I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта




Скачать 17.18 Kb.
НазваниеI. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер17.18 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Управление образования и науки

администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Белгородской области


«Формирование навыка техники чтения младших школьников путем применения технологии развивающегося обучения как залог дальнейшей успешности личности ребенка»


Автор опыта:

Бондаренко Галина Семеновна

учитель начальных классов

МОУ Варваровская СОШ


2011 год


Содержание


I. Информация об опыте


I.1 Условия возникновения и становления опыта……………………3


I.2 Какие вопросы лежат в основе опыта……………………………..3 - 4


I.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………...4


I.4 Актуальность названной проблемы……………………………….4


I.5 Доступность опыта…………………………………………………5


I.6 Новизна опыта………………………………………………………5


I.7 Теоретическая база опыта………………………………………….5


I.8 Практическая значимость опыта…………………………………..6


II. Технология опыта


II.1.Характеристика навыка чтения…………………………………...6 - 12


II.2.Этапы развития техники чтения…………………………………..12 - 14


II.3.Резервы обучения чтению по В.Н.Зайцеву……………………….14 - 17


II.4 Методы оптимального чтения……………………………………..17 -20


II.5 Алгоритм уроков чтения (модульное обучение)…………………20 - 21


II.6 Система упражнений по формированию навыков чтения………21 - 28


III. Заключение…………………………………………………………28 - 31

IV. Результативность…………………………………………………..31 -33


V. Библиографический список……………………………………….34 - 35


VI. Приложение


Опыт по теме: «Формирование навыка техники чтения младших школьников путем применения технологии развивающегося обучения как залог дальнейшей успешности личности ребенка» формировался в течение 5 лет на базе начальных классов МОУ Варваровская СОШ Алексеевского района Белгородской области.


I. Информация об опыте


I.1 Условия возникновения и становления опыта

Совершенствование навыка чтения одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения – это навык, которому учат и то, посредством чего ученик учится. Народ давно понял важность этого общеучебного навыка, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них: «На азбуке осекся – и цифирь не далась». Как показывают исследования ученых и опыт моей работы, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120 – 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. При определении психолого – педагогической основы темпа чтения я опираюсь на идеи ученых В.А.Сухомлинского, В.Н.Зайцева, М.И.Омороковой, И.А.Рапопорт и других, которые вплотную занимались проблемой становления навыка чтения и определили, что темп чтения должен быть приблизительно равен темпу разговорной речи. Но мы, учителя, должны научить ребенка не просто читать, а воспитывать квалификационного, вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг. Основная цель моей работы – это подготовка квалифицированного читателя, владеющего всем набором навыков, необходимых для продуктивного чтения. Чтобы воспитать такого читателя я поставила следующие задачи:

  • Сформировать у всех обучающихся навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в основной и средней школе;

  • Сформировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской книгой;

  • Развивать у детей способности к полноценному восприятию литературного чтения.


I.2 Какие вопросы лежат в основе опыта

Цель обучения чтению формулируется исходя из общей задачи развития личности ребенка. Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, развитыми нравственно-эстетическими и гражданскими чувствами.

Чтобы воспитать такого читателя, я стараюсь решать следующие вопросы:

  • Сформировать у обучающихся правильный навык чтения;

  • Постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

  • Воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

  • Научить работать с учебной и детской книгой;

  • Обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.


I.3 Ведущая педагогическая идея опыта

На современном этапе развития общества, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий мир. Поэтому ведущая педагогическая идея опыта предполагает следующее:

  • Овладение навыками чтения, культурой чтения, говорения;

  • Сформированность навыков работы с разными видами текстов;

  • Эмоциональную отзывчивость на читаемое;

  • Творческую активность;

  • Определенную самостоятельность и способность воспринимать художественное произведение.


I.4 Актуальность названной проблемы

Проблемы чтения детей всегда актуальны, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. В.А.Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».

Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысливание, технику, выразительность.


I.5 Доступность опыта

Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями начальных классов. При этом учителю надо помнить:

  • В детях надо пробуждать любовь к чтению;

  • Следует постоянно расширять их запас слов, когда дети понимают значение слов, им интересно читать;

  • Первый раз читать текст должен учитель. Он передает текст грамотно, эмоционально;

  • Не надо торопить детей при чтении, нужно учитывать возможности каждого ребенка;

  • Всегда работать творчески: пусть дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;

  • Проводить инсценирование стихов, рассказов, костюмированные музыкально- литературные вечера.


I.6 Новизна опыта

За период своей многолетней педагогической деятельности я изучила, осмыслила сотни методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов. Отработала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников. Сама идея опыта не нова. Новизна заключается в том, что я смогла реализовать работу над совершенствованием навыков чтения, используя при этом новые технологии обучения: модульное и разноуровневое обучения, технологию обучения навыкам оптимального чтения, основанную на теории И.Т.Федоренко и его последователей И.Г.Пальченко , Г.С.Швайко, информационные технологии, КСО (по Ривину).

I.7 Теоретическая база опыта

Теоретической основой работы являются:

  • Методика развития зрительного восприятия текста, разработанная О.А.Кузнецовым и Л.Н.Хромовым;

  • Резервы обучения по В.Н.Зайцеву;

  • Система упражнений И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко;

  • Система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная И.Д.Ладановым и О.А.Разановой;

  • Методика обучения скорочтению, разработанная американским ученым-психологом Ли Кларком;

  • Экспериментальное исследование авторской группы М.И.Омороковой по преодолению трудностей в чтении;

  • Таблицы Шульте, Дынко и Швайко;

  • Система заданий, направленная на формирование умений, смысловой отработки текста, предложенная Г.Г.Граник.


I.8 Практическая значимость опыта

Практическая значимость опыта заключается в том, что для решения этой задачи я веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами, сведение к минимуму ошибок при чтении, осознанность и выразительность чтения.

Задача развития навыка чтения связана с развитием интереса к чтению. Эта мысль высказана К.Д.Ушинским. Он говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой техники чтения».

Основная задача современного учителя – сделать чтение более производительным, продуктивным, кроме того, воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью.


II. Технология опыта

II.1. Характеристика навыка чтения

Осмысленность (сознательность) чтения

Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значительно, но оно подчинено все той же смысловой стороне.

Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

  • Значений большей части слов, употребленных как в прямом, так и в переносном смысле;

  • Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

  • Предметного плана содержания отдельных частей текста, (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

  • Основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обуславливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознанно по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности. Так, при обсуждении сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» на вопрос, почему же все-таки старик выполнял желания старухи, шел к золотой рыбке и просил то, что в сущности не было нужным, обучающиеся второго класса пришли к выводу, что он любил старуху, прощал ее и без нее ему было бы одиноко, « он остался бы один на всем белом свете».

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста:

  • Фактического, предметного плана;

  • Смысла предметного плана

Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц,

диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т.д.

Смысл предметного плана – это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом писатель хотел сказать читателю.

Темп (скорость, беглость) чтения

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно понимания. Хотя бывают случаи, когда темп чтения соответствует норме, но ребенок, прочитав текст, не понял, о чем в нем говорится. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.


Класс

I полугодие

(слов в минуту)

II полугодие

(слов в минуту)

1

-

25 – 30

2

30 – 40

40 – 50

3

50 – 60

65 – 75

4

70 - 80

85 - 95



Эта норма едина для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются

ни тип нервной системы, ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка. Необходимо также иметь в виду, что проверка техники чтения вызывает у многих детей очень нервозное состояние, страх, состояние стресса, поэтому считаю, что возникающие спорные вопросы следует решать в пользу ребенка.

Существует мнение В.Н.Зайцева, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Далеко не все ученики начальной школы способны достигнуть даже среднего показателя скорости чтения. Существует также проблема, когда желаемая скорость чтения достигнута, а смысл прочитанного не понят. В этом случае может помочь чтение молча. Вполне возможно, что ученик, способен за то же самое время молча прочитать больше и понять предложенный текст. В таком случае отпадает необходимость гнаться за высоким чтением вслух, а предпочитать более удобный – молча.

Исходя из всего этого, явственно видна необходимость гибкого подхода к оценке скорости чтения.

Правильность чтения

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает, или, напротив, допускает:

  • замены;

  • пропуски;

  • перестановки;

  • добавления;

  • искажения;

  • повторы букв (звуков), слогов и слов;

  • правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

Ошибки здесь неоднократны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова с артикуляционными актами и пониманием.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают, т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconМодуль обобщения передового педагогического опыта
Условия возникновения и становления опыта: какие мотивы лежат в основе формирования идей данного опыта и определения путей их решения?...
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconРазбиение на основе роевого интеллекта и генетической эволюции
Особенно наблюдается стремительный рост интереса к разработке алгоритмов, инспирированных природными системами [3,4]. В основе большинства...
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconМеханические модели в физиологии зубов
...
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconПроекта
Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в...
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconГабриелян О. С. Химия 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений
О. С. Габриеляна, 2010, и государственного образовательного стандарта.(в основе умк лежат принципы развивающего и воспитывающего...
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconВопросы к зачету по дисциплине «Электрофизическая и электрохимическая обработка материалов»
Какие технологические схемы электроэрозионной обработки применяются в промышленности?
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconКонтрольные вопросы как трактуется понятие «электронный бизнес»?
Какие преимущества получают от внедрения и использования корпо­ративных порталов?
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconАветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии
Какие глазодвигательные мышцы вы знаете, и какие черепно-мозговые нервы осуществляют их иннервацию
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconВопросы к теме: Какие определения информатики Вы знаете?
Рецензент: П. С. Ломаско, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ивт кгпу им. В. П. Астафьева в г. Канске
I. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта iconЭ. А. Шеуджен
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов исторического факультета. В его основе лежат требования действующего Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница