Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а»




Скачать 34.25 Kb.
НазваниеАдрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер34.25 Kb.
ТипЭлективный курс
  1   2   3
«Этнокультурная мозаика регионов России»

( программа элективного курса для 9 класса)


Автор: Ахмирова Наталья Васильевна – учитель географии МОУ «Троицкая СОШ имени Г.К.Жукова»

Адрес ОУ: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а»


с. Троицкое. 2011.


1 Пояснительная записка.

В соответствии со стандартом образования нового поколения – миссией образования является формирование гражданской идентичности как важнейшее условие укрепления российской государственности, формирование будущего гражданина в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного мира.

В процессе становления гармонически развитой личности возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости в нашей поликультурной стране.

Элективный курс «Этнокультурная мозаика регионов России» предназначен для более детального изучения учащимися этнокультурных особенностей регионов России. Адресована программа учащимся 9-х классов, изучающих курс « Население и хозяйство России», но может быть использована в 10-11 классах.

Необходимость введения курса определяется его общегуманистической направленностью, широкими межпредметными связями с другими образовательными дисциплинами, позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями, но и лучшими образцами общечеловеческой культуры.

Данный элективный курс наряду с образовательными задачами решает и важнейшую воспитательную задачу – формирование личности гражданина многонациональной страны, обладающего правовым сознанием, адекватно воспринимающим поликультурность современного мира, отстаивающим свое этническое достоинство и вместе с тем подготовленного к культурному диалогу и толерантному поведению с представителями других культур.

2. Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование представления об этнокультурном многообразии регионов и народов России; воспитание чувства гордости за многонациональный российский народ.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с этнокультурными особенностями регионов России.

  • Дать представление о культурно-историческом и социально-экономическом вкладе каждого народа в общее развитие Российской Федерации.

  • Продолжить формирование общеучебных и географических компетенций учащихся

3. Срок реализации программы:

Продолжительность курса составляет 17 часов

4. Общие принципы реализации программы:

Важнейшую роль в изучении курса играет принцип наглядности. Велико значение информационных технологий при подготовке к занятиям и их проведении. Занятия целесообразно строить в форме обсуждений, семинаров, групповой работы. Материал программы обладает широкими возможностями при проведении сравнительного оценивания, выявления причинно-следственных связей межпредметного характера.

5. Предполагаемые результаты:

Каждый учащийся должен в ходе изучения дисциплины выполнить мини-проект посвященный одному из регионов России, и представить его в форме мультимедийной презентации. Защита мини-проектов и их оценивание проводятся непосредственно на уроках. По итогам изучения курса учащимся предлагается изложить свои индивидуальные впечатления об этнокультурном многообразии Росс в форме эссе. Конкурс эссе проводится на заключительном занятии.

6. Основные понятия курса:

Введение в предмет- 1 час

Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России.

Тема 1. Европейский Север и Северо-запад.

Северная столица и ее окружение. Северная Пальмира. Музей и дворцовые комплексы Санкт-Петербурга. «Серебряное кольцо России» - памятники русского зодчества. (Великий Новгород, Псков, Старая Русса, Старая Ладога, Вологда и др.)

Озерный край (Карелия). Кижи. Православие старообрядчество, язычество. Традиционная музыкальная культура карелов. Карело-финский эпос «Калевала». Традиционное жилище: объединение жилых и хозяйственных построек.

Между Онегой и Мезенью Поморы. Художественные промыслы и ремесла: берестяной промысел, холмогорская резьба по кости, северные козюли), Поморские сказки. Соловецкий монастырь. Земля коми-зырян. Особенности национальной кухни. Лечебная магия коми-зырян и коми-пермяков.

Тема 2. Центральная Россия.

Москва. Кремль и соборы. «Золотое кольцо России» - памятники русского зодчества.

Календарные праздники и обряды, фольклор. Художественные промыслы: Хохломская роспись, Палехская миниатюра, Ростовская финифть, Владимирская вышивка и др.

Тема 3. Урало-Поволжье.

Удмурты, мордва, марийцы: Свадебные обряды удмуртов. Удмурдский праздник – «Гербер» Православие и традиционные культы мордвы и удмуртов. Священные молельные рощи. Православие и марийская традиционная религия: двоеверцы и чимари. Марийские праздники: У пучымыш (праздник новой каши), Шортйол (овечья нога).

Чуваши Провославие и язычество. Традиционная чувашская изба. Акатуй – весенний праздник посвященный земледелию.

На рубеже Европы и Азии. Уральский заводы и рудники. Уральские самоцветы.

Башкиры. Башкирские национальные игры и виды спорта (аузарыш, кук – бурэ, коль-алыу), национальный музыкальный инструмент – курай. Башкирский лук. Ислам и традиционные верования. Башкирский сабантуй. Обряд наречения имени Исем Туйы.

Татары Этнические группы волго-уральских татар. Ислам в Татарстане. Праздник курбан-байрам. Кумыс – национальный напиток. Родинные и свадебные обряды татар. Казанский кремль.

Калмыки. Традиционное кочевое скотоводство. Калмыцкая кибитка. Калмыцкий чай. Героический эпос «Джангр». Джангариада – национально-спортивный праздник. Самый большой в Европе буддийский храм. Праздники Зул и Цаган-Сар. Обряд удаления препятствий и продления жизни.

Тема 4. Европейский Юг.

Донские степи. Перекресток народов. Быт и традиции донских казаков. Культ коня. Целебные источники.

Республики северного Кавказа Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество, кровная месть. Многонациональное население Дагестана. Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Лезгинка. Нравственные предписания и этикет. Военный характер народных игр. Северо-кавказский тип одежды. Национальная кухня. Осетины. Традиционная архитектура. Нартский эпос.

Тема 5. Западная и Восточная Сибирь.

Национальные округа Сибири Обские Угры: ханты и манси (остяки и вогулы) Традиционные рыболовство, охота и оленеводство. Национальная одежда. Шаманизм – особая форма видения и познания мира. Спортивные игры ханты и манси (заячьи следы, выдра). Тундровые и лесные ненцы. Озеро Нумто (божье озеро)

Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия. Бурханизм на Алтае. Музыкальные традиции: Кай – горловое пение алтайцев. Хоомей – искусство тувинского горлового пения. Промысловые, и скотоводческие обряды якутов. Культ Солнца в мифологии якутов. Исмах – праздник посвященный солнцу и обрядам плодородия.

Тема 6. Дальний Восток.

Аборигены Дальнего Востока. Оленные и береговые чукчи. Традиционная кухня: мясные продукты и сыроядение. Основная пища полярных зверобоев Декоративно-прикладное искусство. Миф о культурном герое – Вороне-творце. Обрядовые танцы эскимосов, чукчей, коряков, ительменов.

7. Календарно – тематическое планирование.



Тема занятия

1

Введение в предмет

2

Северная пальмира (Санкт-Петербург – культурная столица России)


3

Серебряное кольцо России ( древние города-крепости Северо-запада России)

4

Озерный край (Карелия)

5

Между Онегой и Мезенью

6

Москва. Кремль. Соборы и монастыри

7

«Золотое кольцо России» - памятники русского зодчества.

8

Художественные промыслы Центральной России.

9

Удмурты, мордва, марийцы и чуваши.

10

Урал. На рубеже Европы и Азии.

11

Татары, башкиры.

12

Калмыкия

13

Донские степи. Быт донских казаков.

14

Республики Северного Кавказа. Мозаика народов.

15

Национальные округа Сибири

16

Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия, Якутия.

17

Дальний Восток.



Дополнительный материал к занятиям.


1. Обычаи и традиции русского народа.

Семейные традиции и обряды.
Среди русского старожильческого населения (особенно среди казачества и крестьян, рано получивших землю во владение, а затем и в собственность) обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейной жизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то же время все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети.
После отмены крепостного права и получения земельных наделов появилась тенденция к распаду больших семей. Переселенцы последних десятилетий XIX в. редко решались на переезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителями повсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек были распространенным явлением. В столыпинское время наряду с ними появлялись маленькие семьи - в 4-6 человек.
Свадебные обряды
Свадьбы обычно праздновались осенью или зимой после Крещенья. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушку приезжали крестный с крестной или родители парня, реже - другие родственники. Садились под матицу и заводили разговор иносказательно: "У вас - товар, у нас -купец" или "У вас - курочка, у нас -петушок, сведем их в один хлевушок". В случае согласия проходила затем череда предсвадебных встреч: смотрины невесты, знакомство с хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки - денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вслед за тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот период подруги невесты собирались в ее доме на вечерки, помогали приготовить подарки на свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали.
Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту - грустными, лирическими, величальными, шуточными, прощальными.
Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день, когда зять, а за ним и все присутствующие отправлялись "к теще на блины". У казаков, например, после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки - рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям. Свадьба могла длиться неделю и больше. Несмотря на ограниченное число приглашенных, присутствовать, вступать в пляски, представления, изредка угощаться могли практически все желающие.
Собиратели фольклора констатируют обеднение свадебной обрядности в XX в., исчезновение из нее не только многих грустных, но и ряда игровых моментов. Расширился состав участников, однако были утрачены свадебные "роли" (кроме дружки). Обрядовый песенный фольклор ушел в область истории.

2. Свадебные традиции удмуртов
Удмуртская свадьба, которой, как правило, предшествовал сложный ритуал сватовства, во время которого как родители невесты, так и сама невеста могли выразить свое согласие или несогласие, состояла из двух частей, разделенных большими интервалами.
Если невесту увозили в дом мужа сразу после сговора – до свадебного пира, то в доме жениха происходил пир (ярашон), после чего невеста возвращалась домой и готовила приданое. После этого назначался сюан (пир в доме невесты). Если же невеста после сговора оставалась в доме родителей, тогда сначала происходил сюан, а потом ярашон. В этом случае в назначенный день свадебный поезд отправлялся в дом невесты. Жених оставался дома, за невестой ехали отец и старший брат жениха. Вначале свадебный поезд заезжал к свахе (дэмчи) и только после этого шли в дом к невесте, где их встречали лепешками. Поезжанам представляли распорядителя сюана, которому в дальнейшем все подчинялись.
После застолья начиналось пение свадебных песен и некоторое время продолжалось непрерывно. Участники поезда жениха должны были продемонстрировать знание обрядовых мелодий. Затем поезжан угощали в доме распорядителя сюана и во всех домах родственников невесты – участников свадьбы.
Далее следовал ритуал прощания невесты с родным домом. Выносили приданое, складывали в повозку. Невеста должна была ехать в повозке свахи. Жених должен откупить приданое у родственников невесты, чтобы они открыли ворота.
В доме жениха, встречавшие родственники обводили невесту вокруг лошади по солнцу три раза, во дворе освящали кашу. Мать жениха под руку вводила молодую в дом, сажала на подушку в женской половине дома. Родственники подносили ей хлеб с маслом, расплетали косу, заплетали две и укладывали вокруг головы. Мать жениха одевала ей головное полотенце замужней женщины, что ознаменовало окончание девичества.
Утром следующего дня ближайшие родственник были представлены невесте, состоялась оценка приданого. Угощать присутствующих должна была невеста, которая демонстрировала свои хозяйственные способности.
Далее вместе с молодыми родственниками новобрачная шла к роднику или реке. Бросала серебряную монетку, откупаясь перед хозяином воды. Воду, принесенную молодой родственницей принимала свекровь и снова усаживала молодую на подушку.
Через несколько дней, прибывал свадебный поезд родственников невесты. Пир происходил поочередно во всех домах родственников жениха. Согласно правилам ритуала родственники невесты вели себя шумно и вызывающе. Били посуду, топали ногами, могли разобрать печь в бане, заложить дымоход. Тем самым проверялась расторопность новобрачного.
Сложный ритуал свадьбы не всегда воспроизводился полностью, допускались и сокращенные варианты, поскольку свадьба с соблюдением всех обрядов требовала больших расходов.

3. Курбан-байрам
Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста - Уразы. День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый правоверный мусульманин обязан принести жертву (курбан) всевышнему, т. е. зарезать овцу, корову или верблюда.
Верующие ревностно выполняют это требование. Ведь, согласно поучениям духовенства, тот, кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай, ибо преодолеть "тонкий, как волос" мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.
В праздник мусульманин, имеющий средства на покупку животного, приносит в жертву: один человек - барана, овцу или козу, до 10 человек вместе (т. е. вскладчину) - одну голову крупного рогатого скота или верблюда. (Животное должно быть установленного возраста - однолетка). По шариату, баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых. Если жертва приносится по обету (например, о рождении сына) или в знак покаяния за греховные действия, то все мясо жертвенного животного раздается неимущим. В обычных условиях треть мяса идет на праздничную трапезу семьи, а остальное раздается. Последнее означает или прямую раздачу кусков сырого мяса беднякам, или их кормление за своим столом блюдами из жертвенного мяса, чтобы в праздник не было голодных. Ритуальное закалывание животных происходит как в первый, так и в последующие дни праздника, но оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено. При закалывании животное надо повалить на землю головой в сторону Мекки. Кровь и печень животного собирают в черную тряпку, чтобы они не увидели света.
За 20 дней до наступления праздника не полагается веселиться, устраивать торжественных угощений, надевать новые одежды, стричься и т. д. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.
Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся разнообразные блюда, прежде всего, мясные. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.

4. Кумыс
Кумыс (kымыз), традиционный напиток кочевников-скотоводов из кобыльего молока, полученный в результате молочно-кислого и спиртового брожения. Угощение кумысом предваряло и завершало гостевую трапезу... Но обо всем по порядку:
Первое упоминание о кумысе встречается у древнегреческого историка и путешественника Геродота, жившего еще в V веке до н.э. Он сообщал, что излюбленным напитком скифов-кочевников было кобылье молоко, приготовленное впрок по особому методу. Как писал Геродот: скифы сбивают кобылье молоко в деревянных чанах, а затем сливают верхние слои, которые считают лучшей частью, в отдельные кадки. Кочевники тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли. Многие историки полагают, что кумыс пошел именно от скифов.
Кумыс называют, напитком долголетия и здоровья. Он издавна известен народной медицине как лечебное средство при истощающих хронических болезнях. В экстремальных условиях казахи иногда питались одним кумысом, обходясь без всякой другой пищи. Так, участвовавший в 1842 году в экспедиции по казахским степям штаб-лекарь А. Яшин писал, что 600 казахов, конвоировавших Бухарскую миссию Перовского, гнали с собой табун дойных кобыл, не взяв в дорогу ничего съестного.
О целительных свойствах кумыса писал А.П. Чехов в 1901 году, находясь на кумысолечении в Андреевском санатории: "Пью кумыс и в одну неделю, можете себе представить, увеличился на 8 фунтов". Спустя пять дней в другом письме: "Прибавился на 11 фунтов, кумыса пью по 4 бутылки в день".
Кстати, первая кумысолечебница в России была открыта Н.В. Постниковым в 1858 году. Позднее этот подвижник кумысолечения издал в Самаре книги "Кумысолечебеное заведение близ г. Самары" и "О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм".
Лечебные свойства кумыса
Лечебные свойства кумыса высоко ценили наши выдающиеся ученые-медики С.П. Боткин, ГА. Захарин, Н.В. Склифосовский и др. С.П. Боткин называл кумыс "прекрасным средством". Он считал, что приготовление этого напитка должно стать общим достоянием, как приготовление творога, простокваши и др. Вот бы нам сегодня прислушаться к советам великого русского ученого. Н.В. Склифосовский считал кумыс могущественным средством не только при грудных болезнях, он приносит огромную пользу при расстройстве питания после хронической болезни в сочетании с анемией.
Еще в первой половине XIX века русский врач В.И. Даль подметил антицинготное действие кумыса. Это было за 80 лет до открытия витаминов и за 100 лет до обнаружения витамина С в кобыльем молоке.
Высокие питательные свойства кумыса можно объяснить не только составом молока. При кумысном брожении жир остается без изменения, но белок превращается в легкопереваримые вещества, а молочный сахар - в молочную кислоту, этиловый спирт, угольную кислоту и целый ряд ароматических веществ. Все это создает высокую питательность кумыса, легкую усвояемость, приятный вкус и аромат.
Кумыс возбуждающе действует на поджелудочную железу, увеличивает переваривающую силу дуоденального сока и компенсирует недостаточность желудочного пищеварения.
В последнее время экспериментально доказано, что кумыс нормализует секреторную деятельность желудка и других органов пищеварения. Например, у людей, имеющих пониженную кислотность желудочного сока, после кумысолечения она поднимается, а у больных с повышенной кислотностью она часто снижается до нормы. Профессор П. Ю. Берлин считает, что кумысолечение оказывается весьма эффективным при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, в стадии затухания процесса, а также дает хорошие результаты при дизентерии и брюшном тифе.
Общепризнанным является благотворное влияние кумыса на функциональные заболевания нервной системы. Кумысолечение является эффективным средством при доброкачественных неврозах. Установлено, что больные после курса кумысолечения дольше и лучше, чем после обычного санаторного лечения, сохраняют работоспособность, хорошее самочувствие и вес. Это объясняется тем, что под влиянием кумысолечения происходят глубокие изменения в обмене веществ, которые продолжают действовать и в дальнейшем. Углекислота, насыщающая кумыс, вызывает во рту приятное чувство пощипывания, а в желудке - ощущение теплоты. Обладая анестезирующим действием, углекислота уменьшает повышенную раздражительность слизистой оболочки желудка. Кумыс содержит много витамина С - в три раза больше, чем в коровьем молоке.
Большую роль микрофлора кумыса играет в накоплении антибиотических веществ, действующих бактериостатически и бактерицидно на болезнетворные микробы.
В кумысе многое имеется для лечения туберкулезного больного: легкоусвояемые белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, ферменты, антибиотические вещества.
Туберкулезные больные по предписанию врача принимают до полутора литров кумыса в сутки. Наблюдения показывают, что полутора-двухмесячного пребывания в кумысолечебнице достаточно для того, чтобы сильно похудевшие больные поправились и восстановили свой вес.

5. Родинные обряды татар
Рождение ребенка сопровождалось целым рядом обязательных обрядов, имеющих как чисто ритуальное, так и практическое значение. В конце XIX -начале XX в. в большинстве случаев роды принимали повивальные бабки - эби (дословно- бабка), бала эбисе (повитуха), кендек эби (дословно - пупочная бабка). Случаи рождения детей в доме при помощи повитухи были еще довольно частыми в 40-50-е годы XX в. Занятие повитух называли эбилек. Но в случае острой необходимости и за отсутствием эби роды могли принимать и ближайшие старшие родственницы роженицы.
Как только ребенок появлялся на свет, повитуха, отрезав и завязав пуповину, обмывала младенца и заворачивала его в нательную рубаху отца. Считалось, что это помогает установлению прочных отношений взаимного уважения и любви между отцом и ребенком. Затем совершался ритуал авызландыру (смысл. дать отведать). Для новорожденного делали подобие соски - в тонкую ткань заворачивали комок разжеванного с маслом и медом хлеба и давали пососать. Иногда просто обмазывали рот ребенка маслом и медом или медовым раствором - зэмзэм су. Обряд сопровождался традиционными пожеланиями счастья, здоровья, способностей, благосостояния новорожденному.
На следующий день устраивали бэби мунчасы (досл. - детскую баню). После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой мамаше и искупать младенца.
Спустя несколько дней в доме, где родился ребенок, устраивали обряд бэби туе и исем кушу (пир по случаю рождения ребенка и имянаречения). Приглашали муллу и гостей - мужчин из числа родственников и знакомых семейства. Мулла открывал обряд традиционной молитвой, затем к нему подносили на подушке ребенка, и он обращался к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывал на ухо младенцу азан (призыв к молитве для правоверных мусульман) и произносил имя новорожденного. Имена детям подбирали, как правило, муллы, имевшие специальные календари-именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым - выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.
К древним общинным традициям татар относится обряд угощения бэби ашы. В продолжение нескольких дней подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения, а иногда и подарки. Бэби ашы существует и сейчас.

6. Марийские праздники

Шорыкйол (Святки)

Шорыкйол — один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.

Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол — «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия— дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.

В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.

К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом— быть урожаю  (Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш)», «В Шорыкйол будет снег— будут овощи (Шорыкйол кече луман лиеш— пакча саска шочеш)».

Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали озамужестве— выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталась узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.

Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами— Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, так как ряженые предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизни. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, такова будет жизнь для каждого человека. Хозяева дома стараются привечать ряженых как можно лучше. Их угощают пивом, орехами, чтобы не было нарекний на скупость.

Чтобы продемонстрировать свое мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу— сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Среди ряженых часто встречаются Медведь, Лошадь, Гусь, Журавль, Коза и другие животные. В прошлом были и другие персонажи, изображающие солдата с гармошкой, государственных чиновников и священников— попа и дьякона.

Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.

Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), пекут из ржаного или овсяного пресного теста «орешки» (шорыкйол пякш).

У пучымыш (Праздник новой каши)

Шыже Пазар— языческий праздник завершения полевых работ отмечается 21 ноября. В этот день проводятся ярмарки, гуляния.

По содержанию и срокам проведения к этому празднику примыкает У пучымыш, который проводится до православного Михайлова дня (21 ноября): в некоторых местах в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других— в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

В содержание праздника входит благодарственное моление, поминовение умерших предков, ритуальная трапеза, праздничное гулянье.

К празднику готовится каша из овсяной крупы, из муки пекутся пресные лепёшки шергинде. На праздник прежде всего приглашали родных, соседей, духовных родственников юмын тан. Вкусив новой каши, пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике У пучымыш, тем богаче будет хозяин, т.к. гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, по поверью, оставляет за собой вдвое больше. В день праздника каждый хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).

7. Традиции донских казаков.
Казак и родители

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.


Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.
  1   2   3

Похожие:

Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconМесто нахождения: Республика Башкортостан, город Салават, улица Молодогвардейцев, д. 30 Почтовый адрес: Республика Башкортостан, 453256, г. Салават, улица Молодогвардейцев, д. 30
Почтовый адрес: Республика Башкортостан, 453256, г. Салават, улица Молодогвардейцев, д. 30
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconМесто нахождения: Республика Башкортостан, город Салават, улица Молодогвардейцев, д. 30 Почтовый адрес: Республика Башкортостан, 453256, г. Салават, улица Молодогвардейцев, д. 30
Почтовый адрес: Республика Башкортостан, 453256, г. Салават, улица Молодогвардейцев, д. 30
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconМесто нахождения: Республика Башкортостан, город Салават, улица Молодогвардейцев, 30 Почтовый адрес: Республика Башкортостан, 453256, г. Салават, улица Молодогвардейцев, 30
Почтовый адрес: Республика Башкортостан, 453256, г. Салават, улица Молодогвардейцев, 30
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconЛитература
Полный адрес: 352401, Краснодарский край, Курганинский район, станица Михайловская, улица Октябрьская дом 79
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconI. пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Березовский детский сад расположено по адресу: 632286, нсо, Кыштовский...
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconРеспублика Татарстан Алькеевский район Село Хлебодаровка Волкова Марина Андреевна Своя игра Удивительный мир растений
Расширить кругозор учащихся о живой природе; развивать познавательный интерес, логическое мышление и творческую активность
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconИнформационная карта открытого аукциона на понижение цены (в электронной форме) на право заключения контракта на поставку технологического оборудования для нужд открытого акционерного общества «Марийский машиностроительный завод»
Юридический адрес: 424003, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, улица Суворова,15
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconДоклад по мдоу Брембольскому детскому сад "Колосок"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Брембольский детский «Колосок» расположен по адресу: Ярославская область, Переславский...
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconОтчёт о результатах самообследования мбоу дод пдши
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Песчанокопская детская школа искусств (сокращённое...
Адрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а» iconЕжеквартальныйотче т
Место нахождения: Республика Башкортостан,453256, город Салават, улица Молодогвардейцев, д. 30
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница