Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна




Скачать 16.73 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна
Дата03.02.2016
Размер16.73 Kb.
ТипМетодическое пособие

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ




Разработала Сорокина Светлана Александровна

Учитель начальных классов


1. Игра в процессе обучения в младшем школьном возрасте.


С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.

Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психологические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами. Дети в младшем школьном возрасте упиваются игрой, наслаждаясь владением многими игровыми действиями. В первые месяцы и даже годы продвижением в учебной деятельности ребенка может руководить исключительно игровой мотив.

Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил, возможно, на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Если с приходом в школу ребенка сразу поставить в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а, возможно, «уйдет в болезни». На практике оба этих варианта являются типичными: число детей, готовых к учению, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

Таким образом, для адаптации, для приспособления ребенка к учебной деятельности, особенно на начальном периоде обучения, целесообразно вводить в процесс элементы сюжетных или дидактических игр. Однако при этом надо формировать у ребенка осознание того, что учебные задания, независимо от того, в какой форме они предлагаются, являются совсем иной деятельностью, чем игра, и они предъявляют к нему настоящие, серьезные требования, необходимость реального изменения самого себя, а не «понарошку». Дети должны понимать разницу между игрой и игровыми учебными заданиями, понимать, что учебные задания необходимо выполнять в обязательном порядке, независимо от того, хочет этого ребенок или нет. Только при формировании у ребенка такого подхода к игровым учебным заданиям, оправдано использование в учебном процессе элементов игры.

Игра имеет и сильное релаксирующее значение. Использование в учебной деятельности игровых моментов помогает ребенку не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности.

Игра позволяет формировать у ребенка различные функции психики в более ненавязчивой форме.

Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности такой функции психики, как внимание. У детей, приходящих в школу преобладает непроизвольное внимание. Ребенок в большей степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на ее содержание. Он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. В ходе учебной деятельности ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. В процессе игры развитие внимания происходит более легко и ненавязчиво, позволяет лучше концентрироваться на учебном задании.

Одним из важных свойств внимания является его объем. Основным условием расширения объема внимания является формирование следующих умений: группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал. Наиболее удобно развивать эти умения во время игры.

Мышление в младшем школьном возрасте приобретает абстрактный обобщенный характер. В развитии мышления наблюдаются две основные стадии. Анализ учебного материала производится преимущественно в наглядно-действенном плане (примерно 1 – 2 класс)

В 3 – 4 классах учащиеся овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией. Использование учебных заданий в игровой форме позволяет вводить элементы классификации, начиная с первого класса.

Применение игр и игровых элементов на уроках делает создание образа задаваемого объекта более наглядным и понятным для ребенка, что способствует развитию такой важной психической способности, как воображение.

2. Классификация игр


Возможны два подхода к классификации игр, предлагаемых для использования на уроках русского языка.

Первый подход состоит в классификации игр в зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть использована игра. Подобное разделение является достаточно формальным, потому, что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач:

1. Введение новой темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счет того, что они сами формулируют тему урока

на основе игрового задания.

2. Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.

3. Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить более большой объем пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать межпредметные связи.

4. Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока

5. Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока.

Второй подход позволяет классифицировать игры в зависимости от их сути и содержания.

1. Игра «Составь слово».

2. Игра «Найди лишнее».

3. Игра «Разделение на группы».

4. Игра «Волшебный мешочек».

5. Игра «Исправь ошибку».

Описание этих игр приводится ниже.

3. Игра «Составь слово»


Эта игра позволяет повторить ранее изученный материал и совершить плавный переход к новой теме или к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе.

Возможны несколько вариантов этой игры:

1. Составление слова из нескольких слов.

2. Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова.

3. Составление слова из написанных букв.

4. Среди узора найти буквы и составить слово.

5. Цветочек.


1.Составление слова из нескольких слов.

Учащимся предлагается несколько слов. Количество слов зависит, от того, сколько букв в задуманном учителем слове.

Слова могут задаваться разными способами:

- записаны на доске;

- являться ответом на загадку;

- определяться по значению слова;

- определяться по картинке.

К примеру, заданы слова

Кормушка

Берег

Фильтровать

С данными словами может быть проведена предварительная работа, например по отработке правила «Безударная гласная в корне слова».

Потом учитель задает принцип отбора букв. Это может быть отбор по порядковому номеру буквы в слове, отбор по характеристике определенного звука в слове и определении соответствующему ему буквы или какой-либо другой способ отбора букв.

В данном примере отбор букв идет по порядковому номеру буквы в слове (6 – 4 - 1).

Дети должны на основе заданного критерия отбора выявить буквы, входящие в состав слова и определить это слово. В примере это слово - ШЕФ.

Продолжается работа с полученным словом:

1. Объяснение значения слова.

2. Подбор синонимов.

3. Составление устных предложений.

4. Фонетический разбор слова.

На основе фонетического разбора начинается объяснение нового материала (в примере – «Парные согласные в корне слова»).

2. Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова.

Эта игра может быть использована для закрепления темы или быть связкой между этапами урока.

Учитель предлагает одно слово. Например, Мороженое.

Слово может быть заданно также различными способами и с ним может быть проведена работа по лексике, орфографии или орфоэпии.

В приведенном примере можно повторить лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова, разделить слово на слоги, поставить ударение.

Учащиеся должны из букв составляющих это слово составить более короткие слова (ром, морж, нож, море, реже, можно).

На выполнение задания может быть отведено определенное время или определено количество полученных слов.

С полученными словами также можно повторить части речи, деление слов на слоги, перенос слов и другие темы.


3. Составление слова из написанных букв.

Это задание может быть использовано для введения новой темы и отработки каллиграфического написания букв.

Учителем предлагаются несколько букв. Буква может быть задана различными способами:

1. Стихотворение про букву.

2. Записаны под диктовку.

3. Заданы в виде несложного кода.

Ученики должны составить слово из полученных букв. Полученное слово может являться темой урока или быть его частью.


4. Среди узора найти буквы и составить слово.

Учитель пишет на доске узор, состоящий из элементов букв, в котором спрятаны разрозненные буквы необходимого слова.

Учащиеся должны обнаружить среди элементов отдельные буквы и составить из них слово.

5. Цветочек.

Эта игра может быть использовано для повторения ранее изученного материала, для перехода к новой теме или к новому материалу.

Учитель пишет на доске или раздает заранее созданные листочки в виде лепестков ромашки. На каждом лепестке написаны слоги или отдельные буквы. Дети должны составить слова из имеющихся букв или слогов.


4. Найди лишнее.


Эта игра позволяет формировать мыслительные операции по анализу, синтезу и обобщению

Учитель предлагает учащимся группу слов, объединенных по какому-либо свойству. В группе имеется слово, которое не принадлежит по какому-либо характеристическому свойству данной группе.

Дети должны проанализировать каждое слово по значению, грамматике и орфографии, определить объединяющее группу свойство и выяснить, какое слово не обладает этим свойством.

Например, предлагается группа слов

Морковь, картофель, огурец, помидор, яблоко.

Характеристическое свойство данной группы – принадлежность к группе растений «Овощи»

Лишнее слово яблоко.

В дальнейшем с полученным словом проводится работа в соответствии с планом урока.

В зависимости от подготовки учащихся задание можно усложнять, увеличивая количество слов или характеризующих свойств.

5. Игра «Разделение на группы»


Эта игра позволяет формировать у учащихся умение классифицировать объекты и понятия по определенным свойствам.

Учитель предлагает учащимся набор слов. Учащиеся должны разделить эти слова на группы по каким либо свойствам.

В зависимости от поставленной задачи выбирается степень сложности задания.

1. Учитель сам задает свойства, по которым будет проводиться классификация, например, проверяемые безударные гласные в корне слова – проверяемые согласные в корне слова.

2. Учащиеся самостоятельно определяют свойства, количество групп и проводят классификацию.

Эта игра может быть использована при закреплении ранее изученного материала, обобщении изученного.

Например, после изучения тем «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Проверяемые парные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова» необходимо провести обобщение по теме «Орфограммы корня». В этой ситуации игра позволяет сделать это обобщение в более доступной и понятной форме.

Даны слова: низко, смотреть, звездный, праздник, рукавчик, кормушка, домовой, местный, зубчик.

Эти слова разделяются на следующие группы:

1.По свойству «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

смотреть, кормушка, домовой

2. По свойству «Проверяемые парные согласные в корне слова»

низко, рукавчик, зубчик

3. По свойству «Непроизносимые согласные в корне слова»

звездный, праздник, местный

После разделения на группы учащиеся должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать, доказать правильность своих действий.

6. Игра «Волшебный мешочек»


Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Игра может быть использована, например, при изучении темы «Прилагательные как часть речи» в качестве введения в тему.

Учитель предлагает учащимся мешок, в котором находится один или несколько предметов. Учащиеся должны опустить в мешок руку и, не доставая предметов из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений, например, круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый.

На основе этих слов можно дать определение прилагательного и его значения в речи и перейти к изучению прилагательных.

Аналогично проводится работа по теме «Существительное как часть речи».

7. Игра «Исправь ошибку».


Эта игра позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.

Учитель предлагает текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

1. С указанием количества ошибок.

2. Без указания количества ошибок.

3. С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.

Учитель или сам предлагает слова или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемых учащимися.

Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками и т.д.).

8. Заключение


Введение в учебную деятельность элементов игры или развивающих игр позволяет ребенку легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку.

9. Список литературы


1. Круглова Н. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – СПб; Питер, 2004.

2. Мухина В.С Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. –

7-е изд., М., Издательский центр «Академия», 2003.

3. Петрова О.О. Возрастная психология. Конспект лекций.- Изд 2-е. Ростов на Дону «Феникс», 2005.

4. Сборник программ комплекту учебников»Начальная школа XXI века». – 2-е изд, дораб. и доп. – М.; ВентанаГраф, 2005

5. Общая психология. Учеб для студентов пед. ин-тов. А.В. Петровский, А.В. Брушлицкий, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., - М., Просвещение, 1986.

6. Подласый И.П. Педагогика. - М., Просвещение, 1996.

Содержание


Стр.


1. Игра в процессе обучения в младшем

школьном возрасте………………………………………………….……...2

2. Классификация игр ………………………………….…...........................4

3. Игра «Составь слово»…………………………………………………….5

4. Игра «Найди лишнее» …………………………………………………....7

5. Игра «Разделение на группы»………………………………………........8

6. Игра «Волшебный мешочек»………………………………….………....9

7. Игра «Исправь ошибку»………………………………………….……...10

8. Заключение ………………….…………………………………….……..11

9. Список литературы ……………………………………………….…......12

Похожие:

Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов мбоу «Красногвардейская гимназия»
Методическое обеспечение профессионального мастерства учителей начальных классов в условиях модернизации образования в начальной...
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconКасаткина В. Н. / Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н.
«Педагогика здоровья» Касаткина В. Н. /Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под...
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconТема работы методического объединения
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconИнформация о проведения кустового методического объединения №1 учителей начальных классов мкоу бурковская сош на базе Озёрной школы
Ответствии с планом работы методического объединения учителей начальных классов на 2011- 2012 год 11. 2011 года было проведено первое...
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Работа шмо учителей начальных классов в 2011 – 2012 учебном году велась по утверждённому плану работы и была направлена на повышение...
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconПояснительная записка Автор : Яцишин Ольга Александровна, учитель начальных классов моу сош №9 г. Новый Уренгой
Автор: Яцишин Ольга Александровна, учитель начальных классов моу сош №9 г. Новый Уренгой
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconДоклад Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №935 за 2011-2012 учебный год
Бнк (блок начальных классов), укомплектованная современным оборудованием стоимостью свыше 12 млн руб. Кабинеты начальных классов...
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconУчебно-методических материалов по опк. Шевченко Л. Л. Православная культура: учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Первый год обучения. Книга первая
...
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна iconГодовой отчёт школьного мо учителей начальных классов мбоу «Лиманская сош №1»
В 2011– 2012 учебном году начальная школа насчитывала 10 классов – комплектов, 2 группы продлённого дня
Методическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна icon«Формирование универсальных учебных действий в начальной школе «Основ умения учиться»
Репкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов мбоусош №11 г. Новочеркасска
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница