Скачать 31.44 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ![]() МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «История и методология науки» Направление подготовки: 140400 «Электроэнергетика и электротехника» Программы: «Автоматизированные электромеханические комплексы и системы» «Электроприводы и системы управления электроприводов» Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Составитель: _____________ профессор кафедры ЭЭЭ Р.М. Проскуряков Программа является приложением к основной образовательной программе в соответствии с ФГОС САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели освоения дисциплины Учебная дисциплина нацелена на:
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина непосредственно связана с дисциплинами естественнонаучного и математического цикла (физика, химия, математика, информатика) и общепрофессионального цикла в сфере электроэнергетика (проблема качества и методологии исследования), опираясь на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «История и методология науки» являются дисциплины профессионального цикла: «Дополнительные главы математики», «Компьютерные, сетевые и информационные технологии», 3. Результаты освоения дисциплины При изучении учебной дисциплины «История и методология науки» магистранты приобретают знания специфики, принципов и методов научного познания; умения определять наиболее эффективные и оптимальные методы решения научной проблемы; понимание роли науки в формировании картины мира. научиться находить и решать философские проблемы электроэнергетики как науки, выбирать наиболее эффективные и оптимальные философские методы и концепции, актуализировать достижения электроэнергетики в плане формирования электроэнергетической картины мира. После изучения данной дисциплины магистранты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы. Соответствие результатов освоения учебной дисциплины «История и методология науки» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.
*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки магистров по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника».
При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Преднаука. Наука. Характеристика периода донаучного знания. Становление опытной науки в Новое время. Формирование науки как профессиональной деятельности. Особенности механистического естествознания и его методологии. Предпосылки возникновения экспериментального метода. Математическое описание природы. Философия как наука Нового времени. Основные стадии развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Актуальность учебного курса «История и методология науки». Тема 2. Современные концепции развития науки Кумулятивизм. Антикумулятивизм. Теория роста научного знания К. Поппера. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда. Концепция научных революций Т. Куна. Научно-исследовательская программы И. Лакатоса. Тема 3. Методология научного познания. Понятия «метод», «методология». Связь методологии науки с её историей. Классификация методов научного познания. Система методов научного познания. Философские методы познания в науке. Диалектика и метафизика как методы. Общеэмпирические, общетеоретические, общелогические методы научного познания. Интуиция как специфический метод познания в науке. Интуиция в научном познании. Характерные черты научной интуиции. Тема 4. Научные революции и типы научной рациональности. Понятие рациолнальности. Рациональность античной философии. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности. Степень преемственности античной и современной научной рациональности. Тема 5. Наука и научные картины мира. Наука и картины мира: натурфилософская, классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира. Роль научной картины в мировоззрении исследователя. Вопрос о познаваемости мира. Агностицизм и его формы. Тема 6. Структура научного знания и познания. Понятие «структуры научного познания». Объект и субъект научного познания. Уровни научного познания. Особенности теоретического и эмпирического познания. Формы теоретического и эмпирического знания. Проблема истины в научном познании. Основные концепции истины. Тема 7. Философия и наука. Трансценденталистсская / натурфилософская, позитивистская, антиинтеракционистская и диалектическая концепции взаимоотношения философии и науки. Тема 8. Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Синергетика как методология: новые стратегии научного поиска. Понятийное описание нелинейной динамики самоорганизующихся систем. Глобальный коэволюционизм и его составляющие.
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC) 6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку: - по истории частных наук; - философские аспекты науки; - методологии частных наук 6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в:
6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований: Современные проблемы науки: особенности современного развития науки и ее роль в развитии современной цивилизации.
7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств) Оценка успеваемости магистрантов осуществляется по результатам: - анализа подготовленных магистрантами рефератов, докладов, презентаций; - взаимного рецензирования магистрантами работ друг друга, - устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, защите рефератов и во время зачёта в 10 семестре (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины). 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1.Основная литература
8.2.Дополнительная литература
8.3.Интернет-ресурсы:
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины При изучении основных разделов дисциплины, выполнении реферативных работ магистранты используют фонд НТБ, персональные компьютеры. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСпо направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника». Разработчик: Р.М. Проскуряков |
![]() | Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих... | ![]() | Рабочая программа дисциплины история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины история и методология юридической науки код и направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | В. А. Колеватов, Е. Я. Букина, С. И. Чудинов методология и история науки и техники Учебно Методология и история науки и техники : учеб метод пособие / В. А. Колеватов, Е. Я. Букина, С. И. Чудинов. – Новосибирск : Изд-во... |
![]() | Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ... | ![]() | Министерство образования и науки российской федерации Методология научного познания : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Егорова. – Оренбург : огим, 2011. – 24 с |
![]() | Министерство образования и науки российской федерации Методология научного познания : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Егорова. – Оренбург : огим, 2012. – 21 с | ![]() | Министерство образования и науки российской федерации Методология научного познания : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Егорова. – Оренбург : огим, 2012. – 24 с |
![]() | Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» история экономической науки: современный этап История экономической науки: современный этап : рабочая программа учебной дисциплины / сост. К. Г. Попов, К. В. Медведева – Оренбург... | ![]() | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м б2 «История и методология юридической науки» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |