Скачать 9.4 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политикиПрограмма дисциплины РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор:Коваль Т.Б., доктор исторических наук (e-mail: t.b.koval@gmail.com)Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета мировой экономики и мировой политикимировой политики Зав. кафедрой Кортунов С.В. Председатель Кудров В.М. _______________________________ _____________________________ « 21 » октября 2010 г. «___»_________________ 20__ г. Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики Ученый секретарь Вериго С.А. _______________________________ «___» ____________________ 20__ г. Москва, 2010 г. Автор программы – д. ист.наук, проф. Т. Б. Коваль Раздел 1. Организационно-методический 1.1. Место курса в образовательной программе Курс предназначен для студентов, обучающихся на 1 курсе по направлению «Международные отношения» в качестве обязательного. Курс предназначен для повышения уровня научной подготовки и расширения кругозора обучающихся, освоения ими навыков междисциплинарного анализа. Благодаря курсу студенты познакомятся с наиболее важными духовно-религиозными традициями мира, их вероучением и этикой, а также связанной с этими традициями культурным наследием, в том числе религиозным изобразительным искусством, храмовой архитектурой и музыкой, эстетикой богослужений. Это позволит понять специфику религиозного сознания различных народов и особенности их мировосприятия. Эти знания необходимы современному выпускнику бакалавриата по направлению «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере. 1.2. Цели и задачи курса Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы на широком религиоведческом, историческом и культурологическом материале дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их вероучении и этике, представлениям о Боге, мире и человеке, а также их общем влиянии на культуру и цивилизационное развитие человечества. Во-вторых, цель курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с эволюцией монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама; с особенностями вероучения христианских конфессий. В-третьих, к важнейшим целям курса относится ознакомление студентов с духовной культурой, этикой и эстетикой, которые сформировались в рамках тех или иных религиозных традиций. К самостоятельной цели курса относится воспитание толерантного и уважительного подхода ко всем религиозным традициям и связанной с ними культуре. В задачи курса входит достижение у студентов следующих образовательных результатов: - иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах; - знать основы этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также их особенности в подходах к вопросу о смысле и целях земной жизни, разбираться в основах вероучения православия, католицизма и протестантизма и их подходах к этике и эстетике; - разбираться в основных художественных, архитектурных и литературных формах выражения религиозных представлений, в том числе, типах храмов и храмового убранства различных религиозных традиций; - уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей; - обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить. 1.3. Аннотация курса Религия и культура – тесно связанные друг с другом явления. Религиозные представления о человеке, целях и ценностях его земной жизни, посмертной судьбе и выработанная на основе вероучительных постулатов этика оказывает глубокое воздействие на представления о прекрасном, что выражается в самых различных художественных и архитектурных формах, музыке и литературе. Другими словами, вся духовная и во многом материальная культура формируются под глубоким воздействием религиозных представлений. В этом контексте важно обратиться, с одной стороны, к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством, а с другой стороны, проследить, как на разных этапах истории религиозный фактор влиял на культурное и цивилизационное развитие. Учитывая большую роль религиозного фактора в современной жизни, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях и связанных с ними культурных достижениях народов мира. 1.4. Предмет курса составляют наиболее важные духовно-религиозные учения мира и связанные с ними культурные традиции, этические системы и религиозное искусство (изобразительное искусство, архитектура, музыка и литература). 1.5. Методология Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и культурологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общего и особенного в этике и эстетике. 1.6. Новизна курса Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития религиозной культуры и этической мысли человечества, разнообразие художественных форм выражения религиозного чувства и религиозных представлений. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения. 1.7. Требования к уровню освоения курса Каких-либо определенных требований такого рода нет. 1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:
|