Скачать 24.41 Kb.
|
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» на 2011 – 2016 г. Омск 2011 г. Содержание
Составители:
- Т.Н.Качарава,
– С.Н.Здорнова,
1. Информационная справка (паспорт) МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркнута важнейшая роль системы дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, компенсаторную, профилактическую функции. Дополнительное образование детей рассматривается как один из компонентов системы непрерывного образования и образование нового типа, которое характеризуется широтой личностно – ориентированного подхода к детям, базируется на их образовательных потребностях, это прежде всего мотивированное образование, позволяющее приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовывать себя, самоопределяться предметно, социально, профессионально, личностно. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, основополагающем государственном документе, определены следующие задачи воспитания и обучения, относящиеся и к системе дополнительного образования:
МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» - относится к муниципальным образовательным учреждениям дополнительного образования детей г. Омска. ![]() С 2010 г. г. учреждение располагается в благоустроенном 2х-этажном здании, приспособленном для занятий с детьми (ОАО, Камерный переулок, д.9). Непосредственно на базе Центра имеется 4 учебных кабинета, оснащенных необходимым оборудованием и материалами для организации занятий с детьми, 2 административных кабинета. На базе МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» более 10 лет действует оборудованный велодром для занятий ВМХ-спортом (ЦАО, ул. 21 Амурская, д. 17 «»В»), открыт филиал для занятий авиамодельным спортом (КАО, ул. Фугенфирова, д. 5 «А»). В настоящий момент Центр детского технического творчества является одним из немногих учреждений дополнительного образования детей г. Омска, бесплатно реализующим научно-техническую направленность образовательной деятельности. Территориальное расположение основного здания учреждения (окраина города, Кордный посёлок), велодрома (окраина города, Амурский посёлок) и филиала (Левобережье), где полностью отсутствуют УДОД технического профиля позволяет в полной мере охватить контингент обучающихся младшего и среднего школьного возраста, интересующихся техническим творчеством и спортивно-техническими видами спорта. Сегодня «Центр детского технического творчества» является составной частью единой системы образования города и направлен на творческо-интеллектуальное, научно-техническое, физическое развитие детей и подростков, удовлетворение их образовательных и социокультурных потребностей. В настоящее время МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» работает по пяти направленностям образовательной деятельности:
1.1. Анализ кадрового педагогического состава:
![]() В 2010 - 2011 учебном году в МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» 19 педагогических работников, из которых основных работников – 14 (74%), совместителей -5 (26%).
![]() Из 19 педагогических работников в возрасте: - до 30 лет – 4 чел.(21%); - от 30 до 40 лет – 1 чел.(5%); - от 40 до 50 лет – 4 чел.(21%); - старше 50 лет – 10 чел. (53%).
![]() Из 19 педагогических работников имеют образование: - высшее профессиональное – 9 чел. (48%); - среднее профессиональное – 9 чел. (47%); - среднее специальное – 1 чел. (5%).
![]() Из 19 педагогических работников имеют категории: - высшая квалификационная категория – 1 чел. (5 %); - квалификационная категория – 6 чел. (31%); - II квалификационная категория – 6 чел. (32%); - не имеют квалификационной категории – 6 чел. (32%), из них: молодые специалисты – 3 чел.; совместители – 3 чел.
![]() Из 19 педагогических работников педагогический стаж работы имеют: - менее 1 года – 2 чел.(11%); - от 1 до 3 лет - 3 чел. (16%); - от 3 до 5 лет - 0 чел.; - от 5 до 10 лет -1 чел.(5%); - свыше 10 лет - 6 чел. (32%); - свыше 20 лет – 7 чел. (36%). Анализ педагогического состава ЦДТТ выявил следующие особенности:
1.2. Анализ состава обучающихся
Анализ состава обучающихся выявил следующие особенности: 1. В 2010-2011 учебном году произошло увеличение численного состава обучающихся, прежде всего за счёт расширения взаимодействия ЦДТТ с образовательными учреждениями г. Омска: педагоги Центра работают в 13 образовательных учреждениях города: МОУ «СОШ № 49», МОУ «СОШ № 116», МОУ «СОШ № 152», МОУ «СОШ № 17», МОУ «СОШ № 100», МОУ «СОШ № 141», МОУ «СОШ № 58», МОУ «СОШ № 30», МДОУ ЦРР – ДС № 150, МОУ Гимназия № 9, МОУ Гимназия № 159, БОУ СОШ –ШИ № 19, ОМАВИАТ. 2. Значительное количество обучающихся – 495 человек занимаются в учреждении первый год, что связано с объективными причинами: новое место дислокации учреждения; приём на работу новых педагогических работников. 3. Большинство обучающихся (55 %) занимаются по программам научно-технической и спортивно-технической направленности, что свидетельствует о преобладании технической направленности Учреждения. 4. 25% обучающихся - младший школьный и дошкольный возраст, 75 % - средний и старший школьный возраст. 2. Аналитическое обоснование образовательной программы МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» Разработка образовательной программы МОУ ДОД ЦДТТ происходит на фоне новых социально-экономических условий и современных требований, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования детей. Нельзя не учитывать, что большинство УДОД осуществляют свою деятельность в условиях общих ярко выраженных трудностей. Наиболее серьезные затруднения испытывает техническое направление образовательной деятельности в дополнительном образовании, так как именно это направление является самым ресурсоемким, затратным. Основными проблемами на данный момент являются следующие:
именно для системы дополнительного образования;
качества дополнительного образования детей;
МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» Образовательная деятельность МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми федеральными и региональными документами по дополнительному образованию детей, а так же локальными актами МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»:
Цель образовательной деятельности МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Задачи образовательной деятельности МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»:
Каждый педагог и обучающийся вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса МОУ ДОД «Центр детского технического творчества». Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в образовательной системе учреждения администрацией, педагогическим коллективом, сообществом обучающихся. Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется вышеперечисленными нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности — сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. Концептуальной идеей образовательной деятельности МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» является формирование целостной системы универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих качество образования. Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Ключевые компетенции – самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Их формирование осуществляется в рамках каждой дополнительной образовательной программы. Выделяются 4 компетенции: • социальная; • коммуникативная; • информационная; • учебно-познавательная. В соответствии с данной концептуальной идеей, педагоги нашего Учреждения начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что обучающийся сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на занятиях, приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: – в качестве степени умелости; – способа личностной самореализации (привычки, способ жизнедеятельности, увлечения); – некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности. На сегодняшний день происходит осмысление и принятие данного компетентностного подхода всеми членами педагогического коллектива. Основной задачей, стоящей перед педагогами дополнительного образования: 1. Разработать содержание каждой ключевой компетенции. 2. Проанализировать ресурсы своего предмета в аспекте формирования компетентностей. 3. Разработать методику преподавания своего профиля. На основе чего будет разработана система по формированию компетенций в МОУ ДОД «Центр детского технического творчества». Ведущими принципами образовательного процесса в МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» являются:
потребностей личности, общества, государства в образовании;
новых образовательных и информационных технологий в образовательном процессе;
взрослых, их общение и взаимоподдержка. |