Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7»




Скачать 21.92 Kb.
НазваниеИспользование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер21.92 Kb.
ТипЭлективный курс
  1   2   3   4   5


Тема: Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену

(Элективный курс- Механика).


Обобщение опыта работы учителя физики МОУ «СОШ№7».


Выполнил:

Еремяшев Николай Константинович

учитель физики МОУ СОШ № 7

г. Южноуральска


Южноуральск 2010

Содержание.



1.

Пояснительная записка.

Стр. 3

2.

Измерение физических величин.

Стр.5

3.

Содержание программы курса.

Стр.7

4.

Реализация программы, планируемый результат.

Стр.11

5.

Использованная литература.

Стр.13

6.

Приложение №1. Кодификатор ЕГЭ. Технические

описания лабораторных циклов.

Стр.14

7.

Приложение №2. Протокол проверки результатов ЕГЭ.

Стр.15

8.

Приложение №3. Лабораторная работа №1. Изучение

законов равноускоренного движения по наклонной

плоскости.

Стр. 17

9.

Приложение №4. Лабораторная работа №2. Изучение

движения тела под действием силы тяжести.

Стр. 22

10.

Приложение №5. Лабораторная работа №3. Изучение

условий равновесия тел.

Стр. 27

11.

Приложение №6. Лабораторная работа №4. Изучение

движения связанных систем.

Стр. 32

12.

Приложение №7. Лабораторная работа №5. Изучение

закона сохранения импульса.

Стр. 36

13.

Приложение №8. Лабораторная работа №6.

Изучение закона сохранения энергии.

Стр.40

14.

Приложение №9. Лабораторная работа №7.

Изучение динамики движения тела по окружности.

Стр. 43

15.

Приложение №10. Лабораторная работа №8.

Изучение динамики колебательных процессов

Стр. 47



Раздел №1

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.


Пятый год продолжается эксперимент по введению Единого Государственного Экзамена в школах Челябинской области. Главной целью экзамена является совмещение итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов в государственные ВУЗы, повышение качества и объективности результатов.

За 210 минут выпускнику предлагается решить 40 задач, из которых шесть являются повышенного уровня сложности. Это возможно только в результате планомерной, последовательной подготовки в течении нескольких лет. Особенным важным является заключительный этап подготовки, необходимо от механистического подхода в решении задач перейти к осмысленному пониманию на основе экспериментально-практического действия.

Интенсивный учебно-тренировочный процесс разумнее всего начать с момента, когда учащиеся приступают к повторению курса физики.

Основным базовым элементом содержания ЕГЭ является раздел физики «Механика», он составляет около 30% заданий (А), 25% (В) и

20-30% группы (С). А также является основой для решения комбинированных задач в других разделах физики.

Исходя из итогов ЕГЭ Челябинской области, уровень обученности выпускников колебался от 44% до 73% по темам:

Задания (А)


А-1

Равномерное и равноускоренное движение

47%

А-2

Законы Ньютона

63%

А-3

Силы в Механике

73%

А-4

Условия равновесия тел

67%

А-5

Механическая работа, мощность, энергия

57%

А-6

Колебания

46%

А-7

Механические волны

44%


Задания (В)


В-1

Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

26%


Задания (С)

С-1

Применение законов сохранения импульса и энергии в механике.

22%



Образовательные цели курса:

  • Освоение основных базовых понятий, законов, принципов физики, формирование общего представления о механическом движении.

  • Развитие познавательных универсальных способностей (теоретическое мышление, творческого поиска, практических исследовательских навыков)

  • Формирование внутренней мотивации в процессе самообразования, создание условия для самореализации и саморазвитии личности.

Основные задачи курса:

  • Обеспечение учащихся необходимой лабораторно- технической базой.

  • Формирование системы взаимосвязанных теоретических и практических знаний в разделе «Механика» и их реализация, в виде умений решать задачи.

  • Вовлечение информационных технологий в процессе обучения.

  • Создание учебного пространства для развития ряда умений: моделировать, рационально мыслить, самостоятельно принимать решения.

  • Умение определять границы применения физических законов, достоверности результата, оценка погрешности эксперимента.


Организация практической деятельности:

Процесс усвоения знаний, умений и навыков предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся и осознание её необходимости. Ведущая роль принадлежит учителю. Под его руководством организуется деятельность ученика.

Решение задачи начинается с процесса ее восприятия, от отражения задачи в сознании ученика. Затем переходим к процессу составления плана решения и его реализации, результата, организации проверки его.

К экспериментальным задачам относятся такие задачи, которые не могут быть решены без постановки опытов или измерений. Кроме того, такие задачи развивают наблюдательность способствуют глубокому пониманию сущности явлений.

В роли эксперимента выделяем следующие виды задач:

а) задачи, в которых без эксперимента нельзя получить ответ;

б) эксперимент используется для проверки определенной ситуации, законов, явлений;

в) эксперимент используется для иллюстрации описанного уже явления;

г) эксперимент используется для определения коэффициентов, констант физических величин;

д) определяется достоверность физических величин;

е) для практической проверки физических гипотез;


Для организации ЕГЭ в масштабе страны используется большое количество задач, которые распределяются по «Кимам» равномерно, согласно своей сложности. Проанализировав учебно-тренировочные материалы за предыдущие годы, можно выявить, что в основу задач закладываются стандартные ситуации, на базе которых предлагаются различные варианты решений. Я предлагаю смодулировать эти ситуации на лабораторном спец практикуме, где мы с учащимися рассматриваем эти задачи во всех возмжных вариантах, отрабатываем умение решать предложенные задания на теоретическом уровне.

Спецпрактикум организуется только для учащихся, которые выбрали сдавать физику в форме ЕГЭ. После повторения темы механика (октябрь - ноябрь) предлагаются лабораторные работы, которые выполняются по скользящей схеме, группами по 3-4 человека. Количество лабораторных определяется содержанием темы и наличием приборов. При решении лабораторных работ определен: а) базовый уровень; б) вариативный; в) творческий.

Главная задача лабораторно-практического задания является изучение законов, описывающих ситуацию, нахождение физических величин, погрешностей опыта. Каждая задача рассчитана на два часа практической работы.


Раздел № 2.

Измерение физических величин.

Физику называют точной наукой, поскольку основные физические утверждения имеют количественные выражения. Физика является экспериментальной наукой, так как ее законы получены в результате экспериментального изучения природы.

Физическая величина есть характеристика объектов и явлений материального мира, общая, в качественном отношении, для многих объектов и явлений, но индивидуальная в их количественном отношении физическая величина, принятая за независимую от других, называется основной, а которая определяется через основные физические величины, называется производной.

В системе (СИ) приняты 7 основных величин.

l -длина, m- масса, t- время, I - сила тока, Т-температура, j - сила свет.

Количественное содержание характеристики физической величины называется размером физической величины.

Измерения, при которых измерительный прибор дает непосредственную информацию о физической величине, называют прямыми измерениями. Измерения, полученные путем вычислений других физических величин, называют косвенными.

Основой всех измерений является сравнение значения величин с эталоном.

Погрешность измерений.

При измерении физических величин любыми приборами результат измерений отличается от истинного, это обусловлено несовершенством прибора или ошибкой экспериментатора, влиянием внешних факторов на процесс измерения.

Отличие результата от истинного значения называют абсолютной погрешностью.

∆ = /х - а/, где х - результат измерений, а-истинное значение.

Абсолютная погрешность не дает полного представления о качестве эксперимента.

Относительной погрешностью измерения называется отношение абсолютной погрешности к ее истинному значению, выражается в долях или в процентах.

ع= (∆/а)*100%

Систематическими погрешностями называют погрешности, остающиеся неизменными в повторных измерениях. Случайными называются ошибки неопределенные по своей причине, независящие от экспериментатора.

∆ = ∆сист. + ∆случ.


Можно утверждать, что значение а лежит в интервале


х - ∆ < а < х + ∆ или а = х ± ∆

Значит запись результатов опыта, эксперимента записываются, например,

t = 7.8с ± 0.2с

m=5.53г ± 0.02г


Косвенные или инструментальные ошибки определяются совершенством прибора

∆инст. < с/2


Где с- цена деления прибора.


При определении косвенных физических величин, если величина Z является производной от величины x и y, то общая относительная ошибки

или عz = عx + عy , тогда результат записывается

в виде а =Z ± عZ, где ∆ = ع*Z -суммарная абсолютная погрешность.


В различных экспериментах вопрос о результате и ошибке опыта решается по-разному. Но если результаты опыта позволили определить и прямую и косвенную ошибку, то большая ошибка поглощает меньшую, то есть:

Прямым результатом опыта x = 5.3см ± 0.3см, а косвенный х=5.3см±0.2см, то выбирается первый, с наибольшей ошибкой.

После определения результата и ошибки, необходимо провести его оценку и определить факторы, влияющие на результат и ошибки, оценить объективность результата и область его действия.


Раздел №3.

Содержание программ. Краткое описание лабораторных циклов.


Программа содержит восемь двух часовых лабораторных цикла по теме «Механика», согласно КИМам Кодификатора ( Приложение №1), охватывает весь раздел «Механики» курса физики средней школы. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия могут проводиться в 10 и 11 классах в виде элективного курса или факультативов для подготовки к ЕГЭ. В каждом лабораторном цикле содержаться 3-5 лабораторных заданий. Задания разной сложности: от репродуктивных до творческих. Учащимся предлагается смоделировать ситуацию на практике, и даются возможные варианты решения.


Лабораторная работа №1.

Изучение законов равноускоренного движения по наклонной плоскости.


На базе этой экспериментальной ситуации сформированы задачи из разделов Кодификатора ЕГЭ.



    1. Механическое движение и его относительная система отсчёта.

    2. Материальная точка.

    3. Траектория. Путь и перемещение.

    4. Скорость.

    5. Ускорение.

    6. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

1.10 Взаимодействие тел. Силы.

1.11 Первый закон Ньютона.

1.12 Второй закон Ньютона.

1.14 Суперпозиция сил.

1.19 Сила трения. Закон трения скольжения.

В работе проверяются законы равноускоренного движения, действие и применение I и II закона Ньютона.

Рассматривается кинематика и динамика движения тел по наклонной плоскости, определяются характеристики движений V, а, S, ,F. Изучается условие равновесия системы тел, законы движения.


Лабораторная работа №2

Изучение движения тела под действием силы тяжести.


Используются и отрабатываются знания и умения из разделов Кодификатора КИМа ЕГЭ.

    1. Механическое движение и его относительные системы отсчёта.

    2. Материальная точка.

    3. Траектория. Путь и перемещение.

    4. Скорость.

    5. Ускорение.

    6. Свободное падение, движение под действием силы тяжести.

В работе решается основная задача кинематики - определение положения тела в любой промежуток времени. Формируются умения проектирования векторных величин V, a, S для различных случаев движения на оси изучаются: движение тел, брошенных вертикально, свободно падающих, брошенных горизонтально и под углом к горизонту.


Лабораторная работа №3.

Изучение условий равновесия тел.

Эта лабораторно-практическая работа проводилась в 7 классе в теме «Рычаги» и в 9 классе - лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тел под действием нескольких сил». Физика 9 класс И.К. Кикоин, А.К. Кикоин.

Содержание работы соответствует элементам содержания Кодификатора по физике КИМ ЕГЭ.

1.10 Взаимодействие. Сила.

1.11 Инерция. Первый закон Ньютона.

1.13 Третий закон Ньютона.

1.14 Принцип суперпозиции сил.

1.16 Момент силы.

1.17 Условие равновесия сил.

В работе рассматриваются различные случаи равновесия тел и условия равновесия тел, имеющих одну или несколько точек опоры, на основе

I закона Ньютона, закона равенства момента сил.

Лабораторная работа №4.

Изучение законов движения связанных систем.


Движение связанных систем рассматривается в частях B и C и соответствуют элементам Кодификатора ЕГЭ.

    1. Механическое движение и его относительность.

    2. Материальная точка.

    3. Траектория. Путь и перемещение.

    4. Скорость.

    5. Ускорение.

    6. Уравнение прямолинейного, равноускоренного движения.

1.10 Взаимодействие тел. Сила.

1.12 Второй закон Ньютона.

1.13 Третий закон Ньютона.

1.14 Принцип суперпозиции сил.

1.18 Сила тяжести.

Важность задачи в её комплексном решении, рассмотрении законов движения нескольких тел и их взаимосвязи, решении систем уравнений.


Лабораторная работа №5.

Изучение закона сохранения импульса тел при

упругом столкновении.

Работа выполняется согласно описанию В.А. Бурова, Ю.И. Дика «Практикум по физике работа № 9.


Содержание работы соответствует элементам кодификатора ЕГЭ.

1.3 Траектория. Путь и перемещение.

1.4 Скорость.

1.10 Взаимодействия тел. Сила.

1.13 Третий закон Ньютона.

1.21 Импульс. Закон сохранения импульса.

1.24 Кинетическая энергия.

1.25 потенциальная энергия.

1.26 Закон сохранения механической энергии.

Закон сохранения импульса является фундаментальным и используется практически во всех задачах уровня С в сочетании с законом сохранения энергии. У ребят формируется понимание процесса передачи импульса и энергии при взаимодействии тел.


Лабораторная работа № 6.

Изучение закона сохранения энергии.

В.А. Буров, Ю.И. Дик «Практикум по физике». «Сравнение изменения потенциальной энергии падающего груза с изменением энергии пружины».


Содержание работы соответствует элементам кодификатора. КИМ ЕГЭ.

    1. Свободное падение.

1.18 Сила тяжести.

1.20 Сила упругости. Закон Гука.

1.20 Работа. Мощность.

1.23 Простые механизмы. КПД.

1.24 Кинетическая энергия.

1.25 Потенциальная энергия.

1.26 Закон сохранения энергии.

Закон сохранения является фундаментальным, на его базе формируются практически все задачи уровня С. У учащихся сложным понятием является сила упругости, энергия деформированного тела. Данная работа формирует понимание механизма обмена энергии при упругих взаимодействиях.


Лабораторная работа № 7.

Изучение динамики движения тела по окружности.

За основу взята лабораторная работа № 5 из учебника «Физика 9» И.К. Кикоин. «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».


Содержание работы соответствует элементам кодификатора.

    1. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью

    2. Центростремительное ускорение.

    3. Взаимодействие тел. Сила.

1.12 Второй закон Ньютона.

1.13 Третий закон Ньютона.

1.18 Сила тяжести.

1.20 Сила упругости. Закон Гука.

1.26 Закон сохранения энергии.

Данная работа способствует формированию понимания законов вращательного движения, определяет характеристики этого движения, основывается на законах динамики и законе сохранения энергии.


Лабораторная работа № 8.

Изучение динамики колебательных процессов.

За основу взяты лабораторная работа №8 из учебника «Физика 8» И.К. Кикоин и из практикума по физике авторов В.А. Буров, Ю.И. Дик «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» и «Изучение колебания пружинного маятника».


Содержание соответствует элементам кодификатора КИМ.

    1. Второй закон Ньютона.

  1. 26 Закон сохранения энергии.

    1. Механические колебания. Амплитуда, период, частота. Преобразование энергии при механических колебаниях.

    2. Уравнение гармонических колебаний.

    3. Свободные колебания.

Данная работа формирует понимание механизма свободных колебаний, выполнение сохранения энергии в колебательных движениях.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconЕдиный государственный экзамен 2008. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся
Обзор литературы для подготовки учащихся к единому государственному экзамену по информатике
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconЭлективный курс по физике для учащихся 9 классов
Семтина Т. Н.– учитель физики моу «сош с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconКонцепция подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по математике Автор: Л. В. Куликова, учитель математики мкоу сош №13 г. Сатки, высшая квалификационная категория
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconИнформационно-педагогический модуль
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «сош №3 г. Кувандыка» Кувандыкского района Оренбургской...
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconОбобщение передового педагогического опыта в моу сош №9
Многие учителя это педагоги с большим стажем работы, опытные, творчески работающие, обеспечивающие устойчивые и высокие результаты,...
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconМетодика подготовки учащихся к егэ по информатике (из опыта работы учителя информатики моу сош с уиоп №29 г. Георгиевска Ющенко Александры Павловны)
Министерства образования Российской Федерации. Но так ли это на самом деле? На интуитивном уровне учителя, конечно же, догадываются,...
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconПодготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ
Автор Долгова Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «Гимназии «Дмитров» (из опыта работы)
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconОбзор методических пособий по химии для подготовки к Единому государственному экзамену в 11-м классе и итоговой аттестации в 9-м классе. 2013 год
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к гиа по химии. Оно включает: 20 вариантов учебно-тренировочных тестов,...
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconСистема подготовки к Единому государственному экзамену по биологии
Егэ по биологии с 2009 года. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время...
Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7» iconК единому государственному экзамену информационно
В сборнике описывается специфика единого государственного экзамена, даются рекомендации для выпускников по подготовке к егэ
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница