Скачать 20.49 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП) 2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД 11 КЛАСС Задание 1. Дайте определение следующим историческим понятиям «Восточный вопрос» __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Стахановское движение________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ «Тройственный союз» ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ «План ГОЭЛРО» ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ «Августовский путч»_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Задание 2. По какому принципу организованы логические ряды? Кто лишний в каждом ряду? 1. В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский, Л.Д. Троцкий, П.Н. Милюков, Н.И. Бухарин _______________________________________________________________________________________ 2. А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, А.И. Деникин, П.И. Врангель, Н.Н. Юденич _______________________________________________________________________________________ 3. А.М. Горький, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, К.С. Станиславский _______________________________________________________________________________________ Задание 3. Прочтите три свидетельства, относящиеся к одному событию истории России XIX в. и ответьте на вопрос, о каком событии идет речь?
______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Перед вами четыре карты Древнерусского государства. Расположите их в хронологической последовательности, определите имена правителей каждого из представленных периодов. Назовите даты и направления походов, обозначенных на картах стрелками. ![]() 1 2 ![]() ![]() 3 4 ![]() _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Причитайте отрывок из летописи. Вставьте пропущенные имена, названия и даты. Объясните, о каком событии идет речь. Какую роль оно сыграло в истории нашей страны. Бысть же в (год _______________) году в Нижнем Нове граде некий муж благолюбив и добросмыслен зело, именем (имя и фамилия _________________________), от посадского чина земским старейшинством почтен бысть в Нижнем граде. Тот (имя _________________), издавна слышав про храбрость смоленскую и про мужество дворян града Смоленска, колики помощи Московскому государству учиниша, государю верно послужиша, и многие грады побраша, и велию храбрость и радение показаша, за православную христианскую веру много постояша и многих противных полки побиша, и во всем непоколебимы, и помощию всесильного Бога вооружении, и храбри быша. Созвав же всех нижегородцев и нача доброумными своими словесы глаголати к ним: "О, братие и друзи, вси нижегородскии народы! Что сотворим ныне, видяще Московское государство в велико разорении? Видим, братие, многих градов Российского государства разорение и православных христиан побиение, и всего богатства их лишение. И совет даю вам, братия моя: да призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства. И разделим на три части имения своя: две для христолюбивого воинства, себе же едину часть оставим". И собрав казны множество, тот благоразсудный (имя ____________________), разобрав же дворян града Смоленска против их дворянския чести на три статьи, учинив первую статью, и середнюю, и меншую, и вместо государева жалованья даде им полныя оброки против их дворянской чести. Потом же смольяне и нижегородцы, увидев, что князь (Имя и фамилия князя _____________________________________) в вотчине своей, в Нижегородцам уезде живяше, и послаша к нему Нижнего выборных людей просити, чтоб был он в Нижнем у всей рати воеводою. В то время князь (имя князя ____________________) был ранен. Приидоша же к нему выборный люди и молиша его, дабы шел в Нижней Нов град. Он же, не презре моления их и поиде, от раны скорбен, в Нижней Нов град. Тогда же изо всех градов ратныя люди начаша к нему съезжатися, видяще их доброе стройство к ратным людям. И собрашася многие полки, хотяше идти к царствующему граду (название города ______________________________), и писаша грамоты из Нижнего Нова града от всей Земли по градом и по большим селам, чтобы ратным людям на станах готовили запасы и кормы, чтобы никакие скудости не было. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. Перед вами отрывки из текстов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года. Расставьте их в хронологической последовательности и дайте обоснование. Ответ оформите в виде таблицы А. Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Б ...Наполеон, не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужасной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять за любезное отечество, постигнув, наконец, всю суетность дерзкой его мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление вспять. В …Жители причинили очень мало пожаров. Вы разрушили столицу по своей методе: определили для пожара дни и назначили части города, которые надлежало зажигать в известные часы. Я имею подробное известие обо всем. Доказательством, что не жители разрушили Москву, служит то, что разбивали пушками дома и другие здания, которые бьши слишком крепки, стреляя в них посреди огня Г...Первые две армии (1-я и 2-я Западные армии) расположены были по европейской нашей границе и должны были противостать вторжению армий, лично предводимых Наполеоном: но столько несоразмерны были силы, и так на большом пространстве рассеяны наши войска, что единственное средство было отступление без потери времени... Д. В селении …, в своей квартире, принял князь Кутузов, сообщив: «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно… Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за Москвою приуготовляемые войска»… Е …Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевский успел свести несколько орудий...
Задание 7. Прочитайте отрывок из сообщения Совинформбюро об итогах действий Красной армии. Определите время (месяцы и год) и название кампании, направления движения Красной армии. Дайте оценку роли данной кампании в ходе Великой Отечественной войны. Красная армия в результате напряженных четырехмесячных боев успешно выполнила план Верховного главнокомандования. Задача, поставленная перед вооруженными силами Советского Союза – изгнать вражеские воска за линию Смоленска, реки Сож, среднего течения Днепра, а также ликвидировать Кубанский плацдарм немцев – полностью решена. Кампания началась решающим, по заявлению гитлеровского командования, наступлением немецко-фашистских войск на Орловском и Белгородском направлениях. Итоги боев показали, что этот план, построенный без реального учета соотношения сил, оказался авантюристическим и позорно провалился. Ликвидация Орловского и Белгородского плацдармов противника явилась крупнейшей операцией наших войск после разгрома немцев под Сталинградом. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8. Перед вами четыре фотографии политических, государственных деятелей Советского Союза. Назовите их имена и определите, какие посты они занимали. Выберите одного из них и составьте о нем очерк для энциклопедии (основные биографические данные, роль, которую они сыграли в истории нашего государства и т.д.) 1 2 3 4 ![]() ![]() ![]() ![]() _______________________ _________________ _____________________ ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 9. Выстройте правильное содержание таблицы
Задание 10. Прочитайте биографические сведения об одном из донских генералов – героев Отечественной воны 1812 г. Назовите его имя Родился 8 сентября 1775 года. Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, командир 5-го резервного кавалерийского корпуса и начальник Императорского конвоя. Произведенный в 1788 году в сотники, он в течение двух лет с отрядом, составлявшим передовую цепь на турецкой границе, находился на берегах Черного моря, затем был переведен в Петербург и в 1791 году произведен в есаулы, а вскоре и в войсковые старшины. В Петербурге, благодаря положению отца и деда, скоро познакомился со многими представителями высшего света и, между прочим, с Г. Р. Державиным, по совету которого начал учебные занятия, так как ему удалось получить лишь поверхностное образование. В 1801 г. по личному разрешению императора получил графское достоинство и фамилию деда по материнской линии. В 1812 году ему поручено было наблюдать за Неманом. Узнав о переходе 12-го июня французов через Неман, он собрал своих лейб-казаков и стал отступать. Французы бросились было за ним, но он опрокинул их. Это был первый бой русских с французами в Отечественную войну. После взятия Парижа находился в свите императора при торжественном въезде монархов в столицу Франции. После Ватерлоо и вторичного занятия союзниками Парижа Людовик XVIII пожаловал ему орден св. Людовика 1-й степени, а император Александр I послал его с почетным поручением - отвезти в Петербург к императрице Марии Федоровне свой портрет. Произведенный в день коронации императора Николая I в генералы от кавалерии, он 3-го октября того же 1826 года вышел в отставку, но уже в следующем году, по объявлении войны с турками, снова вернулся на службу. ![]() |
![]() | Календарный план работы лпемц на октябрь 2012 года № Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап). Формирование электронной базы по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады... | ![]() | Всероссийская олимпиада школьников по истории Н. М. Карамзин, А. С. Шишков, С. С. Уваров, К. П. Победоносцев, М. Н. Катков;-общественные мыслители |
![]() | План работы школы 12. 2012 12. 2012 г. Дежурство по школе: 1 смена 7в борозненок С. В Всероссийская телекоммуникационная Воронежская олимпиада: биология (2 этап), математика (1 этап) | ![]() | Всероссийская олимпиада школьников по истории П. Витгенштейн, князь П. Волконский, князь Д. Милютин- русские генералы-фельдмаршалы, фавориты |
![]() | Всероссийская олимпиада школьников по химии Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по химии | ![]() | Вшэ. Пермь. Межрегиональная олимпиада школьников "Высшая проба" по русскому языку* Заочный этап 09 ноября 2012, очный этап 10-11 классы 15 февраля 2013, заявки до 2 ноября 2012 |
![]() | Всероссийская олимпиада школьников по биологии Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета | ![]() | Всероссийская олимпиада школьников по географии Какова температура на борту летящего на высоте 2 км воздушного шара, если у поверхности Земли она составляет 20С? |
![]() | Всероссийская олимпиада школьников английский язык Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности | ![]() | Календарный план работы гбоу сош «Школа здоровья» №939 на март 2013 года № Межрегиональная олимпиада школьников по химии им академика Саркисова, заключительный этап |