Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр




Скачать 16.04 Kb.
НазваниеЦентральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16.04 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ОСОРОВА ТАТЬЯНА ИННОКЕНТЬЕВНА


ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ

И БУДДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КНР


Специальность 09.00.13. – религиоведение,

философская антропология, философия культуры




АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук





Чита – 2007



Диссертация выполнена на кафедре культурологии

Бурятского государственного университета


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Абаева Любовь Лубсановна




Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Янгутов Леонид Евграфович

кандидат философских наук, профессор

Абрамов Виктор Алексеевич


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технологический университет»


Защита состоится «02» ноября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К.212.299.01 по присуждению степени кандидата философских наук по специальности 09.00.13. – религиоведение, философская антропология, философия культуры при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний Ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Читинского государственного университета


Автореферат разослан «01» октября 2007 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, доцент К.К.Васильева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. В условиях, когда современное общество пересматривает и возрождает многие религиозные доктрины и практики, особое значение приобретает интерес к философскому и культурному наследию буддизма. Научная важность социально-философского исследования буддийской традиции во Внутренней Монголии обусловливается ее исключительной значимостью в культурной и общественной жизни монголов. Развитие монгольского этноса, формирование собственных культурных традиций, социальной структуры общества Внутренней Монголии в целом происходили на основе буддийских религиозно-философских категорий и образности. Определенная роль буддийских этнокультурных традиций в современной Внутренней Монголии обусловливает актуальность данного исследования, основой которого является анализ закономерностей исторической эволюции буддийской традиции, позволяющий выявить взаимосвязи между историческими этапами развития буддизма и современной ролью буддийских институтов и буддийской общины в социальной и культурной жизни Внутренней Монголии.

Необходимо также учитывать и геополитическое положение Внутренней Монголии, что является особенно важным в связи с необходимостью более успешного анализа адаптации части монгольского этнического общества внутри инокультурных традиций. В современной ситуации всеобщей глобализации актуальна проблема сохранения многообразия культурного мирового ландшафта. Особенно хрупким является культурное наследие монгольских народов Внутренней Монголии, перед которыми стоит двоякая задача: гармоничное взаимодействие с доминирующими мировыми культурами, современной цивилизацией и одновременно сохранение собственного уникального своеобразия. Кроме того, сложности современного общественного развития ставят перед специалистами актуальные задачи изучения возможностей функционирования национальных религиозных культур, а также их особенностей. На современном этапе проблема взаимодействия различных культур во многом является проблемой для ясности понимания культурных ценностей и их адекватного восприятия.

Адаптация и развитие буддийской традиции во Внутренней Монголии после распада Великой Монгольской Империи происходили уже внутри религиозной культуры китайского этноса с его социальными и культурными особенностями, а также во взаимодействии с теми религиозно-философскими традициями, в которых эти особенности развивались одновременно с монгольской. Исторически именно традиция махаяны, наиболее адекватно соответствовавшая общемонгольским религиозным принципам, выступала в качестве единого догматического религиозно-философского вероучения, в котором представления о человеческой жизни и смерти рассматривались уже как синкретический феномен слияния традиционной религиозной культуры монголов с буддийской. После создания Автономного района Внутренней Монголии в структуре КНР продолжительное время сохранялись классические формы монгольского буддизма.

Данное диссертационное исследование затрагивает проблемы синкретизма не только буддийской традиции Центральной Азии, но и анализирует некоторые аспекты ее взаимодействия с китайской даосской и конфуцианской культурами.

Степень научной разработанности темы исследования. Большой вклад в теоретические и историко-религиоведческие аспекты изучения буддизма внесли как западные, так и отечественные буддологи. Так, изучением определяющей роли монастырей в организации традиционной религиозной жизни, ритуально-обрядового комплекса, буддийской общины как социального института занимались такие отечественные ученые, как А.М.Позднеев1, Г.Ц.Цыбиков2, Б.Б.Барадийн3; научно-исторический подход к процессу распространения буддизма находим в трудах В.П.Васильева4, И.П.Минаева5, Ф.И.Щербатского6; исследованию популярной буддийской литературы и иконографии уделял внимание С.Ф.Ольденбург7; к вопросу выявления семантико-объединяющей функции буддийских философских трактатов для понимания буддизма как целого мировоззренческого комплекса обращался О.О.Розенберг8; разработкой конкретной методологии изучения письменного наследия буддийских религиозно-философских школ древности и раннего средневековья занимались В.П.Васильев, Ф.И.Щербатской, О.О.Розенберг, Е.Е.Обермиллер.

Изучением региональных форм буддийского монашеского общества и сангхи как социального института, типов буддийской ментальности, присущих различным социальным группам внутри буддийской общины, занимались И.П.Минаев, С.Ф.Ольденбург.

Проблемами исследования философских аспектов и главных доказательств индийской школы мадхьямика центральноазиатской традиции Гелуг занимались такие авторитетные ученые-буддологи, как В.П.Андросов9, С.Ю.Лепехов10, А.М.Донец11. Изучению становления мадхьямики, перевода ее литературы на китайский язык и распространения в Китае посвящены работы Е.А.Торчинова12, Л.Е.Янгутова13, В.П.Васильева14 и др.

Систематические изыскания проводились Б.И.Кузнецовым, Г.Ц.Цыбиковым, Р.Е.Пубаевым, Р.Н.Крапивиной, В.С.Дылыковой15 и др. Работы данных авторов дают возможность понимания сущности тибетского буддизма, его развития и становления в Тибете в качестве официальной религиозной идеологии, формирования основных школ.

Исследование социальных аспектов философии тибетского буддизма было предпринято Б.Д.Дандароном16, А.И.Железновым и С.П.Нестеркиным17, В.В.Мантатовым и О.В.Доржегушаевой18, Д.В. Аюшеевой19, проблемы взаимодействия буддизма с традиционными верованиями и культами широко представлены в работах Л.Л.Абаевой20, К.М.Герасимовой21, Г.Р.Галдановой22, Н.Л. Жуковской23.

Достаточно полно раскрывают философские аспекты тибетского буддизма и представители западной буддологии: Д.С.Руегг, Дж.Туччи, К. Фогель, Э.Конзе, Г.Гюнтер, Дж. Гопкинс, Е.Цюрхер, Паттерсон Эрнест, Ф.Э.Лессинг, Веллер Фридрих и другие24.

Из монгольских ученых, занимавшихся изучением истории буддизма, можно выделить таких исследователей, как Ш.Дамдин, Ш.Бира, Д.Цэрэнсодном, Г.Сухбаатар, С.Пурэвжав и многие другие25.

Исследовательская историческая литература по Внутренней Монголии на русском и западноевропейских языках немногочисленна и неоднородна. В научных трудах таких отечественных ученых, как А.С.Бенфельд, А.Н.Калинников, А.В.Маракуев, И.Х. Овиденко, П.Е.Скачков26 в основном освещаются исторические и экономико-географические вопросы Внутренней Монголии.

В публикациях китайских ученых историко-этнографические материалы также представлены не широко. Так, работы Люй Чженьюя «Краткая история народов Китая» и Юй Юаньаня «Очерк истории Внутренней Монголии» посвящены изучению этнической истории китайцев, монголов, тюрков, маньчжур, а внутри этих глав - этногенеза конкретных этнических групп, входящих в то или иное этническое сообщество.

Исследованием формирования школ и основных догматов тибетского буддизма, а также его распространения во Внутренней Монголии и роли в жизни монголов Внутренней Монголии занимались такие ученые Китая, как Мяо Чжоу, Дэлгэр, Ли Фаньвэнь27. Исследованию истории буддийских монастырей и храмов и системы монастырского образования во Внутренней Монголии посвящены научные труды Цзин Фэна и Ли Ганя28.

Отдавая должное научной и практической значимости перечисленных исследований, следует отметить, что имеющиеся научные работы слабо отражают современные особенности функционирования буддийской этнокультурной традиции во Внутренней Монголии, а также вопросы взаимодействия религиозных и этнических факторов. Таким образом, несмотря на исключительную важность и необходимость научного изучения буддийской традиции во Внутренней Монголии, исследований в этой области довольно мало. Также необходимо отметить, что история и культура региона малоизучена, в частности из-за скудности всех видов источников.

Объектом исследования является центральноазиатский религиозный синкретизм.

Предметом исследования является буддийская религиозная культура во Внутренней Монголии.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы –исследование буддийской традиции во Внутренней Монголии КНР. В соответствии с основной целью были выделены следующие взаимосвязанные задачи:

  • выявить социальные и культурные аспекты распространения доктрин и практик тибетского буддизма во Внутренней Монголии в различные исторические периоды;

  • выявить место и роль тибетской буддийской традиции в этнической культуре монголов Внутренней Монголии;

  • определить влияние китайской культурной традиции на развитие буддийской традиции во Внутренней Монголии;

  • рассмотреть процесс трансформации сангхи как основного хранителя буддийских ценностей и буддийского образа жизни во Внутренней Монголии.

Теоретико-методологическая основа. Методологической основой данного исследования явился структурно-функциональный подход, ориентирующий исследование на анализ объектов и направленный на раскрытие их строения и функционирования. А также использованы типологический и феноменологический методы исследования. В решении религиоведческих, историко- и кросскультурологических задач мы опирались на разработанные в отечественном востоковедении (О.О.Розенберг, Е.Е.Обермиллер, Ф.И. Щербатской и др.) методологические подходы к изучению буддизма. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала использованы методы диалектического анализа, синтеза, сравнения, аналогии.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных востоковедов, буддологов и культурологов по проблемам духовной культуры общества (Дж. Туччи, Д.С.Руегг, Э.Конзе, Г.М.Бонгард-Левин, В.И.Рудой, В.П.Андросов, А.М.Донец, С.Ю.Лепехов и др.). Источниковой базой нашего исследования являются материалы китайских источников: «Юань Ши» - история династии Юань, «Мин Ши» - история династии Мин, «Цин Ши Гао» - рукопись по истории династии Цин, «Алтан тобчи» по истории монгольского народа, а также буддологические исследования и концепции китайских философов (Мяо Чжоу, Ли Фаньвэнь), монгольских ученых Внутренней Монголии (Дэлгэр, Эрдэнибаяр, Чжалсан), касающиеся общих черт и особенностей буддийской культуры Внутренней Монголии.

Изучение буддийской традиции во Внутренней Монголии затрудняется недос­татком источников, их фрагментарностью и недостаточной информатив­ностью в интересующем нас плане.

Научная новизна исследования. В соответствии с основной целью и задачами исследования новизна полученных результатов состоит в следующем:

  • предпринята попытка научного рассмотрения религиозного синкретизма в Центральной Азии на примере Внутренней Монголии КНР;

  • на основе источников на китайском и старомонгольском языках, собранных нами в архивах Института монголоведных исследований Университета Внутренней Монголии, дан анализ эволюции буддийской традиции во Внутренней Монголии, ее роли в социальной и культурной жизни монголов;

  • определено влияние китайской культурной традиции при дальнейшем развитии религиозной ситуации во Внутренней Монголии;

  • впервые представлены в диссертации карты расположения буддийских храмов и монастырей во всех районах исследуемого региона;

  • выявлена этнокультурная роль буддийской традиции у народов Внутренней Монголии на современном этапе.

Научно-практическая значимость. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут способствовать углублению знаний о буддийской традиции во Внутренней Монголии и религиозного синкретизма в Центральной Азии. Представленный материал может иметь значение при изучении социальных и культурных процессов в странах традиционного распространения буддийской культуры. Практическое значение работы заключается в возможности использования ее результатов для решения реальных проблем межкультурного взаимодействия. Положения работы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по религиоведению, культурологии, социальной антропологии, истории, этнографии.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Тибетская форма буддизма является основной религией, которой придерживается подавляющая часть монгольского населения Внутренней Монголии.

  2. Тибетский буддизм с его синкретичной системой доктрин и практик создал общую для всех монголов-буддистов религиозную систему, соединив традиции этнической родовой культуры с общебуддийской центральноазиатской.

  3. Развитие монгольского этноса, формирование собственных культурных традиций, социальной структуры общества Внутренней Монголии в целом происходили на основе буддийских религиозно-философских категорий и образности.

  4. Адаптация и развитие тибетского буддизма происходили во взаимодействии с религиозно-философскими традициями Китая с их социальными и культурными особенностями.

Апробация результатов исследования. Различные теоретические выводы и обобщения, фрагменты исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на Международных научно-практических конференциях: «Мункуевские чтения-2», Улан-Удэ, 2004; «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии», Улан-Удэ, 2004; «Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий», Улан-Удэ, 2007; в ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов БГУ (2004, 2005, 2006 гг.).

Диссертация обсуждена на кафедре культурологии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы и приложения.

  1   2   3

Похожие:

Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр icon«Функции желез внутренней секреции»
Цель урока: На основе философской категории «хаос и порядок» сформировать понятие о функционировании желез внутренней секреции
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconРусские масоны XX столетия харьков «Калейдоскоп» Москва «Прогресс-Традиция»
Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. – Харьков: Калейдоскоп; М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 400 с
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconРодовой синкретизм в творчестве в. В. Маяковского
Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconОбоснование комбинированной дражно-гидромеханизированной технологии разработки золотоносных россыпей монголии и забайкалья (на примере россыпи р. Туул)

Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconМэрия городского округа тольятти
Свободы, 4) состоится встреча мэра с официальной делегацией из города –побратима Лоян (кнр)
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовой работы для студентов специальностей 030602 «Связи с общественностью», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»,
«Связи с общественностью», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 032401 «Реклама» и направлений 031600 «Реклама и связи...
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconПрактичне заняття №2
Складіть у зошиті словничок наступних термінів: синкретизм, міф, анімізм, антропоморфізм, фетишизм, магія, тотемізм, культ, демонологія,...
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconМетодические указания по выполнению дипломных работ по специальности 100103 социально-культурный сервис и туризм
Методические указания по выполнению дипломных работ по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» для студентов...
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconБюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу
Атлас биологического разнообразия Западного Тянь-Шаня/ Э. Д. Шукуров, О. В. Митропольский, В. Н. Тальских и др.; Центральноазиатский...
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во внутренней монголии кнр iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру для аспирантов образовательной программы послевузовского
Специфика древнего искусства. Синкретизм древнего искусства. Мифология. Роль мифологических образов и мотивов в литературе и искусстве...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница