастерская: расписать глиняную тарелку, используя замкнутый орнамент из форм растительного мира

8.

Литература.(1ч.) Отличие литературы от фольклора. Начальное понятие о композиции литературного произведения.

Теоретические и эстетические понятия: композиция

Книгопечатание на Руси. Книжная графика – художественное оформление книги. Традиции Византии и восточной Болгарии в украшении рукописных книг. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: буквица, заставка, концовка, инициал

Творческая мастерская: работа над оформлением собственной сказки (сюжетная заставка, орнаментальная буквица, концовка)

9.

Сказки Г.Х.Андерсена («Русалочка», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик»). Особенности сюжетостроения сказок Г.Х.Андерсена. Необычность выбора героев. Тема любви и красоты в сказках Г.Х.Андерсена. Сказка - притча - любимый жанр писателя. Иносказание как своеобразие сказочного языка Андерсена. (5ч.)

Теоретические и эстетические понятия: литературная сказка, сюжет, иносказание, художественная деталь, сказка-притча

Творческая мастерская: стилизация сказок Г.Х.Андерсена. Их эстетическая ценность для юных авторов

Самостоятельное чтение: «Старый фонарь», «Ель», «Судьба репейника», «Старый дом»

Искусство на улицах твоего города (фонари на улицах и в парках, ажурные ограды). Книжная графика. (4ч.)

Теоретические и эстетические понятия: эскиз, проект

Творческая мастерская: коллективная работа «Томские узоры» (проект-эскиз, вырезание из бумаги, конструирование).

Книжная графика (оформление титульного листа коллективного сборника сказок, буквицы, заставки, концовки)

10.

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».(4ч.) Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь. Близость сказки Ершова народным сказкам и её принципиальные различия. Тема и идея сказки.

Теоретические и эстетические понятия: стихотворная сказка, жанр, традиция, тема, идея

Творческая мастерская: творческая работа «Необычные приключения Ивана на службе у царя», опыт исследовательской работы «Имя Иван в фольклорных и литературных сказках»

Роль художников-иллюстраторов в книгоиздательстве. (2ч.)

Художники-иллюстраторы детских книг: Е.Чарушин, Т.Маврина, И.Билибин.

Значение иллюстраций в книге. Иллюстрации художественно-образные: дополняющие текст, пояснительное изображение к тексту, самостоятельные. Иллюстрирование сказки. Красота волшебных картин. Необычные образы (конёк-горбунок, жар-птица).

Теоретические и эстетические понятия: реалистическое, метафоричное, декоративное цветовое решение; декоративная композиция, иллюстрация

Творческая мастерская: декоративная иллюстрация сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»

11.

Сказки А.С.Пушкина. Фольклорная основа сказок. Поэтическое мастерство Пушкина. (4ч.)

«Сказка о мёртвой царевне…» Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей.

Теоретические и эстетические понятия: фантастика, характеристика литературного персонажа

Творческая мастерская: «У Лукоморья…» (литературная гостиная)

Самостоятельное чтение: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде»

Знакомство с творчеством М.Врубеля.(3ч.) Репродукции картин «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», «Демон». Способы изображения положительных и отрицательных персонажей в сказках. Связь русской народной сказки с природой, красотой живого мира.

Теоретические и эстетические понятия: портрет

Творческая мастерская: создать женские образы (Царевна-лебедь, Баба-Яга, Снегурочка), мужские образы (Кащей Бессмертный, богатырь)

12.

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».(4ч) Образы богатырей в поэме. Поэтический образ Людмилы. Начальное понятие о поэме. Добрые и злые силы в поэме.

Теоретические и эстетические понятия: поэма, антитеза

Творческая мастерская: творческая работа «Мой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»

Творчество В.М.Васнецова-русского живописца-сказочника. (2ч.) Репродукции картин «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке».

Творческая мастерская: проиллюстрировать вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

13.

Сказы П.П.Бажова «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка». Тема искусства в сказах П.П.Бажова. Общечеловеческие ценности в сказе. Отличие сказа от сказки.(3ч.)

Теоретические и эстетические понятия: сказ, речевая характеристика, просторечие, диалект

Самостоятельное чтение: П.П.Бажов «Синюшкин колодец»

Камни-кости Земли. Волшебные свойства камней (агат, алмаз, бирюза, малахит). (2ч.)

Творческая мастерская: составление эскиза каменного цветка к сказу П.П.Бажова (акварель, пластилин); создание образа хозяйки Медной горы («Худому человеку встреча с хозяйкой-горе, да и доброму-радости мало»)

14.

Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок». Форма гармоничной жизни по Платонову. Образ цветка - труженика в сказке. Понятие о символике в произведении. (3ч.)

Теоретические и эстетические понятия: сказка-быль, символика, гармония

Самостоятельное чтение: «Волшебное кольцо»

Творческая мастерская: придумать имя Неизвестному цветку, описать его (сочинение-миниатюра)

Живопись - искусство цвета. Природа цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Тёплые цвета. Холодные цвета. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: хроматические и ахроматические цвета.

Творческая мастерская: создать образ Неизвестного цветка, используя тёплые цвета.

15.

Дж. Даррелл «Говорящий свёрток». Мир мифологических животных в сказке Даррелла. Сказка и миф. Современные дети в мире древних вымыслов. Слово в художественном произведении. (3ч.)

Теоретические и эстетические понятия: начальное понятие о мифе

Самостоятельное чтение: А.Волков «Волшебник Изумрудного города», Дж. Родари «Приключения Чиполлино», А.Линдгрен «Мио, мой Мио»

Изображение и фантазия: художник-реалист и художник-фантаст.

Художественный вымысел как продукт творческого воображения (фантазии), создающего в произведении искусства нечто новое по сравнению с реальными предметами и явлениями, которые в нём отображаются. (2ч)

Теоретические и эстетические понятия: реализм, фантастика

Творческая мастерская: «Животный мир третьей планеты» (изображение фантастических животных)

16.

Драма как род литературы. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Особенности драматического воплощения сказочного сюжета. Художественное своеобразие пьесы. (4ч.)

Теоретические и эстетические понятия: начальное понятие о драматическом произведении, афиша, ремарка, конфликт

Творческая мастерская: создание рукописной книги «Путешествие в сказку»

Театр как вид искусства. Создание художественного образа театра. Истоки театра.

Театрально-декоративное искусство: декорация, костюмы, бутафория. Роль театрального художника. (3ч.)

Теоретические и эстетические понятия: занавес, декорация.

Творческая мастерская: составить эскиз декораций к спектаклю по сказке «Двенадцать месяцев»

17.

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Картины народной жизни в повести. Близость повести народным преданиям и поверьям. Сказочное и реальное в произведении Н.В.Гоголя. Предание о мачехе и падчерице в фольклорно-поэтической основе повести. (5ч.)

Теоретические и эстетические понятия: предание, легенда, мифологический, пейзаж

Самостоятельное чтение: «Сорочинская ярмарка»

Творческая мастерская: опыт исследовательских работ («Гоголь и мир украинского фольклора», «Образ Украины в произведениях Гоголя»)

Художественный язык народного творчества. Календарно-обрядовая деятельность народа - способ оформления взаимоотношений человека и природы. (3ч)

Красота и социально-историческое значение ансамбля русского и украинского народного костюма. Отражение мифологизированной структуры мира в символике народного костюма через цвет и магические охранительные знаки. Значение и смысл орнамента в вышивке.

Теоретические и эстетические понятия: орнамент, символика, охранительные знаки, народный костюм

Творческая мастерская: эскиз народного костюма: повседневная и праздничная одежда.



18.

И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагменты). Изображение народных праздников в произведении. Образ рассказчика. Средства художественной выразительности в рассказах «Мартовская капель», «Благовещенье». (4ч)

Теоретические и эстетические понятия: фольклорные традиции, Масленица; художественные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения

Творческая мастерская: «Как играли Масленицу на Руси» (литературная игра).

Керамика в народном искусстве (Гжель, Скопин, Балхар, Опошня). Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Глиняные игрушки. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: керамика

Творческая мастерская: выполнение эскиза росписи «волшебного» фигурного сосуда.

19.

Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Родная природа в живописи, музыке, литературе. Лирика русских поэтов (И.Никитин, А.Фет, С.Есенин). Фольклорные традиции в лирике. (3ч.)

Теоретические и эстетические понятия: лирика, начальное понятие о лирическом герое, стихотворный размер, рифма, эпитет, олицетворение

Творческая мастерская: создание поэтического альбома

Понятие о пейзаже. Знакомство с творчеством И.Левитана, И.Шишкина. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: светотень, воздушная перспектива

Творческая мастерская: «Красота родной природы» (изображение пейзажа по выбору)

20.

Баллада. Народная и литературная баллада. Начальное понятие о жанре баллады. Особенности балладного сюжета. В.А.Жуковский «Лесной царь» (перевод И.В.Гёте). Образ Лесного царя как одна из тайн баллады. Понятие о художественном переводе. (3ч.)

Теоретические и эстетические понятия: баллада, жанр, сюжет, художественный перевод

Самостоятельное чтение:

М.Ю.Лермонтов «Перчатка»,

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»

Аппликация. Понятие о предметной, декоративной, сюжетной аппликации. Материалы для аппликации. Составление композиций из засушенных растений. (2ч.)

Теоретические и эстетические понятия: ритм, аппликация, стилизация, тонирование, флоризм

Творческая мастерская: составить сюжетную аппликацию из засушенного природного материала (по мотивам баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»)

21.

Басня как эпический жанр. Начальное понятие об аллегории. Особенности басенной композиции. Роль морали в баснях. История басни в литературе разных времён и народов. Басни Эзопа и Лафонтена. Басни И.А.Крылова («Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Осёл и соловей», «Квартет», «Демьянова уха»). Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова (опыт сопоставления). Начальное понятие о притче. (4ч.)

Теоретические и эстетические понятия: басня, притча, аллегория, мораль

Творческая мастерская: «Уж сколько раз твердили миру…» (Литературный вечер, посвящённый творчеству И.А.Крылова)

Понятие об анималистическом жанре.(2ч.) Иллюстрации к басням И.А.Крылова. Передача пластического образа животных через характер.

«Очеловечивание» животных в книжной графике (творчество Т.Мавриной, Е.Рачева, Е.Чарушина).

Теоретические и эстетические понятия: анималистический жанр, пластика

Творческая мастерская: иллюстрации к басням И.А.Крылова; рисование животных по памяти

22.

Читательская конференция.(2ч.) Итоги года. Рекомендация книг для летнего чтения. Выставка творческих работ учащихся

Выставка рисунков. Обсуждение работ. Итоги года. Награждение лучших работ. (2ч.)

5 класс - 50 ч. (интегрированные уроки);

18ч. («Изобразительное искусство 1-9 классы» Программа Министерства образования Российской Федерации)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconПо изобразительному искусству
Авторская программа В. С. Кузина по изобразительному искусству для 1-9 классов // Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconПрограмма по литературе для 5 11 классов. Авторы: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев; М.: Русское слово, 2006
...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconРабочая программа составлена на основе программы по литературе к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В. Я. Коровина, В.
Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин и др Программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconРабочая программа по литературе 9 класс на 2012 2013 учебный год
«Литература» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе с учетом Программы по литературе...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе,
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconРабочая программа по литературе для 7 класса 2012 2013 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconРабочая программа по литературе 10 класс
Федерального компонента государственного стан­дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...
Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов Авторы: Подрезова Ирина Ивановна iconРабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы авторы-составители: Г.
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница