Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе




Скачать 21.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе
Дата03.02.2016
Размер21.22 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;

-инструктивно-методического письма « Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011-2012 учебном году»;

- авторской программы создана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской (Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 1998)

Цель:

  • создание условий для личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной компетенции учащихся


Задачи:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Учебно - методический комплект:

  1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008

  2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская: 3 класс: рабочая тетрадь / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008

  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–4) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.

Количество учебных часов

В соответствии с Учебным планом на освоение программного материала выделяется 34 часа (1 час в неделю).


Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник).

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной по форме: устной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов.. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, викторины, фестивали и др.

В 3 классе при обучении по данной программе формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.


Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

иметь представление:

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;

• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.


Календарно – тематическое планирование



урока

Тема урока

Коли-чество часов

Цели и задачи

Примечание

1

Осенний вернисаж.

Прощаемся с летом (вводный урок)

1

Определять роль цвета в пейзаже, изображать пейзаж по представлению




2

Красота букетов из Жостово.

1

Наблюдать над работой мастера по изготовлению посуды: конструкция – форма – украшение, роспись.




3

Мамин платок

1

Получить представление о разнообразии художественных росписей платков, назначение платков.




4

Обои и шторы в твоём доме

1

Упражняться в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.




5

Твои игрушки (озорной товар)

1

Дифференцировать игрушки народных промыслов




6

Иллюстрация твоей книжки

1

Оформлять обложку, используя придуманный шрифт




7

Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки

1

Иллюстрировать самодельную книгу




8

Поздравительная открытка.

Декоративная закладка

1

Получить представление об отличии литографии от линогравюры.




9

Букет цветов

1

Выполнять простую графическую работу




10

Декор русской избы.

Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества

1

Наблюдать над памятниками Великой Отечественной войны, гражданской войны




11

Парки, скверы, бульвары города

1

Получить представление о работе художника-архитектора




12

Транспорт в городе


1

Рассмотреть многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью.




13

Витрины магазинов


1

Составлять проект оформления витрины




14

Образ театрального героя. Эскиз куклы

1

Получить представление о понятии «спектакль» как цепи взаимосвязанных действий




15

Образ театрального героя. Силуэт-загадка

1




16

Театр кукол (голова и костюм куклы)

1

Изготовить голову перчаточной куклы




17,

18

Карнавальные маски

2

Конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписать, подчеркивая ее характер







19

Пальчиковый театр.

Театральный занавес

1

Получить представление об эволюции театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.




20

Конструирование сувенирной куклы

1

Создавать в паре голову кукольного персонажа




21

Афиша, плакат к спектаклю


1

Создать эскиз афиши группой без помощи учителя




22

Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк

1

Изобразить цирковой персонаж в движении




23

Школьный праздник - карнавал

1

Создать карнавальный костюм




24

Музей искусств (интерьер музея)

1

Расширить познания об интерьере музея, крупнейших музеях страны.




25

Натюрморт.

В музеях хранятся картины-натюрморты

1

Учиться передавать настроение пейзажа




26

Натюрморт.

В музеях хранятся картины-натюрморты

1

Создавать натюрморты с разным настроением (веселый, грустный)




27

Красота российских далей.

В музеях хранятся известные пейзажи

1

Изображать пейзаж по представлению




28

Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты

1

Создавать самостоятельно живописный портрет близкого человека




29

Картины исторические и бытовые.

1

Дифференцировать исторические и бытовые картины




30

Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

1

Лепить фигуру человека и животного в движении




31

Музеи архитектуры

1

Познакомиться с основными памятниками города




32

Лоскутный коврик. Коллаж.

Музеи народно-декоративного искусства

1

Выполнить простую графическую работу




33

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация.

1

Расписывать самодельные игрушки




34

Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок-обобщение)

1

Подготовить к выставке лучшие работы






Содержание программы

3 класс (34 ч)

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

  • с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, кон­траст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, ко­лорит и т. п.);

  • основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

  • простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

  • начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости ос­вещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

  • делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматиче­ские цвета;

  • начальными сведениями о видах современною декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

  • начальными сведениями о художественном паромной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

  • понятием о видах изобразительного искусства;

  • ролью фантазии и преобразования форм в творче­стве художника;

-деятельностью художника;

- с особенностями работы акварельными и гуашевыми краска­ми, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

Перечень учебно – методических средств обучения:

Основная литература:

  1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская: 3 класс: рабочая тетрадь / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–4) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–8) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.

Дополнительная литература:

  1. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М.: Высшая школа, 1992.

  2. Пономарева, А. Н. Школа изобразительного искусства / А. Н. Пономарева. – М.: Агаров, 1998.

  3. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.

  5. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Волгоград: Учитель, 2003.

Наглядный материал:

Таблица: «Основные и промежуточные цвета», репродукции картин

Оборудование и приборы:

Классная доска; экспозиционный экран; персональный компьютер; мультимедийный проектор; лазерный принтер; фотокамера цифровая

Электронные носители:

  1. Начальная школа. Мастер – класс учителя начальных классов (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2009

  2. Волшебный мир картин (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2010

  3. Уроки изобразительного искусства. 1 – 8 классы (Компакт – диск) – издательство «Глобус», 2010

Презентации:

  1. Сказки Васнецова

  2. Ветка из салфетки

  3. Все росписи

  4. Если видишь на картине…

  5. Народные промыслы

  6. Пейзаж

  7. Раз Матрёшка, два Матрёшка…

  8. Клоуны

  9. Создание открытки


Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconПояснительная записка для 6 класса
Рабочая программа 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconПояснительная записка для 7 класса
Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconПояснительная записка для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconПояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconРабочая учебная программа по учебной дисциплине «изобразительное искусство» для 1 «г» класса
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса
Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconПояснительная записка Учитель: Падуряну С. В
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 11 класса разработана на основе
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconДанная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconРабочая программа по предмету изобразительное искусство для 2 класса на 2012-2013 учебный год
Планирование составлено на основе требований Государственного стандарта 2004 года и Примерных программ начального общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству,на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы»
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница