Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер9.32 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики



Программа дисциплины


РЕЛИГИИ МИРА


для направления 030700.62 «Международные отношения»

подготовки бакалавра

Автор: Коваль Т.Б., доктор исторических наук (e-mail: t.b.koval@gmail.com)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета мировой экономики и мировой политики


мировой политики Зав. кафедрой Кортунов С.В.

Председатель Кудров В.М.

_______________________ ________________________

« 21 » октября 2010 г. «___»_____________ 20__ г.


Утверждена УС факультета мировой экономики

и мировой политики

_________________________

Ученый секретарь Вериго С.А.

_________________________

« 21 » октября 2010 г.


Москва, 2010


Автор программы – д. ист.наук, проф. Т. Б. Коваль


Раздел 1. Организационно-методический


1.1. Место курса в образовательной программе


Курс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на 3 курсе по направлению «Международные отношения» в качестве обязательного. Курс предназначен для расширения кругозора обучающихся и усиления их общей научной подготовки. Благодаря курсу студенты получат знания о наиболее важных духовно-религиозных традициях мира, особенностях их вероучения, истории и развитии. Учитывая, что большинство бакалавров, обучающихся по направлению «Международные отношения», изучает США и страны Европы, особое внимание уделяется христианству (православию, католицизму и протестантизму) и роли христианских конфессий в жизни современного общества, в том числе в политической сфере. Эти знания необходимы современному выпускнику бакалавриата по направлению «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере.


1.2. Цели и задачи курса


Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы на широком историческом материале дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их вероучении и представлениям о Боге, мире и человеке, а также их общем влиянии на культуру и цивилизационное развитие человечества. Во-вторых, цель курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с эволюцией монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама; с особенностями вероучения христианских конфессий, а также их подходами к проблеме демократии и прав человека, международного сотрудничества и миротворчества. В-третьих, к самостоятельной цели курса относится воспитание толерантного и уважительного подхода ко всем религиозным традициям.


В задачи курса входит достижение у студентов следующих образовательных результатов:

- иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах;

- знать основы индивидуальной и социальной этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также их особенности в подходах к вопросу о смысле и целях земной жизни, разбираться в основах вероучения православия, католицизма и протестантизма и их подходах к актуальным социально-политическим проблемам;

- уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;

- обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить.


1.3. Аннотация курса

Вопросы, связанные с религией, имеют непреходящее значение для судеб всей человеческой цивилизации. Религиозные представления о человеке, целях и ценностях его земной жизни, посмертной судьбе и выработанная на основе вероучительных постулатов этика оказывает глубокое воздействие на жизнь общества и отношения между народами, в том числе и на современном этапе. В этом контексте важно обратиться к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством и прослдедить, как на разных этапах истории религиозный фактор влиял на цивилизационное развитие, представления о социальных и политических идеалах, взаимодействие между народами и государствами.

Учитывая большую роль религиозного фактора в современной мировой политике, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях, их отношении к социальной реальности и политическому развитию.


1.4. Предмет курса составляют учения мировых религий, взгляды их основоположников и духовных лидеров, а также воззрения современных богословов православной, католической и протестантских церквей на смыслы и ценности жизни, природу человека, социальтно-политическое устройство общества и взаимодействие с представителями других вер и культур.


1.5. Методология

Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и социологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общих этических подходов к социально-политической и международной деятельности.


1.6. Новизна курса

Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития социально-этической мысли человечества, проследить эволюцию воззрений на международные аспекты жизни современного общества, выявить, с одной стороны их особенности, а с другой стороны- универсальные нравственные принципы, общие для всех. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения.


1.7. Требования к уровню освоения курса


Каких-либо определенных требований такого рода нет.


1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса

В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:

КОМПЕТЕНЦИИ


А. Аналитические компетенции

Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:

1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу вероучений различных религий и их восприятию Бога, мира и человека;


2. Знание особенностей вероучений мировых религий и особенностей их этики;

3. Учет влияния религиозного фактора на современное цивилизационное развитие;

Методы учения/преподавания


Лекционные занятия; обсуждение эссе студентов.


Работа на лекционных занятиях, которые обязательно проводятся в интерактивном режиме (в частности, на лекциях студентам предлагается отстоять свою точку зрения и высказать самостоятельные суждения по рассматривающимся вопросам). 

Индивидуальные и групповые консультации; 

Написание аналитического эссе.

Работа в составе группы:

Коллективное обсуждение эссе

В. Системные компетенции

Студенты по итогам курса смогут развить:

1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

3. Глобальное видение

 

Методы учения/преподавания

Поиск данных в Интернет ресурсах, библиотеках, базах данных,  у экспертов;

Работа с научной литературой и информацией;

Проведение дискуссий.




С. Коммуникационные компетенции

В ходе обучения студенты получат возможность развить следующие компетенции:

2. Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени

Методы учения/преподавания

Презентации эссе по группам


Организация дебатов (группа разбивается на подгруппы и отстаивает различные точки зрения на проблему) 
 
 
 

 
 
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПроект Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Менеджмент», магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500. 62 «Менеджмент»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница