При министерстве юстиции российской федерации




Скачать 16.44 Kb.
НазваниеПри министерстве юстиции российской федерации
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16.44 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Житная ул., д. 14, Москва, 119991

тел. (495) 955-59-99, факс (495) 955-57-79


« 18 » апреля 2012 г. № 15-30668

На № 3-19/38234 от 10.01.2012



ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации на основании запроса Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве
(исх. от 10.01.2012 № 3-19/38234), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», положениями статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004
№ 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», утвержденными данным приказом Положением об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» (г. Москва, руководитель Данкайе Георг) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики.

В соответствии с п.10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:

1. Является ли Местная религиозная организация «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» религиозной организацией?

2. Можно ли считать вероучение, исповедуемое Организацией, аутентичным вероучению Армянской Католической церкви?

3. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Организацией документах, достоверными?

4. Допустимо ли использование Организацией в своей деятельности Основ вероучения и практики Армянской католической церкви, не входя в структуру Армянской католической церкви?

Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы:


При проведении экспертизы были установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов – в частности, дефицит информации в представленных документах, касающихся истории Армянской католической церкви, различных аспектов ее вероучения в связи с неточным переводом устава Армянской католической церкви на русский язык, непосредственно содержащего ключевые положения учения.

В силу этого, на основании пп. 4 и 14 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Экспертный Совет на заседании 18 апреля 2012 г. счел необходимым:

а) Расширить подлежащий изучению перечень материалов, касающихся истории и религиозных особенностей Армянской католической церкви за счет таких источников, как: Католическая энциклопедия – М, Издательство францисканцев, 2002 г., том 1, статья «Армения» с. 347 – 354; статья «Армянская Католическая Церковь» с. 354-358; статья «Армянский обряд» с. 358-359.

В соответствии с п. 7 «Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» и п.13 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», при рассмотрении вопроса о признании в качестве религиозной организации Местной религиозной организации «Приход Святого Григора Просвятителя Армянской Католической церкви в городе Москве» и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал представитель данной организации П.П. Петросян.


Предварительные пояснения


Учитывая сложность поставленной перед Экспертным Советом задачи, считаем нужным перед ответами на поставленные вопросы определиться с основными понятиями и категориями.


Армянская Католическая Церковь — одна из Восточных католических церквей (всего 21), находящаяся в каноническом, сакраментальном и административном единстве со Святым Престолом (Римская Католическая Церковь), имеющая и сохраняющая свой богослужебный (армянский) обряд; глава — Киликийский патриарх армян с резиденцией в Бейруте (Ливан); общая численность верующих — ок. 344 тыс., в т.ч. к юрисдикции Ординариата для армян-католиков Восточной Европы принадлежат 220 тыс. верующих; в самом Киликийском патриархате на Ближнем Востоке насчитывается ок. 150 тыс.


Пути проникновения христианства в Армению шли из Кесарии Каппадокийской и Сирии; в Церковной истории Евсевия Кесарийского упоминается послание Дионисия Александрийского армянскому епископу Меружани (Меруксанесу), датированное ок. 249. В 287 с проповедью христианства ко двору армянского царя Трдата III (298–339), преследовавшего христиан, прибыл парфянин Григорий Лусаворич Григорий Просветитель) и обратил Трдата в христианство, которое в 301 (по др. данным в 314) царь провозгласил государственной религией Армении.

Древнеармянское царство находилось под сильным влиянием двух соседей — Византии и Персии. В 387 греки овладели одной частью армянского царства, а персы — другой. Западная Армения, составлявшая пятую часть былого армянского царства, в дальнейшем вошла в состав Византийской империи. Армяне стремились освободиться от греческого влияния в церковной сфере. С 387 Армянская Церковь стала полностью независимой от Кесарии Каппадокийской, приобретя в дальнейшем сугубо национальный характер. Со временем связи Армянской Церкви с Греческой Церковью Византийской империи все более ослабевали, и если на IНикейском соборе присутствовал представитель Армении в лице архиепископа Аристакерса (армянское имя Редакес), сына св. Григория Просветителя, то на I Константинопольский и Эфесский соборы армяне уже не получили прямого приглашения и о постановлениях этих соборов узнавали лишь спустя некоторое время. Тем не менее армянская церковная традиция признает три первых Вселенских собора. В то же время под персидским влиянием становились все более прочными связи Армянской Церкви с сирийской христианской традицией.

В XI в. под натиском азиатских орд множество армян переселились в Киликию, на юго-восток современной Турции. В 1065 в киликийской столице армянского царства городе Сис был поставлен новый армянский патриарх. Еще в 485 католикосат (высший орган церковной власти в Армянской Церкви) был перенесен из Эчмиадзина, первоначальной церковной столицы армян, в Двин, затем в результате миграции армян католикосат еще 7 раз переносился с места на место, пока, наконец, в 1293 он не был учрежден в Сисе. Эпоха Киликийского царства в армянской церковной истории ознаменована следующими тенденциями: вслед за политической эмансипацией киликийских армян от Византии происходило их дальнейшее религиозное обособление. Это сопровождалось усилением ориентации в сторону Рима.

В XI–XII вв., прокладывая путь в Святую Землю, крестоносцы установили тесные религиозные и военные контакты с армянскими христианами Киликийского царства. Непосредственное общение представителей двух христианских традиций и сложившийся военный союз против мусульман привели к тому, что между киликийскими армянами и Римом была заключена уния, просуществовавшая с 1198 по 1375. Она распалась только после падения Киликийского царства под натиском египетских мусульман-мамелюков. Уже в те времена в церковную традицию и богослужебный обиход армян вошли многие латинские обычаи.

Участились контакты армянских католикосов со Св. Престолом: католикос Григорий II прибыл в Рим ок. 1074, чтобы лично почтить Папу Григория VII; католикос Григорий III поддерживал отношения с папами Гонорием II, Иннокентием II и Евгением III; католикос Григорий IV состоял в переписке с папами Луцием III и Климентом III; католикос Григорий VI получил от Папы Иннокентия III паллий, а Иоаким I был приглашен Папой Григорием X на II Лионский собор. Такое положение сохранялось вплоть до правления католикоса Константина V, принявшего участие в Ферраро-Флорентийском соборе.

В 1311 из-за оторванности обширной палестинской колонии армян от Киликийского католикосата Сиса был создан армянский патриархат в Иерусалиме. Юрисдикции иерусалимского армянского патриарха были также вверены принадлежавшие армянам святые места в Палестине.

В 1439 Ферраро-Флорентийским собором была обнародована булла Exsultate Deo о воссоединении Армянской Апостольской Церкви с Римом.

В то же время киликийские армяне, предрасположенные к церковному общению с Римом и представлявшие в то время подавляющее большинство своего народа и официальную Церковь, возглавлявшуюся католикосом, находились между двумя полюсами: партией восточных армян, строго придерживавшихся своей обрядовой и дисциплинарной традиции, и партией «унионистов», которую представляли и направляли fratres unitores — армянские монахи-доминиканцы.

В 1441 г., уже после падения в 1375 г. Киликийского царства под ударами армии египетских мамелюков, было вновь восстановлено первенствующее значение Эчмиадзина как центра армянского католикосата и духовной столицы всех армян. Это случилось в результате нового раскола в Армян. Церкви, вызванного обвинениями Киликийского патриархата в проримских и прогреческих симпатиях, в принятии халкидонской вероисповедной формулы и в обрядовых нововведениях. Первый из поставленных после этого в Эчмиадзине католикосов Киракос Вирапеци принял почетный титул “католикоса всех армян”, который сохраняется за духовным главой Эчмиадзина и по сей день. И хотя Иерусалимский собор Армянской Церкви (1651) провозгласил главенствующую роль Эчмиадзинского престола, а католикосат Сиса был поставлен в подчиненное ему положение, киликийские католикосы не намеревались сдавать свои позиции и претендовали на лидирующую роль в Армянской Церкви. Эти разногласия двух католикосатов просуществовали вплоть до наших дней, и только совсем недавно были сделаны попытки примирить “первенствующий по чести” Эчмиадзинский католикосат и католикосат Киликии.

Контакты Эчмиадзина со Св. Престолом исторически документированы
с сер. XVI в.: католикос Стефан V Салмастеци (1548–50) принес Папе Павлу III послушание свое и своего епископата; Михаил Севастийский (1546–68) направил посольство к Папе Пию IV; Григорий XII Эчмиадзинский принес исповедание веры
еп. Леонарду Сидонскому, посланцу Папы Григория XIII, в ответ на это последний опубликовал буллу Romana Ecclesia (1584), провозглашавшую верность армян
Св. Престолу, и повелел основать в Риме Армян. коллегию; исповедание веры в Рим направляли католикосы Мельхиседек (1593–1627), Мовсес III Сунеци (1630–33) и Иоаким IV. Нахапет Эдесский (1691–1704) получил от Папы Иннокентия XII богато украшенный трон в ответ на посланное исповедание веры, а католикос Александр I (1707–15) направил Папе Клименту XI послание, в котором выражал свое согласие с приматом Римского Папы. Последними Эчмиадзинскими католикосами, направившими в Рим свое исповедание веры, были Азвазадур Хамаданский (1717) и Карапет Ульнеци (1726–30). Лазарь II (1737–51) и Симон Ереванский (1763–80) открыли перечень Эчмиадзинских католикосов XVIII–XIX вв., враждебно настроенных по отношению к Риму.

В 1461 г. по велению турецкого султана Мухаммеда II был создан армянский патриархат. В пределах Оттоманской империи армянский патриарх Константинополя обладал не только значительной церковной властью, распространявшейся помимо армян также на иных христиан-нехалкедонитов — халдеев, несториан и коптов, — но и был наделен прерогативами этнарха всей армянской нации. В 1914 в церковной юрисдикции Константинопольского армянского патриарха состояли 39 епархий и насчитывалось около 1,4 млн. верующих.

Однако в 1701 г. Константинопольский армянский патриарх Ефрем начал по политическим причинам преследования своих проримски настроенных соотечественников, именовавшихся “франками”; многие армяне-католики стали жертвами этих гонений. Вследствие ужесточения гонений Св. Престол принял решение о прекращении общения в таинствах между армянами-католиками и армянами-некатоликами (Instructio generalis Священной Канцелярии от 1723 и Cum saepe ac diu — от 1729). В 1741 новоизбранный армянский католикос Киликии Авраам Ардживян открыто высказался за унию с Католической Церковью и получил паллий из Рима. В 1742 Папа Бенедикт XIV установил Армянский католический патриархат Киликии, Авраам Ардживян принял имя Авраама Петра I, но из-за преследований вынужден был обосноваться в антонианском монастыре Креим (Ливан). По законодательству Оттоманской империи, армяне-католики должны были подчиняться армянскому патриарху Константинополя. Только после подписания Адрианопольского договора (1829) под давлением Франции и Австрии армяне-католики были изъяты из гражданской юрисдикции Константинопольского армянского патриарха. В 1830 апостольским посланием Quod iamdiu Папа Пий VIII установил армянскую католическую архиепископскую кафедру в Константинополе, т.о. католики армянского обряда в Турции имели две церковные юрисдикции — Киликийского патриарха и Константинопольского примаса, причем первый должен был подчиняться последнему как имеющему гражданскую власть над католиками армянского обряда в Оттоманской империи. Это положение вещей породило соперничество и вражду между двумя юрисдикциями. Урегулировать конфликт была призвана булла Папы Пия IX Reversurus (1867), объединившая первенствующую кафедру Константинополя с Киликийским патриархатом, переведя кафедру Киликийского патриарха армян в Константинополь.

В 1701 г. был основан армянский католический Орден мхитаристов. Мхитаристские монастыри стали крупными культурными и духовными центрами армянской диаспоры в Европе: при них создавались библиотеки и уникальные типографии, славившиеся высоким искусством книгопечатания.

В результате русско-персидской войны (1826–28) Ереванская и Нахичеванская обл., принадлежавшие с нач. XVII в. Персии, по Туркманчайскому мирному договору (1828) перешли под власть России. Т.о., с 1828 Северная Армения, в которой церковная власть принадлежала Эчмиадзину, стала частью Российской империи, а церковное управление Армянской Церкви в России, несмотря на определенную автономию, было преобразовано по типу синодального управления; согласно Положению 1836, право утверждать избранного армянским духовенством Эчмиадзинского католикоса принадлежало российскому императору.

В 1908 из-за турецких репрессий Армянский католикосат Великого Дома Киликии был вынужден оставить Сис и перебраться сначала в Алеппо (Сирия), а в 1930 — в г. Антильяс под Бейрутом (Ливан). В 1915 в древней столице армянской Киликии исчезли последние общины армян.

После вхождения Армении в СССР находящаяся на ее территории Армянская Церковь под главенством Эчмиадзина подверглась репрессиям. В то же время советские власти поощряли международную деятельность Эчмиадзинских католикосов с тем, чтобы привлечь на свою сторону многочисленную армянскую диаспору за рубежом и, соответственно, умалить влияние Киликийского католикоса, а также Константинопольского и Иерусалимского армянских патриархов. В результате активной деятельности Эчмиадзинских католикосов среди своих соотечественников во всем мире армянские Константинопольский и Иерусалимский патриархаты признали верховную власть Эчмиадзинского патриархата.

В 1928 г. на синоде армянских епископов в Риме произошла коренная реорганизация Армянской Католической Церкви: патриархат был перенесен в Бейрут, а в Константинополе осталось лишь армянское католическое архиепископство.

  1   2   3

Похожие:

При министерстве юстиции российской федерации iconПри министерстве юстиции российской федерации
Министерстве юстиции Российской Федерации на основании запроса Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской...
При министерстве юстиции российской федерации icon33 регламент
Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства...
При министерстве юстиции российской федерации iconС. Н. Кожевников проблемы теории государства
Нижегородского филиала Международного института при Министерстве юстиции Российской Федерации
При министерстве юстиции российской федерации iconРегламент общественн ого совета при министерстве внутренних дел российской федерации москва, 2011 Статья Общие положения > Настоящий Регламент в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3 фз «О полиции»
Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации устанавливает правила внутренней организации, направления...
При министерстве юстиции российской федерации iconI. Общие положения
О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" зарегистрировано в...
При министерстве юстиции российской федерации iconДоклад о деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике за 2012 год
Управление) в 2012 году была направлена на эффективную реализацию полномочий, предусмотренных Положением об Управлении Министерства...
При министерстве юстиции российской федерации icon-
Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13. 10. 2004 №1313,...
При министерстве юстиции российской федерации icon-
Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13. 10. 2004 №1313,...
При министерстве юстиции российской федерации icon-
Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13. 10. 2004 №1313,...
При министерстве юстиции российской федерации icon-
Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13. 10. 2004 №1313,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница