Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества»




Скачать 24.41 Kb.
НазваниеОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер24.41 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»

Протокол № ____

от «___» _________ 2011 г.


Утверждаю Директор МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»

___________ Т. Н. Качарава

«___» _________ 2011 г.











Образовательная программа

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Центр детского технического творчества»

на 2011 – 2016 г.


Омск

2011 г.


Содержание



1

Информационная справка (паспорт)

МОУ ДОД «Центр детского технического

творчества»



стр. 3

2

Аналитическое обоснование образовательной

программы МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»



стр. 11

3

Концептуальные идеи образовательной деятельности МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»



стр. 12

4

Особенности организации образовательного

процесса в МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»


стр. 16

5

Методическое обеспечение и управление реализацией образовательной программы


стр. 24

6

Мониторинг образовательного процесса


стр. 32

7

Модель личности выпускника

стр. 34



Составители:

  • Директор МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»

- Т.Н.Качарава,

  • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

– С.Н.Здорнова,

  • Заведующий спортивно-техническим отделом – Ю.В.Шпилёв,

  • Методист – Н.В.Телятникова.


1. Информационная справка (паспорт)

МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркнута важнейшая роль системы дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, компенсаторную, профилактическую функции.
Дополнительное образование детей рассматривается как один из компонентов системы непрерывного образования и образование нового типа, которое характеризуется широтой личностно – ориентированного подхода к детям, базируется на их образовательных потребностях, это прежде всего мотивированное образование, позволяющее приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовывать себя, самоопределяться предметно, социально, профессионально, личностно.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, основополагающем государственном документе, определены следующие задачи воспитания и обучения, относящиеся и к системе дополнительного образования:

  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» - относится к муниципальным образовательным учреждениям дополнительного

образования детей г. Омска.

История возникновения МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» начинается с небольшой «Станции юных техников», открывшейся 1 июля 1988 года, как однопрофильное учреждение. Первоначально вся работа учреждения была направлена на организацию занятий спортивно-технического направления, реализуемого в 10 кружках. В течение двадцати лет менялось многое: название учреждения, месторасположение, педагогический и руководящий состав, но предназначение осталось неизменным – развитие технически грамотной, творческой личности, создание условий для ее творческого и индивидуального развития.

С 2010 г. г. учреждение располагается в благоустроенном 2х-этажном здании, приспособленном для занятий с детьми (ОАО, Камерный переулок, д.9). Непосредственно на базе Центра имеется 4 учебных кабинета, оснащенных необходимым оборудованием и материалами для организации занятий с детьми, 2 административных кабинета. На базе МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» более 10 лет действует оборудованный велодром для занятий ВМХ-спортом (ЦАО, ул. 21 Амурская, д. 17 «»В»), открыт филиал для занятий авиамодельным спортом (КАО, ул. Фугенфирова, д. 5 «А»).

В настоящий момент Центр детского технического творчества является одним из немногих учреждений дополнительного образования детей г. Омска, бесплатно реализующим научно-техническую направленность образовательной деятельности. Территориальное расположение основного здания учреждения (окраина города, Кордный посёлок), велодрома (окраина города, Амурский посёлок) и филиала (Левобережье), где полностью отсутствуют УДОД технического профиля позволяет в полной мере охватить контингент обучающихся младшего и среднего школьного возраста, интересующихся техническим творчеством и спортивно-техническими видами спорта.

Сегодня «Центр детского технического творчества» является составной частью единой системы образования города и направлен на творческо-интеллектуальное, научно-техническое, физическое развитие детей и подростков, удовлетворение их образовательных и социокультурных потребностей.

В настоящее время МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» работает по пяти направленностям образовательной деятельности:

  • научно-техническая (7 дополнительных образовательных программ);

  • спортивно-техническая (7 дополнительных образовательных программ);

  • физкультурно-спортивная(3 дополнительные образовательные программы);

  • социально-педагогическая (3 дополнительные образовательные программы);

  • художественно-эстетическая(3 дополнительные образовательные программы).


1.1. Анализ кадрового педагогического состава:


  • Соотношение основных педагогических работников и совместителей:



В 2010 - 2011 учебном году в МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» 19 педагогических работников, из которых основных работников – 14 (74%), совместителей -5 (26%).



  • Возрастной состав



Из 19 педагогических работников в возрасте:

- до 30 лет – 4 чел.(21%);

- от 30 до 40 лет – 1 чел.(5%);

- от 40 до 50 лет – 4 чел.(21%);

- старше 50 лет – 10 чел. (53%).


  • Уровень образования




Из 19 педагогических работников имеют образование:

- высшее профессиональное – 9 чел. (48%);

- среднее профессиональное – 9 чел. (47%);

- среднее специальное – 1 чел. (5%).


  • Наличие квалификационной категории




Из 19 педагогических работников имеют категории:

- высшая квалификационная категория – 1 чел. (5 %);

- квалификационная категория – 6 чел. (31%);

- II квалификационная категория – 6 чел. (32%);

- не имеют квалификационной категории – 6 чел. (32%), из них:

молодые специалисты – 3 чел.;

совместители – 3 чел.


  • Педагогический стаж



Из 19 педагогических работников педагогический стаж работы имеют:

- менее 1 года – 2 чел.(11%);

- от 1 до 3 лет - 3 чел. (16%);

- от 3 до 5 лет - 0 чел.;

- от 5 до 10 лет -1 чел.(5%);

- свыше 10 лет - 6 чел. (32%);

- свыше 20 лет – 7 чел. (36%).


Анализ педагогического состава ЦДТТ выявил следующие особенности:


  1. Значительная часть педагогов ЦДТТ - 53 % находятся в возрастной категории старше 50 лет, т.е. в перспективе на 3–5 лет возникает необходимость обновления кадрового состава.

  2. Большинство педагогических работников - 52% имеют среднее профессиональное и среднее специальное образование, высшее профессиональное образование – 48 % педагогических работников, что полностью соответствует Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  3. В учреждении 68 % аттестованных педагогов, однако 32 % педагогов не имеют аттестационной категории, половина из них совместители, которым так же, как и основным работникам необходимо наличие квалификационной категории.


1.2. Анализ состава обучающихся

Всего обучаю

щихся

Мальчики

Девочки

Дошкольники

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший

школьный

возраст

По годам обучения


Направленность программы


I

II

III

IV

V

Научно-техническая

Спортивно-техниче

ская

Физкуль-турно-спортивная

Художественно-эстетическая

Социально-педагогичес

кая

802

414

388

30

154

397

161

495

263

27

8

9

237

202

123

120

120




  • Гендерный состав



  • Возрастной состав



  • По годам обучения



  • По направленности образовательных программ



Анализ состава обучающихся выявил следующие особенности:

1. В 2010-2011 учебном году произошло увеличение численного состава обучающихся, прежде всего за счёт расширения взаимодействия ЦДТТ с образовательными учреждениями г. Омска: педагоги Центра работают в 13 образовательных учреждениях города: МОУ «СОШ № 49», МОУ «СОШ № 116», МОУ «СОШ № 152», МОУ «СОШ № 17», МОУ «СОШ № 100», МОУ «СОШ № 141», МОУ «СОШ № 58», МОУ «СОШ № 30», МДОУ ЦРР – ДС № 150, МОУ Гимназия № 9, МОУ Гимназия № 159, БОУ СОШ –ШИ № 19, ОМАВИАТ.

2. Значительное количество обучающихся – 495 человек занимаются в учреждении первый год, что связано с объективными причинами: новое место дислокации учреждения; приём на работу новых педагогических работников.

3. Большинство обучающихся (55 %) занимаются по программам научно-технической и спортивно-технической направленности, что свидетельствует о преобладании технической направленности Учреждения.

4. 25% обучающихся - младший школьный и дошкольный возраст, 75 % - средний и старший школьный возраст.

2. Аналитическое обоснование образовательной программы

МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»

Разработка образовательной программы МОУ ДОД ЦДТТ происходит на фоне новых социально-экономических условий и современных требований, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования детей. Нельзя не учитывать, что большинство УДОД осуществляют свою деятельность в условиях общих ярко выраженных трудностей. Наиболее серьезные затруднения испытывает техническое направление образовательной деятельности в дополнительном образовании, так как именно это направление является самым ресурсоемким, затратным. Основными проблемами на данный момент являются следующие:

  • Фактическое отсутствие специально подготовленных кадров

именно для системы дополнительного образования;

  • Низкий уровень педагогической подготовки;

  • Отсутствие новых типовых программ и критериев оценки

качества дополнительного образования детей;

  • Невысокая эффективность кадровой переподготовки и повышения квалификации;

  • Недостаточное финансирование учреждения по всем направлениям деятельности;

  • Низкий уровень заработной платы педагогических кадров;

  • Смещение приоритетов в интересах детей в сторону их информационной компетентности.




  1. Концептуальные идеи образовательной деятельности

МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»


Образовательная деятельность МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми федеральными и региональными документами по дополнительному образованию детей, а так же локальными актами МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»:

  1. Федеральный закон «Об образовании» (В ред. от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ).

  2. Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 10 октября 2006 года № 06 - 1616.

  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233 (дополнения и изменения утверждены постановлением Правительства РФ 22 февраля 1997 года № 212, 7 декабря 2006 года № 752).

  4. Сан ПиН 2.4.4. 1251 - 03 (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 года № 27 с.).

  5. Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» и другие.

Цель образовательной деятельности МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Задачи образовательной деятельности МОУ ДОД «Центр детского технического творчества»:

  • выявление и развитие творческих способностей ребёнка;

  • формирование положительной мотивации обучающегося к саморазвитию, техническому творчеству, изобретательству и рационализаторству;

  • социализация обучающихся, развитие нравственных качеств, творческой и социальной активности;

  • начальная профессиональная ориентация.

Каждый педагог и обучающийся вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса МОУ ДОД «Центр детского технического творчества». Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в образовательной системе учреждения администрацией, педагогическим коллективом, сообществом обучающихся. Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется вышеперечисленными нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность.

Общая цель образовательного процесса как деятельности — сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения.

Концептуальной идеей образовательной деятельности МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» является формирование целостной системы универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих качество образования.
Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Ключевые компетенции – самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Их формирование осуществляется в рамках каждой дополнительной образовательной программы.
Выделяются 4 компетенции:

• социальная;
• коммуникативная;
• информационная;
• учебно-познавательная.
В соответствии с данной концептуальной идеей, педагоги нашего Учреждения начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию.

Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

  1. в познании и объяснении явлений действительности;

  2. при освоении современной техники и технологии;

  3. во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

  4. в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина;

  5. в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

  6. при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

  7. при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что обучающийся сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на занятиях, приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Компетентность как свойство индивида существует в различных формах:

– в качестве степени умелости;

– способа личностной самореализации (привычки, способ жизнедеятельности, увлечения);

– некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности.
На сегодняшний день происходит осмысление и принятие данного компетентностного подхода всеми членами педагогического коллектива.
Основной задачей, стоящей перед педагогами дополнительного образования:
1. Разработать содержание каждой ключевой компетенции.

2. Проанализировать ресурсы своего предмета в аспекте формирования компетентностей.
3. Разработать методику преподавания своего профиля.

На основе чего будет разработана система по формированию компетенций в МОУ ДОД «Центр детского технического творчества».

Ведущими принципами образовательного процесса в МОУ ДОД «Центр детского технического творчества» являются:

  • учет современных тенденций развития мирового сообщества,

потребностей личности, общества, государства в образовании;

  • гуманистическая ориентация образовательного процесса;

  • личностно- деятельный подход к процессу обучения и воспитания;

  • использование достижений педагогической и психологической науки,

новых образовательных и информационных технологий в образовательном процессе;

  • сотрудничество, проявляющееся в совместной деятельности детей и

взрослых, их общение и взаимоподдержка.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconОтчет за 2012 год о результатах финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей центра детского (юношеского) технического творчества «Городской»
Уважаемый родители, обучающиеся, коллеги и социальные партнёры Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Сведения о результатах участия творческих коллективов и обучающихся в мероприятиях различного уровня
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «центр дополнительного образования»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «центр дополнительного образования»
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconМуниципальное учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) технического творчества
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 10 – 14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества...
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconОбразовательная программа детского объединения «Юные туристы-краеведы»
Составитель: Лопатина Вера Витальевна, педагог дополнительного образования моудод «Центр детского творчества»
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconАнализ деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей Тетюшского муниципального района Республики Татарстан»
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconПрограмма дополнительного образования “ в мире английской грамматики” (социально-педагогическое)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Казачинский районный центр детского творчества
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconПрограмма межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования детей системы образования, культуры, спорта
Комлева Елена Валентиновна- педагог дополнительного образования моу дод центр Детского Творчества
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» iconСценарий театрализованного представления для детей среднего и старшего школьного возраста «Масленица»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с. Михайловка Михайловского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница