Скачать 32.58 Kb.
|
«Ржавская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области УТВЕРЖДЕНА ВВЕДЕНА на заседании методического объединения приказом по школе № 40 учителей естественно-математического цикла от 31 августа 2011 г Протокол № 1от 30 августа 2011 Директор школы ____________ ____________________ Спицын С. М. Бабкина Н. В.. Рабочая программа по черчению для 8 класса ( общеобразовательный уровень) Учитель - Спицын Сергей Михайлович Квалификационная категория - первая 2011 год Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: - Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области. - Школьный учебный план МКОУ «Ржавская основная общеобразовательная школа» - Программа общеобразовательных учреждений: Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова.- М:Просвещение, 2003 Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников. Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах: — формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; — научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения; — развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; — научить самостоятельно пользоваться учебными материалами; — формировать умение применять графические знания в новых ситуациях. Рекомендации к методике преподавания. 1. Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображения информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь курса черчения с другими предметами блока «Технология». При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов, а объекты графической работы имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета. 2. C первых уроков необходимо уделять особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать ее на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел, деталей. 3. Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно — на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей. 4. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради (в клетку) или тетради с печатной основой. 5. Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой. Например, если по теме «Проецирование на одну, две и три плоскости проекций» выбрана форма деталей (моделей деталей), отображение которой требует знания какого-либо геометрического построения, то этот материал изучается при объяснении последовательности построения изображений на чертеже. 6. Необходимо уделять равное внимание обучению школьников чтению и выполнению чертежей. 7. При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлений. 8. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа их выполнения. (Для экономии времени в отдельных случаях изометрическую проекцию можно заменять техническим рисунком.) 9. При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различия между разрезом и сечением, сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа. 10. При обучении школьников чтению сборочных чертежей рекомендуется вырабатывать у них определенную последовательность считывания информации об изделии, что поможет целенаправленно получать необходимые сведения о геометрической форме изделия и его составных частей, относительном положении деталей между собой, способах соединения деталей, работе изделия, а также о других технических и технологических его характеристиках. 11. Изучение правил ГОСТ ЕСКД (общие правила оформления чертежей, масштабы, нанесение размеров) осуществляется по мере необходимости при раскрытии вопросов проецирования, чтения и выполнения чертежей изделий. 12. При изучении школьниками чертежей сборочных единиц, основное внимание учителя должно быть направлено на формирование умений читать и деталировать. Для формирования умения читать сборочные чертежи необходимо шире использовать задания с выбором ответа из числа предложенных. Формирование умения деталировать достигается только в процессе выполнения чертежей (эскизов) деталей, входящих в сборочную единицу. При изучении формы сборочных единиц важно акцентировать внимание школьников на то, что форма смежных деталей взаимообусловлена. 13. Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения нужно использовать разноплановые графические задачи. 14. Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока. 15. B процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития. 16. Рекомендуется широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, диафильмы, кинофильмы) и другие средства обучения. 17. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны иметь представление: • Об истории зарождения графического языка и основных этапов развития чертежа (на примере истории чертежа в России); • Об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации; • О форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве; • О видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы; • Видах соединений; • О чертежах различного назначения. Учащиеся должны знать: • Основы метода прямоугольного проецирования; • Способы построения прямоугольных проекций; • способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; • изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения); • правила оформления чертежей. Учащиеся должны уметь: • правильно пользоваться чертежными инструментами; • выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части, сопряжений); • наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок; • выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений) в соответствии с ГОСТами ЕСКД; • читать и выполнять чертежи несложных изделий; • деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж)одной из них; • осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении; • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования). Методическая литература: Для учителя 1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001. 2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями. 3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990. 4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004. 5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978. 7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. Для учащихся 1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001. 2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990. 3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991. 4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. 6.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993. 7.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990. Учебные таблицы: Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения 1)Учебник «Черчение»; 2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей; 3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4 4) Миллиметровая бумага; 5) Калька; 6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный); 7) Линейка деревянная 30 см.; 8) Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов. 9) Рейсшина; 10) Транспортир; 11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов; 12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»); 13) Ластик для карандаша (мягкий); 14) Инструмент для заточки карандаша. Черчение 8 кл 1 ч/нед всего 34 ч по учебнику А. Д. Ботвинникова и др. 1 ЧЕТВЕРТЬ
Итого: 9 часов 2 ЧЕТВЕРТЬ
Итого: 7 часов 3 ЧЕТВЕРТЬ
Итого: 10 часов 4 ЧЕТВЕРТЬ
Итого: 8 часов Всего за год 34 часа |
![]() | Рабочая программа по математике для 6 класса ( общеобразовательный уровень) Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ![]() | Рабочая программа по алгебре для 7 класса ( общеобразовательный уровень) Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов |
![]() | Рабочая программа по биологии для 6 класса уровень: общеобразовательный Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ под руководством... | ![]() | Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2012-2013 учебный год (уровень: общеобразовательный) учитель Чанцева Татьяна Владимировна ... |
![]() | Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год (уровень: общеобразовательный) Учитель: Чанцева Татьяна Владимировна Плановых контрольных уроков 2, тестов -2, развитие речи-10, внеклассное чтение-4, сочинений-2 | ![]() | Рабочая программа по черчению для 9 класса Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году |
![]() | Рабочая программа по географии для 9 класса включает разделы: 1 Класс 8 а (общеобразовательный, 8 б (гимназический), 8 в (физико-математический) | ![]() | Рабочая программа по черчению учебная Рабочая программа по черчению составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных... |
![]() | Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И.... | ![]() | Рабочая программа по технологии для учащихся 7 класса Данная рабочая программа составлена для 7 класса на основании: стандарта основного общего образования по технологии (базовый уровень)... |