Скачать 34.45 Kb.
|
МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Принято Согласовано Утверждаю на заседании зам. директора по ВР директор ШМО учителей естествознания_____________Шарина И.Б. МКОУ «Шайковская и математики средняя общеобразовательная Протокол №1 школа №2» от «_____ » ________ 2012 г. ___________/Дитрих Л.А./ Приказ №____ от «___»____2012г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» для 8-11 классов на 2012 – 2013 учебный год Программа составлена Ефановой Е.В. учителем первой категории МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» 2012 год Пояснительная записка Программа кружка по краеведению «Калужский край» рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, для учащихся 8-11 классов. В школьной программе сокращается число часов, отводимых на изучение краеведческого материала. Знакомство с особенностями истории, природы, населения и хозяйства поможет каждому школьнику стать настоящим патриотом своего края, позовет его в походы и путешествия и вызовет стремление своим трудом способствовать дальнейшему расцвету этого прекрасного уголка русской земли. Возраст детей, посещающих кружок 14-17 лет. Программа рассчитана на 1 год. Цель программы: дать учащимся представление о социальном, географическом, историческом и культурном развитии своей местности, Кировского района и Калужской области в целом; развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности; воспитание патриотов своего края. Задачи: дать учащимся комплекс знаний о своем крае, привлечь к исследованию своей малой Родины, углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории родного города и области; воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры, развитие интереса к своим национальным корням, стремления продолжать традиции своего народа; привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками, систематизировать полученные знания, составлять отчеты и сообщения. Программа построена по принципам концентризма и историзма. Изучение материала начинается со своей местности, затем берется территория района и области в целом. Программа – интегрированная, так как включает сведения и географии, археологии, литературоведения, этнографии, школьного курса истории. Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы истории, географии, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность объединения, начиная с получения исходных историко-географических знаний, их расширения и углубления, и целостной интерпретации в экскурсиях, в рефератах и докладах. Занятия предполагается проводить в форме лекций, экскурсий, встреч с ветеранами войны и труда, известными людьми, беседы на базе краеведческого музея. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы школьников: с краеведческим материалам в библиотеках, работа на местности с картосхемами, подготовка докладов и сообщений. В процессе изучения каждой темы будет проводиться отслеживание уровня усвоения знаний системой тестовых заданий, с помощью игр. В ходе таких игр своими ответами участники набирают баллы, которые суммируются в конце года и присваивается звание «Лучший краевед». Это является дополнительным стимулом для более глубокого самостоятельного изучения краеведческого материала. Показателем знаний являются результаты краеведческой олимпиады, заочных викторин, подготовка сообщений на краеведческие конференции. Учащиеся должны знать: - границы области и района; - административное деление области: название городов и районов; - основные формы рельефа, полезные ископаемые; - крупные реки и озера области; - символику родного края; - народы, населявшие область в прошлом; - даты основания крупных населенных пунктов; - основные периоды и исторические события области, своей местности; - основные памятники и памятные места района и области; - как мы чтим память о земляках-героях; - основные термины и понятия; - людей, чьи имена прославили район и область, свою местность; - как правильно оформить реферат, творческую работу, создать презентацию. Учащиеся должны уметь: - определять на карте России местоположение области, района, своего поселка; - показать на карте границы края, крайние точки, находить города и райцентры, показывать основные формы рельефа, крупные реки, озера; - оперировать терминологией; - работать с картой, составлять карто-схемы; - пользоваться справочной литературой; - отбирать материал для сообщений; - составлять «паспорт» краеведческого объекта; - выступать с сообщением перед аудиторией. Примерный тематический план
Содержание программы. 1.Вводная беседа. Что такое краеведение и историческое в частности. Значение краеведения. Планирование и организация работы объединения в учебном году. Краеведы Кировского района. Вводный инструктаж по ТБ. 2. Туристско-краеведческие возможности края. Территория и границы области. Административное деление. Площадь, географическое положение района на карте области, его площадь, численность населения. Транспортная система. Железнодорожная станция Фаянсовая. Растительный и животный мир района и области. Охраняемые территории и виды. Практическая работа: составление схемы распространяемых видов своей местности, создание презентации по данной теме для показа на уроках истории, географии и в начальной школе. 3. Геологическое строение, полезные ископаемые своей местности, Кировского района, Калужской области. Особенности рельефа, геологического строения территории. Основные виды полезных ископаемых, их промышленное значение. Мероприятия по охране природы. Связь геологического строения и почв области, их состояние. Основные направления работы по защите почв от эрозии, загрязнения, повышения плодородия. Практическая работа: изучение строения почв на примере почвенных разрезов крутых берегов рек, в карьерах, оврагах . Проведение инструктажа по ТБ; работа со школьной коллекцией минералов и горных пород; составление карто – схемы почв наиболее нарушенных хозяйственной деятельностью человека. 4. Водный бассейн своей местности, Кировского района, Калужской области. Реки Кировского района. Болота, подземные воды, озера, водохранилища. Озера области, способ их образования. Родники, легенды о них. Реки Калужской области, их характеристика. Экологическое состояние водного бассейна. Практическая работа: прогулка к родникам, реке Ужать; составление комплексной характеристики реки; работы по благоустройству рек и родников. Проведение инструктажа по ТБ. 5. Особенности климата своей местности, Кировского района, Калужской области. Агроклиматические ресурсы. Климат, его основные компоненты. Влияние климата на быт, занятия населения сельским хозяйством. Развитие сельского хозяйства. Стихийные явления, связанные с климатом. Понятие - агроклиматические ресурсы. Практическая работа: изучение по картам основных компонентов климата; построения графика хода температур за день, месяц, год; составление карты рискового земледелия области. 6. Населенные пункты Кировского района и Калужской области. Наш поселок, происхождение его названия. Г. Киров, история его возникновения и развития. Застройка города. Сельские населенные пункты района, их история, происхождение названий. Исчезающие деревни. Тайны происхождения гербов. Крупные города области. Возникновение, история, название, расположение на карте. Практическая работа: подготовка выставки, создание презентации на тему «Города Калужской области» для уроков географии, истории, в начальных классах; составление схемы своей местности. 7. Великая Отечественная война на территории Кировского района и Калужской области. Начало войны. Объявление военного положения. Годы оккупации области .Ильинские рубежи. Подвиг подольских курсантов. Бои на Варшавском шоссе. Зайцева гора. Партизанское движение и разведывательная деятельность. Освобождение г. Кирова, района в августе-сентябре 1943 года. Г. К. Жуков, его жизнь и деятельность. Наши земляки на полях Великой Отечественной войны. Кировчане – Герои Советского Союза, их судьбы. Практическая работа: экскурсии в окрестностях поселка к памятникам и братским могилам, экскурсия в школьный музей Шайковской СОШ №1, конкурс рисунков о войне, итоговая игра «Этих дней мы не забудем никогда». Проведение инструктажа по ТБ во время экскурсий, походов. 8. Народное искусство и промыслы Калужской области. Крестьянская изба. Крестьянская одежда. Предметы домашнего обихода. Основные занятия. него обихода. Основные занятия. Народные промыслы: вышивка, кружево, игрушка. Калужской землей. Местные таланты. Практическая работа: экскурсия в краеведческий музей, проведение инструктажа по ТБ, знакомство с экспонатами из личных коллекций, знакомство с техникой изготовления игрушек. 9. Наши славные земляки. Культурное развитие области. Известные люди Кировского района. Художники (Косенков С. Е., Зорюков А. Н. и другие), писатели (Чистяков М. Б., Радченко А.П.,) ученые (Фролов К.В, Бушуев К.Д. и другие). Основоположники космонавтики – К.Э.Циолковский, Чижевский А.Л.Писатели и Калужский край (Пушкин, Цветаева, Чехов и другие) Художники и архитекторы. Калужские композиторы. Практическая работа: заочное знакомство с памятниками архитектуры, составление кроссвордов, презентации по данной теме. 10.Изучение родников своей местности. Знакомство с методикой. Родники своей местности. Места их залегания. Легенды о родниках. Методика изучения родников.
Географическое положение родника. Описание ландшафта. Установление названия родника по опросам местных жителей. История использования родника. Оборудование родника. Расчет расхода воды. Органометрические свойства воды. Связь родника с поверхностными водными объектами. Фото родника. Работа по благоустройству родника. Проведение физико – химического исследования воды родников.
Составить подробное описание родника в д. Анисово –Городище, родников в д.Салово и Митинка. Оформить работу в соответствии с требованиями к исследовательской работе. 13. Подведение итогов. Итоговое занятие. Подсчет баллов за учебный год. Присвоение звания «Лучший краевед» Методическое обеспечение программы: метод описания, экскурсий, наблюдений, исследовательский. Для занятий используются карты области, карты и схемы района и территории сельских советов, Атлас Калужской области, газетные публикации, фотографии памятных мест, известных людей, краеведческая литература по истории района и области. Материальное обеспечение: обучающие программы: - Калуги милые черты; - Земля Калужская (2 части); - Путешествие по Калужским усадьбам; - Герои Кировчане; - Тематические презентации, составленные членами краеведческого кружка. Список литературы для учителя:
Список литературы для учащихся: 1. Бауэр А.А. Из истории АО «Кировский стройфарфор» (1853-2003) //Песоченский историко-краеведческий сборник. Выпуск 5. Киров, 2004. 2. Бауэр А.А. Киров. Город-труженник, город-воин.
|
![]() | Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы | ![]() | Конкурс «Юный краевед» ( 2010 2011 гг.) Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным... |
![]() | Конкурс «Юный краевед» 2012 2013 гг Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным... | ![]() | Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению волшебный мир оригами Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности |
![]() | Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению (Английский язык) Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации... | ![]() | Конкурс «Юный краевед» 2011 2012 гг К 770-летию Ледового побоища и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г |
![]() | Программа внеурочной деятельности В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности | ![]() | Программа внеурочной деятельности обучающихся В настоящее время в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит совершенствование внеурочной... |
![]() | Доклад директора мбоу сош №32 за 2011-2012 учебный год Структура анализа Сохранение контингента обучающихся Участие в нпо «Образование» «Школа России». 100% обеспеченность умк. Была разработана основная образовательная программа начального общего образования и программа... | ![]() | Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного... |